Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сидел на дубе дятел

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Новые поступления на сайт "Сидел на дубе дятел"

05.07 - Геолог продолжает разговор о Тенетах в Глубинном бурении-6

ПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК

Продолжение

"Не все золото, что блестит". Слова народные, музыка - стандартные звуки Windows. Вышеозначенные слова могут рассматриваться в качестве эпиграфа, но так как Геолог не любит не только эпиграфы, но и любые курсивы, выделения и прочие свидетельства недостаточной внутренней выразительности текста, то и этот эпиграф помещен им в начало данного обзора в качестве рядовой строки.

И так опять о литературе. (В том числе и о ТЕНЕТАХ). Геолог нисколько не преувеличивает значимость этого текста. Ему ли играть в "Царь горы" с критически настроенными блестящими сетевыми фигурами? Ведь он не только никогда не начинал писать какую-нибудь диссертацию (тем более по искусству), но даже и смутно не представляет себе, что это такое. Ваш покорный "землеройный" слуга по-прежнему являет собой в меру начитанного благодарного среднестатического читателя, коих так мало уже осталось, и именно в этом качестве он продолжает спокойно и не торопясь читать конкурсные работы и высказывать возникающие в связи с этим впечатления и, извините, соображения.

Возвращаясь к первой строчке, пробегаемого Вами, уважаемый читатель, обзора, Геолог вновь задает сам себе один и тот же конкретный вопрос - совпадают ли имеющие место на некоторых участках ТЕНЕТ "магнитные аномалии" с залеганием на этих участках "ценных минералов"? Ответ очевиден, - а бог его знает. Действительно, "не все золото, что блестит", но, с другой стороны, всякий блеск что-то да означает. А если взглянуть на это дело с третьей стороны (то есть с ребра), то можно сказать и так, не всякий ценный минерал отклоняет магнитную стрелку. Самый ценный, возможно, чаще всего и не отклоняет. Почему?

Обсуждалки в гостевых ТЕНЕТ подчиняются своим собственным законам. Они закручиваются водоворотами над вполне конкретными работами вполне конкретных авторов, озаряют их до поры безвестное (не всегда) существование пригоршней отзывов различной удобоваримости и так же необъяснимо улетучиваются в неизвестном направлении. Или остаются на месте, но разговор уже ведут совсем об иных материях, и автор, забредший по случаю в собственную гостиную, зачастую обнаруживает там совершенно не интересующихся им людей, которые обсуждают свои, не имеющие отношения к нему (автору) заботы. Вы скажите неразрешимая проблема? Никаких проблем. Все так и должно быть. А если кого-то это не устраивает, можно заняться рисованием комиксов или эротическим фото. Хотя даже и это не гарантирует адекватной востребованности. Тем более не проблема, что некоторые гостевые пусты и не посещаемы, как не посещаем январский пригородный лес любителями грибной охоты. Концентрация работ на одного потенциального читателя превышает все допустимые пределы. Рядовой пользователь чувствует себя в этом изобилии как любитель детективов у стеллажей с корешками томов классиков марксизма-ленинизма. Он растерянно крутит головой, заходит на ленту, кликает по обозначившимся водоворотам и чаще всего уходит. Что же делать? Ожидать, как советуют мудрейшие, следующего тура? Вероятно. И читать понемногу.

Баян Ширянов "Пробел" Развалившись на продавленном диване, и попытавшись зачитаться романом Баяна Ширянова "Пробел", Геолог с грустью констатировал, что высоты филологии остались для него по прежнему недостижимы, и посетовал, что сей труд не сопровожден иллюстрациями (например, Малевича). И хотя даже без иллюстраций произведение в механическом плане не требует повышенной грамотности читателя, любителям чтения вслух оно однозначно неподвластно. Итак, постапокалипсис состоялся (еще один). Возможно, что тема закрыта (хотя бы на время). Остается сожалеть, что для этой работы (и некоторых подобных) в ТЕНЕТАХ не предоставлена специальная номинация, которая, несомненно, должна была называться "АКТ". (Искусства или чего-нибудь еще).

Михаил Шлейхер "Поезд из Биркендорфа" Вот. Задевал куда-то распечатанную обсуждалку по данному рассказу, так что придется обходиться своими мыслями и впечатлениями. Одна моя хорошая знакомая - по специальности искусствовед, а по призванию дама ироничная и без меры язвительная, будучи вынужденной по долгу службы выступать на провинциальных художественных выставках и говорить обязательные слова, снискала патологическую ненависть большинства из этих художников. Она с вздохом и лицом мученика выходила на шаг вперед и рассказывала содержание картин. (Был такой жанр в русских дореволюционных журналах. Текст размещался после тщательно выполненных литографий и назывался "Описание картины") Слова "в этой картине на среднем плане угадываются березки" конечно, опротестованы быть не могут, но эмоции вызывают вполне определенные как кусочек колбасы у собаки Павлова. Весь этот громоздкий пассаж никакого отношения к рассказу Михаила не имеет, за исключением того, что всякое неторопливое чтение напоминает разглядывание вот такой картины или хождение по ровному полю в надежде, что поле окажется минным. (В лучшем смысле этого слова) (?) Вот так и в этом рассказе. Ровненько. Спокойно. Немного скривимся на фразе "Короче, Склифосовский". (Достала эта фраза, не в тему она). Немного рваный ритм в начале. Ну, вот уже и он становится привычным и естественным. Небольшая раздача слонов. (Фраза о муравьях - "Но когда шли порожняком - видимо тоже что-то имели в виду.") (!) События развиваются. Вот уже мельком и Стикс перейден "туда и обратно". Вот уже и точка кипения. Оказавшиеся в провинциальном захолустье друзья играют с автоматом и покупают два билета - один в рай, другой в ад. (Причем билет в "Ад" дороже на сорок пфеннигов. Сначала я попытался поискать в этом какой-то смысл, а затем решил, что просто Ад дальше). А дальше, как и говорит автор - все ясно. Они оказались в разных вагонах, и каждый приехал туда, куда приехал. Что можно сказать об этом рассказе. Конечно, нелепо требовать от небольшого рассказа каких-то психологических изысков и проработанности характеров. Главное в точности линий и мазков, чтобы "березки" не только "угадывались", но и жили. И они живут. Пусть их там и не было. Зато были муравьи, которые "шли в пропасть за перроном и обратно". И люди, которые успели в этом рассказе только в одну сторону. Короче, (без Склифосовского) впечатление самое благоприятное. Чтиво состоялось. Хотя и рай тоже у каждого свой. Что же касается морали, то все мы туда едем, но "зайцами". Зайцами - дольше. (надеемся).

Маргарита Меклина. Текст и гадалка. Рассказ с человеческим лицом. В прямом смысле. С очень приятным человеческим лицом, расположенным в самом начале парадной ТЕНЕТОВСКОЙ ленты. Лицо, правда, скоро Леонид убрал, руководствуясь своими непостижимыми простым смертным соображениями, а рассказ остался. И это хорошо.

Очень плотно. Если бы эмоции измерялись битами или байтами, то по много и того и другого в каждом звуке и в каждом пробеле. (Больше, чем в некоторых романах). Очень плотно и очень быстро. Со спокойными, но короткими вдохами в паузах. 7 листов текста. Вылезли из принтера, не представляя своей ценности. 1 из 7, 2 из 7 . В каком-то фантастическом рассказе забытого теперь писателя была такая сюжетная линия. После естественной смерти избранного человека в его мозге поддерживалась жизнь, чтобы не обрывалось творчество гения. Но большинство этих гениев иссякали через короткое время. Писатель замешивает тесто вымысла на собственной жизни, которая имеет конечную глубину и опыт. Или не имеет? Может быть в этом секрет? Кажется, рецензии на этот раз не получится. Геолог с лопатой в руках натыкается на истинную ценность и растерянно приседает, сдувая пылинки. Где там еще творения Маргариты Меклиной? Не для критиканства. Для излечения естественной душевной близорукости. Побережем эпитеты для следующего тура.

Дмитрий Чела. Телефонный разговор. Да-с. Ну, можно было бы пошутить, что когда теща появляется в тексте, это уже в какой-то степени произведение с элементами ужаса, а если серьезно Начало достаточно расплывчато, потом, когда повествование переходит в ритм диалога, да еще с этим метрономным отчетом звонков, появляется и внутреннее напряжение, и динамика, и интрига развивается как бы Но в конце Честно говоря мне эти попытки закруглить повествование и свести концы с концами кажутся такими же скучными, как и индийские фильмы. (Вряд ли они изменились за последние двадцать лет). Да и по настоящему интересна ситуация напряжения в реальном мире, а тут в конце повествования всплывает тема довольно сложной надуманной семейной конструкции, которая, возможно, заслуживает отдельного программного произведения, а в данном контексте просто разбавляет внимание читателя. Это как на рыбалке. Каждая новая подробность в рассказе бывалого рыбака о размерах выловленной им рыбы только усиливает справедливые сомнения слушателей в искренности рассказчика. И все же автор да-ле-ко не безнадежен. Как сказали бы о молодом талантливом скрипаче, что пальцы его еще не вполне слушаются, но как он держит скрипку!

Виталий Копыл Один миллион североамериканских. На заре развития капитализма в России (Еще песня такая есть: "Ты проснешься на рассвете, мы с тобою .") были очень популярны книжки о способах заработать миллион и больше. Я и сам с увлечением прочитал книжку Якокки. Повсюду продавались книги Карнеги и другие вполне вменяемые издания, которые были совершенно не применимы в невменяемой стране. Именно это я вспомнил, когда прочитал этот вполне симпатичный рассказ. Однажды я принес несколько своих рассказов (есть такой тайный грешок) своему знакомому парню - бизнесмену, но интеллигенту. Из тех любителей авторской песни и Маркеса, которые теперь слушают и читают то, что им нравится в дорогих авто и бунгало. Он прочитал мои рассказы, а когда я спросил его о его впечатлении, то он начертил график, в котором горизонтальной координатой были мои рассказы в переданной ему последовательности, а вертикальной его впечатление от их прочтения. Закончив этот чертеж, он изобразил синусоиду своих ощущений и долго объяснял мне особенности ее графических изгибов. Никогда до или после я не встречал более наглядной рецензии. Рассказ Виталия Копыла на этой диаграмме я бы изобразил как неуклонно прямую линию вперед и вверх под углом градусов тридцать. Есть еще и знак такой дорожный. Если бы не первый и последний абзац, то это просто глава из книги Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить". Но первый и последний абзац говорят о том, что с ощущением драматургии у автора все в порядке. Осталось только А что осталось то? А бог его знает.

Продолжение следует.

У Геолог 2000



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное