Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право -- Природе

  Все выпуски  

Право -- Природе: российское экологическое законодательство ELR N147, 2006 (New Forest Code - 17)


ПРАВО - ПРИРОДЕ:
РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень
Центра охраны дикой природы

Выпуск 147, май 2006

*


НЕ ДОПУСТИМ РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТА ЛЕСНОГО КОДЕКСА
ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ (5)

В феврале 2005 г. Правительством РФ был передан в Государственную Думу РФ антиконституционный проект Лесного кодекса. 22 апреля 2005 г. проект Лесного кодекса одобрен большинством депутатов Государственной Думы в первом чтении. Таким образом, был дан зеленый свет для принятия закона, базирующегося на введении частной собственности на леса России, изъятии их из государственной и общенародной собственности.

В настоящее время законопроект готовится ко второму чтению. 10 апреля 2006 г. состоялось заседание Рабочей группы Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию под председательством Н.В. Комаровой, на котором обсуждались очередные поправки к проекту Лесного кодекса РФ.

Наиболее острую дискуссию вызвали поправки к статье 26 "Общедоступное лесопользование граждан". Пункт 4 этой статьи содержит неопределенную формулировку по ограничению прав граждан на пребывание в лесу: "Пребывание граждан в лесах может быть ограничено... п. 4... в иных случаях, когда пребывание граждан в лесах несовместимо с целями лесопользования в соответствии с настоящим Кодексом". 45 депутатов и 15 представителей Совета Федерации внесли поправку об исключении этого пункта. В поддержку этой поправки выступил
депутат В.Я. Крупчак и представитель Гражданского движения "Земля России - достояние народа" и Центра охраны дикой природы адвокат О.А. Яковлева. Однако Председателем Комитета было принято решение о доработке этого пункта с тем, чтобы "конкретизировать" случаи ограничения прав граждан.

Учитывая общую тенденцию "работы" Комитета над проектом Лесного кодекса можно сделать вывод, что была взята лишь временная отсрочка для того, чтобы в завуалированной форме закрепить право собственников и арендаторов лесных участков по своему усмотрению ограничивать права граждан.

Более жестко и откровенно Председатель Комитета Н.В. Комарова пресекла попытку закрепить гарантии прав коренных малочисленных народов на бесплатное лесопользование в местах их проживания. Все поправки, предложенные депутатами ГД, представителями Совета Федерации и законодательными органами регионов РФ отвергнуты. Было полностью проигнорировано мнение представителя Комитета ГД по делам национальностей, поддержавшего поправки о закреплении бесплатного лесопользования коренных народов в местах их традиционного
проживания и хозяйственной деятельности. Позиция Комитета по делам национальностей была поддержана представителем Гражданского движения "Земля России - достояние народа" и Центра охраны дикой природы адвокатом Яковлевой О.А., а также представителем Всемирного фонда дикой природы (WWF) В.Дмитриевым и многими членами рабочей группы. Тем не менее, поправка о закреплении принципа бесплатности лесопользования коренных малочисленных народов была отклонена.

Жизнь большинства коренных народов напрямую зависит от лесопользования. Проект Лесного кодекса не предоставляет возможности закрепления лесных участков за общинами, семьями, организациями коренных малочисленных народов. В то же время создана правовая база для получения территорий проживания коренных народов в собственность или аренду практически любым физическим или юридическим лицом, в числе которых могут быть иностранные граждане, компании и лица без гражданства. Ни проектом Лесного кодекса, ни другим законодательством
на собственников и арендаторов лесных участков не возлагается обязанность по обеспечению прав коренных народов на лесопользование.

Вместе с тем органы государственной власти заблаговременно были освобождены от обязанности по защите прав коренных народов. Печально известным Федеральным законом №122 признана утратившей силу статья 4 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", возлагавшая на органы государственной власти обязанность по обеспечению прав коренных народов на традиционный образ жизни.

Намеренно создана ситуация, при которой коренные народы фактически могут быть "переданы" собственникам или арендаторам, а лесопользование смогут осуществлять только на условиях, предложенных владельцем. Проект (ст. 22) предусматривает, что такие виды лесопользования как:

сенокошение, пастьба скота и одомашненных животных (северных оленей и других), размещение ульев и пасек, бортничество, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых лесных ресурсов, заготовка и сбор лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша и других вспомогательных лесных материалов, выращивание сельскохозяйственных культур (овощных, бахчевых, зерновых, технических и других), заготовка и сбор плодов,
ягод, орехов, грибов, лекарственных растений и технического сырья на плантациях и окультуренных площадях, заготовка (выкопка) деревьев, кустарников и лиан для посадки на землях других категорий, содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях -

граждане могут осуществлять только по письменному соглашению с собственником или арендатором участка. Необходимо помнить, что эти виды лесопользования являются платными, а условия соглашения безусловно устанавливает хозяин.

Никаких исключений для коренных народов не предусматривается. Таким образом, коренные народы, ведущие традиционный образ жизни, не имеющие иных источников дохода, будут обязаны платить арендатору или собственнику участка за право жить на своих исконных землях. Формально провозглашенное статьей 27 право коренных народов на лесопользование с учетом традиционного образа их жизни фактически перечеркивается статьями 18, 19, 20, 21, 22, 23, поскольку по процедуре осуществления лесопользования коренные народы уравниваются
не только с гражданами, имеющими другие источники доходов, но даже с коммерческими структурами, осуществляющими лесопользование с целью извлечения прибыли.

Концепция проекта находится в грубейшем противоречии с нормами международного права. Так, Конвенция МОТ №169, предусматривает не только возможность бесплатно пользоваться природными ресурсами, но и передачу в собственность земель и природных ресурсов сообществам коренных народов.

В тяжелом положении окажется и все сельское население российских регионов. Такие ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ виды лесопользования как сенокошение, пастьба скота и одомашненных животных, заготовка древесных соков, размещение ульев, пасек, бортничество, сбор мха может осуществляться гражданами только по письменному соглашению с собственником, арендатором или иным владельцем участка. Эти виды не относятся к общедоступному лесопользованию, которое является бесплатным. Поэтому с принятием нового Лесного кодекса население России
будет лишено возможности свободно и бесплатно поддерживать свое существование ведением личного хозяйства.

Анализ проекта Лесного кодекса РФ свидетельствует о полной защищенности прав собственников и арендаторов конкретных лесных участков, а не прав граждан России, которым сейчас леса принадлежат как общественное публичное достояние.

Редакция статей 18, 22, 26, 27, 28 представляет собой слаженную систему по ограничению права на лесопользование большинства граждан России, включая коренные малочисленные народы.

Необходимо понимать, что негласная приватизация лесного фонда России является спланированным и организованным процессом, который поддерживается всеми ветвями власти, включая судебную. Правительство РФ, Президент и Государственная Дума игнорируют десятки тысяч обращений граждан с конкретными правовыми требованиями:

* разработать проект Лесного кодекса РФ, концепция которого будет основана на Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке Лесного кодекса РФ (22 декабря 1997 г.) с учетом требований граждан;

* закрепить в Лесном кодексе РФ статус лесного фонда как общественного, публичного достояния нынешних и будущих поколений российских граждан;

* закрепить исключительное право собственности государства на лесной фонд Российской Федерации;

* запретить аренду на срок до 99 лет и установить разумные сроки аренды;

* исключить земли лесного фонда из гражданского оборота;

* запретить передачу земель лесного фонда иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам (такой запрет закреплен в законодательстве Канады и США);

* включить положение о преимущественном праве представителей и общин коренных малочисленных народов на закрепление за ними лесных участков в целях ведения традиционного образа жизни;

* закрепить в Лесном кодексе РФ механизмы, обеспечивающие создание территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов;

* опубликовать проект Лесного кодекса РФ в печати;

* организовать всенародное обсуждение проекта, до его представления в Государственную Думу РФ;

* направить проект Лесного кодекса РФ на государственную экологическую экспертизу.

В мае 2005 г. Президент дал положительное заключение на этот проект. Официальное заключение, представленное в Государственную Думу, принципиально не совпадает с позицией, высказываемой в СМИ. Напомним несколько положений из Заключения Президента РФ на проект Лесного кодекса.

"Не оспаривая законопроект в целом...
Учитывая предполагаемое введение частной собственности на леса недопустима неопределенность в вопросе ограничения прав граждан на пребывание в лесу...
... не решена проблема собственности... Необходимо отметить, что статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит лес к недвижимому имуществу. Законопроект следует привести в соответствие с гражданским законодательством...".

Заключение, подписанное Президентом РФ, усиливает положения, превращающие леса в недвижимое имущество, находящееся в гражданском обороте.

Судебная власть, обязанная в соответствии с Конституцией РФ защищать права граждан, нарушенные властью, проявляет свою зависимость от нее. 4 апреля 2006 г. Пресненский суд г. Москвы после года волокиты рассмотрел жалобу граждан и общественных организаций на бездействие Правительства РФ, незаконно отказавшем в опубликовании и всенародном обсуждении проекта Лесного кодекса РФ. Отказано и в других требованиях: предоставить информацию о процессе разработки проекта, в требовании обязать Правительство провести Государственную
экологическую экспертизу проекта Лесного кодекса.

В сложившейся ситуации могут опуститься руки. Однако у нас есть правовые возможности действовать. Это значит, что нельзя молчать, нужно требовать от властей выполнения законов и, в первую очередь, Конституции РФ.

Предлагаем присоединиться к коллективным правовым действиям Гражданского движения "Земля России - достояние народа" и направлять обращения в Государственную Думу РФ, в Совет Федерации РФ, Президенту РФ с требованиями отклонить проект Лесного кодекса, опубликовать и организовать его всенародное обсуждение, направить проект на Государственную экологическую экспертизу. Тексты обращений размещены на http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/law

Гражданское движение "Земля России - достояние народа"
О.А. Яковлева, Член Московской областной коллегии адвокатов, Почетный адвокат России
Эколого-правовой центр "Право на жизнь"
Благотворительный фонд "Центр охраны дикой природы"
Костромское областное экологическое движение "Во имя жизни"
Региональная общественная организация Экологический клуб "Улукиткан"
Фонд "Алтай - 21 век"
Пермская гражданская палата
Региональная общественная организация "Звенящие кедры России"
Межрегиональная общественная организация "Информационно-образовательная Сеть коренных народов "Льыоравэтльан", членами которой являются:
Карельская региональная общественная организация "Молодежный информационно-правовой центр коренных народов "НЕВОНД"
Красноярская региональная общественная организация "Региональный этно-информационный правовой центр "АРГИШ"
Региональная общественная организация "Информационный центр коренных народов Республики Алтай "БИРЛИК"
Кемеровская региональная общественная организация телеутского народа "НАБАТ"
Алтайская региональная общественная организация кумандинцев "ИСТОК"


*

(Право - Природе: российское экологическое законодательство. 2006, N 147)

*

Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии помогут совершенствованию законодательной политики нашего парламента.

*

Бюллетень выпускается Центром охраны дикой природы.
Адрес: 117312, Москва, ул. Вавилова, 41, оф. 2.
Тел./факс: (495) 124-71-78, E-mail: biodivers@biodiversity.ru

Для подписки на бюллетень направьте сообщение по адресу: lawbull@biodiversity.ru
В сообщении необходимо указать Ваш адрес электронной почты.
Предыдущие выпуски бюллетеня можно просмотреть на сайте http://www.biodiversity.ru/programs/law/lawbull.html

Бюллетень издается при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров.

Copyright Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.
Публикуемые материалы не обязательно отражают позицию Центра охраны дикой природы.

*

В избранное