Иннокентий
Серышев востоковед и
эсперантист
24.06.2002 21:37 | Русское Зарубежье
Хисамутдинов А.А.
Иннокентий Серышев востоковед
и эсперантист //
Проблемы Дальнего Востока. 2001. -
2. С. 135-138
Известным просветителем в
среде дальневосточной
эмиграции был И.Н. Серышев -
священник, талантливый
журналист и увлеченный до
самозабвения эсперантист.
За долгую скитальческую жизнь
он в разных странах
опубликовал большое
количество работ. Прилагаю
список всех своих изданий,
писал он в конце своей
жизни австралийскому
библиографу Хотимскому, -
причем синим сбоку подчеркнул
те, кои можно купить за
наличные, деньги нужны на
продолжение изданий(1).
Что же это был за человек и чем
он интересен нам сегодня?
Иннокентий
Николаевич Серышев родился 15
августа 1883 г. в Больше-Кударинской
станице
Забайкальской области (по
другим данным в Кяхте)(2). Его
отец был
священником, что
предопределило многое в жизни
Серышева. В 1900 г. он
окончил 7 классов реального
училища в Троицкосавске. После
этого потупил на
механический факультет
Томского технологического
института, где проучился
три года. Точные науки не
привлекли юношу: он решил уйти
из института и
заняться богословием. По
предложению владыки Макария,
епископа Томского,
Серышев уехал в деревню, где
стал преподавать в школе.
Как-то раз, подвыпивши, он
критически высказался о русско-японской
войне в
разговоре с солдатами, и его
арестовали. Грозила ссылка, а,
может быть, и
более суровое наказание -
вплоть до расстрела - времена
были очень жесткие.
Но Серышева выпустили на
поруки, после этого он дал обет
никогда не пить и
не курить. И этому следовал до
конца своей жизни. Серышев
решил принять сан
священника. В Чите владыка
Мефодий рукоположил его в сан
закона, а затем, 16
января 1906 г. - в сан священника.
После этого отец Иннокентий
был направлен
в дальний приход. Он сменил их
несколько, причем деятельность
его не
отличалась однообразием. Одно
время он занимался кооперацией.
Потом, когда в
России возникло движение за
трезвый образ жизни,
организовал одно из Обществ
трезвости.
Огромной вехой в его жизни
стало увлечение языком
эсперанто. Уже в молодости
Серышев отличался тягой к
перемене мест. В 1910 г. он
получил разрешение
епископа Мефодия посетить Афон,
заодно побывал в разных
странах Европы,
встретился со своими
единомышленниками по
эсперанто. Эта поездка
значительно
расширила кругозор молодого
священника После возвращения
он работал в
Томской епархии.
1917 год изменил жизнь Серышева.
Он устроился на работу в
культурно-просветительский
отдел Алтайских кооператоров,
был секретарем,
затем членом правления союза.
Гражданская война заставила
его покинуть
родной Алтай. Из Бийска в 1919 г.
он перебрался в Томск.
Отказавшись
сотрудничать с большевиками,
Серышев решил уехать на
Дальний Восток. Позднее
он вспоминал, что помог ему в
тот период именно язык
эсперанто. Имея 200
корреспондентов из 80 стран, он
смог во Владивостоке, где была
сильная
эсперантская группа, получить
визу в Японию - для изучения
японского языка.
Более двух лет Серышев провел в
Японии. Учил японский язык в
школе жены
священника Российского
посольства Петра Булгакова.
Пешком исходил сотни
километров. Целью этих
путешествий было знакомство с
методикой преподавания
в японских школах. Серышеву не
удалось уехать в Америку, как
он планировал
ранее, и в начале 1922 г. он
отправился в Харбин. Там он
сразу же
организовал цикл лекций в
Обществе русских
ориенталистов. Вскоре они были
опубликованы в журнале Вестник
Азии(3).
Серышев сменил много профессий
- работал в железнодорожной
школе, был
наборщиком и печатником в
типографии Учебного отдела
Китайско-Восточной
железной дороги. В дальнейшем
это помогло ему организовать
свои собственные
издательства. Не на шутку
увлекшись востоковедением,
Серышев сдружился с
известными китаеведами П.В.
Шкуркиным и И.Г. Барановым,
исследователем-натуралистом Н.А.
Байковым и литератором Ф.Ф.
Даниленко.
Позднее он оставил о них
интересные воспоминания(4). В 1924
г. он основал
эсперантское издательство Oriento
- Восток. Под таким же названием
он стал
издавать свою газету на
эсперанто, которая выходила с 1
по 20 июля 1925 г.
В Харбине Серышев занялся
изучением Китая: его
интересовали как вопросы
религиозной жизни, так и
китайское народное творчество.
Он старался быть в
центре жизни китайского народа,
чтобы приобщиться к древней
культуре страны,
при этом не забывал и о другой
своей задаче - познакомить
китайцев, прежде
всего студентов, с
международным языком
эсперанто. Некоторое время
Серышев
провел в столице Китая, где
преподавал язык в Пекинском
эсперанто-колледже.
13 декабря 1924 г.. в день памяти
доктора Заменгофа, создателя
эсперанто, он
выступил с большим докладом на
тему Содружество Востока и
Запада. В Пекине
Иннокентий Николаевич
продолжил изучение китайской
философии, встречался с
известными деятелями Китая,
такими, например, как Сунь
Ятсен. Серышев
занялся и изучением так
называемой проблемы желтой
опасности (панмонголизм.
панкитаизм и паназиатизм). Он
отправляет свои статьи о Пан-Азии
в
эсперантский журнала Космо,
затем выходят в свет и работы О
признании
Красного Китая и О мировых
штатах человечества. Он
деятельно занялся и
изучением китайского языка и
иероглифики, находя в ней
философский смысл.
Серышев старался быть в курсе
событий, который происходили в
Маньчжурии и
Японии, откуда ему посылали
письма его друзья.
Предчувствие, что Харбин
ожидают новые проблемы,
заставило Серышева
ходатайствовать о получении
визы в Австралию. И опять же
помогли
друзья-эсперантисты. Из
Харбина он уезжает вначале в
Японию, а в январе 1926
г. попадает в Австралию.
Эсперантисты помогли ему
получить место подсобного
рабочего в одной из гостиниц
Сиднея. По приезде в Сидней, -
цитирует
воспоминания Серышева его
биограф И. Суворов, - он около
года работал в
частной гостинице, где доил
коров, таскал уголь, чистил
кузню, мыл ванные и
уборные и т.д. Два месяца он
поработал кухонным мужиком в
католическом
пансионе-колледже, а потом в
патри, где мыл посуду на 500
столовников. Год
работал на стекольном заводе, -два
месяца - на уборке
ремонтируемых домов, а
теперь вот (в 1939 г.) уже около
двух лет работает по ночам в
русском
ресторане (возможно, у Гольева)
- моет и полирует полы и чистит
кухню, все
за гроши!(5).
К глубокому сожалению Серышева,
многие эмигранты в Сиднее
отнеслись
прохладно к идее открыть
православный приход - они были
озабочены добыванием
средств к жизни. О. Иннокентий, -
писал И. Суворов, - пытался
сговориться с
местным греческим епископом о
возможности совершать
богослужения в греческом
храме, но безуспешно, и ему
пришлось какое-то время
совершать службы в
частных домах. Однако вскоре
этот епископ уехал из Сиднея,
оставив в храме
настоятелем архимандрита
Афиногора. Он пошел навстречу
русскому
православному священнику и
разрешил ему служить в храме
раз в месяц
Божественную литургию. Правда,
некоторые причины побудили
общину отказаться
вскоре от греческого храма и
перейти к сирийцам. [...]. О.
Иннокентий, служа
у греков и сирийцев, стал
вводить в службу новый стиль,
начал читать
Апостола и Евангелие за
службой на русском языке
вместо
церковно-славянского, и
употреблял часто, наряду с
русским, греческий,
арабский и английский языки.
Однажды на Пасху читал
Евангелие даже на
эсперанто6.
В Австралии Серышев не забыл
Китай. Он стал сиднейским
корреспондентом
популярного харбинского
журнала Рубеж и церковного
издания Хлеб Небесный,
публиковался и в других
газетах и журналах, выходящих в
Китае, Америке и
Европе. Весьма деятелен он был
еще в одной области. Смысл
своей жизни он
теперь видел в подготовке и
выпуске различных
периодических изданий.
Тематика их охватывала и
страны Дальнего Востока (непериодический
журнал
Азия. 1934-37), и проблемы
эмиграции (Путь эмигранта.
Непериодический
журнал, орган Объединения
русской эмиграции в Австралии.
1935-38), и вопросы
православия (Полемический
бюллетень. Непериодический
орган самозащиты
заштатного священника
Иннокентия Серышева. 1933);
Церковный колокол -
двухнедельный орган
Православного прихода в Сиднее
(всего вышло 4 номера, а
тираж составил 5-6 экземпляров).
Первые свои работы Иннокентий
Николаевич печатал на пишущей
машинке и
размножал у себя дома на
ротаторе. Так вышел ряд
ежемесячных изданий. Журнал
Церковь и Наука являлся
продолжением Церковного
колокола. До начала Второй
мировой войны вышло всего 49
номеров, после войны увидели
свет 50-56. Журнал
Путь эмигранта насчитывает
всего 48 номеров. Часть этого
издания была
напечатана на пишущей машинке,
часть -в типографии. В 20 номерах
издан
журнал Часы досуга, в минуты
раздумья. Он также был
отпечатан на обычной
машинке. Большей частью
материалы этого издания были
религиозного и
богословского характера. Оно
являлось как бы продолжением
журнала Церковь и
Наука. Критике разных
нерелигиозных течений были
посвящены 3 номера журнала
Критический сборник. Отец
Иннокентий считал одной из
важных статью этого
журнала, рассматривающую
современные течения
оккультизма и теософии.
Серышев был увлекающейся
натурой. Одна из его
утопических идей - создание на
островах Фиджи государства
Новая Россия, где нашли бы
приют русские
эмигранты из стран Тихого
океана и Европы В одном из
номеров Сиднейского
утреннего геральда, - писал
Серышев, - я наткнулся на
заметку Острова
Пасифика (Океании. - Ред.) на
продажу такого содержания: По
сообщению нашего
специального корреспондента
из Лондона, острова Фанинг и
Вашингтон
предложены к продаже.
Продавцом является компания,
оперировавшая на этих
островах в течение последних
двадцати лет.
Заинтересовавшись
предложением,
совпавшим с выдвинутым мною
проектом самостоятельного
устройства европейских
русских эмигрантов на островах
Фиджи, я стал следить за
информацией и скоро
был удовлетворен в своих
ожиданиях дополнительными
сведениями о продаваемых
островах. Это небольшие
острова и, вероятно,
сравнительно недороги. Не
купить ли их русским
эмигрантам, угнетаемым в
Европе?(7).
В 1937 г. Серышев открыл первое
русское издательство в
Австралии. После
великих трудов и огромного
напряжения сил и энергии, -
писал журнал Рубеж, -
нашему корреспонденту
священнику И. Серышеву удалось
основать в Сиднее
первую в Австралии русскую
типографию, что, разумеется,
может иметь
чрезвычайно большое
культурное значение для
переселившихся в Австралию
многочисленных русских
эмигрантов8.
Русская культура - так назвал
Серышев свое следующее издание.
Это был
журнал-сборник, посвященный
культурологии. В нем
публиковались биографии
самых известных деятелей
культуры России. Всего вышло
два номера. Время от
времени Серышев выпускал в
свет страноведческие журналы
Австралазия и Азия.
Первый, посвященный Австралии
и тихоокеанским островам,
печатался на машинке
большим форматом, общий объем
составил 80 страниц. Всего вышло
три номера.
Журнал Азия рассказывал о
странах Дальнего Востока -
Японии, Китае, Корее, а
также Формозе (Тайвань). Все три
номера этого издания также
были большого
размера и содержали
иллюстрации.
Вторая мировая война привела к
новой волне российской
эмиграции в Австралию.
Серышев откликнулся на приезд
соотечественников. Он стал
издавать журнал
Православие. Всего было
напечатано два номера. В 12
номерах вышел Лечебный
сборник. Он был посвящен
народной медицине, средствам
простого лечения, как
отмечал Серышев. Он также
подготовил и напечатал на
ротаторе книгу Ольги
Морозовой Как помочь больному (199
с.). Таким же способом Серышев
издал
Лечение голоданием (по методу
Суворина).
В июле 1945 г. Серышев выпустил в
свет первую книгу из трилогии
Альбом
выдающихся личностей России.
Хотя тираж был немалый - 500
экземпляров, он
разошелся довольно быстро. В 1946
г. он издал вторую часть, а
вскоре и
третью. Критика заметила эти
издания, но указала на слабости
при изложении
некоторых биографий. Серышев в
связи с этим посетовал на то,
что он живет
вдали от культурных центров, а
некоторых биографий нет даже в
подробной
Британике или старых русских
энциклопедиях. Ему пришлось
немало потрудиться,
чтобы по крохам собрать нужные
факты. Были жалобы и на плохое
качество
фотографий, что неудивительно,
ибо Серышеву приходилось их
подбирать из
старых журнальных подшивок.
Иннокентий Николаевич Серышев
прожил долгую, трудную жизнь,
но самыми
тяжелыми оказались последние
годы. Он постоянно находился в
стесненных
обстоятельствах, откладывая
гроши на свои издания. Очень
часто не доедал.
Имея непростой и
бескомпромиссный характер,
отец Иннокентий не находил
поддержки у окружающих.
Работал он порой до
изнеможения, трудился над
своими
проектами до последнего дня.
Многие из них остались в
рукописях. Особенно
ценными являются его
воспоминания. В них он
описывает свою жизнь в
Забайкалье, события революции
и гражданской войны на Дальнем
Востоке,
деятельность в Японии, Китае и
Австралии; много страниц
посвящено
этнографическим наблюдениям. В
своей жизни И.Н. Серышев сделал
немало, но, к
сожалению, оказался забытым.
Скончался он в августе 1976 г.
Примечания:
1. Собрание О.М.Бакич (Канада).
Письмо И.Н. Серышева от 21 июня
1965 г.
2. Зернов Н. Русские писатели в
эмиграции. Биографические
сведения и
библиография их книг по
богословию, религиозной
философии и православной
культуре, 1921-1972. - Boston, Mass.: G.K. &
Co., 1973. С. 119-120.
3. Серышев И. Основы японской
системы образования // Вестник
Азии. Харбин.
51, 52.
4. Серышев И. В земном плане
моего бесконечного бытия: в
Китае. Б.г. Б.м.
T.III С. 43-46.
5. Суворов И. О.Иннокентий
Серышев. Биография. //
Австралиада. 1995. 4. С.
8. (Опубл.: // Хлеб Небесный.
Харбин, 1940. 2. С. 60).
6. Суворов И. Краткая история 1-го
православного русского
прихода в Сиднее
// Австралиада. 1996. 8. С. 11.
7. И.Серышев. Не купить ли
русским эмигрантам два острова?
// Новая
заря. 1936. С. 4.
8. Первая русская типография в
Австралии // Рубеж. Харбин, 1937. 20
марта.
С. 14
Русские
коллекции Гуверского
института
О.
Иннокентий Серышев
1883 - 1976
Отец Иннокентий Серышев
родился 14 августа 1883 г. в
деревне Большая
Кудра, в Забайкалье. В 1902 г. он
женился на Екатерине Федоровне
Бондаренко.
В 1906 - 1909 гг. о. Иннокентий был
приходским священником в
деревне
Доронино, а в 1910-1913 гг. - в
селении Шергольджин. Именно в
этот период он
начал интересоваться
эсперанто, и посвятил свою
дальнейшую жизнь
распространению этого языка. В
1917-1919 гг. он являлся членом
совета
директоров Союза культурно-просветительских
обществ Алтайского края.
С 1920 по 1922 гг. О. Иннокентий
Серышев жил в Японии, изучал
японскую
систему образования и написал
книгу "Страна самураев" (1924).
После Японии
он жил в Харбине и Пекине (1922-1924),
где был преподавателем в
железнодорожной школе и
Китайском колледже эсперанто.
В 1925 г. О.
Иннокентий Серышев
эмигрировал в Австралию, стал
приходским священником в
Сиднее и в то же время
редактировал ряд светских и
религиозных изданий, в
том числе и на эсперанто: "Азия",
"Путь эмигранта", "Церковь
и наука" и др.
Результатом его многолетней
работы стала книга "Great,
Outstanding, and
Eminent Personalities of Russia" (1945-1946), в
которой он собрал биографии
известных россиян. О.
Иннокентий Серышев скончался в
Австралии в 1976 г.
Микрофильмирование этих
коллекций и организация
справочно-поискового
аппарата к ним стали возможны
благодаря щедрому гранту
Национального фонда
развития гуманитарных наук и
вкладу Гуверовского института
и Музея русской
культуры. С микрофильмами
коллекций можно ознакомиться в
читальном зале
Гуверовского архива. Оригиналы
архивных материалов и
авторские права на них
(за некоторым исключением)
принадлежат Музею русской
культуры в
Сан-Франциско.