Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Английский с Сусанной Жуковой дэ Бовэ: без правил и зубрежки


Пишите на: bumeranga123@mail.ru

Статья в белорусском журнале «Гаспадыня» (Алые Паруса)

Полиглотом будешь?

Сегодня отличное владение международным английским языком становится неотъемлемой частью высшего образования. Далеко не все могут похвастаться таким навыком. Какие-то правила и слова знают, а в остальном... Речь носителей английского языка и фильмы не понимают, свободно говорить на языке не могут. Ведь одно дело знать правила и много слов, а другое – чувствовать язык и уметь легко поддержать беседу.

Где же людям сегодня изучить язык? На курсах? Так большинство курсов рассчитано на 2-3, а то и 5-6 лет обучения, прямо как в лингвистическом вузе. Многим не хватает  усердия, силы воли и времени, чтобы выучить один язык, а стать полиглотом –  вообще нереальная мечта. И не секрет, что даже после длительных курсов далеко не все владеют языком на должном уровне. В чём причина? На мои вопросы согласилась ответить Сусанна Жукова дэ Бовэ – методист курсов английского языка, автор уже семи книг из серии «Английский язык без правил, только на уровне понимания»?                                                                                                  

-Сусанна Петровна, как вы считаете, в чем заключается секрет успешного овладения иностранными языками именно русскоязычным населением?

Человек так устроен, что одни и те же вещи разные люди видят и понимают по-разному. Есть мнение, что языку надо обучать по принципу  маленького ребенка. Принцип один, подходы только разные. Одни утверждают, что главное при этом – это игра в обучении, и человека сразу окружают множеством слов и заставляют говорить. Но, как показала практика, главная проблема все равно остается. Мое мнение, что не надо торопить человека говорить. К любому иностранному языку необходимо сначала привыкнуть и не насиловать себя на первых порах обилием слов и бессмысленной разговорной речью – ваш рот еще не перестроился на другой язык и не готов к новым звукам. А мозг не осознал, что же ему предлагается в качестве «кирпичиков» речи. Кстати, при изучении английского языка у народов Европы меньше проблем. Структура европейских языков идентична английской. Русский язык эту идентичность потерял.

Как же видят англичане мир и времена?

- Они видят мир точнее. Английский язык отражают не три, а четыре времени. Все остальное, чем характеризуются времена банально просто и основано на двух моментах: первый – в каждом из четырех времен есть как завершенное, так и незавершенное действие, второй – в любом времени есть понятие «возврата в речи назад», которое англичане назвали перфектным или совершенным действием. Увидеть наше существование во времени с другого ракурса – вот путь к быстрому и успешному овладению английским языком. От структуры же английских времен тянется цепочка всех речевых структур и правила становятся просто бессмысленными и ненужными.

-Сейчас многие люди учат-учат язык, а за границей часто теряются, потому что не могут преодолеть языковой барьер. Почему же так происходит?

-Русскоязычный человек трудно воспринимает на слух английский, потому что не чувствует язык, этому не учат нигде, потому что принцип обучения сегодня – «говори так, как написано в правилах». А вот «почему» человек именно ТАК должен говорить объяснить не может никто, отвечают или «так надо» или «так написано в учебнике, есть такое правило». В результате основная масса людей слышит только набор слов, а о смысле догадывается лишь приблизительно. Чтобы постичь структуру языка, его нужно изучать не на правилах, а на понимании, ведь правила сковывают. Конечно же, на вопрос ученика: «Почему?» проще ответить «Так надо! Это правило». И человек изучает не то, что понимает, а то, что является правилом, которое в речи потом применить не может.

-Полиглоты учат новый  язык в течение 1-2 лет. Это происходит потому, что они

разобрались в структуре?

-Безусловно. Полиглоты обладают аналитическим складом ума. Они приводят все выученные языки в уме к своей одной схеме и, успешно пользуясь ею, могут изучать язык за языком. Постараюсь кратко объяснить суть обучения полиглотов. Представьте себе, что перед вами вдруг развернулась вся система английских времен, и вы их увидели единым блоком и при полной логике. Затем все остальные  грамматические структуры речи вам показывают, не отходя ни на шаг от этой стройной и понятной вам системы, уже по сути ставшей вам родной. Изучили один язык по такой схеме, второй вам преподносят аналогично в той же системе видения мира, времени и пространства. Третий язык – туда же. Вы не распыляетесь на набор разрозненных правил, ваш мозг легко все структурирует и «раскладывает у себя на полочках» – известное и любимое изречение моих коллег. Наш мозг – что компьютер: хранит много информации, если она верно систематизирована.

-Возможно ли такое чудо сведения всех языков к единой схеме-системе?

-Возможно, и именно это и есть главное направление моего анализа языков. Американские ученые Ноам Хомский и Стивен Пинкер пытались вывести единую Грамматическую Универсалию для всех языков, но пошли по пути теории «язык – это инстинкт». Я подошла к этому вопросу иначе – через английское понимание пространства и времени, вывела эту Универсалию для четырех языков, и пишу книги, которые мои благодарные читатели называют детективами английского языка.

- Как быстро почувствовать язык? Что нужно сделать для этого?

-Чтобы научится чувствовать язык, не нужно пять-шесть лет посещать репетиторов и курсы. Первое, с чего надо начать, и самое главное,  это изменить старые стереотипы представления о том, каков путь к пресловутому народному изречению «заговорить на языке». Второе – поверить в то, что новое не всегда хуже старого. Третье – не лениться и трудиться. Чтобы почувствовать язык надо: 1– увидеть его единую структуру, тем самым избавить себя от разрозненных правил грамматики, 2 – много слушать речь на слух (видео-аудио диски), 3 – проговаривать вслух то, что ваш рот уже в состоянии делать, а мозг в состоянии понять, 4 – чувство языка придет только после выполнения всех трех верхних пунктов.

Для тех, кто хочет иметь хорошее произношение, дам однозначный совет иммигранта третьей степени: не имитируйте произношение ваших русскоязычных преподавателей, слушайте речь на дисках и повторяйте за носителями, как это делает ребенок в детстве и со временем теряет свой детский акцент. Помните: у ваших преподавателей у всех есть акцент, и вы будете говорить еще хуже. Я всегда привожу в пример грузина –  учителя русского языка у себя в Грузии, говорящего с жутким акцентом по-русски.

Обучение языкам в едином видении здорово сегодня помогло бы школе. Самые счастливые мои ученики – это школьники, они же и самые благодарные. Делать тесты и говорить одновременно и без каких-либо правил – это мечта многих сегодня! И это в наше время уже не фантастика. Белорусские дети могут сегодня стать полиглотами легко.

-Получается, что сначала нужно понять язык и много слушать и лишь потом говорить?

-Именно так устроен человек. Посмотрите на детей: они ведь не сразу начинают что-то щебетать. Дети много и долго слушают, пытаются осознать, что означает то или иное слово, затем повторяют его, тренируя артикуляционный аппарат, сначала с ошибками, но с каждым разом всё лучше и лучше. Их никто не учит специально, а главное – не заставляет.

-Как пополнять свой внутренний лексический запас слов?

-Если человек понял, а главное почувствовал язык, много слушает, смотрит фильмы, читает, запас слов пополняется ненавязчиво и самопроизвольно.

-Язык лучше изучать один на одни с репетитором или в группе?

-Если подходить с точки зрения моей методики, то эффект работы в группе, как это ни

парадоксально, намного выше индивидуального обучения.

-Есть люди, которым вынесен вердикт «не годен к изучению иностранных языков». Имеют ли они шанс освоить чужую речь?

- Это прямо обо мне. Подобный вердикт был вынесен МНЕ в начальной школе, но сегодня я говорю на нескольких иностранных языках. И даже обучаю других и пишу книги.

Неспособных учеников нет. Есть ленивые и те, кому язык не довели до уровня понимания и чутья, а их сегодня большинство – это вся огромная армия «неспособных», атакующих те или иные языковые курсы, которых в Минске сегодня тьма. 

Беседовала Марина Чопчиц

От редакции: мы решили открыть рубрику: «Изучаем английский язык без правил». Сусанна Жукова дэ Бовэ согласилась предоставить журналу выдержки из своих книг для того, чтобы наши читатели смогли сами убедиться как все просто и объяснимо в английском языке. Кроме того, самые рьяные поклонники английского языка и активные наши читатели, приславшие интересные отклики на эту статью, получат в подарок диск с первой лекцией об английских временах и автограф автора.

 


В избранное