Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психолингвистика

Анкета Г.А. Золотовой

1. Каковы, на Ваш взгляд, крупнейшие достижения лингвистики последней
трети 20-го века?

Обо всей лингвистике судить не берусь, а в близкой мне области нескромно
назову нашу "Коммуникативную грамматику" (Г.А.Золотова, Н.К.Онипенко,
М.Ю.Сидорова), изд. 1998 и 2004 г., кстати, отмеченную премией
Президиума РАН.

2. Какие из современных направлений лингвистических исследований Вам
кажутся наиболее перспективными?

Естественно, то направление, в котором работаю - коммуникативную грамматику:
а) грамматику - потому что это база всего языкознания, а в ней
накопилось много предрассудков, устарелых, противоречивых понятий, и
необходимо все это осмыслять и систематизировать;
б) коммуникативную - потому что язык реализуется в текстах, в процессе
коммуникации, и изучать его элементы правомерно и плодотворно лишь с
учетом их текстовой роли;

3. Можете ли Вы назвать такие направления современной лингвистики,
которые, напротив, вызывают у Вас полное неприятие?

Полное неприятие вызывают некоторые "направления", которые подменяют
исследование материала манипулированием "модными" терминами,
прикрывающими пустоту или без надобности дублирующими принятые термины и
не соотнесенные с ними.

4. Над какою научной проблемой Вы в данный момент работаете?

Грамматика и текст.

5. Какие из Ваших исследований/публикаций Вы считаете наиболее удачными?

Наиболее полное изложение итогов исследований и концепции -
"Коммуникативная грамматика", из последних публикаций - "Категории
времени и вида с точки зрения текста" (ВЯ 2002 3); "Понятие
личности/безличности и его интерпретации" (Russian Linguistics, 24, 2000
2); "О принципах анализа текста" (Cuadernos de Rusistica Espanola
1, Granada, 2004).

6. Кого Вы могли бы назвать своими учителями в науке?

В.В.Виноградова и его учителей - Л.В.Щербу, А.А.Шахматова и др.

7. Как Вы считаете, какие книги (имеется в виду научная литература)
должен прочесть каждый лингвист (3-5)?

Книги названных ученых и статьи В.В.Виноградова об их работах.

8. Помогает ли преподавательская деятельность (если Вы преподаете) Вашей
научной работе?

Безусловно (преподаю по совместительству в МГУ).

9. Какие формы общения с коллегами Вам кажутся наилучшими (конференции,
семинары, рабочие группы и пр.)?

Опыт показывает, что результативное общение специалистов с близкими
интересами в немноголюдных тематических семинарах.

10. Какова, по Вашему мнению, роль Интернета и электронной почты в
научном общении?

Роль Интернета несомненна и неизбежна, но с этим связаны и потери:
легкость выборки языкового материала из компьютера лишает контакта с
текстом, пользы и удовольствия от чтения и наблюдения живой речи. У меня
компьютера нет, но электронной почтой пользоваться необходимо, особенно
на фоне все ухудшающейся работы обычной почты.

11. Чем Вы любите заниматься в свободное время (т.е. помимо науки)?

Свободного времени мало, но, как и у всех, чтение, радио "Эхо", домашние
заботы, встречи с детьми и с друзьями.

12. Кто Ваш любимый поэт/писатель и сочиняете ли Вы сами?

Охотно перечитываю Пушкина, Гоголя, Пастернака, Набокова и др. За долгую
жизнь сочинила несколько стихотворений, в стол, конечно.

Ответить   Wed, 02 Mar 2005 11:17:14 +0300 (#325903)