Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В рассуждениях о словообразовании не следует забывать хотя бы об анатомии человека, если далековато до психофизики


Если хотите увидеть полный текст рассылки в окружении тематически близких материалов, то перейдите на сайт по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1464.

Через Язык - к Истокам разумной Жизни - 03 (270).

От дикого Запада до далекого Севера.

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Центр в Екатеринбурге: zovuritm@narod.ru, тел. +79222967135 (с 12.00 до 18.00 по московскому времени), тел. (343) 350-74-97 (Алексей Иванович), zovu_pochta@list.ru,

Представительство в Москве (эл.адрес: alex0504@hotbox.ru. Конт.тел. (985) 761-4902, Алексей Басов),
Представительство в Санкт-Петербурге (),
Представительство в Новосибирске (эл.адрес: minax@inbox.ru . Конт.тел. 2656793, Александр Васильевич),
Представительство во Владивостоке (эл.адрес:avm2003@mail.ru . Конт.тел. 8(4232)333535, Мазур Анатолий Викторович).

Если читаете эту рассылку, значит, верстается февральский номер эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

Подписка на 2012 год и анонсы свежих номеров см.: http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=15!

 

РАЗБУДИТЬ СПЯЩЕГО ДРАКОНА!

 

(см. на сайте здесь)

Все смешалось в доме Облонских.

Л.Н.Толстой

 

Анекдот про американский суперкомпьютер, вышедший из строя при попытке перевести русский диалог:

- Ты будешь отмечать старый Новый год?

- Да нет, наверное.

(В Головачев. Остаться в живых.)

 

Ночь перед рассветом. Темно и тревожно. И мир перевернутый видится как в кошмарных снах – войнами и разрушениями, хаосом и смертями. Везде расставлены сети, идет охота! А еще море завлекательной информации и рекламных огней, навязывающих жизнь наоборот и вредные вещи. И люди, давно привыкшие ко всему этому и приспособившиеся к страху, искусственным ритмам и ночному образу существования...

В таком виде можно описывать мир, в котором мы живем, но многим, закрывающим почти на все глаза, в это слабо верится. Ведь существующий порядок так серьезно и научно описан, для всего прописаны правила и законы, есть администрации всякие и магазины, худо-бедно люди одеваются и едят. Как же про это можно говорить «все не так, ребята»!?

И ничего другого вроде бы и нет. Остальное все сказки и выдумки… Для спящего сознания.

Ночь хороша для тех, кто ведет ночной образ жизни. Они не хотят, чтобы ночь кончалась. Плохо в такой атмосфере только тем, кто создан для дневной активности, если они даже об этом не знают, со своим усыпленным сознанием. А вот они-то уже или чуют, что наступает рассвет, или даже готовы его придумать, чтобы вдохнуть хотя бы глоток мечты, вместо недостающего света и свежести…

А если отойти от загадок и образов к тому реальному, что вокруг происходит, то видно, что эта закостеневшая система привычного миропорядка технократической цивилизации как-то уж быстро разрушается или, точнее сказать, видоизменяется. Некоторых это даже пугает. И даже тем, кто желал бы поспать в сторонке от событий и перемен, как-то уже не спится. Но ведь и валяться в бездействии тоже не годится! Можно прозевать не только все на свете, а даже лучшие дни своей жизни!

Лучше уж пробудиться, встать в полный рост и для начала осмотреться вокруг. Если уж пошла такая масть!

Пробудиться сознанием.

Хватит сдерживать в себе все природное, настоящее. Пора уже отпустить, расправить мышцы или крылья… Или что там у вас еще. Разбудить спящего дракона! Ведь это совсем не страшно. Страшилки придуманы для того, чтобы не просыпаться и безвольно разрешать вами пользоваться во всех отношениях.

А в реальном мире (не во сне) не только не страшно, но даже интересно!

Просто там для жизни много нужно знать и все делать своими руками, головой и сердцем!

И не унывать, не впадать в депрессию, а поддерживать добрый настрой! Например, мы сегодня отмечаем все праздники, приносящие радость. Потому что хотим, чтобы ее в Жизни было больше. И вам желаем того же!

Так что, друзья, давайте, поехали! Начинается год Дракона по китайскому календарю! Не бойтесь его пробуждения!

Команда ЗоВУ (февраль 2012г.)

 

 

ЖУРНАЛ "ЗОВУ РИТМ": ПОДПИСКА НА 2012

 

Вы можете ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ на этот год!  Для этого нужно прислать данные о себе (эл.адрес личной почты, ФИО, город, страна) с темой "ЗОВУ РИТМ: Подписка 2012" на адрес: zovuritm@narod.ru (в случае временной недоступности этого адреса можно писать на резервный: zovu_pochta@list.ru ). С уважением, Команда ЗоВУ

 

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (февраль 2012):

(см. полностью все новые статьи наших рассылок на нашем сайте по ссылкам в названиях)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 400) - СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИЛИ ХОТЕТЬ НЕ ЗНАЧИТ МОЧЬ!

- «...Нашим современникам сложно и страшно видеть современный мир целиком. Между тем в новом времени и меняющихся условиях это может стать одним из важнейших критериев, определяющих человеческую способность выжить и жить в меняющемся мире…»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 342) - КУДА ПУТЬ ДЕРЖАТЬ ВЛЮБЛЕННОМУ!?

- «...Это должно быть так же четко, как левое и правое: чтобы идти прямо, нужно держаться между ними…»

- КАК ЖИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЛЮБОВЬ НЕ КОНЧАЛАСЬ?

- «...Это должно быть так же четко, как левое и правое: чтобы идти прямо, нужно держаться между ними…»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 281) - СОВРЕМЕННАЯ ФАНТАСТИКА В ПРОЦЕССАХ МЫШЛЕНИЯ

- «...Говорим об осторожности в выборе пищи для нашего сознания и процессов нашего мышления. Об умении и мастерстве в обдумывании картины мира и наших действий в нем!..»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 270) - О «ПИРАМИДАХ», «ДРАКОНАХ» И ДРУГИХ ТАЙНАХ АНАТОМИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

«...В рассуждениях о словообразовании не следует забывать хотя бы об анатомии человека, если далековато до психофизики!.. »

 

5. Спецрассылка: "РИТМ (для второй-третьей ступени). (Выпуск 148)." - 1) «ВСЕ НЕ ТАК, РЕБЯТА…», ИЛИ КАКУЮ КАРТИНУ МИРА ИМЕЕМ!  2) СУЩЕСТВУЕТ ЛИ «ВРЕМЯ ЗДОРОВЬЯ»? 3) КАК ЖИТЬ В МАСШТАБЕ МНОГИХ ВЕКОВ. - и др. материалы.

Общий тираж четырех наших рассылок на 09.02.2012г. составляет 22726 экз.

 

Постоянный адрес полного текста рассылки в окружении тематически близких материалов см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1464.

 

!?! По страницам электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

 

О "ПИРАМИДАХ", "ДРАКОНАХ" И ДРУГИХ ТАЙНАХ АНАТОМИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

 

 

В статье «Почему у «русских» язык «русский»?» было сказано, что сегодня каждому «попробовать «перешагнуть барьер» (или, как в Древности, «Шу») очень даже стОит! Ведь за этим потолком роста или «пределом» открываются знания и мировидение, которые ни в каких книгах не достать»!

Конечно же, стОит! Но при современной разрушенности почти всей корневой системы Живой Речи это не так-то просто. Вот даже здесь. Многие ли поняли, ЧТО стоит за этим вроде бы очень даже знакомым корнем «ШУ»?

В любом случае предлагаем представить себе наглядный и понятный образ, который мы здесь предлагаем в качестве примера. Все же знают, что есть в нашем языке слово «ШУба», в котором как раз и сегодня используется древний корень «ШУ». Что такое «шуба» в своих физических свойствах? Конечно же, с точки зрения словообразования. Корень «Ба» - в данном случае, осмысляется в значении «со всех сторон» (в данном случае, если мы будем «Шу Ба» рассматривать как словосочетание, «Ба» будет в роли прилагательного). А вот «Шу» - в разных контекстах понимается по-разному: и как «предел», и как «препятствие», и как «слой», который может быть и «защитным» (как шуба – от мороза), и «труднопреодолимым» (как сопротивление материала): в той же шубе – и холод не пропускает, и тепло не отдает! Сами понимаете, «слой» такой может быть и тонким, и очень даже толстым и труднопроходимым (а для кого-то и непреодолимым).

Вот почему в объеме пространства восприятия человека предки могли себе представлять «ШУ» в разных контекстах по-разному, уточняя смысл: или как тонкую условную границу на уровне 1-го центра (поэтому используется гласный звук «У»), в качестве «потолка» для всего как бы «ниженаходящегося». Или же эта граница понималась весьма расширенно, на все центры, вплоть до 7-го центра, как одна целая череда труднопреодолимых преград и испытаний. Ведь каждый центр, как понимаете, нужно в себе раскрывать, овладевать его возможностями, несмотря на «сопротивление материала» (вот где еще, в частности, смысл корня «Шу» - в преодолении и сопромате)!

И помните еще из правил живого словообразования, что приставочным (или предложным) способом в симметричный центр (для 1-го это 7-й) корень переносится без инверсии, т.е. без переворачивания и обратного прочтения? Мы даже как раз этот пример приводили во второй части «Живой Русской Речи» (см. подробней в главе: 6.15. Слово «Девять»; сюда же добавим только то, о чем там не сказано): «у Шу», как понятие, получившееся по словообразовательной модели «у дома, у Ра», в значении комплекса психофизических техник раскрытия центров (то, что у китайцев сохранилось в некитайском понятии «ушу»)…

 

Ну, это была, так сказать, присказка, а теперь ближе к теме. Такая присказка понадобилась для показа того, что в любом исследовании, как и в жизни, нельзя терять опору, нельзя отрываться от реальности (а ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА САМАЯ НАДЕЖНАЯ ОПОРА И САМАЯ ДОСТОВЕРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – ЭТО ЕГО ОРГАНИЗМ, ЕГО ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, а не какие-то там «гипотезы» и «теории происхождения» чего-то)! Короче, в рассуждениях о словообразовании не следует забывать хотя бы об АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА (если далековато пока до психофизики). Иначе недолго и заблудиться, и обмануться (всякого рода абстрактными лингвистическими теориями). Ведь даже в словаре В.Даля сегодня читаем следующее:

«ПИРАМИДА ж. греч. остряк, островерхое тело на широкой подошве, с откосыми боками… В геометрии тело, ограниченное равными треугольниками, составленными вершинами в одну точку и образующими основаньями своими угольник. Египетские пирамиды четыреугольные...»

Вот таков он, наглядный пример длительной «европеизации» русского языка: наше древнее слово считается «греческим» заимствованием и имеет поверхностное, формальное толкование, выдвигая на первый план вторичные значения, далекие от первозданной сути!

Через греческий же язык у В.Даля осмысляется и слово «ПИРА», как «ж. церк. греч. калита, сума, котомка…» Видимо, отсюда потом следует совсем уже измененное значение слова «ПИР» как «многолюдное угощенье, большой званый обед…» А уж о том, что слова эти фактически однокоренные, и вовсе не упоминается.

Составители словарей и многие современные лингвисты порой вовсе теряют чувство реальности и фантазируют в русле оголтелого отрицания всего «русского»: ведь если корень «пир» греческого происхождения, то по их такой перевернутой логике выходит, что и слово «пирог, пирожок» тоже оттуда, от греков?! Чтобы прикрыть такие явные нелепости, в современной лингвистике придуманы «омонимы».

Естественно, в природе такого нет: у дуба и березы не может быть одинаковых листьев, если даже в каком-то ракурсе они порой видятся похожими. В изначальной Живой Речи, служащей для тонких процессов Сотворения, требующих филигранной точности, тоже никаких «омонимов» не могло быть в принципе. Звуковые импульсы одного качества не могли служить спусковым механизмом нескольким разным функциям и процессам.

 

Вот сами (пользуясь данными нашего пособия «Живой Русский Язык») попробуйте прочувствовать процесс словообразования!

Представьте, что есть состояние изначальной энергии, которое чувствуется через звук речи «А», это некое динамическое состояние без границ («и здесь, в 4-м центре, и везде-везде»). Условное ограничение появляется тогда, когда мы добавляем к этому гласному звуку модулирующий звук «Р», осмысляемый как внешняя вибрация, как излучение во все стороны. Так получается слово «РА», как источник энергии, имеющий определенные границы, за пределы которого и излучается первичная энергия.

Теперь что есть «И»? Прежде всего, продолжение без конца, все дальше и дальше – и как отчасти повторение, воспроизведение имеющегося, и как отчасти изменение, нечто другое. Согласный звук «П» модулирует (фиксирует) эту динамику в определенных рамках («берегах») и получается у нас еще один древний корень (и даже слово) «ПИ», как некое содержимое (это может быть что угодно) хоть какого объема и продолжительности, но по определенным правилам (и задаваемым условиям). Думаем, вы понимаете, что даже в современных хаотических изменениях языков вовсе не случайно именно за этим звукосочетанием «Пи» закрепилось обозначение математической константы (3,14…).

А когда эти два корня (два древних слова) сливаются вместе, рождается новое слово, в котором первая часть является смыслообразующим (обозначающим предмет), а вторая часть как бы определением (свойством, атрибутом). Так у нас получается «ПИ-РА», комплекс звуков речи или словообразовательных корней, несущий изначально вложенный (т.е. получающийся из смыслов каждого звука и каждого корня) смысл. Математически он может определяться как бы некой «константой, характеризующей в данном случае излучение первозданной энергии». Ну а образно это можно представить как некую начинку в удобной для данного момента обертке (кстати говоря, как тот же «пирог» - делается и подается, делается и подается, но с нужной начинкой и по определенным правилам). Теперь понимаете, что слово «пирог» имеет в корне «ПИРА» и пришло в русский язык из общего древнего источника, а не из греческого языка, имеющего гораздо больше искажений и отклонений от первоисточника, чем русский язык? Отличие между этими словами в том, что привносит корень «ГА». И тогда «ПИРА» (или «ПИРЪ») – это процесс, понимаемый в быту как «угощение» (есть и другие значения). А «пироГА» (или «пироГЪ») – определенная порция этого угощения, потому что «ГА» - это заданное (или задуманное, запланированное) состояние. Вот исходя из этого и следует читать теперь написанные в современных словарях тексты о понятиях «Пир, Пирог». Понимая, что это наши родные, русские однокоренные слова. И видя своими глазами, где в словарях говорится точно, а где составители привирают и фантазируют.

То, что этот корень имеет мало отношения к грекам, говорит и наличие такого словообразовательного корня у американских индейцев, для которых звукосочетания «ПИРога» имеет значение «лодка». Смысл тот же: наличие «оболочки» (корпус плавсредства) и «начинки» (пассажиров и груза)…

Надо лишь понимать, что в данном примере «Пир, Пирог» - это конкретный образ (для понимания сути словообразовательных процессов). Есть и другие образы, связанные с этим корнем. В общем же изначальном смысле ПИРА – это как бы «передача энергии» или «перенос источника энергии из точки A в точку B».

 

Теперь нам осталось разобрать вторую часть «Пирамиды», корень «МИДЪ» (современное окончание «-а» трогать не будем), состоящий из двух осмысленных частей: МИ + ДЪ (в полнозвучии: ДО).

При этом мы здесь еще не учитываем чередование гласных «е//и», т.е. вместо МИ вполне могло быть и МЕ, но так уж и быть, оставляем в современном звучании. Сегодня мы в русском находим с этим корнем словоформу «медь, медный», а вот форма «Мидъ» отыскивается легче в греко-латинских формах, хотя забытый древний смысл можно вывести и по-русски (есть в русском языке масса слов, исключенных по некоторым соображениям из словаря литературного языка, типа выведенного из современного обихода понятия «Мидгард», как одного из древних названий Земли, который якобы встречается только в скандинавской мифологии, хотя даже сегодня буквально читается с древнерусского, как «средний город, срединная земля, средиземье»).

«МИ» нами ранее уже рассматривалось (см. статью: «Родная речь: помни имя свое»). Поэтому ограничимся (без повторения) общим смыслом «МИ» как «продолжения яви, чего-то являющегося, возникающего, рождающегося». При этом «продолжение» может трактоваться и просто как «перемещение». Вопрос по схеме ставится от предмета (МИ) к атрибуту: «какое?» Атрибутом здесь является корень «ДО». Смысл его см. в пособии «Живой Русский Язык» (не будем каждый раз выводить суть из простейших элементов, как это сделали в качестве примера для «РА»). Вкратце можно сказать, что «ДО» - осмысляется как некая «динамичная среда, или совокупность связей, или объем, существующий каким-либо способом, согласно неким условиям, и служащий средством чего-то» и т.д. И вот это самое «ДО» теперь - по схеме словообразовательной конструкции - куда-то «МИ». Поняли?

Если свести это к какому-то узкому понятию, то «МИДЪ» можно представить, например, в качестве «среды, средства, условия, способа, связующего элемента» и т.п. В принципе, приблизительно в таких значениях он и сохранился в словах греко-латинского происхождения (может быть, поэтому слово «пирамида» и принято относить априори к греческому языку?).

 

Итак, что мы имеем в итоге? Как теперь можем понять общий смысл древнего к нам послания в тексте из таких словообразовательных корней:

Пи + Ра + Ми + Дъ (или: Пира + Мидъ)?

Для этого следует четко разделять две вещи:

- абсолютный (изначальный) смысл сочетания звуков речи (в слоге, корне, слове) и

- конкретное лексическое значение в тот или иной период времени употребления такого комплекса звуков речи (или слова).

Но при этом необходимо учитывать и то, что новый предмет, как правило, получает название тем или иным словом не произвольно, а согласно сложившейся «традиции» словообразования, соответствия смысла значению по функции называемого предмета (эта традиция все чаще нарушается только в наши дни, по мере усиления разрушительных тенденций в языке). Раньше вещи называли (и имена давали) максимально точно, а сегодня уже возможны сплошь и рядом произвольные имена, т.к. связи с истоками и традиции живого слова почти полностью утрачены...

 

(из цикла: «Родные слова: возрождение утраченных смыслов». - Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. 2012г.)

(окончание в следующем выпуске или сейчас см. на сайте)

 

* * *

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах и использование нашего текста в коммерческих целях без разрешения является нарушением авторских прав!!!

Справочная информация по уровням вещания и практика:

1) Практика: мастер-класс настройки естественной саморегуляции организма и творческих способностей. см. http://www.zovu.ru/centrskazki.htm)
2) Наши жизненные наблюдения и ориентиры - подписка на все четыре рассылки РИТМ, а не на 1/4 (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=10).
3) Собрание сочинений Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ) на 6-и CD (заказ компакт-дисков "Возрождение Человека-1" и "Возрождение Человека-2", а также "Живой Русский Язык", "Живая Русская Речь", "ЗОВУ РИТМ" (полный комплект всех выпусков журнала) и "Дети и воспитание: древние традиции в современных условиях, или психология здравой педагогики": см. на http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=10).
см. окончание в следующем выпуске: ...

До следующих встреч! Наша почта: zovuritm@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2012.

* * *


В избранное