Два издания по истории русского фарфора вышли
практически одновременно в Петербурге. Одному патронирует Эрмитаж, другой
представляет коллекцию Русского музея.
Т. Кудрявцева
Русский императорский завод
СПб: «Славия"
2003
Русский императорский завод, в последствии ставший ленинградским заводом
имени Ломоносова, был основан в 1744 году и носил тогда название парцеляновой
мануфактуры. Фарфор проник в Европу из Китая еще в средневековье. Культура
Нового времени ввела этот легкий, прочный и красивый материал в постоянный
обиход европейца. Появляются королевские мануфактуры в Германии и Франции,
изготовлявшие первоначально изделия исключительно для придворного общества.
В искусстве барокко и рококо фарфор занял прочное и достойное положение.
Его белизна в сочетании с любым рисунком, относительная легкость формовки
любых деталей и развитое производство поставили его на службу прихоти,
будь то сервизы на 100 персон из тысячи предметов или садовые павильоны.
В Россию фарфор ввозили из Саксонии и Франции, теряя половину по дороге
и ценя его практически на вес золота. Необходимость создания собственного
завода назрела давно, о нем подумывал еще государь-основатель, но осуществление
пришло только в царствование его дочери – Елизаветы Петровны. Основателем,
создателем отечественных фарфоровый масс и первых печей стал Дмитрий Виноградов,
прошедший долгую выучку в Германии и потративший на составление рецептур
длинных два года. Первый фарфор мануфактуры кажется наивным по сравнению
с продукцией Мейсена или Сервра того времени. Но империя на фарфор денег
не жалела и в 1765 году мануфактура, уже успешно работавшая для императора
и двора, получила статус императорского завода. Сегодня фарфоровый завод
– слава российского прикладного искусства 18-20 веков, перекуплен иностранными
инвесторами и находится на грани закрытия. О его истории, его заказчиках
и исполнителях повествует роскошный альбом. Материал структурирован по
хронологии, в соответствии с царствиями. Император как заказчик и как
покровитель производства играл решающую роль в судьбе завода. Ведь фарфор
это не только утилитарные ночные горшки, тарелки и табакерки, это и мелкая
пластика, вроде миниатюрного портрета любимой левретки императрицы Екатерины
или своеобразные сувениры, вазы с изображением царских резиденций и портретами
императоров, требующие постоянного капиталовложения и попечительства.
Стоимость 3600 р.
Продается: «Москва».
Е. Иванова
Фарфор в России 18-19 веков. Завод Гарднера
СПб: "Palace Edition"
2003
Завод Гарднера отстает по времени возникновения от императорского завода
всего на несколько десятилетий. Его взлет был ослепительным, а существование
недолгим. Гарднеровский фарфор уже в 1770 годы привлек внимание потребителя
и, прежде всего, двора. Изысканные пасторальные фигурки, специфическая
роспись по белому фону, роскошные «ордерные» сервизы - они и сегодня делаю
честь любому собранию фарфора. Частный заводик просуществовал недолго
и был продан со всеми формами, последним его предреволюционным владельцем
стало товарищество Кузнецова. Несмотря на то, что формы наиболее популярных
изделий постоянно воспроизводились, тот самый первый период взлета и соперничества
с императорским заводом так и остался непревзойден, только он и есть для
знатоков «гарднер». Рассматривая прекрасные иллюстрации альбома, невозможно
с этим не согласится. Вступительная статья повествует об истории создания
наиболее известных произведений того периода, их стилистических и технических
особенностях.
Стоимость 1994 р.
Продается: «Москва».
В
магазине Artline.ru представлено 320 работ 34 художников.