В минувшую среду 19 ноября состоялась презентация первого номера журнала
«Третьяковская галерея». Проходила презентация с большой помпой, блиц
концертом молодых исполнителей и устрицами. Прорваться было практически
невозможно, видимо из-за запланированного фуршета, что совершенно не вязалось
с пропагандой просветительской деятельности, которой были посвящены краткие,
но задушевные выступления организаторов. Предполагается, что журнал откроет
сотням российских и зарубежных любителей (тираж издания 3000 экземпляров)
искусства сокровищницу русской художественной культуры. Пока же, судя
по первому номеру, насыщенному разнородными материалами, редакционный
совет плохо представляет себе того самого любителя. Открывает журнал статья,
посвященная проекту «Золотая карта России». Это явный промах! Золотая
карта России – проект, превратившейся в профанацию уже около года назад.
Его первые выставки были встречены с восторгом, но постепенно им перестали
интересоваться – скучно смотреть на вещи средней руки из региональных
музеев. Кроме отсутствия единой концепции номера, часть его материалов
явно запоздали вслед прошедшим выставкам. Например, о понятиях импрессионизм
и кубизм рассуждают, по мотивам выставок устроенных галерей, соответственно
А. Мороз и В. Турчин. Чтобы подтвердить свою связь с «главной галереей
страны», организаторы предполагают публиковать в каждом номере новые «открытия»
из архивов и запасников музея. Первыми стали гоголевская серия Марка Шагала
и Первый альманах УНОВИСА (К. Малевича). Сенсацией номера стала примитивно
описанная эпопея приобретения Третьяковской галерей картины К. Брюллова
«Вид форта Пику на острове Мадейра». Средства на приобретение картины
были выделены президентом России, а также министром культуры РФ, по слухам
400 тысяч долларов. Стремясь преодолеть ореол консервативности, окружающей
музей, и одновременно расширить кругозор читателя, самая большая публикация
номера посвящена описанию проектов прошедшей 5о-ой по счету венецианской
бьеннале. Ее уравновешивает «знаточеская» статья Н. Дудакова о проблемах
продажи и атрибуции русской живописи на художественном рынке Великобритании.
Есть еще статья о «Янтарной комнате» и семье знаменитых коллекционеров
Рябушинских. При всем моем уважении к Третьяковской галерее – «гора опять
родила мышь»! Да создан прецедент «музейного» журнала, но зачем и кому
он предназначен, а главное как на его политику будет влиять спонсор проекта
– г-н Машицкий, - вопрос остается открытым. В Москве уже существуют несколько
журналов посвященных искусству, с более совершенной версткой и подбором
авторских имен. Поэтому «ТГ» придется вступить в жесткую конкурентную
борьбу, к которой в Третьяковке не приучены, ведь Третьяковская галерея
один из самых неповоротливых музеев в России, она как гигантский динозавр,
настолько огромный и известный, что делать ему уже ничего не приходится.
Название, одноименное галерее, известное не только у нас в стране, но
и за рубежом, безусловно, привлечет внимание отечественных и иностранных
читателей, тем более что журнал выходит на двух языках русском и английском.
Однако читателя нужно не только привлечь, но и удержать, а журнал оказывается
заложником собственного названия, накрепко связанного в общественном сознании
исключительно с русским реалистическим искусство. Кстати, в первом же
номере объявлен конкурс на лучшее произведения современной реалистической
живописи. Интересно кто об этом будет судить и как.
Ярмарка интеллектуальной литературы в ЦДХ
26 ноября – 1 декабря
Москва, Крымский вал, 10, 8,9,10 залы
Пятая по счету ярмарка нетривиального книжного продукта выбрала в качестве
специального гостя этого года – Японию. Интерес к культуре этой страны
сегодня в Москве огромен и книги, посвященные японской тематике, исчисляются
тысячами. В 2003 году на Ярмарке будет впервые применен принцип зонирования,
чтобы облегчить книголюбам поиск изданий, один из разделов, естественно,
книги по искусству дизайну и архитектуре. Не упустите возможность пополнить
свои книжные запасы. Я ежегодично проверяю цены на альбомы и большинство
изданий по искусству, они на 10-15 процентов дешевле, чем в магазинах.
Кроме того, по атмосфере это одна из самых приятных выставок-продаж: не
столь многолюдная и более избирательная, чем ярмарка на ВДНХ.
Специальные экспозиции: Выставка «7503 км. Декодирование японской литературы
в рамках ярмарки non/fiction». (Проект при поддержке Посольства Японии.);
Выставка произведений ведущих художников-иллюстраторов издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»;
Выставка «Уроки русского языка» Андрея Бильжо и Аркадия Троянкера; Выставка
«Гид для путешественника по России. Обращаться с осторожностью», (Финский
Литературный информационный центр FILI и Посольство Финляндии); Выставка
«Жизнь и творчество Карен Бликсен» ( Королевское Посольство Дании в Москве
и Датский институт культуры в СПб); Выставка «Кочевники искусства. Современные
русские художники в Германии»; Фотовыставка «ФОКУС группы». Мюрюэль Руссо–Овчинников,
Станислав Шекшня и Лев Мелихов.
Работа Ярмарки: 26 ноября с 14.00 до 19.00; 27 – 30 ноября с 11.00 до
19.00;
1 декабря с 11.00 до 15.00
В
магазине Artline.ru представлено 320 работ 34 художников.