Три тома записок изданы в виде двух небольших книжечек,
над ними художница Анна Петровна Остроумова, в замужестве Остроумова-Лебедева
(1871 –1955) работала с середины 30-х до 1947 года. К запискам этим она
относилась очень ответственно, строго и профессионально, как ко всему,
что когда-либо делала в жизни. Первая половина ХХ века, пожалуй, самое
насыщенное, интенсивное время в русском искусстве. Остроумова-Лебедева
начинала заниматься живописью в петербургской Академии Художеств в 1892
году, в мастерской Репина. Она была одной из первого десятка женщин принятых
в Академию и получивших звание художников. Затем было знакомство с Александром
Бенуа и блестящий дебют на выставке «Мир искусства» в 1900 году. Среди
сибаритов, собиравшихся вокруг Александра Бенуа и Сергея Дягилева, она
чувствует себя робкой простушкой: вот злая задиристая Гиппиус с точеными
ножками, вот великолепный Бенуа, о нем, своем наставнике, она пишет с
особой теплотой, вот Сомов – романтик и брюзга, вот – благородный Билибин,
вот - нервный Добужинский. Двумя тремя абзацами метко и просто характеризует
она людей, с которыми общалась ежедневно, в среде которых сформировался
ее талант и вкус, при чьей поддержке она возрождает цветную ксилографию.
Записки Остроумовой - это еще несколько слов об эпохе «Серебряного века»,
взгляд изнутри на коллег и себя. И на «Город». Петербург в записках, как
и в творчестве художницы, занимает особое место. Он не сравнится с описаниями
Парижа, Рима и Флоренции, которые Остроумова посещала в годы ученичества.
Возникший из Пустоты, выстроенный лучшими зодчими в строгом классическом
вкусе он навсегда станет для Анны Петровны единственным местом обитания
– даже в блокаду она отказывается уезжать. Ее графические виды Петербурга
– лучшее воплощение петербургской школы живописи: строгая цветовая гамма,
четкая композиция, артистическая маэстрия. Созданный ее образ классического
Петербурга – поэма гению и гармонии.
Записки раскрывают перед нами уникальный тип личности – художник «с большой
буквы». Название «Автобиографические записки» предполагает большую долю
личного, индивидуального, даже бытового. Но, кажется, у Анны Петровны
не было ни личных обид, не болезней. Ни слово о себе – как физическом
теле, но только о преодолении своего невежества в вопросах искусства,
овладении художественными приемами, об учениках, о друзьях. Пишет Остроумова
точно также как и гравирует: четко, строго, ни одной лишней детали, она
создает образ двумя-тремя штрихами. Оставаясь в страшные дни блокады в
городе на Неве, она методично записывает об отсутствии воды и еды, но
акцент делает на драме уличных смертей, на самоотверженности друзей, на
том, как у нее голодной продвигается работа над графической серией. В
записках она пишет, что с ранней юности знала, что за радость творчества
нужно платить, сначала отказом от семьи, потом лишениями и постепенно
наступающей слепотой, утратой любимых учеников, исчезающих в гонениях
на формалистов и «чистках рядов искусства». Ее власть не трогала, а наоборот,
давала звания (заслуженный деятель искусств (1942), народный художник
РСФСР (1946)). Но книга Остроумовой не о лишениях, а об огромной благодарности
жизни, бескорыстном служении искусству, творчестве и каторжном труде.
Стоимость: 179 р.
Продается: «Дом книги» на Новом Арбате
Нина Молева
Эта долгая дорога через ХХ век
М: «Книжная находка», 2003
В этом году Элию Белютину – замечательному художнику –
75 лет. И вышедшая книга – единственное напоминание об этом. Министерство
культуры спустило юбилей «на тормозах» – не любят в нашем государстве
бунтарей и подпольщиков, особенно тех, кого, еще и ценят в Европе и Америке.
Книгу не зазовешь – ни научным трудом, ни очерком ЖЗЛ, автор – Нина Молева
- жена и соавтор Белютина в его теоретических работах. Наверное, это единственная
книга о художнике, им самим одобренная и частично задуманная. Перед нами
проверенный источник будущих цитат для всех историй искусства: о родословной:
Белютин из семьи венецианских музыкантов – Белуччи, о творчестве и о человеке.
Белютин учился живописи у Павла Кузнецова, Александра Лентулова и Льва
Бруни. Его первая картина - абстрактная композиция родилась в день вступления
России в войну с Германией. В 1954 году творческое объединение вокруг
художника превратилось в Студию экспериментальной живописи и графики "Новая
реальность". В основе белютинской системы обучения лежала его «теория
всеобщей контактности» (одноименная книга вышла в 1991), трактующая искусство
как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей
средой. К началу 60-х "Новая реальность" объединила около двух
тысяч живописцев, графиков, архитекторов, скульпторов и дизайнеров. На
основании работ студийцев Белютина была организована 1-я (Таганская) выставка
русских абстракционистов (ноябрь 1962-го) и 1-я выставка русского авангарда
в Манеже (декабрь 1962-го, параллельно с выставкой "XXX-летие МОСХ").
После разгрома, устроенного Хрущевым на знаменитой выставке в Манеже возник
запрет на Белютина, просуществовавший почти 30 лет - до декабря 1990-го,
когда открылась грандиозная выставка "белютинцев", занявшая
весь Манеж (400 участников, более 1000 произведений). До конца 1990 года
Белютин оставался "невыездным", хотя за рубежом все годы шли,
сменяя одна другую, его персональные выставки, - Польша, родина семьи
Италия были наглухо закрыты. Впервые ему позволили выехать в США вместе
с частью манежной выставки в 1991 году. Свой юбилей художник отметил не
в Москве, где до сих пор работает в полуподвальной мастерской, а в Вашингтоне.
Стоимость: 430 р.
Продается: «Дом книги» на Новом Арбате
В
магазине Artline.ru представлено 320 работ 34 художников.