Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Злобный Ых

Дэвид Вебер "Хонор Харрингтон"

Если ты не выполнил приказ, ты виноват. Независимо от того, сколько здесь твоей личной вины. Адмирал "новой школы" может переоборудовать крейсер как ему угодно, но за последствия все равно отвечает капитан. Пусть даже его - или ее - назначили на судно в последний момент. Даже на учениях у переоборудованного крейсера Королевского флота Мантикоры есть только один шанс неожиданно использовать нестандартное вооружение - а что говорить о настоящей войне? Виноват адмирал-изобретатель, а в фактическую ссылку на дальнюю станцию перехода отправляется крейсер со всем экипажем.

Но капитан Хонор Харрингтон не может позволить себе сдасться на милость судьбы и впасть в уныние. Даже преданная командиром и подставленная старым врагом, она зубами уцепится за любую возможность поступать так, как диктуют ей честь и устав. Пусть команды одного легкого крейсера недостаточно для патрулирования целой звездной системы с перегруженными торговыми путяим, но Хонор все равно поступит так, как положено. Она пряма, как штык, и ее искренность и преданность делу способны завоевать друзей среди тех, кто думает не только о своей личной выгоде. И даже оказавшись одна против могучего противника, она не дрогнет. Пусть атака окажется самоубийственной, но она все равно пойдет в бой. И зубами вырвет у судьбы даже один-единственный невероятный шанс.

Она завоюет себе друзей, но и врагов у нее появится немало. Просто потому, что она следует своему долгу, не отвлекаясь на политические игры. Но именно это качество позволит ей раз за разом выживать там, где другие уже давно спланировали ее гибель. Честь и долг, и преданные друзья - что еще нужно человеку в жизни?..

Писать аннотацию на романы этой серии, не превращая их в спойлер, достаточно сложно. Романы Вебера не отличаются хитросплетениями интриги, негодяйские злодеи и положительные герои расставляются по своим местам практически в самом начале. Основные зигзаги сюжета встречаются обычно в самом конце романов. Но их достоинства не в запутанном сюжете. Серия про Хонор Харрингтов представляет собой выдающийся образец военно-космической научной фантастики с элементами космической оперы. Основное действие происходит на боевых космических кораблях и с их участием. И настолько тщательно проработанная физическая и научно-техническая модели мира встречаются в литературе крайне редко. О их качестве хорошо говорит тот факт, что я не заметил ни одного (!) ляпа. Даже путешествия в гиперпространстве описаны весьма правдоподобно и основываются на единственном допущении - о сверхсветовой скорости гравитационных волн. В дополнение автор весьма тщательно прорабатывает характеры своих персонажей, их эмоции, отношения между ними, что для подобного рода литературы нехарактерно: физика и лирика обычно почему-то не уживаются в одном тексте.

Разумеется, у серии есть и свои недостатки. Так, описание боев грешит заметным занудством, иногда смахивая на страницы учебника по тактике. Кроме того, автор чрезмерно тяготеет к черно-белой картине мира. Злодей - так злодей, неумный, недалекий и только и думающий о том, как бы состроить козни позлокозненней. Если положительный герой - так положительный до мозга костей. Есть правда, еще одна категория - положительные герои, волей судьбы загнанные на сторону злодеев, как, например, некоторые командиры Народной Республики Хевен, являющейся в романе главным жупелом. Наконец, многим российским читателям может не понравиться сама эта республика, в которой явно просматриваются черты СССР первой половины 20 в. и революционной Франции конца 18 в. (на последнюю имеется даже явная аллюзия в виде подписи одного из главных путчистов). Ну, тут уж ничего не поделаешь: зеркало, даже кривое, не отражает ничего, не существующего в реальности.

Но в целом - великолепный сериал, стоящий на одном уровне с "Кольцом Харона" Аллена и "Лучшим экипажем Солнечной" Дивова. Я уже давно не читал книги таким запоем. Поэтому серия настоятельно рекомендуется всем ценителям хорошей НФ, а также полномасшатбных космических сражений. С вашего позволения в этот раз я не буду указывать суммарный объем серии, тем более что она перекликается и с другими сериалами Вебера. Замечу только, что он дли-и-инный (11 полновесных романов, два из которых еще не переведены на русский).

И еще. В первой книге Хонор Харрингтон переименована в Викторию. В редакторском предисловии к другим книгам указаны причины, так что не удивляйтесь.

Жанр: военно-космическая НФ
Оценка (0-10): 9
Ссылка: "FictionBook"




Цитаты:

Из всех офицеров "Бесстрашного" связист оказался самым веселым и наименее подозрительным по отношению к капитану. Или, подумала Виктория с кислой иронией, лейтенанта просто меньше всех заботила причитающаяся ему лично порция адмиральского гнева. Молодой, чрезмерно высокий рыжеголовый субъект, на чьих костях, казалось, недоставало мяса, был докой в своем деле и приходился четвероюродным братом герцогу Нового Техаса. Виктория часто ощущала неловкость при общении с подчиненными, спустившимися со столь головокружительных аристократических высот, но рядом с Вебстером никто не мог чувствовать себя смущенным. Харрингтон чуть заметно улыбнулась ему, когда тот садился.

К ее удивлению, лейтенант не ответил на улыбку. И вообще, его приветливое лицо имело совершенно несчастное выражение. На стол перед капитаном легла электронная папка с сообщением.

- Мы только что получили депешу из Адмиралтейства, мэм. Приказ о переводе на новую станцию.

Нечто в голосе Вебстера и тот факт, что он принес сообщение лично, а не передал его через интерком или не прислал с вестовым, наполнило Викторию предчувствием надвигающихся неприятностей. Она заставила себя изобразить спокойный интерес, но, просматривая короткую, скупую директиву, все таки закусила губу.

Станция "Василиск". Боже, она знала, что Кошмариха намерена засунуть ее в дыру, но не представляла, насколько глубокую!

- Понятно… - Харрингтон отложила папку, откинулась на стуле и чисто механически принялась поглаживать Нимица, легко вспрыгнувшего к ней на плечо и, будто в защитном жесте, обернувшего свой пушистый хвост вокруг ее шеи. Вебстер хранил молчание.

- Ну, - Виктория глубоко вдохнула, - по крайней мере, мы знаем куда. - Она прижала большой палец к сканеру папки, официально принимая новое назначение, затем вручила ее лейтенанту. - Отнесите, пожалуйста, коммандеру Маккеону. И передайте, что я буду очень признательна, если они с лейтенантом Стромболи и лейтенантом Брайэм соберутся, проверят и скорректируют карты Василиска.

- Есть, мэм.

Офицер связи поднялся, отдал честь и вышел. Люк закрылся за ним, и Виктория зажмурилась.

Пикет на станции Василиск был боевым постом лишь номинально.

Харрингтон вскочила и принялась мерить шагами каюту, баюкая на руках Нимица. Тот заурчал у нее на груди, но на сей раз даже его усилия не могли вытащить спутницу из черной депрессии.

Разве мало ей офицеров, которые ее боятся, старпома, к которому найти подход не легче, чем к ледяному сфинксу, и экипажа, винящего своего капитана во всех неудачах? Теперь ссылка. Забвение.

Припомнив, как счастлива и горда она была в тот день, когда приняла командование, Виктория ощутила выступившие на глазах слезы. Радостное предвкушение сделалось нереальным и недостижимым даже в памяти, и ей хотелось плакать. Она остановилась, глубоко вздохнула, последний раз погладила кота и пересадила его на плечо. Хорошо. Начальство убирает с глаз долой "Бесстрашный" вместе с его капитаном - ведь они оба огорчили адмирала Хэмпхилл! С этим ничего не поделать. Придется проглотить пилюлю, пусть и незаслуженную. Ей следует наилучшим образом справиться с новой задачей. И пусть станция сделалась отстойником КФМ, своей важности она не утратила.

Стараясь не думать о реакции экипажа на новое назначение, Виктория вернулась к своему пульту и вызвала на монитор данные по Василиску. Угодить на станцию - вовсе не означало окончательно погубить карьеру. Система представляла собой большую и постоянно растущую экономическую ценность для Королевства, не говоря уже о военно стратегическом значении. Она также являлась единственным территориальным владением Мантикоры за пределами ее собственной звездной системы.

Королевство Мантикора представляло собой систему двойной звезды классов GО/G2, в своем роде уникальную в исследованной галактике. Она обладала сразу тремя планетами земного типа: Мантикорой, Сфинксом и Грифоном. При таком количестве пригодного для жизни пространства Королевство исторически не испытывало особой потребности расширяться в другие системы - чем и не занималось пять земных столетий.

Оно бы и сейчас не стало, если бы не давление Мантикорской туннельной Сети - и хевенитской угрозы.

Виктория слегка покачалась на стуле, прислушалась к ставшему менее тревожным урчанию Нимица и поджала губы. Мантикорская Сеть, в свою очередь не менее уникальная, нежели сама система, имела шесть дополнительных терминалов. Ни одна известная Сеть не могла похвастаться таким их количеством, а астрофизики утверждали, что есть еще как минимум один неоткрытый.

Сеть в немалой степени объясняла богатство Королевства. Относительная скорость при полете через гиперпространство, доступная любым торговым судам, в тысячу двести раз превышала световую - но даже при такой очевидной быстроте на путешествие с Мантикоры до Старой Земли потребуется несколько месяцев; с другой стороны, сетевой терминал "Беовульф" доставляет корабль на Сигму Дракона, расположенную чуть больше чем в сорока световых годах от Солнца, за вообще неизмеримо малый промежуток времени.

Коммерческие преимущества очевидны, и разбросанные в пространстве терминалы Сети, словно магниты, притягивают коммерсантов. Все торговые пути проходят через центральный узел, а следовательно, через пространство Мантикоры, ставшей перевалочным пунктом для сотен других миров. Транзитные пошлины в Королевстве - самые низкие в Галактике, но прибыль от них все равно гигантская.

Однако неумолимые законы логистики одновременно превращали Сеть в угрозу. Там, где способны пройти мультимегатонные грузовые суда, пройдут и супердредноуты, а экономическая выгода вполне достаточна, чтобы привлечь внимание жадных соседей. Жадных и сильных.

У мантикорцев довольно долго не было причин беспокоиться по этому поводу. Но причины все таки появились. После почти двух веков бесплодных попыток укрепить разваливающуюся экономику Народная Республика Хевен пришла к выводу, что у нее остался единственный выход: сделаться завоевателем. Ей требовались ресурсы для поддержания привычного образа жизни жителей. Народный Флот Республики за последние пять десятилетий вполне доказал свою состоятельность. Хевениты уже двадцать лет контролировали звезду Тревора - один из терминалов Сети - и, вне всякого сомнения, не собирались останавливаться на достигнутом.

Особенно, подумала Виктория, они желали бы заполучить Центральный Узел, поскольку без него остальные терминалы имели весьма ограниченную полезность.




- Есть попадание, мэм! - почти прокричал Кардонес.

Мониторы позволяли видеть, как через пробоины в борту хевенитского корабля, словно кровь из бока раненого животного, в открытый космос вырывается воздух. По капитанской рубке пробежал сдержанный ропот одобрения.

Виктория не разделяла обшей радости. Датчики не показывали изменений в энергетическом профиле "Сириуса". Кардонеса, конечно, можно понять: получи такой удар, например, сам "Бесстрашный", он бы так легко не отделался. Только лейтенант не учел размеры и массу своей мишени. Рейдер мог выдержать куда больше.

На тактическом дисплее появились новые данные, и Харринггон печально вздохнула. Хевениты перестали делать парные выстрелы. К мантикорцам неслись сразу шесть ракет.

Два корабля продолжали гонку. "Бесстрашный" метался под ураганным огнем противника. По вискам бежали струйки пота, и Виктория раздраженно их утирала, надеясь, что никто не заметит. Она уже утратила и без того крохотное преимущество в ускорении, однако выбора не осталось. Киллиан ухитрялся бросать корабль немыслимыми зигзагами, но из за потери предпоследнего модуля внешней защиты они больше не могли вводить в заблуждение хевенитскую систему управления огнем, а "Сириус" непрерывно поливал их ракетами. Даже супердредноут не мог похвастаться таким боезапасом. На каждую ракету, выпущенную "Бесстрашным", рейдер отвечал двенадцатью.

От напряжения у Кардонеса волосы прилипли ко лбу. Они с Маккеоном уничтожали бесчисленные снаряды противника, одновременно пытаясь наносить ответные удары. И проигрывали. Харринггон знала это, и каждый из ее офицеров знал, но она не могла даже думать о том, чтобы бросить преследование. Они должны остановить этот корабль, и каким то образом…

"Бесстрашный" вздрогнул всем корпусом, как испуганное живое существо. Взвыли сирены.

- Повреждены передние импеллеры! - заорал Киллиан.

Лицо Доминики Сантос в центре аварийного контроля побелело, когда из носовой части "Бесстрашного" вырвало здоровенный кусок. Лейтенант Мэннинг нажал на кнопку, и сигналы тревоги прекратили свои завывания.

- Передний контур разгерметизирован. Носовой швартовочный блок потерян. Сильные разрушения в первом реакторе, - торопливо доложил Мэннинг. - Боже! Второй альфа узел накрылся, мэм!

- Черт…

Сантос, проклиная вновь возникшую на экране заляпанную красным схему передних импеллерных узлов, послала запрос центральному компьютеру. Мгновенно оценив ущерб, она вызвала по интеркому боевую рубку.

- Рубка. Капитан, - прозвучало холодное сопрано.

- Шкипер, это Сантос. Сегмент переднего двигателя вышел из строя. Мы потеряли альфу два, и, похоже, бета три в любой момент последует за ним.

- Можете восстановить?

В голосе капитана слышалась настойчивость, Сантос закрыла глаза, лихорадочно размышляя.

- Нереально, мэм, - процедила она. - Хотя… - стармех прошлась по мерцающей схеме кончиком пальца и кивнула своим мыслям. - Разбито основное кольцо на альфа два и бета три. Бета четыре, скорее всего, тоже поврежден, но остальные кольца в порядке. Возможно, я смогу кинуть времянку в обход аварийных узлов на бету два и четыре, если, конечно, четверка все еще цела, чтобы скомпенсировать импеллерный клин, но это потребует времени.

- Сколько?

- Десять пятнадцать минут, мэм. В лучшем случае.

- Очень хорошо, Доминика. Приступайте так быстро, как только можете.

- Я уже приступила, шкипер. Сантос расстегнула страховочный контур и тряхнула косой.

- Алан, я пошла. Вы остаетесь за старшего.

- А что с первым реактором? - спросил Мэннинг. - Он разгерметизирован, и мы там потеряли две трети наших людей.

- О, черт!

Доминика изучила показания приборов, и лицо ее вытянулось. Не только большинство ее подчиненных погибли, но и температура в рубашке реактора уже поползла. Стармех пробежалась пальцами по кнопкам и резко выдохнула, когда данные изменились.

- Наполнение резервуаров постоянно, - сказала она быстро. - Для безопасности выведите реактор из общей цепи. Второй можно загружать вручную. И отслеживайте температуру. Если она начнет хоть немного расти, дайте мне знать.

- Да, мэм.

Мэннинг опять склонился над своей клавиатурой, а Сантос побежала к люку.




Архив рассылки доступен здесь или здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору или техническому директору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").




Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.review.bookreview
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное