Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
ДАР СЛОВА 174 (239)
Проективный лексикон русского языка
                                                        11  марта 2007

                                                 Грамматика есть бог ума.
                                                 Решает все за нас сама...

Это поэтическое наблюдение Льва Лосева верно и лингвистически. Мы не думаем о грамматике, когда говорим, - она думает за нас, она управляет нашим умственным процессом. Грамматика гораздо более консервативна, чем лексика, изменения в ней обычно происходят не годами, а столетиями. И тем не менее  даже грамматика сейчас меняется так быстро, как никогда раньше в истории русского языка.

Об этих переменах, судьбоносных не только для языка, но и для ментальности российского общества,  моя статья  "О творческом потенциале русского языка. Грамматика переходности и транзитивное общество". ("Знамя", март 2007).  В ней обосновывается возможность грамматического обновления русского языка посредством переходного употребления непереходных глаголов ("улыбать, общать,  летать, падать, гулять, путешествовать кого, что"). Исходя из нынешних тенденций языкового развития,   переходность и непереходность должны быть поняты функционально: не как грамматические признаки разных глаголов, а как разные функции, способы использования одного и того же глагола.  В языке отражается ментальность более динамичного общества: каждый глагол может обозначать прямое  воздействие субъекта на объект.

Цитата:
"У русской грамматики есть достаточный запас гибкости, чтобы вырвать свою глагольную систему из оцепенения непереходности, оживить каждый непереходный глагол его переходной функцией, переводящей действие от субъекта на объект.  Усиление функций переходности  взорвало бы статический мир, где преобладают признаки, состояния и их носители и где недостает субъектов и объектов, а значит, и настоящих действий. Вот почему так важно развить категорию переходности в русском языке: чтобы мыслить мир  не "происходящим", не "получающимся", а делающим и делаемым."



                                         Актуальные слова (1)

Есть множество современных явлений, которые прямо просятся на язык, но слов для них еще нет. Например, назойливая реклама, которая лезет во все глаза и уши, забивает их информационным мусором. Не назвать ли нам ее брехламой?

Среди разновидностей неологизмов есть и актуализмы -  слова, которые обозначают новые явления (в политике, науке, технике, культуре и т.д.). Среди них, в свою очередь, выделяются, актуализмы-экспрессизмы, т.е. актуальные слова с оценочным значением (положительным, одобрительным, восторжемнным,  или, чаще, шутливым, насмешливым, осудительным). Надо признать, что "Дар" до сих пор не уделял достаточного  внимания этому разряду слов,  хотя на них и есть большой общественный спрос. Многие из этих слов  лингвистически элементарны, основаны на каламбуре, то есть комическом сближении сходно звучащих, но разных по значению слов ("демократия - дерьмократия", "приватизация - прихватизация" и т.п.). Собственно, именно каламбурность обеспечивает таким  словам легкую запоминаемость и общественный успех.

Очередь таких слов у меня выстроилась длиной в семь лет. Например, слово "ойлигарх" образовалось еще летом 2000 г., когда после ареста Гусинского стала очевидна шаткость положения олигархов в "путинеющей" России.

ойлигАрхия - 1. олигархия, построенная на нефтяном бизнесе (англ. oil);
2. шаткая, сомнительная, опальная олигархия, от междометного выражения "ой ли?" (знак сомнения, недоверия).

ойлигАрх -  шутливое или насмешливое обозначение олигарха.

Ойлигарх 2000-х, запуганный, боящийся своей тени,  - совсем не то, что  уверенный в себе олигарх 1990-х.
          Разбросала  судьба наших ойлигархов, кого на запад, кого на восток, а те, что
          остались в столице, каждый день просыпаются  с вопросом "ой ли?", "надолго ли?"
Ойлигархия - характерное явление посттоталитарного общества, когда на смену дикому капитализму приходит государственный, управляемый.


брехлАма - та реклама, которая брехня и хлам.

Телебрехлама. Брехламное время. Брехламодатель.

            Каждые десять минут режут передачу брехламой - смотреть невозможно!

            Запустили новый брехламный ролик во славу туалетной бумаги.

            Такую брехламу можно сляпать за один день, а доход от нее будет круглый год.

            Это очень рекламистый журнальчик, там брехлама через страницу.

            А что это за красивый конверт? - Ерунда, брехламка.

            Не обидно тебе? - закончил филфак, а работаешь брехламщиком.



В брехламе часто и настойчиво используют сексуальные мотивы. Но сама сексуальность, становясь элементом рекламного глянца, вбирает еще одну (четвертую!) свистящую "с" и становится "сексусальностью"

сексусАльность -  смесь сексуальности и сусальности; амурный гламур, глянец с эротической составляющей; слащаво-фальшивая, наигранная  сексуальность.

Напомню значение редкого слова "сусаль" - тончайшие пластинки золота, серебра, употребляемые для отделки к-л. изделий. "Сусальный" - отличающийся фальшивой красивостью.

сексусАльный  (сексуальный + сусальный) - сексуальный напоказ, выставочно, товарно, экранно.

Очень сексусальная пара! Между ними никаких амуров, а только сплошной гламур: они позируют для светской хроники.

Сексусальность - это вторичная сексуальность, ее глянцевый лик, когда она въедается во внешность актрисы или модели и делает ее на самом деле менее сексуальной.

Сексусальность так относится к сексуальности, как силиконовые к настоящим.

Какая же это порнография, это легкий сексусальный журнальчик для юношей.

В последнее время развелось много сексусальных див, которые торгуют  медийными знаками своего престижного тела, что оказывается более доходным бизнесом, чем торговля натурой.

Сходное  значение можно выразить написанием слов "гл-амур" и "гл-амурный" через черточку, чтобы в них выделялось "амур" и "амурный".



Политическая разновидность брехламы именуется пиаром, у которого различаются две окраски: белая, когда разговор идет о себе, и черная, когда аттестуется противник. Черный пиар - это попросту грязный пиар, компромат, слив отрицательной информации или лжеинформации на конкурента. Но у черного пиара есть своя особая эстетика и поэтика демонизации врага, которая позволяет именовать некоторые его утонченные разновидности "пиар нуар", так же, как называется жанр "чернушного" кино - "фильм нуар."

пиАр нуАр (PR noir, от англ. "public relations" и франц. noir, черный)  - черный, чернушный, инфернальный, зловещий  пиар, работающий с эстетикой жуткого и безобразного. [1]

 PR noir, пиар нуар  - это особый жанр и стиль публичных отношений-поношений. При этом существенна аналогия с известным жанром киноискусства -  "film noir", "фильм нуар", где тоже преобладают мотивы жуткого, отталкивающего, таинственно злого и разрушительного. [2]

Зигмунд Фрейд ввел в психоанализ и эстетику понятие "жуткого" (unheimlich, 1919), a его племянник Эдвард Бернейс примерно в те же самые годы (1915-1920) разработал понятие и технику пиара (PR). Взятые вместе, они и составляют основу "пиар нуар".
Пиар нуар не просто обличает и клеймит конкурента, но вступает в
область жуткого, как ее охарактеризовал З.Фрейд, - похищает у нас глаза или
заставляет их вылезать из орбит. Пиар нуар наделяет соперника такими
свойствами, в которых читатель (слушатель, зритель) не может не опознать - с ужасом и содроганием - похищенную часть себя, реализацию собственных самых темных и запретных комплексов.

На рубеже веков в России все больше распространяется пиар нуар, который
прибегает к образам страшного и жуткого, чтобы представить  оппонента в образе сверхъестественного злодея или противоестественного урода. Эта демонизация врага вырастает в целую систему "инфернальной сатиры" и "мистического гротеска". В  пиаре нуаре господствуют мотивы злобы, вины, преступления, отчаяния, извращения, порока, нравственного падения, психической болезни, безумия, паранойи.

     Вот как характеризуется "пиар нуар" на заглавной странице одного сайта:

          "Мы живем в мире пиара нуара. Он повсюду - на телеэкранах, в
          газетах, за окном. Вся реклама - это один сплошной иссиня-черный
          пиар нуар, обволакивающая чернота которого может затмить мир в самые
          светлые моменты его жизни. Причем самый грязный пиар нуар
          делают люди в ослепительно белых перчатках..."

--------------------------------------------------------------------
1. Впервые   выражение "пиар нуар" использовано в моей статье Жуткое и странное.  О теоретической встрече З.Фрейда и В.Шкловского "Русский журнал", 14 марта 2003.

2.  Первыми классическими образцами этого киножанра считаются такие фильмы, как "Мальтийский сокол" Джона Хастона (1941), " Гражданин Кэйн" Орсона Уэллса (1941), "Алая улица" Фрица Лэнга (1945), "Сила зла" Абрама Полонски (1948).
____________________________________________________________
Афоризм

"Быть новатором в языке - значит сознательно и намеренно употреблять в своей речи такие средства языка, которые представляются не существующими в данной языковой традиции, в данных условиях общения через язык, и, следовательно, новыми, небывалыми... Языковым новаторством следует называть именно изобретение таких языковых средств, которые не даны непосредственной наличной традицией и вводятся как нечто совершенно новое в общий запас возможностей языкового выражения" .
     Григорий Осипович  Винокур (1896 - 1947), языковед, литературовед. "Маяковский - новатор языка". М.: Сов. писатель, 1943. С. 7
---------------------------------------------------------------------
Памятка

настомЯщее (нас томящее) - настоящее, которое томит нас.

"Сердце будущим живет. Настоящее  уныло", - писал Пушкин. Все это и можно выразить одним словом: "настомящее".

Я больше всего не люблю подделок, искусственных чувств и отношений. Я люблю настоящее. -  А мне наоборот,  так жить скучно. Все это настомящее ничего не стоит без игры и выдумки.

Раньше мы жили одним прошлым и будущим, а теперь хотим жить настоящим. - Без будущего и прошлого и настоящего нет -  одно только настомящее.
                (вып.75)

_________________________________________________________________
Сетевой проект "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (нужно вставить в форму свой эл. адрес)

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.

Gramma. ru    -  языковой портал рунета, посвященный культуре письменной речи.

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное