Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психолингвистика

Трегубова Л.В. О семантической концепции А.А. Потебни

Трегубова Л.В. О семантической концепции А.А. Потебни

Проблема лексического значения слова занимает важное место не только в
современных исследованиях, но и в работах представителей отечественного
языкознания конца XIX века. Но, как и в современном научном понимании,
понятие лексического значения, соотносимого со словом, неодинаково по
своему содержанию, так и в отечественной лингвистике указанного периода
оно определялось учеными с различных позиций. Это объясняется тем, что
характер данного понятия раскрывается на различных уровнях (в
соотношении с грамматическим значением, с содержательной стороны слов и
т.д.).

Оригинальность лингвистической концепции А.А. Потебни обусловливает
решение их проблемы значения слова, занимающей важное место в
исследованиях ученого.

В теории значения слова А.А. Потебня исходил из выразительной функции
языка и видел в значении слова выраженное в языке мыслительное
содержание. В силу сложности содержательной стороны слова он предлагает
различать в значении два момента: "Слово заключает в себе указание на
известное содержание, свойственное только ему одному, и вместе с тем
указание на один или несколько общих разрядов, называемых
грамматическими категориями, под которые содержание этого слова
подводятся наравне с содержанием многих других" (Потебня А.А. Из записок
по русской грамматике. - М., 1958). Заключенное в знаменательном слове
указание на "общие разряды" есть грамматическое значение слова или
отдельной его формы. Под заключенном в слове указанием на "известное
содержание, свойственное только ему одному" в отличие от других слов,
А.А. Потебня понимает лексическое значение. Это то содержание слова
носит субъективный характер, оно индивидуально для каждого человека, так
как говорящие воспринимают значение слов по-разному, в зависимости от
условий жизни, практического опыта, уровня образования, психологических
особенностей.

В работе "Из записок по русской грамматике" А.А. Потебня впервые в
русской лингвистике, взяв за основу мысль о членимости лексической
семантики, развивает вопрос о ближайшем и дальнейшем значении слова. Он
писал: "Что такое "значение слова" ? Очевидно, языкознание, не уклоняясь
от достижения своих целей, рассматривает значение слов до известного
предела. Так как говорится о возможных вещах, то без упомянутого
ограничения языкознание заключало бы в себе, кроме своего неоспоримого
содержания, о котором не судит никакая другая наука, еще содержание всех
прочих других наук. Например, говоря о значении слова "дерево", мы
должны бы перейти в область ботаники, а по поводу слова "причина" или
причинного союза - трактовать о причинности в мире. Но дело в том, что
под значением слова вообще различаются две различные вещи, из коих одну,
подлежащую ведению языкознания, назовет ближайшим, другую, составляющую
предмет других наук -дальнейшим значением слова". Отправным моментом
подобного разграничения для А.А. Потебни служит положение о том, что в
сознании человека понятия хранятся в "свернутом" виде; "разворачиваются"
они лишь в определенных, отдельных случаях. Иными словами,
содержательный объем понятия во время речевого акта не разворачивается.
В речи используется значение, соответствующее процессу мышления в данный
момент. "Когда я говорю "сижу за столом", - пишет А.А. Потебня, - я не
имею в мысли совокупности раздельных признаков сидения, стола,
пространственного отношения и пр. Такая совокупность или понятие, может
быть придумана лишь в течение ряда мгновений, посредством ряда
умственных усилий и для выражения своего потребует много слов. Я не имею
при этом в мысли и живого образа себя в сидячем положении, стола,
образа, подобно тому, какой мы получаем, например, когда, закрыв глаза,
стараемся мысленно представить себе черты знакомого лица". Человек в
условиях повседневного речевого общения оперирует как бы "формальными
дубликатами" этих понятий, что, в свою очередь, делает процесс общения
простым и свободным. Теоретическое осмысление ближайших значений слова
дает возможность объяснить простоту и быстроту процесса мышления,
проходящего, по мнению А.А. Потебни, на их основе.

Таким образом, расчленяя значение слова на два значения, А.А. Потебня
выделяет в слове то, что С.Д. Кацнельсон называет содержательными и
формальными понятиями (Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значений и его
обозначения. - М.-Л., 1965). Содержательные понятия отражают в
совокупности человеческие знания о реалиях действительности (дальнейшее
значение слова). Они у разных людей различны, что определяется опытом
людей, образованием и т.д. Формальные понятия, образующие содержание
слов одинаковы для всех членов общества.

Понятие значения слова у А.А. Потебни основывается на его учении о
внутренней форме слова, являющимся теоретической основой исследования,
которое базируется на роли внутренней формы в развитии слова и общим в
закономерностях развития языка. При определении значения А.А. Потебня
учитывает мыслительные процессы, происходящие в человеческом уме. В
основе познания, полагает исследователь, лежат чувственные восприятия,
возникающие под воздействием окружающего мира. Полученные восприятия
могут сохраняться в бессознательном состоянии или же могут возникать в
человеческой памяти. Умственная деятельность человека активизируется за
счет того, что восприятия, полученные ранее, сочетаются с вновь
полученными. Познавательная деятельность человека основывается на
сравнении того, что познается, с ранее познанным, в основе которого
лежит так называемая апперцепция - такое сочетание представлений или
восприятий, при котором вновь полученное объясняется представлениями
предшествующего опыта. В качестве основных законов при образовании рядов
представлений, пишет А.А. Потебня, выступают ассоциации и слияние.
Различные восприятия окружающего мира, полученные одно за другим, в
результате становится самостоятельными и образуют новое представление.
Объединение или "слияние" восприятий, полагает А.А. Потебня, возможно в
том случае, если два различных представления принимаются сознанием за
одно и то же. Анализируя возникновение "арбузик" в значении "круглый
матовый колпак лампы", А.А. Потебня отмечает, что ребенок, столкнувшийся
с необходимостью обозначения вещи словом (колпак лампы), которую раньше
он уже видел, приводит в актив памяти новое впечатление, составляя его с
прежним. В результате этого он сравнивает то, что познает в настоящий
момент (белый стеклянный шар) с ранее познанным (арбуз). Сравнение
познаваемого и познанного при этом производятся не на основе суммы
признаков ("зеленый цвет коры, красная середка с таким-то узором жилок,
сладкий вкус"), которые связаны в сознании ребенка с понятием И
значением слова "арбузик", а на основании только одного признака -
шаровидная форма. Этот признак является основой для сравнения, так как
он присущ обоим сравниваемым предметам. Для вновь созданного слова
"арбузик" в значении "колпак лампы" он является внутренней формой
(Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. - М., 1958).

Следует отметить, к определению внутренней формы слова А.А. Потебня
подходит с различных позиций. С одной стороны, внутренняя форма
рассматривается А.А. Потебней в качестве одного из элементов смыслового
содержания слова, который носит объективный характер в силу того, что он
одинаково воспринимается всеми владеющими языком. В своей первой работе
"Мысль и язык" (1862) А.А. Потебня дает такое определение внутренней
форме слова: "Внутренняя форма слова есть отношение содержания мысли к
сознанию, она показывает, как представляется человеку его собственная
мысль" (Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица.
Поговорка. - Харьков, 1894). С другой стороны, А.А. Потебня
отождествляет внутреннюю форму слова с этимологическим значением,
называя его собственным значением слова. "Внутренняя форма слова, -
пишет он, - есть тоже центр образа, один из признаков, преобладающий над
всеми остальными... Она есть не образ предмета, но образ образа, т.е.
представление". При подобной трактовке внутренняя форма выступает
признаком образа, понятия, выделяющимся среди прочих своей яркостью.
Исторически он служит основой наименования предмета или явления.
Внутренняя форма имеет определенное значение в момент возникновения
слова, в дальнейшей его жизни она может не играть существенной роли. В
процессе познания на первый план выдвигаются другие признаки того же
предмета. Они, становясь его представителями в сознании людей, сохраняют
прежнее звучание слова, а внутренняя форма, связанная с этим звукорядом
предается забвению. Таким образом, А.А.Потебня понимает лексическое
значение слова как мыслительное отражение предмета с его разными
признаками. Существование таких слов, как "пчела" - жужжащая, "бык" -
ревущий, "голубь" - голубой и других позволило ему сделать вывод, что
первоначальный образ становится символом представления, названия в целом
в результате образного осмысления. Именно в этом смысле представление
выступает у А.А.Потебни внутренней формой. Благодаря взаимодействию
внутренней формы как "центра образа" с значением и звуковым оформлением
возможно функционирование слов в языке.

Внутренней формой слова А.А.Потебня называет и ближайшее или формальное
его значение, имея в виду особую, а не грамматическую формальность.
Формальность, о которой здесь говорится свойственна всем языкам,
независимо от наличия или отсутствия в них грамматических форм. В этой
связи ближайшее, формальное значение для А.А.Потебни уже не знак или
представление, о котором шла речь в работе "Мысль и язык", а особая
категория существующая независимо от представления, знака. Она является
способом выражения внеязычного содержания. Формальное значение вместе со
знаком образует значение в широком смысле и обеспечивает понимание
собеседниками друг друга в процессе речевого общения. Таким образом,
если раньше, по А.А.Потебне, внутренняя форма включала в себя один
признак, то теперь она, как ближайшее или формальное значение, включает
несколько признаков. Это зависит от количества атрибутов, способных
соединяться с данным словом. Внутренняя форма как выражение внеязычного
содержания есть то минимальное значение, которое совершенно обязательно
в слове, без него слово перестает быть самим собою. Постоянное уточнение
и расширение А.А.Потебней понятия внутренней формы слова, в результате
чего она приобрела свойства "содержательности" и "формальности",
позволило М.Г.Ярошевскому сделать вывод о том, что углубление взглядов
ученого на эту проблему связано в ростом материалистических элементов
его мировоззрения.

По мнению А.А.Потебни, ближайшее значение общенародно, одинаково для
всех членов коллектива, носителей того или иного языка: "ближайшее
значение слова, - пишет он, - народно, между тем дальнейшее, которое
различно по качеству и количеству элементов, - лично. Из личного
понимания возникает высшая объективность мысли, научная, но не иначе,
как при посредстве народного понимания, т.е. языка и средств, создание
коих условлено существованием языка". Объективность ближайшего значения
обусловлена, с одной стороны, тем, что оно является лишь "схемой",
"формой понятия", "формой мысли", а с другой стороны, тем, что говорящий
и слушающий, участвующие в речевом процессе, принадлежат одному народу.
Содержание дальнейшего значения слова составляет все те признаки,
которые входят в объем представления и понятия. Если ближайшее значение
объективно, то дальнейшее значение слова носит индивидуальный характер,
оно - лично, так как каждый раз определяется запасом представлений,
опытом человека, воспитанием и другими причинами.

Относительно "личного", индивидуального характера понятий, составляющих
дальнейшее значение слова, С.Д.Кацнельсон, анализируя трактовку этого
вопроса А.А.Потебней, писал, что они "личны" в том смысле, что мышление
реально существует только как постоянно развивающееся во времени
мышление бесчисленных индивидов. Все понятия также социальны, так как,
будучи обусловлены практической деятельностью общественно организованных
людей, они возникают и развиваются только в обществе. Поэтому в
содержательных понятиях (дальнейшее значение слова) возможны множества
индивидуальных отклонений, в то время как формальные понятия закреплены
в сфере народного языка и исключают индивидуальные отклонения.

Объясняя таким образом ближайшее и дальнейшее значение слов, А.А.Потебня
отходит от индивидуально-психологического истолкования слова и его
значения, но указывает только на взаимодействие слов с мышлением. Слова
же непосредственно связаны не только с мыслью, но и с реальной
действительностью. Поскольку слово выступает как обобщенное отражение
обозначаемого им объекта, оно не может существовать без понятия. Вместе
с этим, слово перестанет быть словом, если его оторвать от предметов,
явлений, которые им обозначаются. Понятия в сознании людей возникают не
сами по себе, а под влиянием предметов и явлений окружающего мира.

А.А.Потебня отмечал, что слова представляют собой сложные единицы,
которые включают лексическое и грамматическое значения. Именно
грамматическое значение составляет грамматическую основу слова; оно обще
или формально, в то время как лексическое значение слова, считает
ученый, вещественно или частично. Взаимосязанность вещественного и
формального значений слов, их целостность достигается в результате
единого мыслительного процесса, лежащего в их основе. А.А.Потебня писал,
что "несмотря на такую сложность внутреннего строения
вещественно-формальных слов...., в словах этих есть единство значения по
крайней мере в некотором смысле. Моменты вещественный и формальный
различны для нас не тогда, когда говорим, а лишь тогда, когда делаем
слово предметом наблюдения".

Источник: http://www.filfak.ru/science/science_work.php?work=25186

Ответить   Thu, 31 Mar 2005 19:43:25 +0400 (#343184)