Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 23.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 


Уважаемые коллеги!

23-28 мая 2005 года в Санкт-Петербурге - Библиотечной столице России - состоялась X Ежегодная сессия Конференции Российской библиотечной ассоциации.
Девиз юбилейной встречи - “Библиотеки науке, образованию, просвещению, воспитанию”.
Помимо обсуждения заявленной темы, в ходе заседания секции публичных библиотек прошел семинар “Муниципальные библиотеки в условиях административных реформ”
Мы предлагаем вам ознакомиться с основными темами, которые освещались в рамках заседания секции публичных библиотек.
С текстами всех докладов, прозвучавших на заседании секции, можно познакомиться на сайте штаб-квартиры секции публичных библиотек
Здесь>>>

 

Бартова Светлана Федоровна
председатель секции публичных библиотек
член Совета РБА
Svetlana.Bartova@novotec.ru

ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЕКЦИИ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК
НА X ЕЖЕГОДНОЙ СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ АССОЦИАЦИИ


23-28 мая 2005 г. в Санкт-Петербурге состоялась X Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации.
Ежегодная Конференция РБА - всероссийский конгресс библиотечных и информационных работников - самый крупный всероссийский форум, как по числу участников, так и по широкому спектру обсуждаемых проблем в области библиотечного дела и информации.
Девиз юбилейной встречи - “Библиотеки науке, образованию, просвещению, воспитанию”.
Публичные библиотеки на X Ежегодной сессии Конференции РБА приняли участие в нескольких мероприятиях:
1. Совместное заседание с секцией по библиотечной политике и законодательству, секцией “Краеведение в современных библиотеках” и секцией сельских библиотек (25 мая 2005 г.)
2. Заседание секции публичных библиотек (26 мая 2005 г.)
3. Подведение итогов и церемония награждения победителей III Всероссийского конкурса среди муниципальных библиотек “Современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей” (27 мая 2005 г.)

На совместном заседании (25 мая) речь шла о новых документах, предлагаемых библиотечной общественности. “Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек (централизованных библиотечных систем) РФ” было принято 27 мая 2005 года на пленарном заседании X Ежегодной сессии Конференции РБА. Второй документ - “Манифест РБА об информатизации публичных библиотек” - пока существует в проекте. При обсуждении, было принято решение вести дальнейшую работу с этим документом, и в течение ближайшего года подготовить его для принятия на XI Ежегодной сессии Конференции РБА.
26 мая проходило заседание секции публичных библиотек. На нём присутствовало около 200 человек из библиотек разных статусов и регионов России. Исходя из непростой ситуации, сложившейся в библиотеках страны в последние месяцы, главной темой заседания стали проблемы существования библиотек в условиях административных реформ. В начале разговора прозвучали три концептуальных сообщения о работе публичных библиотек и стратегии их развития в современных условиях. Их представили: Т. Л. Манилова, заместитель начальника отдела архивов Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Е. Л. Игнатьева, директор Центра научных исследований социально-экономических проблем культуры, зав. кафедрой управления Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и Ю. А. Гриханов, руководитель Центра мониторинга отечественной культуры. Далее слово было предоставлено практикам, и с обзором ситуации в регионах выступили коллеги из Новосибирска, Москвы, Екатеринбурга, Карелии, Ставрополья, Украины.
Накануне 2006 года Новосибирская область и Ставропольский край были выбраны экспериментальными площадками. Поэтому сообщения о ситуации, которая сложилась в библиотеках этих регионов была особенно актуальна.
Директор Андроповской ЦБС (Ставропольский край) Е. Н. Тюря сообщила: “Ставропольские библиотеки в течение последних 5 месяцев переживают культурный шок. В трёх районах ликвидированы отделы культуры. В Андроповском районе сокращение количества библиотек не произошло, но соглашение с Главами администраций заключается на один год”.
В заключение разговора на суперважную для библиотек разных статусов тему слово попросила Т. Е. Коробкина, директор Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (г. Москва): “Из сложившейся ситуации есть два пути выхода: один из них - сверху, второй - снизу, то есть сами библиотеки должны разработать программу модернизации. Несмотря на то, что РБА уже 10 лет, мы не стали субъектом профессиональной политики. РБА ни разу не приняло никакой декларации или резолюции”. Завершилось заседание жаркой дискуссией, в которой приняли участие практически все участники заседания.
В результате было принято решение отправлять свои вопросы, сообщения, пожелания, рекомендации на информационно-справочный портал Library.ru, где открыт форум “Библиотека и административные реформы”.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ>>>


Трубица Галина Александровна
исполнительный директор
Новосибирского библиотечного общества
nbo@rstlib.nsc.ru

БИБЛИОТЕКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД РЕОРГАНИЗАЦИИ


Я хорошо помню время начала 70-х гг., когда в стране повсеместно проводилась централизация библиотек. В те времена было много сомнений по поводу её целесообразности. Прошло чуть более 30-ти лет. Практически все библиотеки ощутили преимущества такой организации библиотечного обслуживания населения, особенно в сельской местности. Возможно, и без централизации положительные изменения в библиотечном деле произошли бы, а местные органы управления уделяли своим библиотекам больше внимания. Однако, бесспорно и то, что централизованное комплектование, наличие внутрисистемного обмена книг, единого справочного аппарата, налаженная система повышения квалификации сделали библиотечное дело более устойчивым, особенно в трудные времена 90-х гг.
В Новосибирской области были единичные примеры децентрализации библиотек в некоторых сельских районах. Но из ЦБС выходили крупные, хорошо финансируемые местными властями библиотеки, которые действительно могли самостоятельно развиваться.
В Новосибирской области реализация Федерального закона N 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” началась в 2005 г. Этот закон определил, что к полномочиям муниципальных районов относится организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора) в муниципальном районе. Абсолютно все пишущие на тему реформирования библиотек на все лады комментируют это положение, и камень в него не бросил только ленивый. Во многих публикациях, в том числе и статье написанной по заказу МК РФ “Финансовые основы деятельности учреждений культуры в Российской Федерации” (журнал “Библиотечное дело”, 2004, N 10), даются объяснения и советы, как обойти этот пункт закона и сохранить ЦБС. Невольно возникает вопрос, почему библиотекари должны бесконечно изощряться, искать обходные пути, что-то кому-то доказывать, выискивать смысл, читая ФЗ “между строк”?
Нельзя сказать, чтобы библиотечная общественность и методические центры Новосибирской области бездействовали в этой ситуации. В преддверии реформы проводились круглые столы “Библиотеки и Федеральный закон о местном самоуправлении”, “Библиотеки Новосибирской области в период реорганизации”, консультации юристов, специалистов областной администрации, Совета Депутатов Новосибирской области. На Конференции РБА в г. Новосибирске в 2004 г. на секции сельских библиотек с участием представителей МК РФ, также рассматривались вопросы реформирования библиотек. В информационном бюллетене, выпускаемом Новосибирским библиотечным обществом, регулярно освещались вопросы реформирования библиотек и положение дел в районах.
Судя по прессе, во многих регионах страны на первый план выходит проблема сохранения сети библиотек. Мы познакомились с методическими рекомендациями по реорганизации сети муниципальных библиотек Пермской области. В Новосибирской области, к счастью, вопрос о сокращении сети библиотек пока так остро не стоит. Это позиция губернатора области В. А. Толоконского.
И, тем не менее, результаты реформирования, начавшегося с января 2005 г., нас, безусловно, не удовлетворяют. К сожалению, вышестоящие органы, в том числе и Департамент культуры Новосибирской области, заняли политику невмешательства, мотивируя это тем, что в соответствии с ФЗ местные власти сами решают, как им организовать культурное, в том числе и библиотечное обслуживание в муниципальных образованиях. А так как руководители местных органов власти специальной библиотечной литературы не читают, то реорганизация культурной сферы зависела от степени их культуры и здравого смысла, а так же, разумеется, от авторитета и компетентности директоров ЦБС.
Поскольку органы местного самоуправления, согласно ФЗ N 131, самостоятельно осуществляют финансирование библиотек, и несут ответственность за реорганизацию библиотек, порядок и условия их деятельности, то сегодня можно выделить следующие модели организации библиотечного обслуживания, действующие в различных районах Новосибирской области:

  1. Централизованная библиотечная система со всеми соответствующими функциями сохранилась более чем в половине районов в различных конфигурациях. Например: Муниципальное учреждение “Коченевская Централизованная библиотечная система”, учредителем которой является администрация Коченевского района; Муниципальное учреждение культуры “Чулымская межпоселенческая библиотека”; “Колыванская централизованная библиотечная система с библиотечным коллектором”, в которой функции библиотечного коллектора закрепляются за отделом комплектования.
    Интересен опыт реформирования Искитимской ЦБС - центральная библиотека, по согласованию с Главой администрации района, обратилась с письмом к главам местных муниципальных образований по передаче полномочий на библиотечное обслуживание поселений районной администрации. Районная администрация, в свою очередь, обязала, на основании договора, осуществлять библиотечное обслуживание населения района Централизованную библиотечную систему;
  2. Централизованная библиотечная система распалась, но центральная библиотека сохранила свой статус, структуру и функции. Обслуживание сельских библиотек осуществляется по договору. Например: МУК “Доволенская центральная районная библиотека”, МУК “Сузунская районная библиотека”. Для сохранения межбиблиотечного обслуживания и координации деятельности библиотек района областная научная библиотека разработала и рекомендовала заключать типовой договор или соглашение;
  3. Однако в ряде районов реорганизация библиотек прошла согласно букве закона. Центральная районная библиотека утратила статус центральной, стала поселенческой библиотекой, в ее структуре остались только отделы обслуживания (абонемент и читальный зал). Решение вопросов межпоселенческого библиотечного обслуживания (централизованное комплектование, обработка, методическая деятельность и др.) осуществляет районный коллектор. Например, в Краснозерском районе организовано Муниципальное учреждение культуры “Районный коллектор по библиотечному, методическому и информационному обеспечению”. В него входят отделы комплектования и обработки, методико-библиографический отдел. В коллектор поступают целевые средства на комплектование библиотек района и их подписку. Сельские библиотеки в данной модели, как правило, входят в социально-культурные центры поселений.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ>>>



Тюря Елена Николаевна
директор ГКПУ Андроповская ЦБС
Ставропольского края
cbs_kurs@skiftel.ru

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ


Андроповский район один из обычных сельских районов Ставропольского края.
Он образован в 1924 году и площадь его территории - 2388 кв.км.
Население района - 36 тыс. человек.
11 муниципальных образований объединяют 28 сельских населенных пунктов.
Районный центр - с. Курсавка.
В культуре Андроповского района библиотеки занимают ведущую позицию как информационные, культурные и образовательные центры. Многолетняя деятельность библиотек свидетельствует, что они находятся в центре развития местного сообщества, являются площадками для реализации законодательных и творческих инициатив сельчан.
Андроповская ЦБС до 1 января 2005 года объединяла 21 библиотеку (ЦРБ, Детская и 19 сельских библиотек-филиалов). Некогда разрозненные библиотеки слились в единую сеть в 1977 году.
44 квалифицированных специалиста обслуживали более 20 тыс. читателей.
Совокупный книжный фонд составлял 260 тысяч единиц хранения.
За прошедшие годы со времени централизации достигнуты значительные результаты, что неоднократно подтверждалось победами в профессиональных конкурсах и заслуженным авторитетом библиотек, как в крае, так и в России.
Сложилась своя корпоративная культура, зафиксированная в 1999 году в локальном документе “Философия Андроповской ЦБС”.
Развитые информационные технологии нашей ЦБС отличают ее от библиотечных систем края. Центральная районная библиотека имеет существенные достижения в области современных компьютерных технологий. Компьютеризация библиотечных процессов осуществляется с 1998 года. Библиотека имеет выход в Интернет, спутниковую телекоммуникационную антенну, комплектуется электронными изданиями, предоставляет информацию из справочно-правовых систем, обслуживает удаленных пользователей. Созданы сайт Андроповской ЦБС, несколько мультимедийных продуктов краеведческого характера, собственные базы данных по вопросам местного самоуправления, по работе с незащищенными слоями населения. Формируется электронный каталог. На сайте ЦБС размещены две справочные службы “Спроси у библиотекаря” и “Спроси у власти”. С 2004 года ЦБС является участником корпоративного проекта “Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек” под эгидой Межрегиональной ассоциации деловых библиотек.
С 1 января 2005 года на территории Ставропольского края в порядке эксперимента, на год ранее других субъектов Российской Федерации вступил в действие Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 06.10.03 г. N 131-ФЗ (далее Закон).
Многие библиотеки страны живут в преддверии административной реформы, Ставропольские же на протяжении нескольких месяцев переживают “культурный шок”.
Нужно отметить, что учреждения культуры края были не подготовлены к реализации Закона, элементарно не знали, как подступиться к делу, т.к. напрочь отсутствовала территориальная нормативно-правовая база, каждое ведомство (Минкультуры, Минфинансов, Министерство имущественных отношений...) понимало положения Закона по-своему, профессиональный комментарий отсутствовал.
И каждый пошел своим путем. Например, в четырех районах края ликвидированы отделы культуры, а все библиотеки (в том числе и районная) переданы на уровень поселений. Статус районной библиотеки был утрачен.
Рассмотрим реализацию данного Закона на примере Андроповской ЦБС.
С вступлением в действие данного закона произошли серьезные изменения в сфере культуры и в частности - структуре библиотечной системы района. Однако границы муниципальных образований остались прежними, сокращения библиотек пока не произошло.
Как известно, в обозначенном законе заложена идея формирования двухуровневой системы местного самоуправления. В соответствии с п. 11 ст. 14 Закона N 131 к вопросам местного значения сельского поселения в области культуры отнесена, в том числе и организация библиотечного обслуживания населения. Разграничение расходных полномочий сопровождается и разграничением объектов собственности.
Таким образом, сельские филиалы ЦБС, стали собственностью муниципальных образований, в которых они территориально расположены, иначе сказать - собственностью поселений. Ответственность за состояние библиотек, обеспечение современного уровня их деятельности, а также социальную поддержку библиотекарей полностью перешла к органам муниципальных образований. Однако законодательный акт четко не оговаривает “содержание библиотеки”, что дает право поселениям организовывать библиотечное обслуживание, например, за счет пунктов внестационарного обслуживания.
Согласно Закону поселения делегировали часть своих полномочий в области библиотечного обслуживания муниципальному району за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет района на основе соглашений сторон.
Заключению соглашений предшествовали длительные переговоры с главами поселений в индивидуальном порядке, буквально по каждому пункту. В результате чего были заключены соглашения о передачи полномочий в области организации библиотечного обслуживания между главой администрации муниципального района и поселениями. Так поселения финансируют посредством передачи субвенций, а район создает условия для организации деятельности библиотек через центральную районную библиотеку. Двухсторонние соглашения имеют юридическую силу 1 год, что не дает возможности выстроить долгосрочную программу развития библиотек района. В связи с этим необходимо заключать соглашения на более длительные сроки.
К сожалению, администрация одного сельсовета с тремя библиотеками заключить договор отказалась. Глава счел, экономически выгодным выделить библиотеки из системы района, а библиотекарей включить в штат сельских клубов. Целью административной реформы является повышение эффективности государственного и муниципального управления, в т.ч. расходования бюджетных средств. Но, если учесть, что это поселение теперь обязано выделять средства ЦРБ на осуществление процесса комплектования своих библиотек и методическую помощь, о какой экономии можно говорить?!
К полномочиям муниципального района относится организация библиотечного обслуживания поселений, причем законом эта функция сведена лишь к обеспечению услугами библиотечного коллектора (п. 19 ст. 15). На эти цели в бюджете района выделена строка с суммой 112 тысяч. Это всего лишь 3% от объема бюджетного финансирования ЦБС в 2004 году. Если предположить, что эти средства предназначены на содержание коллектора, то можно ли на эти крохи комплектовать качественный книжный фонд всех библиотек района, выплачивать заработную плату сотрудникам отдела комплектования и обработки, не говоря уже о содержании помещения, в котором они работают?
Что характерно ЦРБ также была отнесена к поселению. Но в рекомендациях главам муниципальных районов и поселений Министерство культуры Ставропольского края от 11.03.2005 года разъясняет, что “в соответствии со ст. 50 п. 3 п.п. 12 Закона N 131-ФЗ в собственность муниципального района переходит имущество межпоселенческих библиотек и библиотечные коллекторы. Межпоселенческие библиотеки являются преемниками центральных районных библиотек, расположенных в административных центрах муниципальных районов. По этой причине ЦРБ не могут быть переданы в собственность соответствующих сельских поселений". Но средства на содержание Межпоселенческой библиотеки в районном бюджете видимо будут заложены лишь на следующий финансовый год.
Федеральный Закон “О библиотечном деле” ст. 11 и Закон “О библиотечном деле в Ставропольском крае” (ст. 13) предусматривают наделение библиотек правами юридического лица.
Отдельный разговор о статусе централизованных библиотечных систем.
122-ФЗ внес изменения в ряд ведомственных законов, в том числе и “О библиотечном деле”. Так Федеральный и краевой законы в статье “Основные виды библиотек” исключили пункт “Библиотеки в районах и городах объединяются в районные и городские муниципальные системы”. Однако, в этих же законах сохранена статья “О статусе библиотек”, в которой прописаны в том числе и централизованные библиотечные системы.
Сегодня и в профессиональной прессе все чаще встает вопрос о сохранении централизованных библиотечных систем. Одним из первых эту проблему затронул Ю. А. Гриханов в статье “Законодатель, почитай законы свои!”. Директор Центра правовой поддержки местного самоуправления М. А. Якутова, комментируя статьи Закона N 131-ФЗ, говорит: “В этой ситуации главной задачей местных органов власти районного уровня является разработка согласованной концепции централизованной библиотечной системы района...”.
К сожалению, Закон не предусматривает наличие ЦБС в той форме, в которой она существовала прежде.
В рекомендациях Министерства культуры Ставропольского края так же сказано о целесообразности сохранения централизованных систем, объединив вокруг межпоселенческой центральной библиотеки сельские библиотеки, расположенные на территории поселений. Сохранение ЦБС должно сопровождаться заключением двухсторонних соглашений между муниципальным районом и поселениями о передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания населения района на основе субвенций и совместного пользования недвижимого и движимого имущества библиотек, входящих в состав системы.
Библиотечным работникам не приходится рассказывать о целесообразности сохранения ЦБС, которая в течение 30 лет доказала свою состоятельность и право на существование. Так почему же законодатели не сочли нужным отнести библиотечную систему на уровень муниципального района? Ведь специфика библиотечной деятельности существенно отличается от специфики Домов культуры, которые также перешли в собственность поселений.
Опыт регионов, работающих прежде в условиях частичной децентрализации, показывает, что сельские библиотеки испытывали огромные трудности. Выправить их положение удалось лишь, вернувшись вновь к централизованной библиотечной системе, которая является неделимым организмом с единым библиотечным фондом, обеспеченным единым справочно-библиографическим аппаратом, единым каталогом, единой системой учета и контроля за его сохранностью.
На сегодняшний день Андроповская Централизованная библиотечная система сохранена в составе 18 библиотек со штатом 71 человек. Но по нынешний день, существует как государственное учреждение, т.к. имущество библиотек не передано на муниципальный уровень. Это связано с тем, что до сих пор не решен вопрос: куда отнести библиотечные фонды - на уровень района, поселения или края. Мнение специалистов библиотек однозначно - оставить единым и на районном уровне.
Субвенции, поступающие из бюджетов поселений в бюджет муниципального района на осуществление библиотечной деятельности, как правило, поступают не своевременно, зачастую частями. Причинами являются:

  • недостаток средств в местных бюджетах поселений, связанный с неравномерностью поступления мизерных собственных доходов, а также дотации из краевого Фонда сбалансированности;
  • низкий уровень финансового менеджмента в администрациях поселений.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ>>>




Матлина Слава Григорьевна
Ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки
Козин Н.А.
ВГНА Министерства по налогам и сборам РФ


ОТ МОДЕЛЬНЫХ К МОДАЛЬНЫМ СЕЛЬСКИМ БИБЛИОТЕКАМ
(Итоги “первой пятилетки” работы сельских модельных библиотек)


После менее, чем десятилетней передышки, когда публичные библиотеки, включая сельские, начали приходить в себя, когда были реализованы замечательные проекты по возрождению последних на принципиально ином уровне, вновь зазвучали полузабытые формулировки. Их можно свести к метафорическому слогану: “Как выжить сельской библиотеке?” (в условиях административной реформы)
Поэтому настало время осознать, что дали обществу последние пять лет, связанные с созданием так называемых модельных сельских библиотек, и сможет ли этот уникальный, в широком смысле слова социальный проект наряду с правовыми методами стать средством их защиты. Сделать это тем более важно, что подготовленное сотрудниками столичной ЦБС “Киевская” и Некоммерческим Фондом “Пушкинская библиотека” (далее НФ “Пушкинская библиотека”) практическое пособие с анализом результатов и эффектов этого проекта до сих пор не опубликовано.
Сущность понятия “модельная библиотека” мы подробно рассмотрим ниже. Что же касается функционально-семантической категории “модальность”, то в докладе она использована в контексте побуждения к действию, необходимости безотлагательного выполнения в будущем. С другой - как языковый инструмент, позволяющий выразить разную: логическую, интеллектуальную, эмоционально-образную оценку содержательно близких явлений.
Напомним, что мощным катализатором, стимулировавшим внимание к проблемам села, стал первый этап проекта “Сельская библиотека”, возникший в 2000 г. в рамках Института Открытое общество (Фонд Сороса). Он был продолжен НФ, подхвачен и по-своему развит Фондом “Открытая Россия” совместно с Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек (МАДБ). Обратим внимание на большую роль, которую сыграло на разных этапов реализации проектов “Пушкинской библиотеки” и “Открытой России” Министерство культуры РФ.
Что стоит за понятием “модельная сельская библиотека”, получившим широкое хождение с 2000 г., а также его поздними модификациями - “компьютерная сельская библиотека”, “профильная сельская библиотека” и другими возможными вариантами?
Существует множество определений модельной библиотеки. Имеется в виду сельская библиотека, по своим функциям, содержанию и оснащению отвечающая международным и отечественным стандартам, ставшая своеобразным образцом, эталоном для других. При этом модельные библиотеки, даже создаваемые в одном организационно-технологическом формате, как правило, содержательно отличаются одна от другой: ресурсами, приоритетными направлениями работы, дизайном и др. Каждая библиотека имеет “собственное лицо”, что помогает ей поддерживать высокий статус у местного сообщества.
С точки зрения НФ модельная библиотека - это многофункциональный информационно-культурный, образовательный и просветительский центр. Чувашские коллеги дополнили это определение. В комментарии к Указу Президента Чувашской Республики от 7 апреля 2003 г. N 34 “О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике” они отметили необходимость отвечать нормам и требованиям “Модельного стандарта публичной библиотеки”, принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г.”
Для НФ “сельский проект” непосредственно сопрягается с его другими стратегическими проектами, ориентированными на продвижение книги и чтения. Компьютеризацию, техническое переоснащение сельской библиотеки, в НФ рассматривают как средство решения социальных задач - стать культурно-информационным центром местного сообщества, необходимым местным властям, молодежи, пожилым, словом, всем слоям населения. При этом сельская библиотека позиционирует себя в глазах жителей как социальный институт, развивающий традиции российского просветительства, в основе которого всегда лежало Слово - напечатанное или произнесённое вслух.
Это - логоцентричная модальность развития сельской библиотеки. Поэтому столь важны для модельных библиотек книжные комплекты, приобретаемые с помощью НФ, которые в совокупности формируют книжное ядро библиотечного фонда. Один из последних проектов НФ - выпуск накануне 60-летия Победы комплекта книг и видеокассет, раскрывающих основные этапы Великой Отечественной войны. Уникальность комплекта - прежде всего, в подборе лучших книг о войне совместно с их кино-телеверсиями, а также документальных фильмов и их книжных аналогов.

Воспитательный эффект такого подхода обусловлен глубокой содержательно-смысловой основой, где военно-патриотическая проблематика, представленная лучшими именами, сочетается с синтезом экранной и книжной культуры. Книгу не противопоставляют новым информационным технологиям, а умело их взаимодополняют. Из этого же ряда получающие распространение в модельных библиотеках интерактивные выставки (с одновременным использованием книжно-иллюстративного ряда, компьютера и видеомагнитофона), краткие рекомендательные списки литературы (закладки) с указанием адресов интернет-сайтов и др.
С точки зрения дальнейшего развития методики обслуживания, включая рекомендательно-библиографический инструментарий, найдена оптимальная на данный период модель “подключения” (и не только сельских жителей) к образцам “высокой” культуры. Ненавязчивый и потому воспринимаемый пользователем с доверием способ соединить различные средства получения относительно целостного знания.
Становление компьютерных библиотек (как следует из их названия) нацелено на освоение новых информационных технологий, основой которых - компьютеризация. Естественно, это не означает, что в компьютерной сельской библиотеке отсутствуют книги. Тем более, что и “НФ” и “Открытая Россия” - с помощью региональных методических центров придирчиво отбирали для реализации проекта библиотеки наиболее продвинутые, авторитетные у населения и местных властей.
Авторитет был завоеван за счёт традиционного воспроизводства книжной культуры во всех его проявлениях, и отходить от такой работы библиотеки не намерены. Среди компьютерных имеются библиотеки, продолжающие, например, комплектовать книжный фонд с помощью НФ. Тем не менее вся работа “Открытой России” - по формированию ресурсов сельской библиотеки, обучению их эффективному использованию, нацелена на освоение и воспроизводство цивилизационной модели развития сельской библиотеки.
Другие стороны ее содержательного развития, будь то краеведческая деятельность с элементами поисковой, архивной, музейной работы, культуротворческая составляющая - а они занимают немалый удельный вес в компьютерных сельских библиотеках, рассматривались МАДБ преимущественно как контекст - через призму использования нетрадиционных носителей информации.
Наконец, в рамках обоих проектов возникла еще одна разновидность модельной библиотеки - так называемая “профильная”, ориентированная на целенаправленное информационное обслуживание специалистов сельскохозяйственного производства. И в этом случае у модельных библиотек оказалось “разные лица”. Например, большой резонанс у библиотечной общественности вызвал межведомственный проект “Информационное поле орловского агрария”. Он был осуществлён в Орловской области при поддержке Министерства культуры РФ, НФ “Пушкинская библиотека”, администрации области и муниципальных образований, а также при активном содействии Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки (ЦНСХБ).
В соответствии с проектом было налажено дистанционное обслуживание занятых в аграрном секторе сельских пользователей. Благодаря компьютерным технологиям они получили доступ к информационным ресурсам ЦНСХБ и Орловской областной публичной библиотеки им. И. А. Бунина. Наряду с сельскими филиалами активными участниками проекта выступили также центральные районные библиотеки (ЦРБ). И ЦРБ и филиалы - выделим это особо, были компьютеризированы одновременно.
Главное достижение этого проекта, как нам видится, в создании единой информационной цепочки: сельская библиотека - районная библиотека - ресурсный центр - областная библиотека - ЦНСХБ. Пилотный вариант проекта апробовали в Урицком районе, где существует известная в стране Шатиловская опытная сельскохозяйственная станция со специалистами высокого уровня. Не случайно проект Шатиловской библиотеки получил название - “Окно в информационный мир для сельских ученых-аграриев”.
В других регионах, где у сельской библиотеки не было пользователей столь высокого уровня, способных выступить в качестве экспертов при отборе и оценке получаемой информации, модели создавались и развивались иначе. Менялся объём и периодичность информации, состав потребителей. Например, помимо специалистов сельскохозяйственного производства адресатами получаемой из сельской библиотеки профессиональной информации, становились фермеры или ученики профильных “сельскохозяйственных” классов местной школы. Там, где не было прямого выхода в Интернет, использовались базы данных ЦНСХБ “Агрос” и региональных центров на CD-rom (Нижегородская область) или “Агромира” (Ленинградская область). Общим оставалось участие в работе региональных центров, подключение крупных держателей специализированных ресурсов, и конечно же ЦБ района.
В этот же пятилетний период распространённым вариантом модельных библиотек становится многопрофильная модель, или как её иногда называют полимодельная сельская библиотека. Имеются в виду библиотеки, одинаково эффективно выполняющие различные социальные роли. При них уже не первый год действуют различные информационные центры: правовой, деловой, муниципальной др. информации. (Чаще всего три приведенных наименования реально имеют одно содержание - обслуживают различные категории местного населения, отдавая приоритет местным органам власти, специалистам, учащимся, пожилым и больным людям). Плюс к этому таким библиотекам свойственен размах краеведческой деятельности, включая создание историко-этнографического музея. Не говоря уже о традиционной культуротворческой деятельности, в том числе досуговым её формам.
Классический пример такой модели - знаменитая Скороднянская земская библиотека Белгородской области. Обслуживая несколько населенных пунктов, где проживает свыше 4200 жителей 16 национальностей, работает 20 предприятий и организаций, она по объему деятельности, структуре, показателям превышает иную районную. Здесь уже несколько лет функционируют отделы обслуживания взрослого и детского населения, сектор правовой и кабинет деловой информации, организован мини - музей истории села Скородное. Её штат составляет семь библиотекарей плюс инженер - программист.
Распространение полимодельных сельских библиотек легко объяснимо. Как уже подчёркивалось, для участия в различных проектах, как правило, отбирались продвинутые библиотеки, в которых работают креативные личности. Обучение новым информационным технологиям, усиленная работа по их освоению и использованию, подстёгивали коллег совершенствовать свою деятельность, вносить в неё инновационные элементы. К тому же сельская библиотека- единственный информационно-культурный центр на территории поселения, обладающий универсальными ресурсами, просто обречена в разной мере играть роль полистилистического института.
Одним из социальных эффектов этих воистину революционных перемен во всех случаях становилось деятельное партнёрство с местными муниципальными властями - районными и сельскими. Инновационная, модернизированная в соответствии с реалиями ХХI века, библиотека в их глазах становилась ГЛАВНЫМ элементом социально-культурной инфраструктуры села. Благодаря ей, например, в селе появился телефон- нередкий случай среди модельных библиотек, а сельские руководители впервые собственными глазами увидели преимущества Интернета.
Заострим внимание на принципе, в своё время обоснованным Дж. Соросом и полностью оправдавшим себя в аналогичных проектах по преобразованию сельских библиотек. Последние только в первый год сотрудничества с “Открытым обществом” получали бесплатные комплекты. По мере развития такого сотрудничества доля местных властей в финансировании преобразований ежегодно возрастала, пока оно полностью не легло “на плечи” бюджета.
Важно было приучить муниципальные власти заботиться о своей библиотеке. Вкладывать деньги в развитие её информационных ресурсов, обновлять здание, создавать комфортную среду для сотрудников и пользователей. Далеко не единичны случаи, когда библиотеку - хотя и не сразу после содержательного обновления, переводили в более удобное помещение или строили для неё специальное здание.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ>>>


Бабий Елена Леонидовна
Директор ЦБС Гатчинского района
Ленинградская область

БИБЛИОТЕКИ ГАТЧИНСКОГО РАЙОНА В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ


“Вместе мы реальная сила”

В настоящее время мы получили возможность познакомиться со многими умными, осмысленными, полемичными рассуждениями, которые касаются проблем, с которыми столкнулись библиотеки в связи с введением административных реформ. Проблемы, практически одинаковы, они меняются лишь с учетом местных условий, и ментальности.
Хочется остановиться на проблеме - Понимания - Непонимания - Взаимодействия - Видения деятельности наших библиотек властными структурами и местным сообществом.
Мы долгое время позволяли собой руководить, не особо вынося на обсуждение общественности и руководства района свои технологические сугубо профессиональные процессы. Предоставляя результат - благоприятную социальную среду.
За время своего существования в Централизованной библиотечной системе Гатчинского района (с 1986 года) наши библиотеки переживали и успехи, и потрясения. Мы все-таки сохранились все - без потерь и сокращений и начали поступательно развиваться, во многом благодаря успешному программированию своей деятельности.
Появились понятия - Библиотечная культура, новым смыслом наполнилось понятие - Читательская культура.
Время меняет приоритеты. Мы поняли, что возникла несвойственная ранее библиотекам менеджерская необходимость - заставить себя слушать и видеть, слышать и понимать.
Смело и даже дерзко мы заявили о своих функциях перспективной программой: “ЦБС - информационный, культурный, социальный ресурс для жителей Гатчинского района”. Это был 2001 год, еще только предчувствовались грядущие перемены.
Но в ряду задач, решаемых этой программой, появилась и такая: “Актуальная помощь местными органами власти в консолидации общества и разрешении острых социальных проблем на основе грамотного библиотечно-информационного обслуживания”.
Это не осталось незамеченным. Поставленные задачи предполагают результат: сегодня у нас состоялся реальный деловой Диалог с Администрацией района и волостными Администрациями.
В начале прошлого 2004 года нам предложили самим обозначить разграничение полномочий 1 и 2 уровня.
Не могу сказать, что наш проект был принят однозначно, но определились явные оппоненты и истинные сторонники, а также неприсоединившиеся на тот момент местные Администрации.
Мы активизировали нашу работу с территориями, проведя ряд успешных Акций, в которых внятно показали, чего хотим мы, и чем наше дело отзовется для местного сообщества - подчеркнув социальный аспект нашей деятельности.
Мы постарались показать нашу школу профессионального мастерства для сельских библиотекарей заместителю главы Администрации района по работе с территориями и главам волостных Администраций - подчеркнув важность и необходимость профессионального роста библиотекарей. На семинарах-практикумах мы учились проговаривать значимость своей профессиональной деятельности, отвечая на “неудобные” вопросы (нужна ли библиотека? какая нужна библиотека? насколько востребованы наши услуги, высок ли уровень профессиональной подготовленности)
У нас давнишние, деловые отношения с нашими местными и областными депутатами. Актуализировав свою ресурсную базу, мы заставили их обратить внимание на нашу профессиональную краеведческую деятельность, работу с социально-незащищенными, проблемными слоями населения территорий. Приобретя тем самым влиятельных покровителей- попечителей. И мы продолжаем активно взаимодействовать с депутатским корпусом (районного и областного уровня), доводя до них наши проблемы, трудности, чаяния и успехи.
В настоящее время на каждую библиотеку системы, мы создаем социокультурный портрет с учетом особенностей развития территорий. Моделируя ситуацию развития с учетом сохранения ЦБС и наделения частью межмуниципальных и межпоселенческих полномочий при консолидированном бюджете, стараемся показать и обострить момент, если библиотека выйдет из единого социокультурного пространства, созданного разными условиями развития в социуме.
Профинансированная областным бюджетом программа “Электронные ресурсы - каждому жителю села. Доступ. Трансляция. Обмен” дает нам возможность надеяться, что мы сможем создать локальную сеть, объединяющую 5 библиотек района, и показать возможности единого информационного пространства в действии.
Не могу сейчас утверждать, что мы выйдем из административной реформы без потерь, но бездействие не может обещать перспективы.
Именно так я представляю наши действия по минимизации потерь, которые не минуемы в ходе любых реформ, тем более таких, как административная и бюджетная реформы.
Но хотелось бы особо подчеркнуть еще одну проблему, на мой взгляд, неприятную, которая остро заявляет о себе. Это наша слабая профессиональная корпоративность. Мы не должны забывать, что библиотека, лишь тогда сохранится как библиотека, когда она функционально выполняет свойственные только ей очень важные функции в нашем развивающимся гражданском обществе.
Но даже самая “добрая” власть не склонна импровизировать на тему социокультурной значимости библиотек самостоятельно. Следуя - букве закона - как правило, делятся деньги.
Мы должны консолидироваться как на местах, так и в профессиональном сообществе области, России. Да, мы очень разные, но у нас главная объединяющая сила - наша отрасль. Нам предлагают создать возможности для обеспечения конституционных прав граждан на доступ к благам культуры, что прописано в ряде нормативных и правовых документов. И здесь же, следуя ФЗ N 131 о местном самоуправлении - оптимизироваться и реорганизоваться. Однако программа “Культура России 2006 -2010 годы” одной из важнейших стратегических целей обозначает - обеспечение единого культурно-информационного пространства и повышение доступности культурных благ для населения страны.
Нам необходим областной социокультурный модельный стандарт, учитывающий все многообразие проблемных моментов при подобном разломе, чтобы не провалиться в образовавшийся нормативно-правовой разлом.
Поэтому нам необходимо объединиться и приложить весь свой ум и все свои силы для сохранения сложившейся профессиональной структуры (как бы ее не переименовав - реорганизуя и оптимизируя) во имя сути и смысла деятельности наших библиотек.



Сафиканова Наталия Михайловна
заместитель директора
по библиотечно-информационному
обслуживанию Библиотеки-читальни
им. И. С. Тургенева
nsafikanova@mail.ru

РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ УРОВНЕ
(из опыта работы Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева, Москва)



Одной из важнейших задач человечества на современном этапе является построение информационного общества, нового уровня развития человечества, вступив на который мы продвигаемся к будущему, не оставляя позади себя забытыми те проблемы, без решения которых невозможно или затруднительно продвижение вперед.
Информационное общество, в начальной стадии строительства которого мы живем, предлагает нам заманчивые, но не радужные перспективы, ставит новые проблемы, решить которые будет возможно только при использовании информационно-коммуникационных технологий. В “Окинавской хартии глобального информационного общества” (2000 г.) говорится о том, что в процессе создания информационного общества должны принять участие все люди, “которые без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества”. Кто же, как ни публичные библиотеки, обладающие огромными информационными ресурсами, могут и должны продвинуть, поддержать, активизировать процесс информатизации?
Сегодня многие публичные библиотеки осознают важность возложенных на них перспектив и надежд, поэтому ищут новые формы, методы, технологии работы. Находят и используют для предоставления необходимой разносторонней многовидовой информации, преобразовываясь при этом в публичные информатизированные библиотеки. Главной задачей библиотечно-информационного обслуживания в таких библиотеках становится предоставление свободного доступа к информационным электронным ресурсам, которые имеются в самих библиотеках или за их пределами. А это уже другая задача, не похожая на недавнюю, когда библиотека должна была предоставить читателю полную информацию, опираясь при этом на фонд своей библиотеки или, в лучшем случае, используя дополнительные возможности МБА.
Информационный потенциал отдельно взятой публичной библиотеки формируется, структурируется, увеличивается постепенно, по мере освоения, внедрения и использования новейших информационных технологий, которые создают наиболее приемлемые условия для развития информационных услуг и информатизации деятельности библиотеки. Другими словами, любая библиотека, вступившая на путь информатизации, должна представлять себе, что на этом пути ей предстоит преодолеть несколько последовательных этапов. Каждый из этапов разные библиотеки проходит по-своему, индивидуально, безусловно, используя уже имеющийся сторонний опыт.
Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева - это публичная комплексно-компьютеризированная библиотека, оснащенная современным компьютерным и офисным оборудованием, обслуживающая читателей в двух зданиях с использованием АИБС “LiberMedia” (Франция).
Библиотечная информационная система в настоящее время состоит из 84-х компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть, 8 компьютеров работают вне сети. Библиотека имеет выход в Интернет на основе волоконно-оптического канала связи, около 10 почтовых электронных адресов, ведет ВЕБ-сайт.
Техническую поддержку функционирования локальной сети и АИБС осуществляют на договорной основе ЗАО “Гелиос” и ЗАО “Liber”. Повседневную оперативную технологическую поддержку - администраторы сетей из группы информационного развития и поддержки.
Библиотечно-информационное обслуживание пользователей происходит в залах абонемента, читального, справочно-информационного, франко-немецкого и медиатеке при участии службы информации и записи читателей и отдела книгохранения.
Все основные виды деятельности автоматизированы, все читательские и рабочие места оснащены новейшим офисным оборудованием и обладают стандартным пакетом офисных программ.
Изучив опыт работы нашей Библиотеки можно увидеть, что в течение 7 лет, прошедших с начала обслуживания пользователей в условиях комплексно-компьютеризированной Библиотеки, были пройдены 6 этапов информатизации библиотечных процессов, на каждом из которых вслед за появлением новых информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационном обслуживании появлялись новые технологические возможности.

1-й этап: 1998 год

  • Создание ЛВС на 47 АРМ
  • Подключение к сети ИНТЕРНЕТ с использованием телефонного канала
  • Комплексное внедрение АИБС “LiberMedia” (начало освоения возможностей АИБС)

Другими словами перед открытием Библиотеки была организована локально- вычислительная сеть, составной частью которой стала АИБС “LiberMedia”, и в которую вошли, кроме рабочих, 15 читательских компьютеров. Были организованы занятия с сотрудниками Библиотеки по освоению работы на компьютере, потом - в АИБС. Только после этого было налажено обслуживание пользователей, которые, придя в Библиотеку, сразу получили дополнительные и неожиданные возможности, в сравнении с традиционной библиотекой:

  • выход с одного компьютера в медиатеке в ИНТЕРНЕТ;
  • предоставление электронного каталога, в котором можно осуществлять информационный поиск по различным параметрам, с использованием тезауруса. Предоставляется информация не только о наличии и местонахождении в фонде необходимого документа, но и о том, когда находящийся на руках у другого читателя документ вернется в зал;
  • ведение электронного читательского формуляра (“открытие” читательского формуляра сканированием ш/к читательского билета, книговыдача и возврат документов с помощью сканера, проставление даты возврата, продление срока пользования документом);
  • просмотр своего электронного читательского формуляра с читательского компьютера;
  • предоставление пользователям компьютеров для работы в офисных программах;
  • копирование фрагмента документа на выбор: сканирование, запись информацию на дискету, копирование на множительной технике.

2-й этап: 1999 год

  • Подключение к сети ИНТЕРНЕТ на основе ВОЛС (14 АРМ)

На этом этапе информационная система увеличилась, появились другие составные, новые программы, с использованием которых Библиотека сделала еще один шаг в сторону информатизации своих процессов. Новые АРМ позволили, расширив сеть, привлечь к работе в условиях комплексно-компьютеризированной деятельности новых сотрудников и читателей. Что же стало возможным на этом этапе?

  • проведение групповых обучающих компьютерных занятий с учетом уровня навыков и знаний пользователей;
  • составление читателями электронных заявок на докомплектование;
  • электронные распечатки - напоминания с текстами, соответствующими сроку задолженности, читателям-задолжникам.

3-й этап: 2000 год

  • Участие в проекте “Московский Интернет” Института “Открытое общество”: поставка компьютерного оборудования
  • Внедрение ИНТЕРНЕТ в работу Библиотеки и обслуживание пользователей
  • Размещение в ИНТЕРНЕТ электронного каталога “ЛибэрМедиа”
  • Внедрение в обслуживание пользователей БД “Консультант Плюс” и др.
  • Создание системы электронных услуг на основе использования компьютерного оборудования (16 наименований)

В этом году Библиотека поднялась на важную ступень информатизации библиотечных процессов обслуживания благодаря тому, что появилась возможность заявить о себе вне стен Библиотеки, предоставить удаленному пользователю свой электронный каталог и предоставлять пользователям Библиотеки информацию из ресурсов ИНТЕРНЕТ. Вхождение Библиотеки в ИНТЕРНЕТ явилось в 2000 году наиболее показательным событием. Информатизации Библиотеки продолжалось и в части увеличения и обновления компьютерного оборудования. При этом не прекращалось последовательное освоение в обслуживании пользователей возможностей сети и функций АИБС. Благодаря всем перечисленным мероприятиям на 3-м этапе пользователи обрели возможность:

  • получать удаленно разнообразную, постоянно обновляемую информацию о Библиотеке, начиная с правил записи в Библиотеку и заканчивая вакансиями;
  • осуществлять вне Библиотеки поиск документов по электронному каталогу по тем же полям электронного каталога, что и в залах Библиотеки,
  • находить через ИНТЕРНЕТ нужную информацию на различных сайтах,
  • общаться с библиотекарями залов по коммуникации в Интранет “пользователь-библиотекарь”, “библиотекарь-пользователь”, т.е. появилась своеобразная электронная книга предложений;
  • получить доступ ко многим документам, находящимся месяцами у читателей-задолжников, т.к. началась централизованная электронная работа с читательской задолженностью во всей Библиотеке;
  • продолжать посещать залы даже во время проведения инвентаризации библиотечного фонда, т.к. и проверка фонда проводилась в электронном режиме;
  • получения тематических и уточняющих справок в справочно-информационном зале по электронным базам данных: “КонсультантПлюс” (локальная версия), “Корпоративная сеть московских библиотек”, “ВУЗы Москвы”, “Адрес - Москва”, “Книжная палата”, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;
  • получения новых электронных и информационных услуг.

4-й этап: 2001 год

  • Модернизация сервера АИБС "Либэр-Медиа" - начало замены устаревшего парка компьютерного оборудования

2001 год оказался для Библиотеки неординарным: стало ясно не из расчетов и прогнозов, а из практики работы информатизированной Библиотеки, что ее деятельность, основанную на использовании новейших технологий на всех участках работы, следует регулярно и своевременно финансировать. Из-за выработки ресурса старого сервера, предназначенного для работы АИБС “LiberMedia” (морально устарели его аппаратно-технические характеристики) работа, в т.ч. библиотечно-информационное обслуживание, в Читальне в течение двух месяцев проводилась в ограниченном режиме, основные виды библиотечных услуг не оказывались. Это продолжалось до приобретения нового серверного комплекса с усовершенствованными техническими требованиями. Установка проводилась параллельно с заменой изношенного компьютерного оборудования. Благодаря проведенному обновлению пользователи получили дополнительные удобства в пользовании залами:

  • в электронном варианте стала формироваться и продвигаться очередь при бронировании документов повышенного спроса в зале абонемента;
  • была создана внутренняя электронная почта. Сотрудник зала, не прекращая обслуживания, мог связаться с любым библиотечным подразделением;
  • была установлена охранная система фондов, предотвращающая несанкционированный вынос документов библиотечного фонда из Библиотеки;
  • стала возможной самостоятельная работа на компьютере в ИНТЕРНЕТ.

5-й этап: 2002-2003 годы

  • Обновление ВЕБ-сайта Библиотеки
  • Разработка “Информационного навигатора Тургеневки” (портала информационных ресурсов в формате ИНТЕРНЕТ с использованием возможностей ЛВС)
  • Освоение функции автоматизированного заказа документов в книгохранении через ИНТРАНЕТ и ИНТЕРНЕТ

На этом этапе Библиотека серьезно занялась обновлением своего ВЕБ-сайта. Это было связано с тем, что выставленный в то время в ИНТЕРНЕТ интерфейс перестал быть понятным и удобным для пользователей, не соответствовал их запросам, т.е устарел. Тогда же встал вопрос о необходимости предоставления подробной электронной информации о Библиотеке не только удаленному пользователю, но и тому, кто пришел в Библиотеку. Знакомство с Библиотекой не должно ограничиваться общением с сотрудниками. Было решено использовать имеющиеся возможности информатизированной Библиотеки для создания внутреннего ВЕБ-сайта. Началась разработка “Информационного навигатора Тургеневки”. Кроме этого были продолжены поиски новых электронных форм обслуживания, которые должны были заменить традиционные. В результате изучения и разработок пользователям были предложены новые виды услуг:

  • автоматизированный заказ документов в книгохранении;
  • просмотр списка новых поступлений в электронном виде с основными сведениями о документе.
  • временные (в днях) штрафные санкции к читателям- задолжникам;
  • сверка номеров телефонов, предоставляемых читателями во время записи в библиотеку с БД “МГТС г. Москвы”;
  • АВ-абонемент, документами которого можно было воспользоваться в зале и дома;
  • установка в залах контрольно-кассовых аппаратов.

6-й этап: 2004 год

  • Расширение ЛВС на 47 АРМ и 4 сервера
  • Внедрение “Информационного навигатора Тургеневки”
  • Обновление ВЕБ-сайта, создание Интернет-справки
  • Создание электронного каталога выставки “И. С. Тургенев в Москве”

2004 год - год официального открытия второго библиотечного здания Мэром г. Москвы Ю. М. Лужковым. Работа всего года была направлена на расширение ЛВС, увеличение АРМ, расширение библиотечных услуг, освоение и внедрение в практику информационных технологий, закончилось обновлении библиотечного сайта. Готовясь к обслуживанию пользователей в двух зданиях, для поддержания комфортности пребывания в Библиотеке и свободного доступа к ее ресурсам, а также в целях предотвращения возможных недостатков в обслуживании из-за территориальной разобщенности залов были внесены значительные преимущественные дополнения в технологию обслуживания:

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ>>>


Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко

Адрес редакции:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@novotec.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.library.novouralsk.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.book.library.bulleten
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное