Проблема множественности миров (ПММ), на наш взгляд, может исследоваться как минимум в четырех основных направлениях. Парафразируя название известной работы Шопенгауэра, мы можем говорить о четверояком корне ПММ. Прежде всего она естественным образом обсуждается как проблема мировоззрения — мифа, религии, философской интуиции бытия. Вторым полюсом размышлений о ПММ выступает сфера философского дискурса, внутри которого выявляются принципы и механизмы обоснования умозрительных концепций множественности миров (ММ). Третий аспект ПММ задается ее связью с наукой, включая такие стимулирующие ее исследования программы, как CETI/SET11. Наконец, четвертым «корнем» этой проблемы выступает тема мира и множества миров в рамках феноменологии
сознания.
Под утро в понедельник
Портняжка вышел в сад.
Навстречу — черт: «Бездельник,
Пойдем со мною в ад!
Теперь мы спасены!
Сошьешь ты нам штаны,
Сошьешь нам одежонку
Во славу сатаны!»
И со своим аршином
Портняжка прибыл в ад.
Давай лупить по спинам
Чертей и чертенят.
И черти смущены:
«Мы просим сшить штаны,
Но только без примерки,
Во славу сатаны!»...
Аль-Мустафа, избранный и возлюбленный, заря своего дня, двенадцать лет ждал в городе Орфалесе возвращения корабля, который должен был увезти его на остров, где он родился. На двенадцатый год, в седьмой день айлуля, месяца урожая, он поднялся на холм, лежащий за стенами города, обратил взор к морю и заметил свой корабль, приближающийся в тумане. Тогда раскрылись врата его сердца, и радость его полетела над морем. Он закрыл глаза и молился в тишине своей души. Но только сошел он с холма, как его охватила немая грусть, и подумал он в сердце своем: "Как уйти мне с миром и без печали? Нет, не оставить мне этот город, не поранив дух. Долгими были дни страданий, проведенные в этих стенах, долгими были мои одинокие ночи; а кто может расстаться со страданием и одиночеством без сожаления?"