Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Налоговые новости от TaxHelp.RU

  Все выпуски  

Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Добрый день, уважаемые подписчики!

Сегодня мы публикуем статью, написанную человеком, находящегося "по ту сторону баррикад" – чиновником налоговой службы. Однако, при этом основная мысль статьи направлена в поддержку интересов налогоплательщиков.

В настоящее время МНС России заняло очень жесткую позицию по вопросу возможности реструктуризации задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог. МНС попросту не допускает такой возможности.

В своей статье автор обосновывает неправомерность отказов налоговых органов в проведение реструктуризации задолженностей налогоплательщиков по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Автору статьи было бы очень интересно услышать мнение, как в поддержку его точки зрения, так и в ее опровержение.



Несколько слов в пользу реструктуризации налога на пользователей автомобильных дорог

По данным МНС России в настоящее время основной долг всех юридических и физических лиц перед бюджетами составляет 525 млрд. рублей, а пени и штрафы – еще 535 млрд. рублей. Значительную сумму задолженности составляет задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог. Так долг предприятий и организаций Волгоградской области только по этому налогу составляет 1319 млн. рублей, в том числе недоимка 662 млн. рублей.

Проанализировав структуру долга по налогу на пользователей автомобильных дорог в общей задолженности предприятий и организаций Волгоградской области видно, что она составляет значительную его часть (18 %). Подчас урегулирование задолженности по данному налогу является ключевым для принятия решения юридическим лицом о реструктуризации задолженности и последующего создания условий его финансового оздоровления. Это обусловлено, прежде всего, тем, что налоговые органы в части неурегулированной задолженности по данному налогу продолжают осуществлять весь комплекс мер предусмотренных налоговым законодательством по ее взысканию.


Реструктуризация налогов – понятие бюджетное

В настоящее время осуществляется так называемый третий этап реализации Постановления Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999, обусловленный внесением изменений в его первоначальную редакцию Постановлением Правительства РФ N 410 от 23.05.2001.

Если вспомнить, то выход в свет указанного постановления был обусловлен статьей 115 Закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год". Однако, Постановление Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999 расширило рамки Закона.

Основной целью реструктуризации в соответствии с Постановлением являлось урегулирование кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления.

При этом Правительство РФ в целях комплексного решения поставленной цели п. 5 Постановления рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного Постановлением N 1002.

Порядок проведения реструктуризации устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам. При этом указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.

Пунктом "м" статьи 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" N 2118-1 от 27.12.1991 налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации, отнесены к федеральным.

Налоговое законодательство, в том числе и Налоговый Кодекс РФ, не предусматривает проведение реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица. В порядке, предусмотренном главой 9 НК РФ, может быть изменен срок уплаты налога, сбора, а также пени и предусмотрены формы: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. При этом налоговые органы не являются органами, уполномоченными принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора (ст. 63 НК РФ).

Таким образом, проведение реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица, предусмотренное Постановлением Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999, выходит за рамки налогового законодательства и осуществляется целиком в рамках бюджетного законодательства вне зависимости от вида налога.


О бюджетном устройстве

В соответствии со ст. 10 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.

Согласно ст. 17 БК РФ "целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда".

Законом РФ "О дорожных фондах РФ" N 1759-1 от 18.10.1991 предусмотрено образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определены общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.

Статьей 1 вышеназванного Закона определено, что на территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых:

в Федеральном дорожном фонде Российской Федерации;

в дорожных фондах субъектов Российской Федерации.

Кроме того, средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, дорожные фонды Российской Федерации являются целевыми бюджетными фондами и соответственно являются составными частями федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.


Ограничения на реструктуризацию

В соответствии со статьей 7 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" с 1 января 2001 года Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен. В свою очередь статьей 69 вышеназванного Закона устанавливается что средства, поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также суммы штрафов и пеней за несвоевременную уплату указанного налога в полном объеме зачисляются в доходы территориальных дорожных фондов субъектов РФ.

Принимая во внимание, что территориальные дорожные фонды субъектов РФ являются целевыми бюджетными фондами, входящими составной частью в бюджет субъекта РФ, то решение о реструктуризации задолженности по данному налогу в соответствии с п. 5 Постановления N 1002 может быть осуществлено на основе соответствующего нормативного акта субъекта РФ. При этом реструктуризация не может быть осуществлена в рамках самого Постановления N 1002, так как оно урегулирует кредиторскую задолженность юридических лиц по налогам, сборам, пеням и штрафам только перед федеральным бюджетом.

Кроме того п. 2 указанного выше Порядка проведения реструктуризации определил, что Порядок не распространяется на задолженность организации по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также на пени и штрафы за несвоевременную уплату указанного налога.

В свою очередь, если нормативный акт субъекта РФ не содержит ограничений по реструктуризации налога на пользователей автомобильных дорог, то реструктуризация данного налога возможна в рамках реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в бюджет субъекта Российской Федерации.

Так, Постановление Главы Администрации Волгоградской области N 757 от 02.11.1999 (в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области N 663 от 30.07.2001) не содержит таких ограничений, что предполагает возможность при выполнении остальных условий, предусмотренных данным постановлением, реструктуризацию задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог юридического лица, состоящего на учете в налоговых органах региона.

Таким образом, введенные п. 2 Порядка проведения реструктуризации ограничения на реструктуризацию налога на пользователей автомобильных дорог не могут являться основанием отказа налоговым органом в праве юридического лица на реструктуризацию данного налога в рамках правового поля установленного законодательством субъекта РФ.

Д.В. Фотинов
Советник налоговой службы РФ 2 ранга

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.



RLE       RB2 Network

Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь, то рекомендуем обратиться на наш налоговый форум. Мы по мере своих возможностей тоже принимаем участие в указанном форуме и консультируем там вместе с другими юристами. Там же вы можете высказать свою точку зрения на те проблемы, что мы поднимаем в наших материалах. Очень много полезных материалов по налогообложению Вы сможете найти также на нашем сайте.

Авторы рассылки - профессиональные юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Для тех, кого интересуют наши платные услуги, мы подготовили специальную страницу.

Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.

Хотим обратить внимание руководителей консалтинговых фирм, что популярный налоговый сайт "Налоговая помощь" продается. Ежедневно сайт посещают около 150-400 человек. Он может стать эффективной стартовой площадкой для Вашего собственного веб-представительства.

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите ведущему рассылки Сергею Шаповалову






Подписывайтесь на рассылки Subscribe.Ru
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
Как не платить лишние деньги и налоги?





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное