Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В Ташкенте воли нет, но гордый жив поэт. Увы нам всем!..


Выпуск: 408
Дата: 2015-04-07


 

                                                                                                                                    Увы нам всем!..

                                                                                                                        I

Если бы вдруг не грянула Война… Вдруг – для рядовых граждан. Они ведь при любых режимах живут своими проблемами. Маленькими в сравнении с проблемами государства и межгосударственных отношений. Но для них, рядовых людей, первостепенными. Нередко имеющими прямое отношение к выживанию.
В начале лета 1941 года овдовевшая несколько лет тому назад Вазифа Искандарова, ее 17-летняя дочь Нурзифа и 14-летний сын Юнус приехали навестить старшего сына и брата Ильяса, проходившего солдатскую службу в Карши. А заодно и проведать, на самом ли деле в Узбекистане жить легче, как писал Ильяс. Но тут началась Война. Ильяса отправили на передовую. Его мама, сестренка и братишка остались в Карши. А их большой дом возле пруда в родном ауле Нижние Чебеньки в Оренбургской области почти полтора десятилетия ждал возвращения хозяев. Летом 1953-го, когда в ауле после долгой разлуки, начавшейся до Войны, побывали Ильяс и Нурзифа, дом еще стоял. С ними был и Марат, которому шел 6-й год. Своей цепкой памятью он запомнил, что дом всё еще хранил верность рукам бабушки, заколотивших крест-накрест ставни и дверь перед отъездом в Карши. До Войны…
Если б не было Войны, то неизвестно, как тогда сложилась бы судьба семьи и детей Вазифы. Может, после демобилизации Ильяса все вместе вернулись бы в Чебеньки. Чибеннэ – так звучит название аула по-татарски. Перевод: место, где много мух. Дословно: муховое. В самом деле, мух в ауле в том 53-м была тьма. И крупные. Облепливали на свет стекло окна со стороны комнаты, наполняя ее своим жужжанием.
Если б не грянула война, Искандаровы, быть может, все-таки остались бы в Карши. И под мирным небом обосновались с бОльшим чувством, толком и расстановкой, как это умеют делать татары. А может, еще как-то по-другому продолжились бы дороги их жизни. Но одно не подлежит сомнению: если бы не Война, у Нурзифы был бы другой муж. И я был бы не я.
Если Маматкулов Аваз не вернулся бы с фронта, то Нурзифа никогда и не узнала бы, что был на свете такой человек. И тогда муж опять-таки был бы другой. И ее сын, даже будучи назван Маратом, опять-таки был бы не я.
А меня не было бы совсем.
Но я есть именно потому, что оправившийся от ран Аваз был списан в тыл в 1944-м и вернулся домой. В родной кишлак Хилал, расположенный неподалеку от Карши. Куда селяне наведывались по базарным дням верхом на ишаках, лошадях или на арбах (и сейчас – так, только на автомобилях). В один из своих наездов в город Аваз случайно встретил Нурзифу. Очаровался ею. А потом в своем упорстве уговорил-таки стать женой.
Высшая математика в доказательстве своих теорем оперирует категориями необходимости и достаточности. Так вот, необходимым условием моего появления на свет была Война, а достаточным – возвращение Аваза живым с фронта. Парадоксально, но факт: не было бы Войны – и вовсе не было бы меня!
Словом, Марат – родом из Войны.
Как и его сверстники, одноклассники, однокурсники. А также сестры, дети, племянники, внуки…
Мама Марата, как было показано выше, тоже вышла из Войны. И в прямом смысле, и в переносном. Но то же самое можно утверждать про всех женщин, ставших матерями – впервые или повторно, – в сороковые годы, военные и послевоенные. Все они, пусть судьба каждой и отличалась в деталях, наследницы Войны.
Из Войны вышли и наши воспитательницы в детском саду, учителя (воевавшие и невоевавшие), учительницы, старшие родственники и все люди нашего окружения, кто в Войну не был солдатом по возрасту или другим обстоятельствам.
Возьми Гитлер в декабре 1941-го Москву – и неизвестно, как сложилась бы их судьба, кого бы миновала колючая проволока концлагерей, кто остался бы жив и продолжил бы свой род, а кто сгинул бы в неволе.
Но и без того гипотетического поражения, то есть при реальности Великой Победы, нет в просторах бывшего СССР ни одного человека – пожилого, старого, среднего возраста, молодого, юного, детского, младенческого, еще неродившегося, – в чьей родословной не было бы ветвей и нитей, ведущих к той Отечественной Войне. Они могут того не знать, не помнить, не думать о том, не понимать или в угоду своему меркантильному интересу отвергать того. Но это – так!
И чем дальше уходит Время вперед – а мы сейчас, в апреле 2015-го, стоим в преддверии майского 70-летия Великой Победы Советского Народа во Второй Мировой Войне, – тем явственней будет ощущаться эволюция тематики и задач писателя, обращающегося по случаю и под каким-либо ракурсом к зарубкам того противостояния Советского Союза и Германии.

Майского – потому, что 2 сентября 1945-го была безоговорочная капитуляция Японии. Которой предшествовали сброшенные на Хиросиму и Нагасаки американские атомные бомбы. Не столько для экзкуции врага, сколько для устрашения самого главного, самого сильного и самого опасного союзника. Но более всего важным в победе и над Японией явился разгром советскими войсками вооруженной до зубов Квантунской армии в Маньчжурии, в которой было более 1 миллиона 300 тысяч штыков императорского "пушечного мяса".

Настоящих фронтовиков и писателей-фронтовиков почти не осталось. Скажем, Даниилу Гранину идет 97-й год. Но отпущенный ему век – редкость для солдат той Войны, одно из немногих исключений.

Думаю, что немалая часть людей, которых ныне называют фронтовиками, это лица почтенного возраста, приравненные к участникам войны за заслуги в тылу и/или впоследствии в труде. Недаром среди таких "фронтовиков" немало женщин. Участники Войны – действительные и приравненные к ним – нужны властям, чтобы их посредством будоражить трудоспособное население, молодежь и подрастающее поколение, воздействовать на их сознание и подсознание в требуемых для властей ракурсах и акцентах. А также, чтобы по праздникам и юбилеям обласкивать и одаривать старцев и стариц и тем самым через СМИ раздувать свой рейтинг демократичности, человеколюбия и заботы о народе. И при этом так гордо выпячивать грудь, что еще чуть-чуть – и даже оппозиция уверится в том, что именно они, властвующие власти, вывели Армию, Державу и Народ из того Кромешного Ада к Победе.

Обратимся к официальным цифрам по Узбекистану.
По данным общественного фонда «Нуроний» («Ветеран» – такое значение приписано этому узбекскому слову, которое, вообще-то, переводится как «благообразный»), в Великой Отечественной войне участвовали более 1,4 миллиона жителей Узбекистана, из них более 400 тысяч погибли, 130 тысяч пропали без вести. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ ПРОЖИВАЕТ ОКОЛО 3,5 ТЫСЯЧ УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ. В тоже время, по данным статистики, возраст 225 тысяч граждан Узбекистана превышает 80 лет, 44 тысяч — 90 лет, а 8,7 тысяч человек перешагнули 100-летний рубеж.
Иначе говоря, людские ресурсы, откуда власти будут и в будущем черпать "фронтовиков", велики. И ДАЙ, О АЛЛАХ, ДОЖИТЬ ДО 100-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ И ПРОЧИТАТЬ В СМИ, ЧТО В УЗБЕКИСТАНЕ ЧЕСТВУЮТ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ, КОИХ В СТРАНЕ ОКОЛО 4 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК!..

Подчеркну: прозвучавшая ирония не относится ни к Войне, ни к настоящим фронтовикам, ни к приравненным к ним ныне здравствующим долгожителям, ни к пережившим тяготы военного времени в тылу и на оккупированных территориях, ни к сожженным в крематориях, ни к выжившим в плену и концлагерях, ни к последующим поколениям, ни к единому человеку всех возрастов, кто не имеет никакого отношения к так называемой политике – внешней и внутренней. А ирония моих мыслей и пера метит именно в тех, кто в чрезвычайной, решающей, большой, малой и пусть даже в микроскопической доле причастен к ней, политике. Не буду перечислять профессий и вождей, командиров и спецов, исполнителей и прихлебателей армии причастных: места жалко в своем материале. Скажу только, что дальше в нем – ни грана иронии.


                                                                                                                        II

Никто не забыт! Ничто не забыто! Свершения солдат и народа в той Войне, память о ней – священны! Но вымя той Войны уже давно выдоено политиками всех мастей, рангов и масштабов до последней капли! А мы не хотим заменителей молока от этой "коровы"! И вообще! Текущий век требует иных способов управления массами, а не таких заскорузлых и замшелых, коими нас по-прежнему держат за дураков!

Войнам – нет! Пусть у Нурзифы без той Войны был бы другой сын, не я. Пусть без той Войны не было бы меня вовсе. Хотя, если верить в душу человеческую, ее бессмертие и переселение из одного тела в другое… А верили и верят люди, которые выше меня в интеллектуальном и духовном развитии. И в древние времена, и в последующие, и в текущие. Из современников назову эстонку Лууле Виилма, к великому сожалению, погибшую в автокатастрофе в возрасте 52-х лет, и здравствующих канадца Джона Кехо и американку Луизу Хей. Им не верить невозможно: у них богатый опыт и большая практика выведения тысяч и тысяч людей из тьмы заблуждений, в коей, в общем-то, и стараются держать народ сильные и богатые мира сего. А посему я был бы сейчас и без той Войны. Пусть при других родителях, другом теле, но имел бы место среди живых. И наверняка был бы более развитым, более продвинутым. Как и мои сверстники и последующие поколения. Так что, как бы там ни было: войнам – нет! Прославлению войн и полководцев – нет! Войны – это зло! Безоглядное попрание всех человеческих норм и законов! Истребление людей! Войны – это в человеке от животного: отнять и присвоить себе то, что добыто или создано другим, – всякий раз доводимое в истории человечества у всех больших народов до абсурда и даже безумия алчностью и недальновидностью правителей и иже с ними. Так было и есть: и в каменном веке, и медном, и последующих, и нынешнем, ядерном.

Увы вам, президенты и премьеры! Увы вам, денежные мешки, стоящие за правителями и подталкивающие их в спину! Какие же вы сильные мира сего, если не можете устроить мир по-мирному!

Увы вам, интеллектуалы и деятели культуры! Ни понюшку табаку не стоят ваши сорбонны, гарварды и оксфорды, грош цена вашим нобелям, оскарам, грэмми, никам и прочим регалиям и наградам, если вы во имя своей славы и барышей, пользуясь корыстным потворством властей, продолжаете доить войну, криминал, преступления, низкопробные физиологизмы, невообразимые или несуразные вымыслы! Если вы не можете объединиться против вакханалии наживы и присвоения чужого добра, чужих богатств! Если вы предаете высшее предназначение творческого человека, а именно: жить и работать во имя устройства мира по совести, справедливости и уму!

Увы нам всем! Мы по своей сути еще недалеко ушли от людей пещерного века. А кое в чем стали более хитрыми, коварными, подлыми, жестокими. Уж не говоря об извращенности, неестественности нашего образа жизни, большинства наших потребностей и привычек.



                                                                                                                        III

Наше поколение, которому сейчас под 70, еще может писать оригинальные материалы о Войне. Может не заимствованными, не вычитанными где-то воспоминаниями, но своими. Воспоминаниями о своих отцах, дядях, других родственниках и людях, которые в самом деле воевали. Но и рассказы о своих учителях, старших братьях и сестрах – это тоже, так или иначе, будут касаться Войны, даже без прямых упоминаний о ней, так как все эти люди прошли сквозь Страшные Испытания тех лет. А еще годов через 20 и о нас, родившихся в сороковые послевоенные, можно будет складывать истории, которые при желании и необходимости можно будет связать с той Ужасной Войной.
Необходимость же таких увязок – у нас в крови, передается из поколения в поколение: празднества, торжества, парады, приуроченные награды, премии и выплаты, а также встречи, конкурсы, марафоны и прочая. И не стоит нам ни отказываться от своей крови, ни подделываться под вкусы, наклонности, моду и требования, текущие с Запада или Востока. Человек и Народ – оставайтесь самими собой!
Прочая – это, в том числе, и ток-шоу. Всего лишь четверть века назад мы и слова такого не слыхивали. А теперь ток-шоу – одно из главных средств и по созданию видимости интереса к рядовому человеку, и по выпуску лишнего пара среди населения, и по развлекаловке, и по убиению своего времени телезрителями. Точно, как в Америке! И не только на московском ТВ! Но даже на ташкентском!..

М-да! Без иронии у нас – хоть тресни! – никак не обойтись…


                                                                                                                        IV

Cложившуюся брошюру мемуарной эссеистики о своих родителях, дядях, тетях, учителях, детях и внуках я посвящаю 70-летию Великой Победы Советского Народа.
Произведения-компоненты брошюры размещались отдельно, день за днем. В основном потому, что того требовала наглядно-иллюстративная составляющая материалов, всякий раз представляющая собой фотоколлаж на грани технически допустимого по масштабам и "весу".
А представить читателям брошюру разом, одним файлом… На сайте возможны два способа. Первый – дать тексты сплошным массивом, а иллюстрации – по ссылкам на отдельные публикации на сайте или сторонние ресурсы. Второй – сделать список из ссылок на все отдельные размещения на сайте. Что и реализуется ниже: читать рекомендуется следующем порядке, в котором компоненты и появлялись на сайте.
1. «Великую Победу мог сотворить только великий народ» – http://www.stihi.ru/2015/04/03/2151, http://www.proza.ru/2015/04/03/1007
2. «Учитель» – http://www.stihi.ru/2015/04/04/2297, http://www.proza.ru/2015/04/04/529
3. «Эмилия Павловна Чубакова» – http://www.stihi.ru/2015/04/05/1248, http://www.proza.ru/2015/04/05/267
4. «Шигаревы» – http://www.stihi.ru/2015/04/06/1129, http://www.proza.ru/2015/04/06/204
5. «Ай-Инэ» – http://www.stihi.ru/2015/04/06/8020, http://www.proza.ru/2015/04/06/1631
6. Увы нам всем!..  – http://www.proza.ru/2015/04/07/1122 (настоящая публикация)


5-7 апреля 2015 г.


Описание Рассылки
Архив Рассылки
avaz-nurzef@rambler.ru


В избранное