Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА
Проективный лексикон русского языка
5 августа 2007


Напоминаю читателям, что летом "Дар" выходит раз в две недели и содержит ретроспективу прошлых выпусков - тех, которые я считаю наиболее достойными вашего  внимания. Обычный, еженедельный режим с новыми авторскими выпусками возобновится в сентябрe.

Пишите мне, задавайте вопросы, делитесь размышлениями о русском языке, присылайте новые слова для гостевых выпусков.
russmne@emory.edu
Михаилу Намовичу Эпштейну
Тема: dar   Кодировка: КОИ8 (или приложение в формате Word)
Доброго вам августа!


РЕТРОСПЕКТИВА-29
                         Названия лиц и типов поведения с суффиксами -енец,  -енчеств-.

Ощущенческое отношение к жизни. Наташа Ростова - ощущенка? Настроенчество - грех слабодушия. Наслажденцы разделяются на истощенцев и накопленцев. Не путать приключенчество с авантюризмом.



Посредством суффиксов  -ец, -енк образуются названия лиц от основ отглагольных существительных на -ение.
Снабжение - снабженец, снабженка.
Невозвращение - невозвращенец, невозвращенка.
Поражение - пораженец, пораженка.
Примирение - примиренец, примиренка.
Слова этого типа обозначают лиц по их профессии, общественному положению или мировоззрению. Снабженец - тот, кто занимается снабжением, примиренец - тот, кто склонен к примирению, и т.д.   От них, в свою очередь, образуются:
    прилагательные на -енческ(ий): снабженческая хватка, примиренческий подход;
    наречие на -енчески: настроен примиренчески, пораженчески;
    существительные на -енчество, обозначающие абстрактное качество, свойство, занятие, тип деятельности данных лиц: снабженчество, невозвращенчество, пораженчество, примиренчество.

    Продуктивность данной модели словообразования  далеко не исчерпана. В русском языке числятся 2161 существительных на -ение, и только  73 на -енец (Обратный словарь русского языка, М. 1974), хотя морфологически образование такого типа может быть вполне регулярным. Существует и смысловая потребность в обозначении разных человеческих типов (-енец) и их свойств (-енчество) по характеру их деятельности  (-ение).

Таким образом, выстраивается следующая словообразовательная цепочка:

управлять - управление - управленец - управленческий -  управленчески - управленчество

ощущать - ощущение - ощущенец - ощущенческий - ощущенчески - ощущенчество

В общем виде:
1. глагол -
2. существительное, обозначающее действие или процесс -
3. существительное, обозначающее деятеля -
4. относительное прилагательное, обозначающее признак предмета по отношению к данному деятелю -
5. наречие -
6. существительное, обозначающее общую идею или категорию деятельности.

Разумеется, некоторые звенья  этой цепи в конкретных случах образования новых слов могут быть пропущены, а некоторые, наоборот, уже существуют в языке при отсутствии других, например, есть прилагательное "приключенческий", но нет существительных "приключенец", "приключенчество".

Заметим, что эти новообразования носят разговорный стилевой оттенок и часто приобретают насмешливый или осудительный смысл.



ощущЕнец, ощущЕнка - тот или та, кто живет только или преимущественно ощущениями.

ощущЕнчество - склонность жить и воспринимать мир только или преимущественно ощущениями.

Она чисто ощущенчески относится к жизни. Меня это не устраивает. Есть ведь какие-то правила, цели, средства, а не только то, что нравится здесь и сейчас. Хорошо быть ощущенкой в 17 лет, но не в 30.

Я ждал от него  продуманного, доказательного отклика, а он ощущенчески отозвался о книге.  Если хочешь быть критиком, на одном ощущенчестве далеко не уедешь. Нужна система понятий, идей, убеждений - мировоззрение, одним словом.

Нельзя же быть таким ощущенцем, мир состоит не только из гладкого, теплого, пушистого. А у тебя, кажется, есть только ноздри и кожа.

Повествователь у Бунина - ощущенец во всем, что касается природы и женщин.

Наташа  - типичная ощущенка, и это привлекает к ней мужчин. Она не удостаивает быть умной, зато ощущает тонко и глубоко.



настроЕнчество - резкая смена настроений, подверженность эмоциональным перепадам.

настроЕнец, настроЕнка -  тот или та, кто сильно зависит от смены своих настроений,  подвержен резким и беспричинным их колебаниям.

Всем была хороша Глаша: сильная, ладная, трудолюбивая... А найти себе пару не могла. "Настроенка, - говорили мужики. - То тебя гладит-ласкает, то помоями обольет".

Творческие люди часто бывают настроенцами. Общаться с ними сущее мучение.  И сами они себя этим мучают.

Настроенчество - это грех слабодушия. Нельзя давать над собой власть каким-то прихотливым и беспредметным эмоциям.

Какое настроение лучше? Лучше всего отсутствие настроений, как лучший запах - отсутствие запахов. Настроенчество, даже с самой положительной гаммой оттенков, так же  угнетает, как изобилие сладких духов.



наслаждЕнец - тот, кто живет наслаждениями, ищет только наслаждений (книжные, философские эквиваленты - "гедонист", "эпикуреец").

наслаждЕнчество -  склонность к наслаждениям; образ жизни, состоящий в поиске наслаждений (ср. гедонизм, эпикурейство).

Евгений не чурался наслаждений, но они не превращались для него в религию наслажденчества.
Наслажденцы делятся на два основных типа: накопленцы и истощенцы. Например, герои Жоржа Батайя -  истощенцы, они распутствуют до такой потери сил и разума, что становится ясно - они служат какому-то "неведомому богу" - до последней капли семени отдают себя взыскательному господину Д.. Другой тип - сладострастники, накопленцы, которые из минимума телесных касаний могут извлечь максимум наслаждений...


приключЕнец -  активный участник, любитель, искатель приключений. приключЕнчество- склонность к приключениям; образ жизни, связанный с обилием приключений.

Эти слова не имеют того негативного оценочного оттенка, который содержится в словах "авантюрист", "авантюризм".

Федор - настоящий приключенец, ему подавай яхту и океан, а в городском уюте он быстро закисает.

Приключенчество нельзя путать с политическим авантюризмом. В молодости Эдик был милым, даже наивным приключенцем, а к старости его стало бросать в авантюры, опасные не только для него, но и для общества.

_____________________________________________________________________________
К новому учебному году. Двухтомник по русской литературе ХIХ - ХХI вв. для старшеклассников, студентов, исследователей.

В московском издательстве "Высшая школа" в 2005-06 гг. вышeл двухтомник Михаила Эпштейна, посвященный русской литературе и охватывающий основные линии и перспективы ее развития в Х1Х - ХХ1 вв.  Книги предназначены для студентов, филологов, философов, литературоведов,  но могут быть использованы в учебных целях и старшеклассниками.
    Первый  том  - "Слово и молчание. Метафизика русской литературы"  - рассматривает сквозные мотивы русской литературы, ее философскую и религиозную проблематику  (бытие и ничто, слово и молчание, сон, безумие, титаническое и демоническое, потомки Фауста и Башмачкина...).
    Второй том - "Постмодерн в русской литературе" - охватывает  эпоху с 1970-х до наших дней и рассматривает соотношение российского и западного постмодерна и его воплощение в прозе, поэзии, изобразительном искусстве и философском мышлении (А. Синявский, И. Кабаков, Вен. Ерофеев, А. Генис, Т. Кибиров и др.). Оглавление и аннотация здесь.
    Книги можно приобрести без наценки в фирменном магазине издательства  "Высшая школа" (м. Цветной бульвар, Трубная пл., Неглинная ул, 29/14, тел. (495) 200-04-56 (справки);  200-30-14 "книга-почтой"). Они также продаются в "Библиоглобусе" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3),  в "Педагогической книге" (угол Б. Дмитровки и Камергерского пр.), в интернет-магазинах (нажмите заглавия).

Приводим аннотацию и оглавление первого тома.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы
Москва,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Книга известного литературоведа и культуролога Михаила Эпштейна рассматривает важнейшие метафизические проблемы и парадоксы русской литературы: святость маленького человека и демонизм державной власти, смыслонаполненность молчания и немоту слова, бессознательную религиозность богоборческого авангарда и Эдипов комплекс советской цивилизации. От А. Пушкина и Н. Гоголя до А. Платонова и О. Мандельштама, И. Бродского и до современных писателей прослеживаются гпроклятые вопросых и трагииронические мотивы русской литературы, впадающей в крайности юродства и бесовства и вместе с тем мучительно ищущей Целого. Особое внимание уделяется религиозным и атеистическим составляющим русской культуры, а также перспективам ее секуляризации. Метафизика выступает в книге не как сумма прямых философских высказываний, а как "долгая мысль" самой русской литературы, выраженная в многозначной игре ее образов.

Введение
1. Что такое метафизика?
2. Метанарративы
3. Метафизика без метанарративов. О чем молчит русская литература?
4. Проблемные узлы. План книги
5. Между Содомом и Мадонной. Вопросы без ответов

Раздел 1. Малое и великое. Потомки  Башмачкина

К образу переписчика: Князь Мышкин и Акакий Башмачкин.
Фигура повтора: философ Николай Федоров и его  литературные прототипы.
Маленький человек в футляре: Синдром Башмачкина- Беликова.

Раздел 2. Титаническое и демоническое. Наследники Фауста

Фауст и Петр на берегу моря: От Гете к Пушкину.
Медный всадник и золотая рыбка: Поэма-сказка Пушкина.
Панночка и Россия: Демоническoe у Гоголя.

1. Отрицательная эстетика и апофеоз России
2. Демонология России
3. Патриотизм и эротизм
4. Блок выдает тайну Гоголя
5. Слово изменяет Гоголю. Ирония стиля
Раздел 3.  Пределы бытия. Сквозные мотивы и парадоксы

Ничто и язык бытия: Платонов и Хайдеггер

1. Русская литература и немецкая философия
2. Ничто и тайна.  Платонов между М. Хайдеггером и Н. Федоровым
3. Странный язык. По ту сторону субъекта и объекта
4. Наполняющая пустота и временность
Детство и миф о гармонии

Молчание и магия слова

1. Тишина и молчание
2. Слово как бытие
3. Бытийственность русского слова
4. Идеология и магия слова. От Гоголя до В. Сорокина
5. Слово-фикция. Хармс и Чехов
6. Три литературных эпизода. Молчание внутри и вокруг слова
7. Вековая тишина. Русский кодекс молчания
8. Два молчания: политическое и мистическое
9. Формативное, информативное и фиктивное слово. Самопожирание языка
Безумие и деспотизм разума
1. Гельдерлин и Батюшков
2. Два полоумия: поэтическое и философское
3. Безумие как прием
4. Самокритика чистого разума
Сон и вечный бой: Обломов и Корчагин
1. Обломовка и Чевенгур
2. Воины-сновидцы
3. Метафизическая воронка
4. Обломагин. Биполярность в русской культуре
Под занавес: От Пушкина до Мандельштама

Раздел 4. Искусство и религиозное бессознательное в 20-ом веке.

 Религия и бессознательное

1. Религиозное бессознательное
2. От апофатизма к атеизму
3. Секуляризация и "новое средневековье". Нечеловеческое
4. Теоморфизм. "Другое" в культуре
Авангард и религия
1. Антиискусство - жест юродивого
2. Авангардная вера: по ту сторону понимания
3. Искусство второй заповеди
4. Уход человека
Концептуализм и духовность
1. Отрицательная эстетика концепта. Апофатика, автоматизация, молчание.
2. Почва русского авангарда. Власть имен.
3. Духовность первого дня. Народное любомудрие.
4. Парадокс русской цивилизации. Минус-система
5. Государственный концептуализм.
Хасид и талмудист. Сравнительный опыт о Пастернаке и Мандельштаме
1. Чужеязычие. Поэзия и Кабала.
2. Пастернак и хасидизм.
3. Мандельштам и талмудизм.
4. Две духовные традиции
Апофатика и культура

Раздел 5.  Атеизм и постатеизм

Эдипов комплекс советской цивилизации

1. "Большой брат" в свете психоанализа.
2. Мифологическая основа материализма
3. Воинствующий атеизм и эдипов комплекс
4. Зов подземелья.  Эротика рабочего удара
5. Матерные корни материализма
6. Матерепоклонники и кровосмесители
Вера без вероисповедания,  или Бедная религия.
1. От атеизма к постатеизму: три пути
 2. "Бедная вера" и ее выражение в литературе
3. Этика и теология бедной веры
4. Постатеистическое общество: путь из пустыни
Раздел 6. Парадоксы русской эсхатологии.  Роза Мира и царство Антихриста.
1. Утопия и катастрофа
2. Мистический коммунизм
3. Государство-церковь
4. Философия оговорки
5. Теократия и атеизм
6. Верховный наставник
7. Учение о Христе
8. Всеединство как лжеподобие. Три стадии подмены
9. Роза Мира в ожидании Антихриста
10. Антихрист и Мировая Женственность
11. Сознательное и бессознательное в андреевской эсхатологии
12. Историческое обольщение: ложь опыта
13. Моральное обольщение: зло добра
 Раздел  7. Русская культура на распутье. Секуляризация и переход от двоичной модели к троичной
 1. Крах первой секуляризации: церковь Гоголя и церковь Белинского.
 2. Поиск "чистилища" в русской культуре.
 3.  Диктат середины: западная модель. Идеократия и медиократия.
 4. Троичная модель
 5. Выверт и надрыв как категории русской культуры
 6.  Секулярность и пошлость. Чеховское
 7.  Демонизм
 8. Апофатизм
 9.  Демонически-апофатическое
10. Православие и культура
 Заключение.  Вторая секуляризация и новое распутье.


Все книги

Книги  Михаила Эпштейна можно приобрести в крупных книжных магазинах, а также по интернету. В Москве почти все они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80),   НИНА (Согласие)  (м. Павелецкая, ул. Бахрушина, д.28., т.  (095) 959-2094), Ad Marginem (м. Павелецкая, 1-й Новокузнецкий пер., 5/7, угол Новокузнецкой ул.,  т. 951-93-60);  Книжная лавка Литературного института (Тверской бульвар, д. 25, вход  открыт только с ул. Большая Бронная, идти минуты 3 от м. Пушкинская, по левой стороне, до  вывески: Лит. институт, свободно через проходную, тел. 202-8608).

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.  (соредактор,  автор предисловия и 90 статей из 165).

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.
_________________________________________________________________

Сетевой проект "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  Современный русский (и любой) язык  - этоЪ только один срез языкового континуума, который распространяется в прошлое и будущее, и в нем виртуально присутствуют тысячи слов, еще не опознанных, не выговоренных, но призываемых в речьЪ по мере того, как расширяется историческое сознание народа, и в свою очередь его расширяющих. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (нужно вставить в эту форму свой эл. адрес)

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.

Gramma. ru    -  языковой портал рунета, посвященный культуре письменной речи.
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное