Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметки о том, как создавалось эссе "про Янковского" и как оно было доставлено актеру в больницу в Германии, о цепкости детской памяти, о вкусах и "вкусах", о "талантах" и талантах, о поклонниках, о кризисе в России, о полетах души и многом другом. "Заметки..." посвящаются М.А. Булгакову.


В Ташкенте воли нет, но гордый жив поэт
Выпуск: 196
Дата: 2009-03-15

Марат Аваз-Нурзеф
 
  
 
 
  
 
 
 
Литератору, особенно стихотворцу, во всяком случае, мне, всюду мерещатся аллегории, неоднозначный смысл, символичность. Вот и в завершении работы над этими заметками, совпавшем с Днем памяти Мастера, до последних дней работавшего, будучи тяжело и мучительно больным, над своим великим романом, мне видится какая-то предопределенность. И вовсе не потому, что мои скромные записки, собрание нескольких песчинок, могут быть соизмеримы с вершиной, пиком булгаковского творчества. Конечно же, они несопоставимы. Но Булгаков потому и создал рукописи, несгораемые в пламени времён, что сжигал себя и свою жизнь в титанических трудах. Завидная судьба при всей ее драматичности. Завидная для каждого человека, всерьез озабоченного пером. Ибо в смутные времена, коими были булгаковские и каковыми пребывают нынешние, иного пути для создания не подёнок, но чего-либо действительно стоящего, кроме как сжечь себя в самозабвенном труде, у человека, обреченного на писательство, нет. C таким пониманием я и позволяю себе положить свои "песчинки" у подножия "горы"...
Комментарий автора к эссе "про Янковского" и ему посвященного
Над эссе "Год 2009-й: тезисы февраля, месяца очищения" я выложился. Впрочем, как всегда. Но здесь – особенно. Это – мой откровенный разговор. Монолог перед слушателем. А последний может быть самым разным. Материалы, использованные для строительства, – это, как может подумать человек, не очень, скажем так, готовый в данный момент к вниманию, не просто фактики моей личной жизни, памяти и моего окружения, не просто факты нашей Истории, известные даже не очень, скажем так, образованному читателю. Нет, эти незатейливые фактики и банальные факты в моем восприятии представляются материалами особого качества, благородными, нержавеющими, драгоценными. И технологии, использованные при сооружении эссе, считаются мной, пусть и по горячке (еще не отошел!), пусть и пристрастно (ведь я – как мать! родил!), пусть даже и нарцисстически, – совершенно органичными, уникальными. И потому само творение, верится мне, многослойное, интересное, нужное. Его каждый из внимательных читателей будет видеть по-своему. Но сейчас, в данный момент, это всё – не главное. ГЛАВНЕЕ ТО, ЧТО ПИСАЛОСЬ ДЛЯ ОЛЕГА ЯНКОВСКОГО. И ТО, ЧТО ЭССЕ ДОЛЖНО ДОЙТИ ДО НЕГО. И СВОЕВРЕМЕННО...
Человек, не очень, скажем так, готовый в данный момент к вниманию, может усмехнуться: "Так ведь ты о Янковском написал только в Пэ-эС! А так всё о себе, ненаглядном!" И будет из тех, кто талантлив в попадании пальцем в небо. Нет, каждая строка эссе, каждый факт говорят об Олеге Янковском. О Державе, великой, странной и коварной, в которой он прожил свои 65. О трагичной судьбе его отца, польского дворянина, репрессированного "четырьмя профилями" (cм. эссе). О матери, о братьях и об огромном преодолении, совершенном этими людьми. И всё это Олег Иванович увидит, как никто!
И еще эссе о том, что никогда не надо сдаваться. Погибнуть, как Матросов, но не изменять себе. Собственно, Янковский таков и есть. Я и кричу ему, молча (сердцем!) и в голос (через Н.Марфенина): "Так держать, дружище!" Ведь мы с Олегом лично не знакомы. Более того, он и не подозревает о моем существовании на этом свете...
И вовсе не следует, что я "использую" или "подставляю" своего друга и сокурсника. Нет, для меня сейчас Коля и Олег как бы одно целое. Обращаясь к другу давних лет, искренне стремясь к нему, поздравляя его и семью, желая всех благ, я обращаюсь и к человеку, известному миллионам…
И еще одно, чрезвычайно важное: Янковский рожден 23 февраля! И именно в дни своего 65-летия он рванется к "дзоту"! Символично до жути. Либо совершит сверхчеловеческое усилие и одолеет планку, либо…
И он, Олег, не из тех, кому надо украшать "дзот" камуфляжными фантиками. Он должен четко видеть вражину. Чтобы точно рассчитать свой бросок.
Потому-то и использованы материалы и технологии, которые использованы!
МОЖЕТ, КТО-ТО ПОМОЖЕТ ДОНЕСТИ ЭССЕ ДО ЯНКОВСКОГО...
Я верю в одно чудо – Слово!..
Детская память
На интеллектуальном форуме выпускников МГИМО-84, завсегдатаем которого я пребываю, эссе получило хорошие отзывы. Но одна из активных участниц при этом и упрекнула, что, мол, с "резинкой из старых трусов" автор хватанул лишнего. Я промолчал, сердцем чуя, что хоть на одном из ресурсов, на которых я "посеял" эссе, будет хотя бы один "проросток" в поддержку "резинки". В своем предчувствии я был вознагражден даже сверх ожидания. Этот замечательный комментарий приведу не здесь, а в следующей части настоящих "Заметок".
Своей оппонентше с форума я, конечно же, преподнес его без промедления. А после, сидя за чаем с ежевикой в сахаре, собственноручно собранной летом в непролазных зарослях на "фазенде" своего старшего сына, и размышляя не без некоторого довольства о "резинке со старых трусов", я вдруг тихо запел лихой припев:
Мы смело в бой пойдем
За власть Советов
И как один умрем
В борьбе за это...                                                         
И тут же подумал, что не только мы, ученики начальной школы 50-х годов провинциального города Карши (областного центра) не замечали заключенной в этих словах нелепицы и глупости: "как один умрем!", – но этого не понимали во всей Державе и взрослые. И все четыре предшествовавших десятилетия. И три последующих были в том же гипнозе.
Пропетые четыре строки тут же напомнили первую учительницу Надежду Сергеевну Шигареву, с которой мы на уроках пения и горланили с превеликим удовольствием революционные песни. Среди особо любимых были:
Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут,
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут.
И под самый занавес урока Надежда Сергеевна кивала: "Варяг". Видимо, для того, чтобы доставить удовольствие и себе (мы же все ждали этой песни!), и особенно нам (чтобы наша радость усиливалась нетерпеливым ожиданием). И, самое главное, чтобы звонок (тогда это был колокол, с которым дежурный шел по длинному коридору одноэтажной школы), должный скоро прозвучать, сохранил в целости стекла в высоченных окнах класса, которые, того и гляди, могли вывалиться от мощнейшего хора детских голосов:
Наверх вы, товарищи, все по местам,
Последний парад наступает,
Врагу не сдается наш гордый "Варяг",
Пощады никто не желает...
Вот ведь какова сила памяти детства – на всю жизнь. Цитирую песни не из книжки, не с интернета, но сердца. Воспоминания, конечно, ностальгические. Всё бы ладно, если бы не факт: уникальность детской памяти могли бы использовать с большей пользой и для нас, и для страны, если нам преподносились бы знания и из других "опер", а не только из "наши-не наши", "враги-товарищи", "буржуи-рабочие", "богачи-бедняки" и т.д. Мы ведь в детстве только про войну и смотрели фильмы...
О! Еще одно воспоминание всплыло! Мне, наверно, было лет 7-8, и мама взяла меня с собой и каким-то образом провела на фильм с запретом "до 16-ти..." И название помню: "Утраченные грёзы". И помню суть: красивая девушка, работающая, как сейчас бы сказали, в сфере эротического фото, снималась полуобнаженной в интересных позах; причем на открытом воздухе и при морозе; при этом согревалась время от времени рюмкой водки; она знакомится с революционным матросом; любовь-морковь и прочее; он ее ревнует и хочет перевоспитать, вырвать из мещанского болота; и они по разные стороны от высокой чугунной ограды (видимо, режиссерская задумка-символ), но рвутся друг к другу; и, как полагается, страсти роковые...
С тех прошло чуть ли не 55 лет, и, честное слово, я этого фильма больше не видел и не читал про него ничего. Просто воспоминание детства. Только вот никак не могу вспомнить, фильм этот был немым или уже звуковым...
Резинка со старых трусов
Форумисты иногда в шутку, но чаще всерьез, озабочены поисками спонсора, при финансовой помощи которого я бы мог, как они утверждают, выйти из "тени" и даже стать культовым, знаковым литератором. В начале 2008 года я, как говорится, при информационной поддержке форума, обратился к известному российскому олигарху, к моему соплеменнику: сначала по электронной почте, а потом и "бумажным" письмом. Год прошел, ответа никакого не было, и я не знаю, дошло ли мое послание до адресата или его сгноила "бенкендорфия", отзывчив ли мой московский земляк, добр ли или толстокож, неприступен.
Как-то форумисты нашли мне некоего Рифматора, который дает поэтам возможность подрабатывать: для его бизнеса требуется постоянный приток стишков-поздравлений по самым разным случаям и адресатам. Долго же мне пришлось обосновывать свое неприятие такой "халтуры" и нежелание работать на компьютерную базу данных! Но форумисты так и остались при своем мнении. Кое-кто и обиделся на мое "чистоплюйство".
Публикация эссе "про Янковского" и последующее его обсуждение совпали с нахождением нового "спонсора", на этот раз ташкентского. Он по итогам 2008 года якобы награжден каким-то дипломом как лучший меценат в странах СНГ. Опять меня уговаривают, опять обижаются. Да я и знать не знаю, где его искать: Ташкент-то город немаленький! И как будто, стоит только прийти к нему, как все мои проблемы по изданию моих произведений и видеороликов авторского исполнения, а также раскрутки моего имени, будут решены. Да наверняка придется не одну пару лаптей стоптать, обивая пороги, прежде чем он просто соизволит выслушать тебя. А для того, чтобы действительно добиться содействия и помощи, нужна ко всему прочему такая гибкость шейных и поясничных позвонков, которая запредельна для моих – я-то знаю! – как природных способностей, так и приобретенных навыков. К тому же ни на пороги, ни на поклоны у меня просто-напросто нет времени. Но форумистов мое признание о перманентности моего цейтнота не убедило. На меня понаклеили ярлыков: инертность, безалаберность, леность, отсутствие должной амбициозности, нежелание работать для людей и даже трусость. То есть по всем пунктам переворачивание действительности с ног на голову. Взять хотя бы утверждение, что я, якобы, работаю "в стол". Как же, как же, а интернет?! А виртуальный мир во всю Планету?! А моё чуть ли не ежедневное пополнение Мировой Виртуальной Библиотеки?! А моя литературная рассылка, в конце концов?! Благо, что форумисты "наезжают" не слишком серьезно. И, главное, с прицелом моего же блага! Иначе пришлось бы за реальной сатисфакцией ехать в Москву, чтобы отыскать моих виртуальных и, в общем-то, анонимных обидчиков...
Заливаю, конечно! Для ради красного словца! Куда мне такие расходы! Да и со временем, в самом деле, такая напряженка, что нередко по нескольку дней не выхожу из дому, всё торчу и торчу за компьютером. Иногда и день и два обхожусь без хлеба, чтобы не выбегать в магазинчик рядом с соседним домом. Даже уж совсем по неотложной нужде, простите, хожу не в розницу, а оптом...
Тут один из форумистов... Ну, знаете же, каких только ников нет в интернете! И остроумных, и уморительных, и просто идиотских! В этом отношении у нас всё чинно, благородно. Имена собственные: Лена, Таня, Максим, Виктор. Есть и нарицательные: Дед, Ветеран, Сингалист, Доктор. Но кто есть кто... Нет, нет, есть и реальные, вполне определенные лица: Автор – организатор, администратор и держатель форума Алексей Романов, A_Star – профессиональный дипломат Андрей Старков, иногда появляются поэты Олег Борушко (Лондон), Константин Гвинн (Нью-Йорк), Михаил Сипер (Тель-Авив). Ну и ваш покорный слуга, выступающий на любых виртуальных сходках под аббревиатурой MAN (Marat Avaz-Nurzef, Ташкент). А остальные... Нет, нет, не буду! Форум! Тусовка! Но интеллектуальная! Но с совершенно полной свободой высказываться на "всю катушку"! И, в общем-то, весьма небесполезная для меня при моей изолированности и оторванности от реальных, бестолковых толкучек. И так – уже четвертый год. Черта характера: как пригреюсь – так притерплюсь, как притерплюсь – так и пригреюсь. Как говорится, увы или ура, но такое для меня только на этом форуме и случилось...
Итак, один из самых активных форумистов – не Вовочка, не Вовчик, не Вован, а просто Вова, – "привел"... С первого взгляда на фотоснимки, еще не читая сообщения, у меня только мелькнула догадка: неужто Янковский?! А когда узнал, то был потрясен. Иначе и быть не могло. С одной стороны, известный актер, красавец-мужчина. С другой – страшная болезнь, которой, наверно, только и доступно за столь короткий срок столь явно проявить свою власть. С третьей – закадровый смысл фотоснимков: спектакль на сцене родного дома – театра "Ленком", после месячного отсутствия на работе, перед отъездом на лечение в Германию, по сути прощание. И еще – я сам, переживший угасание двух по-настоящему любимых мной людей, но так и не смирившийся с их утратой...
Накануне, 17.02.2009 (получается, как раз в день прощального спектакля Янковского), представитель одного популярного сайта, где я как-то случайно зарегистрировался, пригласил меня на "Сердечный Марафон", который, оказывается, идет уже с начала года и завершится 8 марта. Предложил принять участие в конкурсе поздравлений к 23 февраля: эссе, стихотворения, поздравительные открытки; 1 место – 6000 рублей. Я сразу ответил, что мне не сравниться с прелестницами в любовных излияниях к мужчинам (условие конкурса). А тут – и Вова с Янковским! И я почувствовал: ранен! Поражен! То ли Амуром, то ли Марсом, то ли Афиной, под чьим патронатом и идет "Марафон"!
Признаюсь честно: конечно же, я хотел денег! И так же честно скажу, что я заранее знал: мне не видать и 1000 рублей (3 место)! Но бурю в душе я непременно должен был выплеснуть на монитор. Вернее, выплеснуть только то, что создало бы профессиональное произведение... Ну, знаете же, кто-то из великих ваятелей сказал, что всё, мол, очень просто: чтобы создать скульптуру я беру глыбу камня и отсекаю только лишнее...
Но сие, скажем так, по карману далеко не всем интернетовским творцам, читателям и зрителям. Производители делают "креатив": не освобождают в адском труде скалу от лишнего, но с простых, подручных средств, нередко с осколков, отброшенных настоящим творцом, с полуфабрикатов или даже готовых изделиц-безделиц лепят нечто опять-таки простенькое. На которое потребитель – дёшево же! не нужно напрягаться! тратиться! да и далеко не у каждого есть, что тратить! не скопили! – бездумно молится, как дикарь на чурку.
Да, мое эссе было оценено по достоинству. Но единицами. Получило всего 6 очков (ну, еще и благодарности на других ресурсах). Конкурсных материалов – от непритязательных стишков до музыкальных открыток – было очень много. Немало таких, что получили по 15-20 баллов. Но чемпион (на снимке) – непререкаем: свыше 60 очков и сорока комментариев!
Причем отклики точь-в-точь под стать самой работе: символы, слово, обрывки фраз! Как сказал бы Пушкин, непостижимо для ума!..
И Вам, уважаемый Вова, при всей Вашей эрудированности, простите, не понять психологии Богатея и его железной логики в собственном деле, а также спонсировании, так сказать, шоу-бизнеса (в том числе и издательского дела). Никакой Богатей, конечно же, эссе MAN-a и читать не будет! А если примется – может и не осилить. Он, если так уж приспичит "благотворительствовать", вложит деньги в "креатив" уважаемой LisaPodliza (у 19-летней чемпионки такой ник)! Уважаемой не единицами, а массами, народом! Потому что "шедевры" и "бестселлеры" принесут Богатею не только диплом Мецената, но и ощутимые дивиденды. А от творчества MAN-a такими достоинствами и не пахнет!..
И он это выяснил на собственной шкуре! И далеко не сегодня! И таково положение не только с ним. Не только в Ташкенте, где на заре государственного суверенитета русский язык и русская культура были настолько бездумно низвергнуты в тартарары (большевистская традиция! ведь коммунисты и были "отцами" т.н. независимости!), что будет аукаться еще не одно десятилетие. Но и в России. От Москвы – и до окраин.
Уж не знаю, кто он есть, Вова, на самом деле. Но то, что не с нашей ниши, – уж точно. В смысле, не с литераторской. Во всяком случае, не с той ее части, составляющей большинство, обитатели которой продолжают судорожно держаться за прежние, вернее, вечные ценности. И они, "динозавры", с точки зрения подавляющего большинства населения, вернее, согласно его животному инстинкту, представляют собой утопающих, которые хватаются за соломинку и упорно не желают чего-нибудь более надежного, спасительного, стоящего. Словом, жалкие, глупые, ничтожные людишки.
Вовина ниша, конечно, находится не среди дубоголовой толпы, и его "шкура" тоже не без отметин. Но они другие, не нашенские...
И есть еще одна, тайная причина, по которой MAN будет отвергнут любым богатеем. При царях это называлось "политической неблагонадежностью". В нынешних терминах, впрочем, не афишируемых, – непочтительность к "отцу" народа и государства. Ведь они, разного рода и уровней "отцы", "паханы" и "благодетели" повязаны одной веревочкой, но настолько скрытно, что далеко не все даже из умных и образованных граждан о том подозревают...
Однако, вот он, самый главный комментарий на эссе "Год 2009-й: тезисы февраля, месяца очищения".
"Настолько потрясена всем, от начала и до... Ненавижу слово "конец" в подобных контекстах. Потрясена, наверное, еще и потому, что и в моем детстве была именно резинка от трусов. Давно, ах, как давно никто ТАК не заглядывал в мою душу, никто ТАК не пробирал ее. Началось с Марсова поля и я шла за Вами, завороженная Вашим "За Отчизну и за Дам" и дошла сюда. Ну и поход вы затеяли, Милый Человек! Да воздастся и Вам за ТРУДЫ ВАША! А Олега Ивановича я обожаю с детства с того самого фильма, в котором звучит песня "С чего начинается Родина". Видите, я как будто продолжила начатый Вами марафон... Дело – за следующим..."
Никакие креативы никого ТАК потрясти не могут!
Держи меня, соломинка, держи
Лет 5-6 назад, когда я только-только вступал на стезю серьезных литературных бдений (хотя жаждал того без малого четыре предшествовавших десятилетия, последнее из которых было в основном занято журналистикой), я по инерции советских традиций хотел признания, славы, гонораров. Да и сейчас не отказался бы от этих приятных и полезных штук. Но искусственных советских конструкций выдвижения и вознесения литератора, противоречащих здравому смыслу, природе человека, психологии масс и правилам бизнеса, давно нет и в помине. И я понял: искусство народу – не принадлежит! Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!
И приведенный выше отклик явился для меня очередным "гран-при", которые иногда перепадают мне. Значит, я не даром выкладывался в работе над эссе. Значит, оно писалось не зря. Значит, тонуть нельзя...
Я три дня про автора ничегошеньки, кроме ника (видимо, произвольный набор латинских букв), не ведал. Теперь-то знаю, что ее зовут Светлана, что с детства важную роль в формировании ее личности сыграла бабушка Анна. Сыграла, не играя, а проживая свою простую, скромную жизнь.
Стирает время признаки границ:
Нет и в помине маленького дома,
Где Аннушка молилась; гнезда птиц
Под крышей, под коньком – безмолвным комом
Остались, в память врезавшись мою
Мальчишескую, словно острой бритвой!..
Но странника в затерянном краю
По прежнему хранит в пути молитва!
Я также знаю теперь, что в блоге Светланы есть портрет, от которого, оказывается, и происходит аватар, присутствующий в ее сообщениях. Однако последний настолько мал, просто микроскопичен, что я не только оценить, но даже разглядеть его толком не мог. А от портрета – глаз не оторвать!
Автор этого карандашного рисунка, как и стихотворения, – Дмитрий Куликов, сын Светланы...
И не суть, насколько портрет матери, созданный Димой, соответствует оригиналу. Главное то, что творец без любви к предмету своего описания: словом, кистью, карандашом, другими средствами и инструментами, – не может сотворить подлинного произведения искусства. Значит, Дима очень любит свою маму. А ведь это самое ценное в нашей жизни, когда дети, и сами став взрослыми, не теряют сердечной привязанности к родителям. Когда внуки на всю жизнь сохраняют благодарные чувства к бабушке и дедушке. А тут еще глубже: благотворное влияние Аннушки познал и помнит и даже правнук. Потому они, Светлана и Дмитрий, мать и сын, которых мне посчастливилось немного узнать, и есть личности глубокие, неординарные, что они росли и развивались под Солнцем взаимной Любви родных людей, которую в нашей человеческой жизни и судьбе ничто не может заменить. И которой, увы, многим не хватает. И вначале, и потом, и затем, и так далее. Со всеми вытекающими. Которые уже давно представляют серьезную опасность для человечества. И как бы во всех "вытекающих", в том числе и вопиющей бездуховности и безнравственности, в которых плескаются пространства, сорвавшиеся с цепей советского режима, однажды не пришлось бы народам судорожно хвататься за любую соломинку...
Укротительница протуберанцев
Надо быть до конца справедливым: среди зарегистрированных (имеющих право голоса) посетителей сайта, где было, так сказать, конкурсное размещение эссе "про Янковского", есть и высокие таланты, и их горячие поклонники. Например, особа из Новосибирска, назвавшая себя Beatris Alexander и выступающая под ником amesto. Ее сочинение "Он, Она и Андромеда, или Возражение Пенелопе", написанное чем-то вроде белого стиха (скорее, ритмизованной и кое-где срифмованной прозой), поначалу было, видимо, составлено в "столбик", построчно, а потом вновь сведено в "сплошной" текст, причем с оставлением (и после запятых) заглавных букв каждой бывшей строки. И то, и другое, видимо, сделано для пущей оригинальности.
Цитировать или пересказывать это сочинение нецелесообразно. Его надо приводить целиком. Благо, оно невелико. Да и разрешение у автора испрошено.
"Когда бы я была мужчин могучий, Атлант всесильный с торсом волосатым, И мускул бы играл под кожей медной, И глаз горел, и ус бы шевелился, Ручищи с пальцами объять могли бы мир, И мысль воинственная взор мой затмевала, Когда бы я взрастил семьсот деревьев, Построил дом до неба, и потомством Его наполнил бы до самой крыши, Когда бы покорил я все моря, Открыл все земли, облетел планету, – Я б корабли повел на край Вселенной. Протуберанец солнечный я усмирил бы, И Андромеды тусклой и невзрачной Я миновал бы придорожные огни. Штурвал сжимая твердою десницей, Я курс бы проложил к вершинам Мира (или в глубины, выяснится по дороге), И я поспел бы вовремя, и пир Богов Не начался до моего прибытья.
Однако родилась я девою прекрасной. Я с глазом голубым, с ресницем длинным, И волос вьется бледный, перманентный, Румянец нежный, стройная нога. И грудь высокая, и страстное дыханье, И пламенеет взор, и голос слабнет – Лишь мысль моя коснется, замирая, Героя моего в венце лавровом. Орлица в небе, горлица в гнезде, Колибри я, что пьет нектар душистый Со всех цветов, что для меня взрастили Талантом божиим и волей дерзновенной Атланты милые, Платоны удалые. Я лес полью, который ты посеял, Я дом наполню светом и любовью, Рожу тебе и выращу потомство, И я одобрю твой поход далекий. Я теплый шарф свяжу тебе в дорогу, Я стол накрою, приглашу друзей, Пообещаю ждать, любить и верить. И попрошу привет Богам передавать.
Но вдруг опомнюсь я – и этого всего Катастрофически покажется мне мало. Безумно мало этого всего! И я шагну на трап, я не останусь. Я дом оставлю – но тебя я не оставлю. Я не согласна больше ждать. Я буду рядом. Я подержу штурвал, когда сомненье Или враги тебя на миг ослабят, И рассмотрю получше Андромеду, Пока ты курс сверяешь, неустанный. (И, кстати, не такой уж и невзрачной, Довольно яркой оказалась Андромеда.) А по дороге мы заселим звезды Потомством нашим, и домов настроим Мы столько, что никто на свете Не сосчитает, и в листве деревьев, Что мы насадим на созвездьях дальних, Песнь райских птиц звучать отныне будет. И мы поспеем вовремя – мы вместе, И сядем рядом на пиру в гостях у Бога, Я сяду рядом со своим любимым, По руку правую. И кубки мы поднимем!"
Здорово! Хорошее освоение литературы античной Греции, прекрасное подражание Гомеру, умелое использование его образов в ракурсах современной роли и психологии полов. Такова она, нынешняя Женщина: и пенелопа своему одиссею, и хочет быть с ним в его странствиях, помогать в трудностях, и соперниц своих желает нейтрализовать заранее, и стремится к звездам, ничем не сдерживая себя в порывах, и заявляет, что имеет не меньшие права, чем ее избранник, на общение, внимание и пиршество небесные. Еще с большим великолепием проявила себя Беатрис в диалогах с поклонниками и оппонентами, обсуждавшими произведение. Собственно, категорических возражений и не было. Было, скажем так, два уточнения от двух джентльменов, её достойных по уму, кругозору, остроумию, ироничности, которые во многом и сделали игру, наполнили комментарии интересным содержанием и привлекательностью для умного читателя.
Сочинение Беатрис как конкурсное явление, как праздничное поздравление, конечно, не имеет себе равных в данной акции. Недаром читатели продолжали проставлять ей баллы благодарности и даже после подведения итогов. То есть в послеконкурсном рейтинге вице-чемпионка Беатрис продолжала догонять чемпионку Лизу. Вот положение, которое, видимо, уже не изменится (баллы и комментарии): Лиза – 66 и 45, Беатрис – 50 и 71. А уж сравнивать комментарии в их блогах – это всё равно, что сравнивать "кар-кар" вороны и трели соловья. И совершенно справедливо, что команда сайта, не оспаривая "гласа народного", вынесла дополнительное решение: "Еще один приз – приз симпатий – присуждается Beatris Alexander. Ее послание очаровало нас своей изысканностью. Ей причитается авторское вознаграждение в размере еще 3 000 руб." Таким образом, две участницы получают одинаковый приз – по 6000 рублей, а моральный приоритет, безусловно, отдан блистательной Beatris Alexander.
Но!
Если выйти за рамки конкурса с его развлекательными целями и задачами и взглянуть на оставленное за плечами с позиций не чтива, но серьезной литературы, то два суждения, одно из которых можно прочитать в блоге произведения: "Текст немного претенциозный, а комменты забойные", а другое – там же передавала сама автор своими словами (в свойственной ей манере иронии и самоиронии): "Одна женщина сказала, что мой опус – это просто сентиментальные сопли", – следует взять на заметку как самой Беатрис, безусловно, одаренной, тонкой, умной – и молодой! – так и ее поклонникам. А посвященным, подобным тем двоим, что сделали для Беатрис "погоду", и подсказывать не след: они и сами с усами...
Я верю в одно чудо – Слово!
Остается уповать лишь на Небо...
Эссе "Год 2009-й: тезисы февраля, месяца очищения" я кидал налево и направо: разместил на всех доступных мне ресурсах (числом больше десяти), раскидал по разным уголкам мира своей рассылкой, отослал по редакциям и частным лицам, в том числе в газету "Жизнь", р/с "Эхо", в Минский нацдрамтеатр (там брат – Ростислав Янковский), в Германию и по многим другим адресам, в том числе связанным с театром "Ленком" и Марком Захаровым.
Чем больше людей озаботится, тем больше будет сигналов в Небо и тем больше будет ответного внимания Неба Олегу Янковскому.
Последовали отклики, комментарии, письма: думаю об Олеге Ивановиче, молюсь за него, желаю выздоровления.
Обе мои виртуальные другини в Германии сразу откликнулись на мое уведомление, а вторая из них спустя пару дней сообщила, что с большим трудом ей все-таки удалось разузнать адрес больницы, где лежит Олег Янковский, по которому она послала конверт с распечатанным на цветном принтере специально подготовленным мной вариантом эссе "Год 2009-й: тезисы февраля, месяца очищения". В нем, в частности, заменена фотография Олега Ивановича с прощального спектакля "Женитьба" на редкий снимок начала 80-х, где Янковский запечатлен в роли Гамлета. Снимок из частной коллекции одной московской поклонницы актера. В спецвариант попали и два комментария – авторский и читательский, а именно Светланы, то есть мой "приз" за труды.
В удивительном мы все-таки живем мире! Интернет, поверх границ и барьеров, связь между людьми, лично не знакомыми, несколько мгновений – и красиво сформатированный текст с цветными фотографиями оказывается в дальнем Зарубежье, там распечатывается, и за считанные дни конверт с эссе находит своего адресата...
Я верю в одно чудо – Слово!..
Семь пунктов
Берегите сердце!
Цезарь он, Каримов,
но не в Древнем Риме:
нам отец родимый,
и ему верны мы...
Горбачев и Ельцин...
Путин и Медведев...
Лишь самим и ведать...
Ключ от счастья дверцы...
Москвичи! Ташкентцы!
Приласкаем нервы!
Люди ж мы! Не черви!
Берегите ж сердце!
(Мил себе! Не "немцу"!..)
Это стихотворение писано в феврале прошлого, 2008 года. Было навеяно тогдашними политическими ветрами, вызванными недавними выборами президента в Узбекистане и предстоящими весьма скоро – в России. Последняя строка – намек, так сказать, в скобках, на Бориса Немцова и Владимира Милова, ныне лидеров Объединенного демократического движения "Солидарность", а тогда – вступившие на стезю публицистического развенчивания В.В. Путина.
15 февраля 2009 года тот же самый Вова, неутомимый, вездесущий и всезнающий, открыл на форуме новую тему "О нынешней ситуации в России", а через два дня сообщил, что презентация доклада Немцова и Милова "Путин и кризис" пройдет 20 февраля в редакции "Новой газеты". Это уже третий труд тандема авторов. Первый, упомянутый выше, назывался "Путин. Итоги", второй – "Путин и "Газпром".
Вова незамедлительно принес новый доклад на форум. Последовало обсуждение. Сразу же после завершения работы над своим эссе "про Янковского", в разговоры по докладу и кризисной ситуации в России включился и я. Два своих форумных сообщения перенес даже на сайт Грани.Ру, оказывающем, наравне с "Новой газетой", информационную и издательскую поддержку "Солидарности". Включаю их и в настоящие "Заметки": форум, Янковский, проблемы и праздники, правители и оппозиция, писательство и рукописи, времена и пламена, – всё как-то у меня переплелось. Да и в окружающем мире то происходит постоянно...
Об одном из существенных, если не самом существенном моменте, упущенном Б.Немцовым и В.Миловым в третьем докладе о ситуации в России. А он заключается в том, что за последние 20 лет произошла ползучая "социальная" (можно и без кавычек) революция:
- те, кто 20 лет назад, был в наиболее активном и зрелом 40-45-летнем возрасте, нынче пребывают в пенсионерах, фактически уже выведены с поля действий;
- те, кому 20 лет назад было 25-39, за два десятилетия постоянных политических, экономических, социальных, идеологических, нравственных пертурбаций и девальваций, постоянной борьбы за выживание превратились в усталых, апатичных и во многом даже импотентных людей, доживающих до пенсии;
- те, кому 20 лет назад было от –2 до +24 и которым сейчас от 18 до 44, выросли, прожили, возмужали и созрели в условиях девальвации образования и знаний, обесценивания культуры, слова, нравственности, что стало господствующей идеологией жизни: всё и все в открытую продаются и покупаются, в том числе люди и дипломы всех рангов и мастей.
Итак, результаты ползучего обесчеловечивания за 20 последних лет: старики за бортом, и до них по-настоящему никому нет дела; среднее поколение – в импотентах; наиболее активная и трудоспособная часть населения от 18 до 44 лет – форменная чернь, экземпляры которой пока разъезжают на иномарках (меньшинство, отнюдь не все), болтают меж собой по мобильникам невразумительным сленгом и мычанием (вот тут 99,99%!), не желают читать ничего, кроме анекдотов (и прочего чтива), не умеют грамотно и связно написать текст из 10 предложений и нагло прикрывают всю ущербность своего развития ухмылками и междометиями о "креативе", "футуристичности", "символичности", "гламуре", "умении жить" и прочей рже.
(Возможно, кто-то споткнется на последнем слове: это не ржачка молодежного сленга, а ржа, ржавчина, которая и железо разъедает).
То есть в России у Б.Немцова и В.Милова, кроме небольшой аудитории, нет читателей (ну, может, тысяч 5-10)! А из них глубоко понимают, наверно, не больше тысячи, из которой половина не обладает никакой властью, никакими финансовыми возможностями.
Глас вопиющего в пустыне, – вот в чем трагедия Немцова и компании!
Авторы доклада утверждают, что главные причины того, что кризис в России бушует, как нигде, лежат в политике и экономике. Мне же представляется, что корни следует искать в том, что народ, то есть Производитель, Мыслитель, Воитель (см. эссе, опубликованное 20.02.2009), превращен в "биомассу", а Правитель – стал форменным грабителем. Только последнему моменту, собственно, и посвящают все свои усилия эти деятели, забывая полезные советы незабвенного Козьмы Пруткова.
Есть еще одна ущербность третьего доклада НМ. Ее, видимо, могут видеть лишь немногие, о которых сказано выше (тысяча разбросанных читателей – для России что капля в море). Немцов и Милов рискуют быть зачисленными даже единомышленниками в "талмудисты" или даже "коранисты": настолько в их докладе много смысловых и популистских повторов в ущерб глубине анализа и стройности изложения.
Я не поленился и определил: доклад – свыше 37 тысяч знаков, а мое сегодняшнее стихотворение – 434. Вообразите: одна книга и целая библиотека из 85 томов! Я совершенно не считаю, что доклад не нужен, что мои 16 рифмованных, напевных строчек в какой-то мере заменяют "библиотеку". Нет, НМ делают важное, подвижническое дело! Но не увидеть того, что в моих стишках по смыслу есть всё, что и в "талмуде" (кроме цифр, разумеется), может только слепой.
Читайте классиков!
Возносят нынче батьку Клима:
"Искусств и спорта меценат!"
Мол, Пискарю дал ранг Налима,
развёл с Медведем дивный сад...
И все: "Ура-а-а!.." Но Наш Премудрый
пускал в умелый оборот
икру Кеты, Медведь же бурый –
сработанный Пчелою мёд...
Открыто может нынче Злато
гламур и звания купить...
И лишь поэзию Булата
оно не может сотворить!
Да что ломать нам копья в споре:
благотворитель батька Клим
вчера и сам был Никанором!..
Adieu! Откланяюсь за сим...
Однако, необходимо внести некоторые уточнения и разъяснения.
Во-первых, и самое главное: конечно же есть люди, простые, рядовые, к Власти не рвущиеся, всех возрастов, которые видят драму России, болеют за нее всем сердцем и хотят перемен.
Во-вторых, "чернь" и "биомасса" – у меня не от презрения, не от высокомерия, но от любви и боли. Крик от бессилия. Крик, чтобы разбудить...
В-третьих, да, к горбачевской перестройке советский народ подошел по многим характеристикам забитым, отсталым. Но не циничным, не безнравственным, не апатичным! Наоборот – верующим в завтрашнее хорошо! Потому-то народ и взметнулся в небывалом порыве. Помните?
Горбачев обманул – раз!
Ельцин обманул – два!
Ваучерист-прихватизатор Чубайс обманул – три!
Державу стали грабить все, кому не лень, – четыре!
Путин обманул – пять!
Молодежь оболванена – шесть!
Женщина и ее прелести стали самым ходким товаром – семь!
В России нынешняя "чернь" и "биомасса" в сравнении с "совком" образца первой половины 80-х годов отброшены назад на семь пунктов! Иномарки, мобильники, джакузи, сауны и прочая – это, конечно, показатель благосостояния, но, с другой стороны, как ни парадоксально, они есть атрибуты именно ущербности, в том смысле, что пришли не от ума собственного, а суть заморская продукция, купленная за отечественные природные и сырьевые ресурсы. Как и у нас в Узбекистане. Здесь "7 пунктов" тоже можно проследить. И контрасты между собственным развитием и используемыми атрибутикой и фразеологией еще более разительны. И все-таки узбекский народ в лучшем положении. Он инстинктивно, по-звериному, оказался мудрее: давно правящая клика живет сама по себе, а подавляющая часть населения – сама по себе. Тут еще и благотворны в этом смысле местные особенности – природные, ментальные, дехканские, национальные, приспособленческие, предпринимательские (в смысле, в теневом секторе).
А в России – швах! У оппозиции есть единственный способ при жизни своих лидеров (слишком короток век человеческий) отнять Власть – ленинский! И главное, такое же многообразие лидеров, как в феврале-1917! Потому-то я поначалу хотел назвать свое эссе "92 года спустя: февральские тезисы".
И я очень надеюсь, что у лидеров оппозиции хватит ума и выдержки не устроить в России еще одну ленинскую бойню. Еще одну – Россия не выдержит! И это цунами тяжко отзовется во всей СНГ-овии. И в мире...
Души моей недремлющая Клио
Вослед февральскому празднику пришел март, и я в конкурсных "Проводах зимы" на том же сайте разместил свое эссе "Зима даст жару и в Ташкенте, коль возжелают небеси" (http://avaznurzef.imhonet.ru/blog/311307). И опять русское равнодушие и даже неприятие "инородца", опять знаменитый квасной патриотизм! Одна, "голая" фотография, без всякого текста: металлическая изгородь, запорошенная снегом при сильном морозе, – получает свыше 122 голосов. Мой же интересный, познавательный, профессионально написанный и хорошо иллюстрированный рассказ – всего 17...
А вот мой коллаж: четыре женские головки и текст между ними, – размещенный к Женскому празднику и вовсе никого не заинтересовал. Никто не стал "кликать" по коллажу в уменьшенном виде, а без увеличения рисунка текст совершенно неразличим. Иначе хоть одна благодарность да была бы. А может, не поленились "кликнуть" как раз-таки те самые "экземпляры" той самой "черни" и "биомассы", коим не дано ни текста понять, ни оценить, ни поблагодарить за него?..
Через два дня напрасного ожидания я дал текст и отдельно, бросающимся в глаза шрифтом, и даже вытащил свое сообщение на первую страницу всеобщего обозрения (любые комментарии автоматически переносят весь материал в начало списка)... Ноль внимания! Или понимания? Или благосклонности? Не всё ли равно!..
Текст коллажа во многом возник благодаря Светлане. Вернее, ее портрету, которым я много выше уже восторгался: глаз не оторвать! Напомню: она – та, которую потряс мой материал, посвященный Янковскому, и отклик которой попал в спецвариант эссе, предназначенный к доставке актеру.
А еще точнее, стимулом, толчком послужили... губы. Которые тут же, как только я увидел этот карандашный рисунок Дмитрия Куликова, живо напомнили мне...
=============== Ташкент, 20.02. - 11.03.2009

 Архив Рассылки


В избранное