В
предыдущем выпуске я обещал ответить на
вопрос Сергея о названиях кириллических
букв, но теперь мне кажется уместным
рассказать сначала об алфавите вообще, а
потом уж о кириллице в частности. Тем более
что другой Сергей прислал такие вопросы:
Почему
первой буквой во многих алфавитах является
буква "а" ("алеф",
"альфа"ит.д.)? Почему буквы "л",
"м", "н" и прочие идут именно в
таком порядке, ане наоборот?Кто расставил буквы многих
алфавитов втаком порядке?
"Алфавит
-- одно из величайших изобретений
человечества". Так пишут в учебниках.
Примерно полторы тысячи лет до Р.Х. на
восточном побережье средиземного моря люди
обратили внимание на то, что чудо из чудес --
язык человеческий -- состоит из небольшого
числа звуков. Все дело, оказалось,
заключается в комбинировании каких-нибудь
двадцати-тридцати основных неделимых
единиц. Число звуков действительно
ничтожно, но результат их комбинирования --
велик и могуч.На
своих лекциях по введению в языкознание О.С.Широков
рассказывал о том, что учение об атоме
обязано своим появлением именно
изобретению алфавита (он об этом писал в
статье, которую никак не могу достать). Для
каждого звука финикийцы отвели один
довольно простой значок, так что весь набор
таких знаков не превышал число звуков и без
труда заучивался. Таким образом очень легко
можно было научиться писать. С этой
практической стороны финикийское
изобретение трудно переоценить.
Алфавит
заимствовали греки, сохранив очертание
знаков, их порядок и название, добавив
только знаки для гласных (в которых не
нуждались финикийцы). Потом у греков его
заимствовали этруски и практически все
европейские народы. Поэтому не удивительно,
что во всех алфавитах порядок и значение
букв почти не изменились. Ведь любое
гениальное изобретение сохраняет свое
исходное название во всех языках мира.
Возьмом хоть восточнославянскую водку -- во
всех языках так и будет: vodka.
Или, например, южнославянский вампир, везде
он vampir.
Хорошо,
а сами финикийцы откуда взяли эти знаки и
почему именно так их назвали? Почему
расставили их именно в таком порядке, а не
как-нибудь иначе? На эти и многие другие
вопросы можно было бы ответить очень просто:
не знаем. Но в науке "не знаем" не очень
популярно, поэтому многие пытались по-своему
объяснить происхождение знаков и названий
этих букв. Широко распространено, например,
истолкование происхождения буквы А (альфа)
от слова "алеф" -- "вол", которое
якобы первоначально изображалось "вверх
ногами" и представляло собой голову быка.
На самом деле буква А нигде не сохранилась в
таком виде. И другие домыслы о
происхождении названий и очертаний
финикийских букв очень забавны, но
настолько неубедительны, что и приводить их
не стоит.
С
другой стороны, филологи тщательно обходят
молчанием факт наличия рассматриваемых
знаков в доисторическую эпоху. В
археологической стоянке "Винча" на
Дунае уже давно обнаружены следы древней
культуры, центр которой по-видимому
находился именно здесь. По крайней мере
слой данной культуры в стоянке "Винча"
настолько изобилует находками, что и вся
культура получила название "винчанская".
Так вот, на обломках изделий винчанской
культуры, наряду с известной нам свастикой,
обнаружены практически все знаки
финикийского письма. Все бы ничего, но
археологи утверждают, что данной культуре
шесть с половиной тысяч лет! Другими
словами, четыре с половиной тысячи лет до Р.Х.
или три тысячи лет до финикийского
изобретения. Я не очень доверяю способам
определения древности археологических
находок, но множество и последовательность
культурных слоев в стоянке "Винча"
однозначно говорит в пользу того, что она
намного древнее финикийской.
Нам
не дано знать, что именно обозначали эти
знаки в винчанское время, но их
спорадическое появление в последующих
культурных слоях, т.е. постепенное
исчезновение, говорит в пользу того, что эти
знаки все-таки не являлись изображением
отдельных звуков. Финикийцы, по-видимому,
воспользовались знаками старины глубокой,
чтобы ими торжественно обозначить атомы
языка -- новое и невиданное открытие.
Три
с половиной тысячелетия спустя, в конце
девятнадцатого века, языковеды снова
обратили внимание на звуки языка. Теперь
они вознамерились "расщепить" эти
атомы, причем для такого дела наиболее
удобными оказались славянские языки.
Поэтому и языковеды -- славяне. 1881 год -- это
год рождения новой науки -- фонологии.
Именно в этом году, в статье Бодуэна де
Куртенэ, родился новый термин -- "фонема".
Новый термин понадобился для обозначения
не простого звука, а минимальной единицы
языка, обладающей довольно сложной
внутренней структурой. Сразу бросилась в
глаза обусловленность выявления фонемы ее
соотношением с другими фонемами. Как бы
назвать эту обусловленность?
Название
придумал Йозеф Винтелер лет пятнадцать
спустя. Винтелер вел курс немецкой
филологии в одном институте в Цюрихе. Он
изучал говор своей местности и увидел, что в
его диалекте были те же гласные, что и в
литературном немецком языке, только их было
как бы больше. Краткие в определенных
позициях удлинялись, а долгие сохраняли
свою долготу. И наоборот, долгие в
определенных позициях сокращались, а
краткие в этих же позициях оставались
краткими. Таким образом в этом диалекте
оказалось много гласных, причем один и тот
же гласный в разных позициях сохранял
качество, но изменял долготу. Уже к этому
времени было известно, что гласные надо
изучать в их соотношении с другими гласными.
Для обозначения этого соотношения Винтелер
ввел понятие "относительность". Этот
термин носился в воздухе несколько лет,
пока возмужал один из учеников Винтелера --
тогда еще очень молодой студент, имя
которого было Альберт. Он воспользовался
достижениями фонологии и термином своего
учителя и с тех пор фамилия Эйнштейн стала
общеизвестной во всем мире.
Напоминаю
всем подписчикам двадцатого века, что
рассылка Глагол задумана как форум, в
котором каждый может принять активное
участие.
Следовательно,
если кому-нибудь из вас интересно взглянуть
на винчанские знаки, с удовольствием
отсканирую табличку и пришлю. Для особо
любознательных могу отсканировать и весь
имеющийся у меня материал (правда, на
английском языке), посвященный этой теме. С
другой стороны, если найдется добрый
молодец, который сможет достать упомянутую
статью Широкова и прислать мне в каком бы то
ни было виде, буду ему очень признателен.
И
еще одно примечание. Во втором выпуске я
допустил несколько опечаток. Если опять
увидите опечатку, не обращайте на нее
никакого внимания и она исчезнет.