Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 2 сентября 2002 года

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    Новое в Правилах регистрации
    граждан

    Постановлением   Правительства   РФ  от  14.08.2002  N 599  "О
внесении  изменений  и дополнений  в некоторые  акты Правительства
Российской  Федерации"  внесены  изменения в Правила регистрации и
снятия  граждан  Российской  Федерации с регистрационного учета по
месту  пребывания  и по  месту  жительства  в пределах  Российской
Федерации,   утвержденные   Постановлением   Правительства  РФ  от
17.07.1995 N 713.
    Уточнен    перечень   документов,    удостоверяющих   личность
гражданина,  необходимых  для  регистрационного  учета.   К  таким
документам  относятся:  паспорт  гражданина  Российской Федерации;
паспорт  гражданина  СССР,  до  замены его в установленный срок на
паспорт гражданина Российской Федерации;  свидетельство о рождении
-   для   лиц,   не   достигших   14-летнего  возраста;   паспорт,
удостоверяющий  личность  гражданина  РФ  за  пределами Российской
Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами России.
    Изменен порядок регистрации граждан по месту пребывания.  Так,
ранее, регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях,
не  являющихся  их местом жительства,  осуществлялась на срок до 6
месяцев.   В   исключительных   случаях,   связанных   с серьезным
заболеванием зарегистрированных по месту пребывания граждан или их
родственников,  а  также при возникновении иных обстоятельств,  не
позволяющих гражданину покинуть место пребывания,  срок пребывания
мог быть продлен органом регистрационного учета на необходимое для
этого  время.  Теперь же регистрация граждан по месту пребывания в
жилых   помещениях,    не   являющихся   местом   их   жительства,
осуществляется  на срок,  определенный по взаимному соглашению:  с
нанимателями    и   всеми    совместно    проживающими    с   ними
совершеннолетними  гражданами,   при  условии  проживания  в домах
государственного или муниципального жилого фонда; с собственниками
жилых помещений; с правлениями жилищно - строительных или жилищных
кооперативов,  если  члены кооперативов не являются собственниками
данных  жилых  помещений.  При этом  граждане  считаются снятыми с
регистрационного  учета  по  месту пребывания по истечении сроков,
указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.
    Из  Правил  исключен перечень случаев,  когда гражданину могли
отказать  в регистрации по месту пребывания в жилом помещении,  не
являющемся   его   местом   жительства.   К  таким  случаям  ранее
относилось:  неполучение  письменного  согласия  нанимателя и всех
совместно  проживающих  с ним  совершеннолетних  членов его семьи,
собственника,  правления  жилищно  - строительного  или  жилищного
кооператива;  самоуправное  занятие  жилого  помещения;  наложение
ареста на жилое помещение и другие случаи.
    Изменен  и порядок  регистрации  граждан  по месту жительства.
Так,  исключено положение,  согласно которому регистрация граждан,
обязанных состоять на воинском учете,  осуществлялась только после
их постановки на воинский учет,  а снятие с регистрационного учета
таких граждан осуществлялось после их снятия с воинского учета.
    Исключен  перечень  случаев,  когда  гражданину отказывалось в
регистрации  по  месту  жительства. Так,  ранее  гражданину  могли
отказать  в регистрации  по  месту  жительства,  если  дом  (жилое
помещение) грозит обвалом, если размер жилой площади, приходящейся
на  одного  проживающего,  окажется  менее  нормы  жилой  площади,
установленной   федеральным  законодательством,   если  в судебном
порядке   признано  невозможным  совместное  проживание  лишенного
родительских  прав  гражданина с детьми,  не достигшими 18-летнего
возраста, и в других случаях.

    О лицензировании частной охранной
    и сыскной деятельности

    Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 утверждено
Положение  о лицензировании  негосударственной  (частной) охранной
деятельности   и  Положение   о  лицензировании  негосударственной
(частной) сыскной деятельности.
    Утвержденные    документом    Положения   определяют   порядок
лицензирования     негосударственной     охранной    деятельности,
осуществляемой  юридическими  лицами  специально  учрежденными для
оказания охранных услуг, и негосударственной сыскной деятельности,
осуществляемой   юридическими  лицами,   а  также  индивидуальными
предпринимателями,   для  которых  сыскная  деятельность  является
основным видом занятости.
    Порядок  лицензирования  указанных  видов деятельности в целом
одинаков.
    Лицензирование  охранной  и сыскной  деятельности осуществляет
Министерство   внутренних   дел   Российской  Федерации  (далее  -
лицензирующий орган).
    Лицензии  предоставляются  на  5 лет.  Срок  действия лицензии
может   быть   продлен   на   5  лет   по   заявлению  лицензиата,
представляемому в лицензирующий орган не позднее чем за один месяц
до истечения срока ее действия.
    Лицензии   на   осуществление   частной   охранной   и сыскной
деятельности, выданные в установленном порядке до принятия данного
Постановления   Правительства   РФ,   действительны  до  окончания
указанного в них срока.
    Для  получения  новой лицензии соискатель должен представить в
лицензирующий орган соответствующее заявление, копии учредительных
документов    и   свидетельства    о  госрегистрации   в  качестве
юридического   лица   (индивидуального   предпринимателя),   копию
свидетельства о постановке на  учет в налоговом органе с указанием
ИНН,   документ,  подтверждающий  уплату  лицензионного  сбора  за
рассмотрение  заявления  о предоставлении лицензии,  а также копии
документов,  подтверждающих  квалификацию  руководителя охранной /
сыскной  организации,  соответствующую требованиям,  предъявляемым
Законом  Российской  Федерации  "О  частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации".
    Копии документов,  не заверенные нотариально, представляются с
предъявлением оригиналов.
    К  числу  лицензионных  требований при осуществлении указанных
видов деятельности относится наличие письменного договора с каждым
клиентом,     оформленного    в   соответствии    с   требованиями
законодательства,     регламентирующего    охранную    /   сыскную
деятельность.
    Лицензирующий  орган принимает решение о предоставлении или об
отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней.
    В  целях  контроля  за  соблюдением  лицензиатом  лицензионных
требований  и условий  лицензирующий  орган  проводит  плановые  и
внеплановые проверки.
    Плановая  проверка лицензиата может проводиться не чаще одного
раза в 2 года,  а ее продолжительность не должна превышать 5 дней.
О  проведении  плановой проверки лицензиат извещается не менее чем
за 3 дня.
    Внеплановой проверке подлежит деятельность лицензиата,  если в
результате  проведения  плановой  проверки были выявлены нарушения
лицензионных   требований  и условий.   Кроме  того,   внеплановая
проверка прводится в случае:  получения от органов государственной
власти  и контроля  (надзора)  информации о нарушении лицензионных
требований;  обращения  граждан,  юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей   с жалобами  на  нарушение  их  прав  и законных
интересов действиями (бездействием) лицензиата,  а также получения
иной    информации,    подтверждаемой    документами    и  другими
доказательствами,  свидетельствующими  о наличии  признаков такого
нарушения.
    По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один
из  которых  вручается  лицензиату.  В  случае выявления нарушений
лицензионных требований и условий в акте указывается, какие именно
требования   и  условия   нарушены,   и  устанавливается  срок  их
устранения.
    В  зависимости  от  характера  нарушения  лицензирующий  орган
вправе   вынести   предупреждение  лицензиату  либо  приостановить
действие лицензии до устранения выявленных нарушений.
    Лицензиат  в течение  установленного  срока  должен  устранить
выявленные при проведении проверки нарушения и известить об этом в
письменной форме орган, проводивший проверку.
    В    случае   принятия   лицензирующим   органом   решения   о
приостановлении  действия  лицензии,  ликвидации юридического лица
или добровольного отказа лицензиата от лицензии лицензиат обязан в
5-дневный   срок  после  получения  уведомления  о приостановлении
действия лицензии, принятии решения о ликвидации юридического лица
или  добровольного  отказа от лицензии сдать в лицензирующий орган
лицензию и удостоверения охранника / сыщика.

    О порядке наложения ареста
    на имущество налогоплательщика или налогового агента
    в обеспечение обязанности по уплате налога

    Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
от 31.07.2002 N БГ-3-29/404 утверждены согласованные с Генеральной
прокуратурой  Российской  Федерации  Методические  рекомендации по
порядку    наложения   ареста   на   имущество   налогоплательщика
(плательщика   сборов)   или   налогового   агента   в обеспечение
обязанности по уплате налога.
    Целью  Методических  рекомендаций  является  реализация  прав,
предоставленных  налоговым  органам  статьей 77 Налогового кодекса
РФ.
    В  Методических  рекомендациях отмечается, что арест имущества
является   способом  обеспечения  исполнения  решения  о взыскании
налога и производится только с санкции прокурора.
    Арест  имущества  применяется только в отношении организаций и
производится при одновременном наличии двух условий:  неисполнение
налогоплательщиком  (плательщиком  сборов) или налоговым агентом в
установленный  срок  обязанности  по  уплате налога и если имеются
достаточные  основания  полагать,  что  указанное  лицо предпримет
меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.
    Под    основаниями,     свидетельствующими    о   том,     что
налогоплательщик   (плательщик   сборов)   или   налоговый   агент
предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество, рекомендуется
понимать  одно  из  нижеследующих  оснований:  наличие  на балансе
движимого  имущества (в т.ч.  ценных бумаг),  денежные средства от
реализации  которого  достаточны  для погашения более 25 процентов
суммы   неуплаченного  налога;   наличие  на  балансе  дебиторской
задолженности,   возможной   к взысканию,   если  налогоплательщик
(плательщик  сборов)  или  налоговый  агент  не  принимает  мер  к
взысканию  в установленном  законом порядке в течение более одного
квартала;  размер  общей  суммы  задолженности по налоговым и иным
обязательным   платежам   (с   учетом  штрафов  и пени),   в  т.ч.
отсроченной   (рассроченной)  к уплате,   превышает  50  процентов
балансовой   стоимости  имущества  налогоплательщика  (плательщика
сборов)   или  налогового  агента;   получение  налоговым  органом
сведений  из  органов прокуратуры,  налоговой полиции,  внутренних
дел,    ФСФО    России    и  из   иных   официальных   источников,
свидетельствующих  о выводе  (сокрытии)  активов организации или о
намерении  должностных  лиц налогоплательщика (плательщика сборов)
или налогового агента - организации скрыться;  анализ должностными
лицами    налогового    органа    деятельности   налогоплательщика
(плательщика  сборов)  или налогового агента,  позволяющий сделать
вывод   о  возможном   уклонении   от  уплаты  налога,   например:
систематическое  уклонение  налогоплательщика (плательщика сборов)
или  налогового  агента  от  явки в налоговый орган,  организацией
налогоплательщиком  (плательщиком  сборов)  или  налоговым агентом
срочной  распродажи  имущества  или  переоформление  имущества  на
подставных   лиц,    участие   посреднических   фирм   в  расчетах
налогоплательщика  (плательщика  сборов)  или налогового агента за
его    продукцию,    аккумулирование   средств   налогоплательщика
(плательщика  сборов)  или  налогового  агента  на  счетах  других
юридических  лиц;  иные  обстоятельства и сведения,  которые могут
быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста.
    Наличие  хотя  бы  одного из перечисленных обстоятельств,  при
неисполнении    налогоплательщиком   (плательщиком   сборов)   или
налоговым  агентом  обязанности  по  уплате налога в установленный
срок, является основанием для вынесения решения о наложении ареста
на имущество указанного налогоплательщика (плательщика сборов) или
налогового агента.
    Решение  о наложении  ареста  на  имущество  налогоплательщика
(плательщика    сборов)    или   налогового   агента   принимается
руководителем  налогового  органа  либо  его  заместителем в форме
соответствующего  постановления.  Постановление о наложении ареста
не   позднее   дня,   следующего   за   днем   вынесения   данного
постановления,    направляется    в  трех   экземплярах   в  орган
прокуратуры,  осуществляющий  надзор  за  законностью деятельности
соответствующего    налогового    органа,    вынесшего   указанное
постановление,  для  решения  вопроса  о санкционировании  ареста.
Решение  о санкционировании  ареста  принимает  орган прокуратуры.
Налоговый  орган  не  позднее  дня,  следующего  за днем получения
санкции  прокурора,  вручает  постановление  об  аресте  имущества
налогоплательщику  (плательщику сборов) или налоговому агенту либо
его  представителю  под  роспись  либо  направляет  его  по  почте
заказным письмом.
    Арест  имущества  производится  налоговым  органом  в срок  не
позднее  трех  рабочих  дней,  следующих за днем получения санкции
органа прокуратуры.  При производстве ареста составляется протокол
об аресте имущества.  Аресту подлежит только то имущество, которое
необходимо  и достаточно  для  исполнения  обязанности  по  уплате
налога.  Аресту подлежит имущество,  балансовая стоимость которого
равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога.
    Методическими  рекомендациями  предусматриваются основания для
отмены решения об аресте имущества,  к которым относятся:  решение
должностного  лица  налогового  органа  об отмене ареста;  решение
вышестоящего  налогового  органа;  решение  суда  или арбитражного
суда.
    Должностное   лицо,   принявшее  решение  о наложении  ареста,
принимает решение о его отмене не позднее дня,  следующего за днем
получения от налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового
агента    документов,    подтверждающих   уплату   налога,    либо
соответствующих   решений   налогового  органа  или  вступления  в
законную  силу решения суда.  Решение об отмене ареста оформляется
постановлением.  Данное  постановление в течение трех рабочих дней
направляется  (вручается)  в орган прокуратуры,  давший санкцию на
арест имущества.
    Налогоплательщик  вправе обжаловать действия налогового органа
в  вышестоящий  налоговый  орган  и (или) в суд.  Подача жалобы не
приостанавливает  действия  постановления  о наложении  ареста  на
имущество.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О порядке учета граждан, нуждающихся
    в  улучшении жилищных условий на территории
    Курской области

    В Курской  области  вступил в силу Закон области от 29.07.2002
N 34-ЗКО "О едином порядке учета граждан,  нуждающихся в улучшении
жилищных  условий,  об условиях и порядке предоставления указанной
категории   граждан   жилых   помещений   из   государственного  и
муниципального жилищного фонда на территории Курской области".
    Закон устанавливает основания признания граждан нуждающимися в
улучшении жилищных условий.  Право состоять на учете для получения
жилья  в Курской  области  имеют  определенные  Законом  категории
граждан, к которым, в частности, относятся: имеющие обеспеченность
жилой  площади  на  одного  члена  семьи  семь  и менее квадратных
метров; проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным
санитарным  и техническим  требованиям;  проживающие  в квартирах,
занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные,
страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при
которых  совместное  проживание  с ними  (по заключению учреждений
здравоохранения)   в одной  квартире  невозможно;   проживающие  в
смежных   неизолированных   комнатах  по  две  и более  семьи  при
отсутствии родственных отношений; проживающие в одной комнате лица
разного   пола  старше  9 лет  (кроме  супругов);   проживающие  в
общежитиях,  за исключением сезонных и временных работников,  лиц,
работающих  по  срочному  трудовому  договору,  а  также  граждан,
поселившихся в связи с обучением; другие категории граждан.
    Не   признаются   нуждающимися  в улучшении  жилищных  условий
граждане: осуществляющие строительство индивидуального жилого дома
и получившие на эти цели субсидии из федерального,  областного или
местного  бюджетов;  имеющие  забронированное  жилое  помещение  в
других   субъектах   Российской   Федерации;   являющиеся  членами
жилищного,  жилищно  - строительного кооперативов и осуществляющие
строительство  жилого  помещения  за  счет  средств  федерального,
областного или местного бюджетов.
    Обязательным   условием   для   принятия   на   учет  граждан,
нуждающихся  в улучшении  жилищных  условий,  и  предоставления им
жилых помещений является постоянное проживание в данном населенном
пункте.
    Учет  граждан,  нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  по
месту жительства возложен на органы местного самоуправления,  а по
месту    работы   -  на   администрацию   и  профсоюзный   комитет
государственного или муниципального предприятия или учреждения.
    Заявления   граждан   должны   быть  зарегистрированы  в Книге
регистрации  заявлений  граждан  о принятии  на учет нуждающихся в
улучшении  жилищных  условий и рассмотрены в течение одного месяца
со  дня  поступления,  после  чего  формируется список очередности
граждан,  которым  жилье  предоставляется  по договору социального
найма.
    На  каждого  гражданина,   принятого  на  учет  для  улучшения
жилищных  условий,   заводится  учетное  дело,  в  котором  должны
содержаться  все необходимые документы,  являющиеся основанием для
постановки на учет.
    Жилые помещения предоставляются гражданам,  состоящим на учете
нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  в порядке очередности,
установленной  исходя из времени принятия их на учет и включения в
списки на получение жилых помещений.
    Закон  определяет  перечни  категорий  граждан,  которым жилые
помещения предоставляются во внеочередном,  первоочередном порядке
и в связи со специальным служебным статусом.
    Единственным   основанием   для   вселения   в  жилищный  фонд
социального  использования  является  ордер,  который  выдается по
решению  органа  местного  самоуправления  для заключения договора
социального  найма  между  гражданином  и собственником  жилищного
фонда, в котором находится предоставленное жилое помещение.

    Об административных комиссиях в
    Кировской области

    Деятельность  административных  комиссий  в Кировской  области
регулируется   Законом   области   от   26.07.2002   N  89-ЗО  "Об
административных комиссиях в Кировской области".
    Административные   комиссии   -  это   постоянно   действующие
коллегиальные    органы,    образуемые    в   структуре    органов
исполнительной    власти    или    в  системе   органов   местного
самоуправления    для   рассмотрения   дел   об   административных
правонарушениях,  предусмотренных  Законом  Кировской  области "Об
административной ответственности в Кировской области".
    Административные   комиссии   органов   исполнительной  власти
Кировской  области  образуются  Правительством  Кировской области,
которое   определяет  количественный  и персональный  состав  этих
комиссий,  срок их полномочий, назначает председателя, заместителя
председателя  и ответственного секретаря соответствующей комиссии,
утверждает   Положения   об   этих   комиссиях.   В  свою  очередь
административные  комиссии  муниципальных  образований формируются
решениями   представительных   органов   местного  самоуправления,
которыми  также  определяются количественный и персональный состав
комиссии,    срок   их   полномочий,   назначаются   председатель,
заместитель председателя и ответственный секретарь соответствующей
комиссии, утверждается Положение о комиссии.
    Административные  комиссии  должны  состоять  из председателя,
заместителя   председателя,   ответственного   секретаря  и членов
комиссии.  Численный  состав  комиссии  не  может  быть менее семи
человек.   При   этом   на   должность   ответственного  секретаря
административной   комиссии   должен  назначаться  член  комиссии,
имеющий,  как  правило,  высшее  юридическое  образование или стаж
работы  в правоохранительных,  контрольно  - надзорных  органах не
менее пяти лет.
    Законом   установлены  полномочия  председателя,   заместителя
председателя,  ответственного  секретаря и членов административной
комиссии.
    Административная   комиссия   вправе   рассматривать  дело  об
административном правонарушении, если на ее заседании присутствует
более  половины  от  общего числа членов комиссии.  Постановление,
определение или представление по рассматриваемому административной
комиссией   делу   об  административном  правонарушении  считается
принятым,  если  за  него  проголосовало  более  половины от числа
членов комиссии, присутствующих на заседании.

    О предельных торговых надбавках к ценам
    на лекарственные средства в Калининградской области

    23   августа   2002   года   вступило   в  силу  Постановление
Администрации  Калининградской  области  от  06.08.2002  N 388  "О
государственном   регулировании  цен  на  лекарственные  средства,
реализуемые на территории Калининградской области".
    Документ установил размеры предельных оптовых надбавок к ценам
на   лекарственные   средства,   включенные   в перечень  жизненно
необходимых  и важнейших  лекарственных  средств,  для предприятий
оптовой  торговли  лекарственными средствами, и размеры предельных
розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в
перечень  жизненно  необходимых и важнейших лекарственных средств,
для аптечных учреждений.
    Так,  для предприятий оптовой торговли размер оптовой надбавки
на  наркотические,   психотропные,   сильнодействующие  и ядовитые
вещества    устанавливается    к   фактической    отпускной   цене
отечественного  или  к контрактной цене иностранного производителя
лекарственных  средств при их прямых закупках и составляет 24,95%.
На   все   остальные   лекарственные   средства  оптовая  надбавка
установлена   в размере  17,9%.   Ранее,   согласно  Постановлению
Администрации  области  от  18.08.99  N 481,  оптовая  надбавка на
наркотические,    психотропные,    сильнодействующие   и  ядовитые
вещества,  а  также  этиловый спирт,  кислород и закись азота была
установлена  в размере 25%,  а на остальные лекарственные средства
15%.
    Размер  предельных  розничных надбавок для аптечных учреждений
при  реализации всех лекарственных средств (включая наркотические,
психотропные,  сильнодействующие  и ядовитые  вещества)  населению
установлен  в размере  25%  к отпускной  цене  организации оптовой
торговли.      Ранее     торговая     надбавка     устанавливалась
дифференцированно  по  виду  лекарственных средств и составляла на
наркотические,    психотропные,    сильнодействующие   и  ядовитые
вещества,  а также этиловый спирт, кислород и закись азота 15%, на
все остальные лекарства 25%.
    При  реализации  аптеками  лекарственных  средств  учреждениям
здравоохранения,   а  также  населению  по  бесплатным  и льготным
рецептам  розничная  надбавка  составляет  25%  на  наркотические,
психотропные,  сильнодействующие  и ядовитые вещества и 15% на все
остальные  лекарственные  средства  к отпускной  цене  организации
оптовой торговли.

    О плате за пользование
    водными объектами в Пермской области

    Законом  Пермской  области  от 30.07.2002 N 273-44 "О внесении
изменений  в Закон  Пермской области "О налогообложении в Пермской
области" изменены ставки платы за пользование водными объектами.
    Закон  установил  раздельные  ставки  платы  за  забор воды из
поверхностных и подземных водных объектов, а также дифференцировал
их по категориям плательщиков.  Так, ставка платы за забор воды из
поверхностных водных объектов для сельскохозяйственных организаций
и     предпринимателей,     осуществляющих    сельскохозяйственную
деятельность,  составляет  164  руб.,  а  для прочих организаций и
предпринимателей  182  руб.  за одну тысячу кубических метров.  За
забор  воды  из  подземных  водных  объектов  ставка установлена в
размере   287   руб.   за  одну  тысячу  кубических  метров  любым
организациям (кроме забора воды для населения) и предпринимателям.
Ранее  плата  за забор воды была установлена в размере 91 руб.  за
одну   тысячу   кубических  метров  независимо  от  того,   откуда
происходил   забор   воды,   и  не  подразделялась  по  категориям
плательщиков.
    По  категориям плательщиков разделена плата и за сброс сточных
вод.  Ранее  для  всех плательщиков,  осуществляющих сброс сточных
вод,  ставка платы составляла 15,4 руб.  за одну тысячу кубических
метров.  Теперь для организаций жилищно - коммунального хозяйства,
сельскохозяйственных      организаций      и     предпринимателей,
осуществляющих  сельскохозяйственную  деятельность,  ставка  платы
составляет  24  руб.,  а для прочих организаций и предпринимателей
30,8 руб. за одну тысячу кубических метров.
    Увеличена  ставка  платы  за использование водных объектов без
изъятия воды и сброса сточных вод для организаций,  осуществляющих
эксплуатацию  гидроэлектростанций  с 4,6 руб.  до 18 руб.  за одну
тысячу   киловатт   - часов  вырабатываемой  электроэнергии;   для
организаций и предпринимателей,  осуществляющих сплав древесины, -
с 665 руб.  до 941 руб. за одну тысячу кубических метров древесины
на 100 км сплава. Для организаций и предпринимателей, использующих
водные  объекты  для  добычи  полезных ископаемых;  организованной
рекреации;  размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий,
сооружений,   установок   и оборудования;   извлечения  затонувшей
древесины;    проведения   строительных,    ремонтных,    буровых,
изыскательских и иных работ ставка платы повысилась с 5 тысяч руб.
до  20  тысяч  руб.   за  один  квадратный  километр  используемой
акватории  в год.  Кроме того,  увеличена  плата за забор воды для
водоснабжения  населения  с 30  руб.  до  60  руб.  за одну тысячу
кубических метров.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    Железная дорога необоснованно
    произвела взимание платежей "за выдачу груза"

    11  июня  2002  года  Президиум  Высшего  Арбитражного Суда РФ
рассмотрел  протест  заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда  РФ  на  решение  и Постановление  Арбитражного  суда  города
Москвы,  а  также  на Постановление Федерального арбитражного суда
округа по тому же делу.
    Истец  - акционерное  общество  обратилось в арбитражный суд с
иском   к  государственному   унитарному  предприятию  "Московская
железная   дорога"   (далее   -  железная   дорога)   о  взыскании
необоснованно  списанных денежных средств с лицевого счета истца в
качестве провозной платы.
    Суд первой инстанции исковое требование удовлетворил.
    Постановлением  апеляционной  инстанции  решение  суда  первой
инстанции  оставлено  без  изменения.  В  свою очередь Федеральный
арбитражный  суд  округа указанные решение и Постановление оставил
без изменения.
    Президиум   Высшего   Арбитражного  Суда  РФ  также  не  нашел
оснований для удовлетворения протеста по следующим причинам.
    Как  видно  из  материалов  дела,  по  информации  о состоянии
лицевого  счета  истца,   открытого  в технологическом  центре  по
обработке перевозочных документов (ТехПД) железной дороги,  дорога
в  марте 2000 года произвела взимание платежей "за выдачу груза" в
размере более 100 тыс. рублей по 26 железнодорожным накладным.
    Считая взимание платежей необоснованным,  акционерное общество
обратилось в арбитражный суд с иском.
    Согласно  пункту  1 Положения о порядке проведения операций по
доходным счетам МПС,  утвержденного ЦБ РФ N 82, МПС РФ N ЦФ-244 от
25.03.1994,  платежи за перевозку грузов и дополнительные сборы, в
соответствии   с  заключенными  договорами,   могут  перечисляться
грузоотправителями,  грузополучателями в порядке плановых платежей
или  предварительной  оплаты,  а  также  вноситься  ими  наличными
деньгами в кассы станций железных дорог в размере, предусмотренном
действующим законодательством.
    Судом установлено, что расчеты за перевозку грузов по железной
дороге  истец  осуществлял  в порядке предварительной оплаты через
ТехПД.
    Взимание  железной  дорогой  платежей по спорным отправкам суд
обоснованно    признал    неправомерным.     Поэтому    в   случае
необоснованного   использования   перевозчиком   денежных  средств
грузоотправитель   (грузополучатель)   вправе   по  своему  выбору
предъявить одно из следующих требований:
    -   о  взыскании   с железной  дороги  соответствующей  суммы,
уплаченной   за   перевозку   и  дополнительные   сборы  в порядке
предварительной оплаты;
    - об обязании железной дороги внести соответствующие изменения
в записи на лицевом счете в ТехПД.
    Акционерное   общество   реализовало   свое  право  на  защиту
предъявлением иска в арбитражный суд.
    Разрешая  спор,  арбитражный  суд,  всесторонне исследовав все
обстоятельства  дела  и дав оценку представленным доказательствам,
принял  правильное  решение  о взыскании с железной дороги спорной
суммы.
    Таким   образом,   Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  РФ
(Постановление  от 11.06.2002 N 4146/01) решение Арбитражного суда
и  постановление  апелляционной  инстанции,  а также постановление
кассационной   инстанции   оставил   без   изменения,   а  протест
заместителя Председателя ВАС РФ - без удовлетворения.

    О базовой сумме для формирования
    избирательного фонда

    11  марта  2002  года  судебная  коллегия по гражданским делам
Верховного  Суда  РФ  рассмотрела гражданское дело по кассационной
жалобе гражданина Т. на решение Верховного суда Республики Адыгея,
которым  ему  было  отказано  в жалобе  на бездействие Центральной
избирательной комиссии Республики Адыгея (далее - ЦИК).
    Т.  обратился  в Верховный  суд Республики Адыгея с жалобой на
бездействие ЦИК,  указывая на то, что 03.12.2001 направил запрос о
даче  официального  разъяснения о минимальном размере оплаты труда
(100 или 300 рублей),  применяемом для формирования избирательного
фонда   зарегистрированного   кандидата  на  должность  Президента
Республики Адыгея,  но ЦИК такого разъяснения в установленный срок
не  дала,  а  10.12.2001  в его  адрес  было  направлено письмо за
подписью  председателя  ЦИК,  не содержащее официального ответа на
поставленные вопросы.
    Заявитель  просил устранить допущенное нарушение,  обязать ЦИК
установить размер избирательного фонда кандидата, в размере 300000
рублей  исходя  из  минимального размера оплаты труда 300 рублей в
месяц.
    Судом  установлено,  что  письмом  от  10.12.2001  за подписью
председателя ЦИК заявителю был дан ответ на вопросы,  поставленные
им  в обращении  от  03.12.2001,  подтверждена известная заявителю
позиция    членов   ЦИК   о  формировании   избирательного   фонда
зарегистрированного   кандидата  исходя  из  минимального  размера
оплаты  труда  100  рублей,   указан  Федеральный  закон,  которым
урегулирован   данный   вопрос.   В  подтверждение  к ответу  была
приложена  копия  письма  заместителя Министра труда и социального
развития  РФ  от  11.08.2000  в адрес  председателя ЦИК Российской
Федерации,   в   котором  содержится  аналогичное  разъяснение  на
указанный вопрос.
    Довод   заявителя  о том,   что  его  обращение  избирательная
комиссия  обязана  была  рассмотреть коллегиально,  несостоятелен.
Данное  обращение  не содержит вопросов,  которые в соответствии с
пунктом  4 статьи  14 Закона Республики Адыгея от 01.06.1999 N 129
"О   Центральной   избирательной   комиссии   Республики   Адыгея"
рассматриваются исключительно на заседаниях ЦИК Республики Адыгея.
Поставленный заявителем вопрос урегулирован Федеральным законом от
19.06.2000  N 82-ФЗ  "О  минимальном  размере оплаты труда",  дача
официального   разъяснения   которого   не   входит  в компетенцию
субъектов Российской Федерации.
    Согласно    статье   3  вышеназванного   Федерального   закона
минимальный   размер   оплаты   труда,   установленный  статьей  1
настоящего  Федерального  закона,  применяется  исключительно  для
регулирования  оплаты  труда,  а  также  для  определения размеров
пособий  по  временной  нетрудоспособности  и выплат  в возмещение
вреда,  причиненного  увечьем,  профессиональным  заболеванием или
иным  повреждением  здоровья,  связанными  с исполнением  трудовых
обязанностей.
    Платежи, направляемые на формирование избирательных фондов, не
относятся  к названным в статье 1 Федерального закона выплатам,  в
связи  с чем установленные этой статьей минимальные размеры оплаты
труда в данном случае неприменимы.
    С учетом правил,  закрепленных в статье 5 Федерального закона,
суд  пришел  к правильному  выводу  об обоснованности формирования
избирательного фонда кандидата,  зарегистрированного кандидата при
выборах  Президента  Республики Адыгея исходя из установленной с 1
января 2001 года базовой суммы, равной 100 рублям.
    Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда РФ
(Определение  от  11.03.2002)  оставила  решение  Верховного  суда
Республики Адыгея без изменения,  а кассационную жалобу гражданина
Т. без удовлетворения.

    КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    "Комментарий к основным изменениям в Налоговом кодексе,
    внесенным Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ"
    (Аудиторско - консалтинговая группа "Что делать Консалт")

    29  мая  2002 года  Президентом  РФ подписан Федеральный закон
N   57-ФЗ   "О  внесении  изменений  и дополнений  в часть  вторую
Налогового    кодекса    Российской    Федерации   и  в  отдельные
законодательные акты Российской Федерации". Закон вносит как чисто
технические,   так  и содержательные  поправки  в отдельные  главы
Налогового кодекса РФ.
    Так, из 137 пунктов статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002
N  57-ФЗ  25 пунктов посвящены изменениям по налогу на добавленную
стоимость  (глава  21) и 75 пунктов посвящены изменениям по налогу
на  прибыль  организаций  (глава 25),  остальные 37 пунктов вносят
изменения  в оставшиеся  4 главы  НК  РФ,  посвященные федеральным
налогам.  Кроме того, 7 пунктов статьи 2 упомянутого Закона вносят
изменения в налоговый учет переходного периода.
    В  данной  работе  содержится  анализ  не  всех  перечисленных
изменений,  а только к главе 21 "Налог на добавленную стоимость" и
к  главе  25  "Налог  на прибыль организаций",  а также освещается
новый, упрощенный порядок налогообложения в переходный период.
    Особенности налогового учета в банках и страховых организациях
в работе не рассматриваются по причине их узкой специфики.
    Глава  21  (НДС) действует уже второй год.  Комментарии к этой
главе  содержат подробный анализ внесенных изменений в сравнении с
предыдущей редакцией главы.
    При  работе  с главой  25  (Прибыль),  которая  только  начала
действовать,    авторы   использовали   иной   подход.    Подробно
комментируются все статьи указанной главы в новой ее редакции, без
анализа  причин изменений,  так как старые формулировки устарели с
момента  вступления  главы  в силу и уже не представляют интереса.
Данный комментарий составляет большую часть предлагаемой работы.
    Аналогичным  образом  построен  и комментарий к новой редакции
статьи   10   Федерального   закона   от   06.08.2001   N  110-ФЗ,
регламентирующей порядок расчета налогооблагаемой базы переходного
периода.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное