Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скорая правовая помощь

  Все выпуски  

Скорая правовая помощь


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылка "Скорая правовая помощь"

 

Здравствуйте!
Целью создания данной рассылки является оказание всесторонней помощи:
-
практикующим юристам.
-
людям, попавшим в тяжелые жизненные ситуации и желающих
получить необходимую квалифицированную юридическую помощь

Здесь Вы сможете найти правовые ответы на наиболее часто встречающиеся жизненные ситуации, а также задать свой вопрос и получить квалифицированную юридическую консультацию совершенно бесплатно...
______________________________
В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

 
  1. Ответ нв вопрос подписчика.
  2. Материалы судебной практики - информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" (извлечение)
  3. Статья И.Блинова по вопросам таможенного права "Как не заплатить лишнего"
 
 

 

Вопрос: Разъясните пожалуйста. Сам я проживаю в Германии и собираюсь переехать в России. Что можно и в каком количестве перевозить с собою в Россию.
У меня у самого имееттся  легковой автомобиль "Фольксваген", автоприцеп к автомобилю, стиральная машина, личные вещи.
С уважением В.Э. Маркварт Germany Ringstr forg@rt.de


Ответ
: Согласно ст.7 ТК России в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

Решение об условиях таможенного оформления принимается таможенным органом Российской Федерации в ходе его производства, в установленном законодательством Российской Федерации порядке после анализа полного комплекта документов на ввозимый в Российскую Федерацию товар.
Условия предоставления льгот при таможенном оформлении товаров и транспортных средств установлены «Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 N 718 (далее – Положение).

В соответствии с п.11 Положения в случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов:

а) в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3, но не более 7 лет, независимо от страны происхождения:
рабочий объем двигателя которых не превышает 1000 куб. сантиметров, - в размере 0,85 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;
рабочий объем двигателя которых составляет более 1000 куб. сантиметров, но не превышает 1500 куб. сантиметров, - в размере 1 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;
рабочий объем двигателя которых составляет более 1500 куб. сантиметров, но не превышает 1800 куб. сантиметров, - в размере 1,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;
рабочий объем двигателя которых составляет более 1800 куб. сантиметров, но не превышает 2300 куб. сантиметров, - в размере 1,75 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;
рабочий объем двигателя которых составляет более 2300 куб. сантиметров, но не превышает 3000 куб. сантиметров, - в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;
рабочий объем двигателя которых составляет более 3000 куб. сантиметров, - в размере 2,25 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

б) а отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, независимо от страны происхождения:
рабочий объем двигателя которых не превышает 2500 куб. сантиметров, - в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;
рабочий объем двигателя которых составляет более 2500 куб. сантиметров, - в размере 3 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.
При отсутствии документального подтверждения даты изготовления автомобиля год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере автомобиля, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления автомобиля.

Для целей Положения под автомобилями понимаются легковые транспортные средства (с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием), классифицируемые в товарной позиции 8702 и 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, если они предназначены для перевозки не более 12 человек, включая водителя.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что в случае ввоза постоянно проживающими в Российской Федерации физическими лицами, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах составляет более 6 месяцев, товаров (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых превышает размеры, установленные пунктом 4 Положения, но не более 650 тыс. рублей, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров.
ГТК России своим письмом от 29.12.2003 № 01-06/50829 «О взимании таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых физическими лицами» разъяснил, что таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах составляет более 6 месяцев, производится без учета веса товаров.

На условия таможенного оформления, и как следствие размер таможенных платежей, подлежащих уплате влияет предназначение товара.

В ходе таможенного оформления таможенным органом Российской Федерации будет определено предназначение товаров.
Предназначение товаров определяется таможенным органом Российской Федерации исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации (п.3 Положения).

Приказом ГТК России от 24.11.1999 N 815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» утверждены «Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (далее – Правила).
Согласно Правилам предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой, исходя из характера, количества и частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи.

Для целей применения Правил товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если такие товары ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим товары, и членами его семьи и использование товаров не связано с извлечением дохода в любой форме.

При установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы:

а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

б) количество товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

в) частота перемещения товаров. Периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;

г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.;

д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи.

При необходимости лицо, перемещающее товары, подтверждает то, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности.

Общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности, применяются в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, в случаях:

а) если лицом заявлено либо таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) отказа физического лица от применения упрощенного, льготного порядка.
Указанные товары перемещаются в соответствии с иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела и подлежат декларированию в порядке, предусмотренном для участников внешнеэкономической деятельности. Особенности таможенного оформления таких товаров устанавливаются иными нормативными актами ФТС России.




1. Администрация морского порта не несет ответственности за убытки, причиненные в результате необеспечения безопасной стоянки судна, поскольку истец не доказал наличия причинной связи между этими убытками и бездействием администрации.
Компания обратилась в арбитражный суд к администрации морского порта с иском о возмещении убытков, понесенных ею в связи с тем, что ответчик не обеспечил для судна истца безопасную стоянку на якоре в морском порту.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен на основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Администрация морского порта является государственным органом. В нарушение Обязательных постановлений по порту, утвержденных начальником администрации порта, администрация не выдала компании информацию о смещении судна за границу якорной стоянки и о наличии на дне не отмеченных на карте препятствий, влияющих на безопасность стоянки судна. В результате этого имело место аварийное происшествие (соприкосновение судна с грунтом), устраняя последствия которого истец понес прямые убытки, включающие расходы по оплате работы водолазов, буксира по сопровождению водолазного бота, ремонта судна, и перерасход топлива.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил и в иске отказал по следующим мотивам.
В соответствии со статьями 1064 и 1069 ГК РФ ответственность за вред, причиненный имуществу юридического лица, несет лицо, которое своими незаконными действиями (бездействием) его причинило. Следовательно, компания должна была доказать не только факт причинения вреда, но и то, что вред был причинен непосредственно незаконными действиями (бездействием) администрации порта. При представлении истцом таких доказательств ответчик согласно пункту 2 статьи 1064 ГК РФ освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Материалами, имеющимися в деле, подтверждено, что в нарушение правил статьи 61 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и Международного кодекса по управлению безопасностью, предусматривающих, что управление судном, определение его местонахождения и обеспечение безопасности его плавания возлагаются единолично на капитана судна, последний, зная о происходящем дрейфе судна, не принял мер к предотвращению дрейфа и неразрешенных эволюций в пределах и за пределами стоянки. Таким образом, несообщение администрацией порта о смещении судна за границу якорной стоянки и наличии на дне не отмеченных на карте препятствий, влияющих на безопасность стоянки судна, не могло повлечь причинения вреда судну истца, если бы капитан судна выполнил надлежащим образом возложенные на него обязанности.
Материалы дела свидетельствуют об отсутствии причинной связи между вредом, причиненным компании, и действиями (бездействием) администрации морского порта и, напротив, подтверждают наличие такой связи между причиненным вредом и действиями (бездействием) капитана судна.
Кроме того, в соответствии со статьей 76 КТМ РФ и Положением о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами, утвержденным Приказом Министерства морского флота СССР от 29 декабря 1989 г. N 118, аварийное происшествие должно расследоваться капитаном морского порта. Однако ни капитан судна, ни судовладелец к капитану порта для расследования данного происшествия не обращались.
Следовательно, администрация морского порта не может нести ответственности за понесенные компанией убытки, так как истец не доказал наличия причинной связи между этими убытками и бездействием ответчика, не сообщившего капитану судна указанные выше сведения.

2. Подлежащая возмещению сумма за утраченный или поврежденный груз должна исчисляться исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен из судна в соответствии с договором морской перевозки груза.
Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к морскому перевозчику о взыскании с него стоимости груза, поврежденного в ходе каботажной перевозки. При этом сумма ущерба была определена истцом по правилам абзаца второго пункта 2 статьи 169 КТМ РФ на основании цены, существовавшей на этот товар в порту его выгрузки.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, взыскав с перевозчика стоимость груза, исходя из той цены, которую уплатил предприниматель, приобретая товар в порту погрузки, согласно представленным истцом счетам-фактурам. При этом суд посчитал, что поскольку стоимость поврежденного груза известна и подтверждена документально, то не требуется ее установление в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 2 статьи 169 КТМ РФ.
Суд апелляционной инстанции решение отменил и иск удовлетворил полностью по следующим основаниям.
Истец представил сведения о ценах на товар того же рода и качества, что и поврежденный груз, существующих в порту выгрузки. Ответчиком достоверность представленной информации не оспаривалась.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 169 КТМ РФ общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен или должен был быть выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза. Данная норма права не устанавливает исключений для случаев, когда известно, какую цену истец заплатил за поврежденный груз.
3. Перевозчик вправе требовать с фрахтователя, с которым заключен договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки определенных судовых помещений, демередж за простой судна сверх сталийного времени (в течение контрсталийного времени) и в том случае, когда к моменту окончания сталийного времени не завершена выгрузка грузов других фрахтователей из других судовых помещений судна.
Перевозчик в соответствии с условиями договора морской перевозки груза и на основании статьи 132 КTM РФ предъявил в арбитражный суд иск к фрахтователю о взыскании платы за простой судна - демередж - в порту выгрузки.
При рассмотрении спора суд установил, что договор морской перевозки груза (чартер) был заключен истцом с ответчиком на условиях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 115 КТМ РФ, с предоставлением для перевозки одного из четырех трюмов судна. Остальные три трюма были предоставлены для перевозки груза другим отправителям.
Условиями чартера определены время для погрузки и выгрузки груза (сталийное время) и размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в портах погрузки и выгрузки в течение контрсталийного времени. Ответчик из предоставленного ему трюма груз за отведенное сталийное время не выгрузил. Однако на момент истечения сталийного времени, предоставленного фрахтователю, из остальных трюмов не были выгружены грузы и другими получателями.
Суд иск удовлетворил и взыскал с ответчика сумму демереджа, сославшись на то, что контрсталийное время установлено договором морской перевозки груза конкретно для данного фрахтователя. Поэтому невыгрузка грузов другими грузополучателями в сроки, предусмотренные договором морской перевозки груза, не освобождает ответчика от выполнения своих договорных обязательств и ответственности за их невыполнение, включая обязанность уплатить демередж.



КАК НЕ ЗАПЛАТИТЬ ЛИШНЕГО. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ НОВОГО ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА.

И. БЛИНОВ

начальник правового отдела Московской западной таможни

28 мая 2003 г. принята новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации. Данный документ содержит множество новых для таможенного законодательства норм. Старые институты таможенного права и таможенного дела часто трактуются в новом Кодексе по-другому, чем в Таможенном кодексе старой редакции (1993 г.) и в нормативных актах, принятых в соответствии с ним.

В данной статье речь пойдет о налогообложении при перемещении товаров через таможенную границу, т.е. о таможенных платежах.
Перечень налогов, пошлин и сборов, приведенный в п. 1 ст. 318 нового Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ), совпадает с соответствующими налогами, пошлинами и сборами, которые установлены Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ).

Пунктом 1 ст. 318 ТК РФ установлены 5 видов таможенных платежей. Следует обратить внимание, что в положениях ТК РФ термин "таможенные платежи" применяется только к товарам, вывозимым с таможенной территории РФ. К ним относятся вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы. Для товаров, ввозимых на территорию России, в положениях ТК РФ применяется термин "уплата таможенных пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ".

Пунктом 2 ст. 318 ТК РФ установлено, что таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ.

Ввозная таможенная пошлина установлена Законом РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (в ред. от 7 июля 2003 г.). Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на территорию РФ, установлены частью второй НК РФ. Вывозные таможенные пошлины устанавливаются постановлениями Правительства РФ в соответствии со ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе" и ст. ст. 13 и 14 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ (с изм. от 10 февраля 1999 г.).

Что же собой представляют федеральные налоги и сборы, являющиеся таможенными платежами, с учетом дефиниций нового ТК РФ, Закона РФ "О таможенном тарифе" и части второй НК РФ?

В п. 1 ст. 318 ТК РФ содержится перечень таможенных платежей. Однако полноценное определение понятия таможенных платежей отсутствует. Статья 11 ТК РФ ("Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе") в пп. 25 п. 1 определяет лишь понятия налога на добавленную стоимость и акциза. Законодатель пошел по пути перечисления неких платежей, для возведения которых в ранг таможенных следует иметь в виду определенный порядок их взимания. Такой подход свидетельствует об открытости перечня таможенных платежей, равно как и наличие в п. 3 ст. 318 ТК РФ упоминания о специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлинах.

Из перечня таможенных платежей, приведенного в п. 1 ст. 318 ТК РФ, к федеральным налогам и сборам, установленным в соответствии с НК РФ, относятся: НДС, акцизы, ввозная и вывозная таможенные пошлины и таможенные сборы. НК РФ расширил перечень федеральных налогов и сборов, взимание которых возложено на таможенные органы России, добавив в него таможенные сборы. Эта новелла вступает в силу со дня введения в действие главы "Государственные сборы" части второй НК РФ, регулирующей порядок взимания сборов, поскольку одновременно с ней вводятся в действие нормы ст. ст. 12 - 14 НК РФ, определяющие перечни федеральных сборов.

Ранее таможенные сборы взимались в соответствии с правилами, установленными ст. 114 ТК РФ (1993 г.). Однако с 1 января 2004 г. он утрачивает свою силу (ст. 438 ТК РФ). Поэтому таможенные органы не смогут взимать таможенные сборы до введения в действие части второй НК РФ, регулирующей порядок взимания сборов.

Таможенная пошлина в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами России при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таким образом, исходя из данного определения таможенная пошлина близка по природе к сборам, поскольку обладает фактически чертами взноса в качестве одного из условий ввоза товара. В то же время первичной представляется именно налоговая природа таможенной пошлины, поскольку:
- законодательство закрепляет ее в качестве источника доходной части федерального бюджета;
- она обладает чертами косвенного налога, т.к. оплачивается потребителем товаров, в стоимость которых включается;
- носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением;
- не представляет собой плату за оказание услуги (не следует отождествлять ввоз товара при условии уплаты пошлины с предоставлением встречного удовлетворения).

Налог на добавленную стоимость и акцизы раскрываются в части второй НК РФ (гл. гл. 21, 22). При этом налогоплательщики данных налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ определяются в соответствии с ТК РФ.

Таможенным законодательством устанавливаются сроки и порядок уплаты данных налогов с учетом положений НК РФ.

Статьей 322 ТК РФ в системной связи со ст. ст. 146 и 182 НК РФ определяются объекты налогообложения. Порядок определения налоговой базы для взимания этих налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, изменен. Ранее действовавшие статьи НК РФ, его определявшие, не подлежат применению. Порядок исчисления НДС и акцизов определяется ст. 324 ТК РФ с учетом положений ст. ст. 166 и 194 НК РФ. Налоговые ставки НДС и акциза установлены соответственно в ст. ст. 164 и 193 НК РФ. Условия и особенности освобождения от налогообложения и иные особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ установлены ст. ст. 150 - 152 и 184 - 186 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 319 ТК РФ установлены 2 случая возникновения обязанностей по уплате таможенных платежей и налогов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Первый случай - при ввозе товаров с момента пересечения таможенной границы.

Второй случай - при вывозе товаров с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Это связано с тем, что согласно теории налогового права обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика при наличии объекта налогообложения. Согласно ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ.

Однако, если рассматривать данную норму в совокупности с нормами ст. 320 ТК РФ "Лица, ответственные за уплату таможенных пошлин, налогов" и ст. 327 ТК РФ "Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений", становится ясно, что данная норма носит декларативный характер, поскольку указанными статьями в качестве момента возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов установлены иные юридические факты, чем те, что содержатся в п. 1 ст. 319 ТК РФ.

Особо следует обратить внимание на содержание п. 2 ст. 319 ТК РФ, которым установлено 4 случая, при наличии которых таможенные пошлины и налоги не уплачиваются.

Первый случай: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами в соответствии с законодательством РФ или настоящим Кодексом. Либо в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Второй случай: общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.

Таким образом, таможенный орган будет обязан выпустить товары стоимостью менее 5000 руб. без взимания таможенных пошлин и налогов, если не докажет, что лицом, перемещающим товар, не соблюдены условия, установленные пп. 2 п. 2 ст. 319 ТК РФ, т.е. что он ввез в свой адрес в течение одной недели товары, таможенная стоимость которых превышает 5000 руб.

Третий случай: до момента выпуска товаров для свободного обращения эти иностранные товары оказались уничтоженными и безвозвратно утеряны вследствие повреждения или действия непреодолимой силы, в результате износа или убыли при нормальной транспортировке, хранении или использовании. При этом таможенные пошлины и налоги могут не уплачиваться только в том случае, если лицами, ответственными за уплату таможенных платежей, которые установлены ст. 320 ТК РФ, не допущено нарушений таможенного законодательства. Лицо, претендующее на освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов по этим основаниям, должно представить таможенному органу документы, доказывающие наступление указанных событий или наличие указанных обстоятельств в отношении товаров, за которые это лицо обязано уплатить таможенные платежи. Такими документами могут быть акты, справки и др.

Четвертый случай: если товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами. К примеру, при конфискации товаров в качестве санкции за совершение административного правонарушения таможенный орган не вправе требовать в отношении их уплаты таможенных платежей. Статья 322 - одна из самых коротких статей ТК РФ. Однако именно она вызывает больше всего замечаний и толкуется по-разному. Этой статьей установлено, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Данное положение ясно и комментария не требует. Однако второе положение ст. 322 ТК РФ вносит существенное изменение в институт определения налоговой базы для взимания таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Устанавливается, что налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Да, основной налоговой базой действительно является таможенная стоимость, но она применяется по-разному для целей исчисления таможенных пошлин, НДС или акцизов. Здесь нет никаких разночтений с Законом "О таможенном тарифе" и НК РФ.

Под количеством товаров следует понимать натуральное выражение товара в единицах измерения, обычно используемых в практике для данных товаров в зависимости от их физических и (или) иных свойств (штука, килограмм, тонна, литр, кубометр и т.п.).

Указание ст. 322 ТК РФ на возможность исчисления сумм таможенных пошлин и налогов с использованием в качестве налоговой базы только таможенной стоимости товара или его количества вступает в противоречие с другими положениями ТК РФ и НК РФ.

Так, согласно ст. 160 НК РФ "Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ" базой для исчисления НДС в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, определяется как сумма: 1) таможенной стоимости этих товаров; 2) подлежащей уплате таможенной пошлины; 3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). А согласно ст. 322 ТК РФ базой для исчисления НДС становится только таможенная пошлина. Если следовать положениям этой статьи, неправомерно исчислять НДС при перемещении товаров через таможенную границу по правилам, установленным ст. 160 НК РФ.

Согласно ст. 191 НК РФ "Определение налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ" в части исчисления акцизов налоговая база определяется:
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу товара в натуральном выражении), - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, - как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.

Невозможным становится взыскивать акциз с транспортных средств, поскольку в качестве налоговой базы при взимании акцизов с транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, используется мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах, а она не может рассматриваться ни как таможенная стоимость, ни как количество товара.

Подводя итог, можно сказать, что с 1 января 2004 г. - даты введения нового ТК РФ - совокупная налоговая нагрузка на лиц, перемещающих товары через таможенную границу, снизится.

До внесения изменений в главу "Государственные сборы" НК РФ лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ, могут не уплачивать таможенные сборы. Если таможенные органы принудят их к уплате, уплаченная сумма может быть возвращена в судебном порядке.

При исчислении сумм, подлежащих уплате НДС и акцизов, в качестве налоговой базы для их исчисления используется исключительно либо таможенная стоимость перемещаемых товаров, либо их количество, без включения в налоговую базу этих налогов, других составляющих.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОН РФ от 21.05.1993 N 5003-1
"О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ"
"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.1995 N 157-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 07.07.1995)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
 

Уважаемые дамы и господа!

Вашему вниманию предлагается сборник - "Памятка".
Данный сборник содержит исчерпывающий перечень всех правовых актов, регулирующих процесс перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств физическим лицами, даны разъяснения о правах лица при взаимоотношениях с работниками таможенной службы Российской Федерации

Если Вы хотите чувствовать себя уверенно при общении с работниками таможенной службы Российской Федерации, знать свои права посетите эту страницу

 

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru

интернет-проект "BSM-pravo"


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.bsmpravo2005
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное