Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право. Обзор прессы

  Все выпуски  

Право. Обзор прессы


Право онлайн

Дата выпуска:   2007-02-26
Выпускающий редактор:   Щербакова Елена

новость крупным планом
Московская правда (газета), 26-02-2007

В Госдуму внесен документ, названный изменениями в Бюджетный кодекс, с традиционной отменой чего-то там, а по сути - высокохудожественное произведение в вечно обманывающем жанре постмодернизма. Причем объем "документа" превышает пресловутый 122-й закон, который так никто не прочитал до конца, включая авторов.
Обновленный Бюджетный кодекс много обещает. Правительство должно было его внести не позднее прошлого года, чтоб депутаты успели в нем разобраться. Но вот это в планы правительства не вписывается.
Основная цель изменений Бюджетного кодекса состоит во введении нового формата бюджетирования. Бюджет принимается весной, сразу на три года - 2008 - 2010-й, причем как простой закон, то есть в трех, а не в четырех чтениях. Это то, что Минфин уже давно отбил в борьбе за сокращение одного из наиболее существенных достижений свободной России - публичности бюджетного процесса. Грех не воспользоваться финансовым постмодернизмом для придания Минфину абсолютной власти над бюджетом, послать Думу с ее претензиями, запретить вносить в бюджет поправки в том числе и при значительном превышении незапланированных доходов!

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ВНОВЬ ПОПРАВЯТ
Московские Новости (газета), ЕКАТЕРИНА ЗАБРОДИНА, 23-02-2007

На прошлой неделе стало известно о том, что депутаты Госдумы из разных фракций приготовили очередную "порцию" поправок в избирательное законодательство. Ответственным за новые инициативы стал Комитет ГД по конституционному законодательству и госстроительству.
Его глава, "единоросс" Владимир Плигин убежден, что на этот раз предложения "не затрагивают сущностных вопросов". Действительно, изменения ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав" требуют формальной редакции законов о выборах президента и парламентариев.
Это касается ограничений для кандидатов с непогашенной судимостью за особо тяжкие преступления и экстремистскую деятельность, а также отмены порога явки.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И УЧЕТ ИХ КАК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Законодательство (журнал), В.Н. Ткачев, кандидат юрид. наук, доцент, 26-02-2007

Какие документы необходимы для государственной регистрации юридических лиц ? Каков порядок принятия и рассмотрения документов налоговым органом при государственной регистрации юридических лиц различных организационно-правовых форм? Рассматривается практика разрешения проблем, возникающих в процессе регистрации.
Во всех цивилизованных странах издавна сложилась и успешно функционирует система регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеется разветвленная сеть регистрирующих органов. Организация деятельности регистрирующих органов в зарубежных странах базируется на общих принципах, выработанных международным опытом, но в зависимости от специфики государственного устройства и управления, национальных традиций строится по-разному.
В России регистрация была введена в XVII в. для осуществления полицейско-фи-скальных целей 1 .
В прошлые десятилетия в нашей стране государственная регистрация участников правовых отношений не была заметным явлением вследствие сугубо централизованного управления и явного преобладания государственной собственности. Сейчас, в условиях становления рыночной экономики, в России появляется множество самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов. Государство, сокращая прямое управление ими, компенсирует это увеличением масштабов регулирования их деятельности. Институт государственной регистрации призван выполнять учетно-контрольные и легализующие функции. Это институт публичной власти, созданный для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле, регулируемый нормами административного и гражданского права 2 .

Анна БЕЛОВА: "Лошадь можно привести к воде, но ее нельзя заставить пить"
Профиль (журнал), ГЕОРГИЙ БОВТ, 26-02-2007

Принятый недавно закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии" вкупе с Федеральной целевой программой (ФЦП) развития атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации (утверждена правительством в октябре 2006 года), Программой развития атомной отрасли Российской Федерации, утвержденной президентом в июне 2006 года, призван не только вернуть Россию в число стран-активных игроков на международном рынке атомной энергетики, но прежде всего компенсировать растущий энергодефицит в самой России. О том, как будет проходить реформа, рассказывает руководитель отраслевой подкомиссии по реструктуризации ядерно-энергетического комплекса, первый заместитель гендиректора ОАО "Техснабэкспорт", советник руководителя Росатома Анна Белова.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРИВАТИЗАЦИЯ*
Законодательство (журнал), 26-02-2007

Часть четвертая Гражданского кодекса РФ вводится в действие с 1 января 2008 г.
С указанной даты утрачивают силу Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., Патентный закон РФ 1992 г., Законы РФ 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "О правовой охране топологий интегральных микросхем", Законы РФ 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", "О селекционных достижениях", а также ряд других правовых актов.
Также с момента введения в действие части четвертой ГКРФ признаются недействующими положение о фирме, утвержденное постановлением ЦИК и СНК Союза ССР в 1927 г., и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на 1 января 2008 г., продолжают охраняться в соответствии с частью четвертой ГК РФ.

ИНТЕРВЬЮ
Законодательство (журнал), 26-02-2007

Причиной обращения редакции журнала к теме конкуренции послужило появление нового Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", принятого взамен действовавшего на протяжении 15 лет Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Мы попросили руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игоря Юрьевича Артемьева разъяснить положения нового акта.
- Игорь Юрьевич, какие, на Ваш взгляд, нормы Федерального закона "О защите конкуренции" могут вызвать сложности на практике?
- Антимонопольное законодательство считается одним из самых сложных в применении. Наш новый антимонопольный закон - не исключение из общеевропейской практики, поскольку по традициям и обычаям делового оборота именно в антимонопольном законодательстве фигурируют такие понятия, как добропорядочность, разумность, достаточность, которые кажутся непосвященному человеку неопределенными.
Кроме того, Федеральный закон "О защите конкуренции" создан с учетом стандартов международной таможенной политики, а также международной политики в области торговли и конкуренции, в результате чего наше антимонопольное законодательство стало в большей степени соответствовать международным нормам в данных сферах. При этом в названном законе появилось много терминов, которые не имеют четких определений, и только судебная система посредством обобщения практики со временем сможет прояснить ситуацию.
В новом законе присутствует и целый ряд новелл, например, коллективное доминирование. Их тоже придется осваивать.

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ И ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Законодательство (журнал), Э.В. Лядов, кандидат юрид. наук, доцент, докторант Академии права и управления ФСИНРоссии, 26-02-2007

В настоящее время исполнение наказания в виде исправительных работ не приведено в соответствие с нормативными актами, регламентирующими трудовое законодательство. Должно ли засчитываться время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ? Каков порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы?
На современном этапе развития правового государства заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказаний. Одним из таких видов наказаний являются исправительные работы.

Кто владеет секретом производства: работник или подрядчик?
Московская правда (газета), Виктория КРАСНЮК, 26-02-2007

С января 2008 года вступит в силу Четвертая часть Гражданского кодекса РФ, посвященная правовому регулированию в области интеллектуальной собственности. Нельзя сказать, что кодекс внесет что-то революционное в эту область законодательства, скорее он уточнит и упорядочит существующие нормы и, конечно, внесет что-то новое с учетом технического прогресса. В нашем материале мы расскажем о секретах производства - ноу-хау.
Итак, как и прежде, секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности. При этом такие сведения должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Единственное, что отличает это определение от прежнего, так это требование о введении правообладателем режима коммерческой тайны. Раньше существовало требование к тому, чтобы правообладатель принимал меры к сохранности сведений в секрете.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законодательство (журнал), В. В. Власенкова, 26-02-2007

Конституция гарантирует каждому члену общества право на охрану здоровья и медицинскую помощь, однако при этом не содержит требования о предоставлении качественной, квалифицированной медицинской помощи. Каковы критерии качества медицинской помощи? Надежны ли стандарты качества медицинской помощи? Как осуществляется ведомственный и вневедомственный контроль в данной сфере?
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из основополагающих прав человека. Оно закреплено во многих международных актах, в частности, в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. 1 , ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. 2 и др.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ право на охрану здоровья и медицинскую помощь предоставляется каждому члену общества. Это право является естественным и неотъемлемым и не зависит от каких-либо личных качеств человека (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. д.), в том числе и наличия российского гражданства. Вместе с тем, Конституция РФ гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения только гражданам Российской Федерации.

ПРИРОДА ПРАВА АРЕНДЫ И ВНЕСЕНИЕ АРЕНДНЫХ ПРАВ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА
Законодательство (журнал), О.Г. Ломидзе, доктор юрид. наук, 26-02-2007

Как может быть реализовано внесение арендных прав в качестве вклада в уставный капитал общества? Объектами некоторых обязательственных прав наряду с действиями контрагентов являются вещи, принадлежащие на праве собственности иным лицам. Для целей совершенствования правового регулирования внесения в уставный капитал общества арендных прав автор предлагает использовать конструкцию "право на право".
В юридической литературе по поводу природы права арендатора высказаны противоположные мнения: одни авторы относят его к обязательственным правам, другие - к вещным. Существует и компромиссная точка зрения, признающая вещно-обязательственную природу некоторых правоотношений.
Одна из интересных статей на данную тему, посвященная праву аренды, его правовой природе и внесению арендных прав в уставный капитал хозяйственного общества, написана Ю.А. Тарасенко'. Рассмотрим подробнее позицию автора.

САМ СЕБЕ ПРИСТАВ
Профиль (журнал), Материалы подготовили Юлия Локшина, Артем Никитин, Екатерина Гуркина, 26-02-2007

МЭРТ внесло поправки в подготовленный законопроект о банкротстве физлиц, который был рассмотрен на прошлой неделе советом кодификации гражданского законодательства при президенте РФ. МЭРТ предлагает прописать в проекте закона новую главу, где будут учтены все нюансы банкротства граждан. Если идея ведомства Германа Грефа найдет понимание у власти, то должники получат рассрочку на 5 лет, чтобы рассчитаться с долгами более 10 тыс. рублей. Согласно законопроекту из конкурсной массы будут исключены "жизненно важные" для должника виды имущества, например земельный участок. Самым смелым нововведением может стать пункт, допускающий проведение процедуры банкротства не судебным приставом, а конкурсным управляющим, которым сможет стать даже сам должник.

СБОР В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Законодательство (журнал), В.Н. Моисеев, 26-02-2007

В чем отличия сборов от налогов и иных обязательных платежей, получивших в практике Конституционного Суда РФ наименование "неналоговые платежи"? Правомерно ли выделение платежей, обладающих признаками сборов, в самостоятельную категорию фискальных сборов?
Вопрос о правовой природе сбора как категории финансового права приобрел особую актуальность после принятия части первой Налогового кодекса (НК) РФ: в п. 2 ст. 8 названного кодекса впервые была включена универсальная, т. е. относящаяся ко всем видам сборов, дефиниция указанного платежа. Это обязательный взнос с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении них юридически значимых действий (включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, лицензий) государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами. На основании приведенной трактовки становится возможным установить, в чем состоят отличия категории сбора от смежных финансово-правовых категорий, в том числе категории налога, в современном законодательстве о налогах и сборах.

СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Законодательство (журнал), Н.Л. Дмитрик, 26-02-2007

8 августа 2006 г. вступил в силу новый Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Какое значение имеют его положения для пользователей сети Интернет? Какие проблемы возникают при осуществлении принадлежащих им субъективных прав? Каковы особенности отношений сторон соглашений, заключенных с использованием сети Интернет? Насколько защищены новым законом права и интересы участников электронных сделок?
Традиционной теоретико-методической основой для изучения общественных отношений в сети Интернет является подход, базирующийся на анализе норм объективного права и процесса регулирования ими общественных отношений 1 . Однако, несмотря на свою эффективность, данный подход не может в полной мере отразить весь спектр проблем, возникающих при использовании сети Интернет (далее также - Интернет, Сеть). Кроме того, такой способ оценки привычнее для правоведов, самим же участникам отношений доступен только взгляд "изнутри" ситуации. А потому для последних важнее круг доступных возможностей, нежели перечень норм, которые устанавливают их права и обязанности. Речь идет о правовых возможностях, т. е. конкретных видах и разновидностях возможного поведения субъектов, допускаемых объективным правом. Эти возможности образуют содержание субъективных прав и рассматриваются в гражданско-правовой науке как способы их осуществления.


В избранное