При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как не платить лишние налоги?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Добрый день, уважаемые подписчики!
Сегодня мы публикуем статью, написанную человеком, находящегося "по ту сторону баррикад" – чиновником налоговой службы. Однако, при этом основная мысль статьи направлена в поддержку интересов налогоплательщиков.
В настоящее время МНС России заняло очень жесткую позицию по вопросу возможности реструктуризации задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог. МНС попросту не допускает такой возможности.
В своей статье автор обосновывает неправомерность отказов налоговых органов в проведение реструктуризации задолженностей налогоплательщиков по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Автору статьи было бы очень интересно услышать мнение, как в поддержку его точки зрения, так и в ее опровержение.
По данным МНС России в настоящее время основной долг всех юридических и физических лиц перед бюджетами составляет 525 млрд. рублей, а пени и штрафы – еще 535 млрд. рублей. Значительную сумму задолженности составляет задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог. Так долг предприятий и организаций Волгоградской области только по этому налогу составляет 1319 млн. рублей, в том числе недоимка 662 млн. рублей.
Проанализировав структуру долга по налогу на пользователей автомобильных дорог в общей задолженности предприятий и организаций Волгоградской области видно, что она составляет значительную его часть (18 %). Подчас урегулирование задолженности по данному налогу является ключевым для принятия решения юридическим лицом о реструктуризации задолженности и последующего создания условий его финансового оздоровления. Это обусловлено, прежде всего, тем, что налоговые органы в части неурегулированной задолженности по данному налогу продолжают осуществлять весь комплекс мер предусмотренных налоговым законодательством по ее взысканию.
В настоящее время осуществляется так называемый третий этап реализации Постановления Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999, обусловленный внесением изменений в его первоначальную редакцию Постановлением Правительства РФ N 410 от 23.05.2001.
Если вспомнить, то выход в свет указанного постановления был обусловлен статьей 115 Закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год". Однако, Постановление Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999 расширило рамки Закона.
Основной целью реструктуризации в соответствии с Постановлением являлось урегулирование кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления.
При этом Правительство РФ в целях комплексного решения поставленной цели п. 5 Постановления рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного Постановлением N 1002.
Порядок проведения реструктуризации устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам. При этом указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.
Пунктом "м" статьи 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" N 2118-1 от 27.12.1991 налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации, отнесены к федеральным.
Налоговое законодательство, в том числе и Налоговый Кодекс РФ, не предусматривает проведение реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица. В порядке, предусмотренном главой 9 НК РФ, может быть изменен срок уплаты налога, сбора, а также пени и предусмотрены формы: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. При этом налоговые органы не являются органами, уполномоченными принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора (ст. 63 НК РФ).
Таким образом, проведение реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица, предусмотренное Постановлением Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999, выходит за рамки налогового законодательства и осуществляется целиком в рамках бюджетного законодательства вне зависимости от вида налога.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.
Согласно ст. 17 БК РФ "целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда".
Законом РФ "О дорожных фондах РФ" N 1759-1 от 18.10.1991 предусмотрено образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определены общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.
Статьей 1 вышеназванного Закона определено, что на территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых:
в Федеральном дорожном фонде Российской Федерации;
в дорожных фондах субъектов Российской Федерации.
Кроме того, средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.
Таким образом, дорожные фонды Российской Федерации являются целевыми бюджетными фондами и соответственно являются составными частями федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" с 1 января 2001 года Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен. В свою очередь статьей 69 вышеназванного Закона устанавливается что средства, поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также суммы штрафов и пеней за несвоевременную уплату указанного налога в полном объеме зачисляются в доходы территориальных дорожных фондов субъектов РФ.
Принимая во внимание, что территориальные дорожные фонды субъектов РФ являются целевыми бюджетными фондами, входящими составной частью в бюджет субъекта РФ, то решение о реструктуризации задолженности по данному налогу в соответствии с п. 5 Постановления N 1002 может быть осуществлено на основе соответствующего нормативного акта субъекта РФ. При этом реструктуризация не может быть осуществлена в рамках самого Постановления N 1002, так как оно урегулирует кредиторскую задолженность юридических лиц по налогам, сборам, пеням и штрафам только перед федеральным бюджетом.
Кроме того п. 2 указанного выше Порядка проведения реструктуризации определил, что Порядок не распространяется на задолженность организации по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также на пени и штрафы за несвоевременную уплату указанного налога.
В свою очередь, если нормативный акт субъекта РФ не содержит ограничений по реструктуризации налога на пользователей автомобильных дорог, то реструктуризация данного налога возможна в рамках реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в бюджет субъекта Российской Федерации.
Так, Постановление Главы Администрации Волгоградской области N 757 от 02.11.1999 (в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области N 663 от 30.07.2001) не содержит таких ограничений, что предполагает возможность при выполнении остальных условий, предусмотренных данным постановлением, реструктуризацию задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог юридического лица, состоящего на учете в налоговых органах региона.
Таким образом, введенные п. 2 Порядка проведения реструктуризации ограничения на реструктуризацию налога на пользователей автомобильных дорог не могут являться основанием отказа налоговым органом в праве юридического лица на реструктуризацию данного налога в рамках правового поля установленного законодательством субъекта РФ.
Д.В. Фотинов
Советник налоговой службы РФ 2 ранга
Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||