Криминальная драма "Билли
Батгейт" (Billy Bathgate). Режиссер - Роберт Бентон. В ролях -
Дастин Хоффман, Николь Кидман, Брюс
Уиллис, Лорен Дин. 1991. США.
Интересно,
предполагал ли в свое время некий Артур
Флегенхеймер (более известный под
именем Голландец Шульц), что о нем будут
снимать фильмы, причем лучшие
режиссеры, с лучшими актерами, да и
снимут не один фильм, а штук пять или
даже больше (я сам видел уже пять разных
фильмов, и все - о Голландце Шульце)?
Вряд ли предполагал, тем более, что он
был откровенный психопат, и ему было не
до таких возвышенных материй, как
кинематограф.
Между тем, "Билли Батгейт"
- тоже фильм о Голландце Шульце. Причем
сюжет этого фильма до такой степени
перекликается с "Клубом Коттон",
что просто диву даешься. И если бы "Билли
Батгейт" не был снят по роману
прекрасного писателя Эдгара Доктороу (я
этот роман, к сожалению, не читал,
поэтому не могу сказать, насколько
хорошо он воплощен в фильме), а сценарий
к "Клубу Коттон" не писал бы сам
Коппола вместе с Уильямом Кеннеди,
оставалось бы долго выяснять, кто у
кого позаимствовал сюжет. Впрочем, "Клуб
Коттон" был снят в 1984 году, а "Билли
Батгейт" - в 1991-м.
Но сюжет "Билли" ужасно
похож на "Клуб Коттон". И там, и там
действует Голландец Шульц, причем
фильм рассказывает о последних месяцах
его жизни, когда Голландец
окончательно сшизился, перестрелял
кучу своих подручных, бывших довольно
влиятельными людьми, отказался
сотрудничать с другими бандами, в
результате чего был убит Счастливчиком
Лучано, который вместе с другими
итальянскими мафиози активно
внедрялся в американский преступный
мир. В "Клубе Коттон" трубач Дикси
Дуйер (Ричард Гир) случайно спасает
жизнь Шульцу, тот приближает его к себе
и заставляет сопровождать везде свою
любовницу Веру под видом ее кавалера,
чтобы избавиться от ревности жены. В
"Билли Батгейт" Шульц случайно
обращает внимание на молоденького
парнишку Билли Батгейта (Лорен Дин),
тоже приближает его к себе и тоже
заставляет сопровождать свою
любовницу Дрю (это бывшая пассия его
друга Бо Вейнберга (Брюс Уиллис),
которого Шульц убил), потому что этого
требуют обстоятельства. Дрю, кстати,
играет Николь Кидман.
В "Клубе Коттон" между
Дикси и Верой вспыхивает любовь, и
Дикси пытается помочь Вере
освободиться от Шульца. В "Билли
Батгейте" между Билли и Дрю тоже
вспыхивает любовь, и Билли помогает Дрю
спастись от Шульца (Шульц намеревается
ее убить, потому что Дрю была
свидетельницей убийства Бо Вейнберга).
И в "Клубе Коттон", и в "Билли
Батгейте" ребята Счастливчика
Лучано убивают Голланда Шульца и его
подручных. При этом и Дикси, и Билли
остаются в живых и, в общем-то, довольно
неплохо устраиваются (Дикси становится
известным киноактером, а Билли выходит
из дела с 17 тысячами долларов, что по
тем временам, когда зарплата 10 долларов
в неделю считалась приличной, было
целым состоянием).
Вот такие дела. Короче говоря,
сюжеты обоих фильмов в некоторых
моментах похожи, как две капли воды.
Кроме, разумеется, всего остального.
Потому что в "Клубе Коттон" есть
потрясающие сцены настоящего Cotton Club-а
тех времен, а в "Билли Батгейте"
ничего такого особенного в окружении
событий не наблюдается. Просто идет
себе сюжет своим чередом, и все дела.
Что мне понравилось и что не
понравилось в "Билли Батгейте".
Понравилось то, что фильм сделан весьма
добротно. Антураж и окружение, конечно,
не такие яркие, как в "Клубе Коттон"
(по уровню их даже странно сравнивать,
потому что "Клуб Коттон" - это
просто шедевр), да и в сам сюжет "Билли"
не вплетаются многочисленные
параллельные сюжетные линии, как это
было сделано в "Клубе", но фильм
сделан мастерски, очень ровно, хотя и
немного скучновато. Брюс Уиллис - хорош,
хотя его, к сожалению, быстро убивают.
Очень неплохо выглядит Николь Кидман в
роли Дрю (честно говоря, я ее вообще
первый раз в кино увидел). Забавный
парнишка играет самого Билли Батгейта (Лорен
Дин), причем он до странности похож на
молодого Тома Круза. Просто потрясающе
похож, и я даже сначала сдуру подумал,
что это он и есть. Но потом быстро
опомнился, когда вдруг вспомнил, что в
жизни Том Круз - муж Николь Кидман и они
примерно одного возраста.
Но есть один актер, который
лично мне испортил все впечатление от
этого фильма. Это... Дастин Хоффман,
который играл Шульца. Да-да, именно
Дастин Хофман, который считается (с
полным на то правом) одним из самых
лучших актеров Голливуда. И я очень
люблю этого актера, но в данном случае у
Хофмана явно что-то не совпало. Вот не
Голландец Шульц он! Ну никак не
Голландец Шульц. Не психованный убийца!
Аль Пачино великолепно сыграл бы
Шульца - нет никаких сомнений! Джо Пеши
отлично сыграл бы Голланда (ему после
Скорсезе вообще не привыкать играть
психопатов-убийц). Джеймс Ремар
прекрасно сыграл Голландца Шульца у
Копполы. Тим Ротт тоже довольно здорово
изобразил все того же Голландца в
фильме "Гангстеры". А вот Дастин
Хоффман - ну никак не производил
нужного впечатления. Все актеры были на
своем месте и ансамбль получился
весьма удачный, но... кроме главного
героя. Меня весь фильм не оставляло
ощущение, что на месте Голландца сидит
Крамер (который из "Крамер против
Крамера" - отличный фильм, снятый тем
же режиссером - Робертом Бентоном). И
это здорово портило впечатление.
Резюмирую. Фильм
представляет собой неплохо снятую
криминальную драму. Точнее,
психологическую криминальную драму. Не
шедевр, чуть-чуть скучноват, но
посмотреть вполне можно. Самое четкое
определение - добротное кино. Как
говорил Цезарь во "Всемирной истории"
Мела Брукса - "Мило, очень мило. Не
потрясающе, но мило".