Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сидел на дубе дятел

  Все выпуски  

Сидел на дубе дятел


Служба Рассылок Subscribe.Ru

 Итак, О'Санчас (чего-то колбасит меня каждый раз апострофы эти набирать, можно я без них буду?). Живой можно сказать классик Рулинета. Прижизненный можно сказать. Много раз, проходя по сети из края в край, слышал я восторженные крики - Санчес! Санчес! А видеть живьем так сказать не привелось. Ну а тут Мошков случился, любезно разместивший в СИ означенного Санчеса. Сразу оговорюсь, что считаю "Кромешник" незаурядным произведением, но сказать что-либо про него не готов. Не знаю почему, но не готов. Расказики же, ваши, Санчес, уж извините за прямоту - не более чем дешевые безделушки, сбацанные, я так думаю, в перерывах работы над серьезными вещами. Поэтому займемся "Нечистью" и только ею. Кстати, множественное число от слова "нечисть", стоящее в заглавии, звучит немного не по-русски. У меня например язык не поворачивается произнести это слово. Много нечисти - это тоже нечисть. Лучше бы оставили старое название - "Нечисть". Просто и понятно.

            Далее. Подзаголовок - "сказка-война". Читал-читал, войны не увидел ни разу. Война - это когда миров, стран, на худой конец армий. То же, что описано здесь, тянет максимум на поединок.

            Прочитав первый абзац, аж похолодел. Приведу его целиком.

Лехе было восемнадцать лет и три месяца. Заканчивался июнь 2000 года, а вместе с ним сессия. Сегодня он сдал последний экзамен, получил четверку по философии и был счастлив ею по уши, эмоционально оставаясь при этом не в духе. Теперь он совершенно обоснованно считался студентом второго курса факультета социологии одного из университетов Санкт-Петербурга. Большого Университета, как любили подчеркивать те, кто там учился и работал, так называемого ЛГУ, что носил в советские времена гордое имя сталинского сокола Андрея Андреевича Жданова. Можно было бы тяпнуть пивка с ребятами, или просканировать окрестности в поисках задушевной и покладистой подруги, типа Светки или Маринки, но Леха выбрал возвращение домой. Мама будет довольна, жрать очень хочется, а главное -- настроение препоганое. Сессия сдана благополучно, а общее самочувствие, как говорится, на нуле.

            Так и захотелось закричать - вау, и это великий Санчес? А не недоучившийся ли это студент института физкультуры пишет юмореску в стенгазету возле деканата факультета метаний и толканий? Стал читать дальше, немного отлегло. Следующее же окончательно примирило меня с манерой письма автора:

 Чет побелел, оскалился, попытался сделать шаг, но у него ничего не вышло. Ленка в недоумении смотрела на них и вдруг словно бы открылось в ней еще одно зрение, внутреннее: словно бы фиолетовый вихрь ударил от бабы Иры в Чета, снося его, выталкивая обратно в двери, однако Чет уперся и не поддавался вихрю. Но черты лица его странным образом деформировались: вот он уже и не Сашка Чет, а чужой, совсем уже незнакомый чел... нет, не человек! В дверях рычал и бесновался зверь на задних лапах, словно бы в цирке обряженный в штаны и рубашку -- то ли огромный волк, то ли чудовищная крыса. Баба Ира продолжала петь и водить пучком веток, пот тонкой струйкой тек с костлявого подбородка, глаза выпучились так, что казалось -- вот-вот выпадут, но руки не дрожали и наговор ее был громок, хрипл и грозен. Ленка смотрела и видела, да она ощущала, она начинала понимать увиденное: с обеих сторон бились друг в друга две силы и очень большие: половица под лжечетом и ведьмой покрылись инеем, пространство между -- преобразовалось в прозрачную линзу, которая содрогалась, словно гигантское желе, шла волнами, склоняясь то в одну, то в другую сторону. Вот линза протекла было в сторону бабки, кот Васька прыгнул к ней на спину, на плечо, прижался к бабкиному плечу и линза остановилась. И опять поползла...

Попытки встроить классический фэнтезийный контекст (волшебники, артефакты, мана, злобные всемогущие силы, кои нас злобно гнетут) в российские реалии конца века по-моему удались. Получилось у вас это, Санчес.

Находка автора - борются не злой герой версус хорошего, а два хороших, один из которых, впрочем, находится под влиянием диавола. Ну присутствующим безусловно ясно, кто должен в сказке победить. Он и побеждает, но (я вторично извиняюсь) финальная сцена получилась настолько невнятной, насколько и короткой, это по сравнению с соседними многостраничными описаниями откровенно проходных вещей. Надоело что ли Санчесу возюкаться с Лехой и Денисом? Вот и прикончил быстренько одного.

И потом, мне тоже нравится Питер, бывал там не менее 20 раз, но ведь надо и меру знать. Герои ваши похоже только и делают, что ходят с Большого на Средний, а потом на Тучков мост. Санчес, выучили мы уже, что вы на Васильевском острове живете, можно бы и притормозить с дальнейшими его описаниями.

Что еще? Остаюсь при своем мнении, что описание современной городской жизни Санчесу категорически не удается. Сплошные переходы с Большого на Малый. И на мост Лейтенанта Шмидта. Молодежная лексика мягко говоря не убеждает, сдается мне, что автор не сильно хорошо знает этот пласт современной речи. Поступки и мотивация молодежи также грешат сугубой приблизительностью. А уж юмор… Это вас кто-то обманул, Санчес, то, что у вас выдается за попытки сострить - это не заливная рыба. Примеры? Навскидку парочка:

На выходе с территории музея, возле поста, где милиция упорядочивала толпу желающих приобщиться к искусству, Денис не удержался:

-- Да... Там одни картины! -- и подкрепил свой разоблачительный выкрик соответствующей гримасой. Народ засмеялся.

-- а-а-аххффу-у-у... Ай!... Ты смеяться надо мной! Смеяться... Я тебе что, Змей Горыныч или Конек-Горбунок? Ты смеяться?...

-- Все, все Маш, сдаюсь, отдай подушку, а то сейчас меня спасать прибегут.

-- За такие шутки тебя не то что не спасут, а еще добавят.

 Умереть со смеху. Еще бросается в глаза откровенная асексуальность героев. Да, и это при обилии эротических сцен. Не знаю как другим, а у меня эти сцены оставили ощущение неловкости. Такое впечатление, что автор писал их по учебным пособиям. Это как если бы профессор немецкой философии вдруг взялся бы за съемки порнофильма.

Короче все, что в повести связано с городским фольклором, меня лично тронуло мало. Не могу к счастью сказать того же про деревенскую жизнь. Эта часть удалась. Мало того что удалась - меня просто проперло. Вот оно ваше-то, Санчес, деревенское. Ведьмы, колдуны, привороты и отвороты - чувствуется, что автор знает об этом не понаслышке. Работа проделана огромная, снимаю шляпу. Убеждает. Хотя местами конечно неровно. Например, где опять в ход идет так называемый молодежный сленг, эти места убивают.

Финал, как я уже писал кажется, никакой. Так долго рассусоливать, вставлять никакой нагрузки не несущую 3-ю часть, в 5-й (!) части вводить нового персонажа (Машу), чтобы все это закончить пешим переходом с Малого на Большой... Не понимаю.

Но в целом - браво, Санчес. Жму руку.

У Сергей Чернодятлов 2002



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное