Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Налоговые новости от TaxHelp.RU

  Все выпуски  

Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


[НАЛОГОВЫЙ КЛУБ]            [ВСЕ ДОКУМЕНТЫ МНС]

Комментарий Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 N 5
(статьи 24-30)

Комментарий к пункту 24

Статья 78 НК РФ распространяется не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов. Не исключены случаи, когда налоговые агенты удерживают при выплате налогоплательщикам доходов излишнюю сумму для последующего перечисления в бюджет. Если это случилось, то, по общему правилу, излишне перечисленная сумма должна быть возвращена непосредственно налогоплательщику. Налоговому агенту излишне перечисленная сумма возвращается только в тех случаях, когда законом предусмотрено, что возврат излишне перечисленных сумм возлагается на налогового агента. Такой случай предусмотрен, например, п. 1 ст. 231 НК РФ, в соответствии с которым излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. В этом случае для возврата налоговому агенту излишне перечисленной суммы не имеет значения, возвращена ли им налогоплательщику излишне удержанная сумма налога. Если налоговый агент по каким-либо причинам перечислил в бюджет сумму большую, чем удержал с налогоплательщика, то разница подлежит возврату налоговому агенту, т.к. по сути была перечислена в бюджет за счет имущества налогового агента.

Комментарий к пункту 25

В п. 25 Постановления разъясняется, каким образом должен действовать налогоплательщик в случае получения отрицательного решения налогового органа по заявлению о возврате излишне перечисленных или излишне взысканных сумм и в случае неполучения решения налогового органа. В первом случае налогоплательщик вправе подать заявление о признании решения недействительным, во втором случае – об обжаловании действия (бездействия) должностного лица налогового органа и обязании этого должностного лица произвести возврат или зачет излишне перечисленных или взысканных сумм.

На сегодняшний день (в настоящее время готовится проект новой редакции АПК РФ) дела об обжаловании решений налоговых органов более предпочтительны для налогоплательщиков, т.к. в силу ст. 53 АПК РФ при рассмотрении споров о признании недействительными актов налоговых органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на налоговый орган. Данная категория споров отличается и тем, что в соответствии с п. 1 ст. 14 АПК РФ дела о признании недействительными решений налоговых органов рассматриваются судом коллегиально.

Комментарий к пункту 26

В п. 26 Постановления разъясняется, что в п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ речь идет об освобождении от ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ.

Если налогоплательщиком устраняются правонарушения, ответственность за которые предусмотрена иными статьями НК РФ (например, ст. 119 НК РФ), то данное обстоятельство может быть учтено судом в качестве смягчающего (ст. 112 НК РФ).

На практике налогоплательщики не всегда имеют возможность выполнить все требования пунктов 3 и 4 ст. 81 НК РФ. На наш взгляд, любые действия налогоплательщика, направленные на устранение допущенного правонарушения или его последствий, могут быть учтены судом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность. Например, если налогоплательщик внес исправления в налоговую декларацию и уплатил налог, но не уплатил пеню (исправил декларацию, но не уплатил налог и пеню), то данное обстоятельство может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. По нашему мнению, в условиях неясности и противоречивости налогового законодательства подобная поддержка "деятельного раскаяния" налогоплательщиков должна всячески поощряться государством, вплоть до назначения символической суммы штрафа (1 руб.), тем более, что это не отменяет компенсацию в виде взыскания пени.

Комментарий к пункту 27

В ч. 1 ст. 87 НК РФ устанавливается период, за который может быть проведена налоговая проверка. При толковании этой нормы возник вопрос о возможности проведения проверки в текущем году. Имелось мнение, что ч. 1 ст. 87 НК РФ устанавливает как верхний, так и нижний предел периода проверки. Согласно другому мнению, которого придерживалось большинство арбитражных судов, данная норма не содержит верхнего предела или вообще не распространяется на проверки текущего года, поэтому налоговые органы вправе проводить проверки уплаты налогов за текущий год. Аналогичное разъяснение сделано и в п. 27 комментируемого Постановления.

Безусловно, налоговые органы не могут быть лишены права проводить текущий налоговый контроль, однако необходимо учитывать, что полномочия государственных органов возникают только в силу закона; на государственные органы распространяется принцип "разрешено только то, что прямо установлено законом". Поэтому все-таки желательно внести в п. 1 ст. 87 НК РФ соответствующие изменения и дополнения, прямо предусматривающие полномочия налоговых органов по проведению проверки в текущем году или исключающие неоднозначность трактовки ч. 1 ст. 87 НК РФ в этой части.

Комментарий к пункту 28

В п. 28 Постановления разъясняется, что проверки, проводимые органами налоговой полиции, не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами.

Комментарий к пункту 29

В п. 29 Постановления разъясняется, что налогоплательщик вправе представлять свои документы и иные доказательства в суд независимо от того, представлялись ли эти доказательства налоговому органу в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 100 НК РФ. Поэтому налогоплательщик вправе представить в суд и те доказательства своей правоты, которые не были представлены ранее налоговому органу. С учетом этого налогоплательщик вправе выбирать по своему усмотрению – какие возражения, доводы и доказательства он представит налоговому органу, а какие – суду.

Комментарий к пункту 30

В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований данной статьи лишь может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, т.е. само по себе процессуальное нарушение автоматически не является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или признания судом данного решения недействительным. Вопрос о применении п. 6 ст. 101 НК РФ решается по усмотрению вышестоящего налогового органа или суда на основе оценки характера допущенных нарушений и их влияния на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

В абз. 3 п. 30 Постановления приводится пример, когда может быть применен п. 6 ст. 101 НК РФ. В практике встречаются и другие случаи, когда суды признавали решение налогового органа недействительным на основании п. 6 ст. 101 НК РФ. Например, в соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ материалы проверки должны рассматриваться непосредственно руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в присутствии налогоплательщика. Если материалы дела фактически рассматриваются иным лицом, например, начальником отдела, то решение должно быть признано недействительным, поскольку материалы проверки не были рассмотрены уполномоченным лицом. При этом не имеет значения, кем подписано решение налогового органа. Налогоплательщик вправе настаивать на применении п. 6 ст. 101 НК РФ и в случаях, когда налогоплательщику не было сообщено заблаговременно о времени и месте рассмотрения материалов проверки, несмотря на то, что им были направлены письменные объяснения или возражения по акту проверки.

На наш взгляд, п.6 ст. 101 НК РФ подлежит применению в тех случаях, когда нарушения, допущенные налоговым органом, препятствуют обеспечению и защите прав налогоплательщика, гарантированным ст. 45 Конституции РФ и ст. 22 НК РФ.

Продолжение комментария в следующем выпуске рассылки …

В.М. Зарипов
председатель Совета Профессионального клуба юристов
г. Москва

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.



RLE       RB2 Network

Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь, то рекомендуем обратиться на наш налоговый форум. Мы по мере своих возможностей тоже принимаем участие в указанном форуме и консультируем там вместе с другими юристами. Там же вы можете высказать свою точку зрения на те проблемы, что мы поднимаем в наших материалах. Очень много полезных материалов по налогообложению Вы сможете найти также на нашем сайте.

Авторы рассылки - профессиональные юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Для тех, кого интересуют наши платные услуги, мы подготовили специальную страницу.

Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите нам






Подписывайтесь на рассылки Subscribe.Ru
Анализ главных бизнес-новостей
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
Как не платить лишние деньги и налоги?





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное