Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Злобный Ых

Иоанна Хмелевская "Инопланетяне в Гарволине"

Вот представьте себе, что завтра рядышком с вашим домом внезапно приземляются инопланетяне. Что вы сделаете? Наверное, а) впадете в панику и спрячетесь под стол, б) застынете столбом и станете глупо хлопать глазами, в) броситесь к ним с распростертыми объятиями или г) на худой конец, пожмете плечами и вернетесь к чтению газеты. Если вы спрячетесь под стол, то, скорее всего, а) сразу же выберетесь оттуда, чтобы спрятаться в подвал, б) упадете ничком на пол и закроете голову руками в надежде, что лучи смерти до вас не доберутся или в) на всякий случай затащите к себе еще и жену, чтобы укрыться от лучей смерти за ее упитанным телом. А если вы застынете столбом... Ну, вы поняли. Это и называется социологией. Имеется в виду, что в задачи социологии входит изучать реакцию общественного мнения на самую разную чепуху. Ну, а чтобы труд социологов не пропадал зря, существуют газеты, в которых результаты исследований печатаются.

Но сами посудите, как наука социология может изучить реакцию общественности на появление инопланетян, если наука твердо доказала, что на Марсе жизни нет? А раз нет, то и к нам они не прилетят, и реакцию на них исследовать не удастся. А хочется! Ну да не беда. Было бы желание, а там, глядишь, и инопланетян прилететь можно. Главное - вовремя проявить творческую сообразительность. Например, если у вас нет под рукой летающей тарелки, то ее можно собрать из подручных материалов наподобие вертолета (хорошо, когда родственники на военной базе работают, ага?) и электрических лампочек. Ну, еще из фольги, плексигласа и тому подобных строительных субстанций. Если под рукой нет настоящих инопланетян, то их можно изобразить из журналистов, велосипедных и автомобильных шин, мотоциклетных шлемов и прочего мусора. Если под рукой нет телегруппы, ее следует заранее заманить на лесной огонек с заряженной в проектор правильно пленкой. И так далее.

Главное - это не столько материалы, сколько творческая фантазия. Ну, и твердая женская рука, уверенно направляющая неразумных хаз... мужчин в правильное русло. А дальше обязательно будет сенсация и масса материалов для кандидатских и докторских диссертаций. А настоящие инопланетяне... да кому они, нафиг, интересны?

Хмелевская известна как мастер иронического детектива. Однако данный текст для нее совсем не характерен. Это не детектив, а пародийное изображение польского быта шестидесятых. Несмотря на то, что вся интрига раскрывается с самого начала, читать интересно и забавно. А читатели из тех, кому за тридцать пять, еще и имеют шанс поностальгировать по старым добрым советским временам, когда деревья были большими, а автомобильные покрышки - страшным дефицитом. В общем, весьма рекомендую.

Жанр: юмористическая проза
Оценка (0-10): 7+
Ссылка: Библиотека "Ну-ну"
Приблизительный объем чистого текста: 445 kb




Цитаты:

И в двух государственных учреждениях закипела вдохновенная работа. В Центре по изучению общественного мнения в тайну были посвещены лишь три человека: заместитель директора, заместитель главного бухгалтера и один социолог из отдела срочных и нетипичных исследований. Зама никак нельзя было обойти не только потому, что он все-таки возглавлял организацию в отсутствие директора. Благодаря ему новаторское предприятие становилось легальным, а заму оставалось лишь принять к сведению уже закрутившуюся карусель, его просто поставили в известность перед свершившимся фактом.

Поразмыслив, зам смирился и решил, в случае чего, заявить, что в данной ситуации он предпочел быть в курсе развивающихся событий, а не пустить их на самотек. Он всегда считал, что пресса, с одной стороны, совершенно безответственное учреждение, хотя, с другой стороны, и чрезвычайно влиятельное. Здравый смысл возобладал, и зам покорился нажиму, выразив согласие на необычный эксперимент.

Заместитель главного бухгалтера был по натуре человеком угрюмым, молчаливым, необщительным. Ко всему на свете он относился с недоверием и подозрением, никогда ни с кем не делился никакими соображениями и сведениями, так что ему спокойно можно было доверить тайну. А заниматься финансовой стороной дела все равно ведь кому-то надо было.

Что же касается социолога, то его кандидатура с самого начала не вызывала никаких сомнений. Это был тот самый человек из Центра, с которым редактор пообщался по телефону и который с таким энтузиазмом одобрил бредовую идею редактора. Когда ему позвонили и сообщили, что вопрос решен и эксперимент будет ставиться, социолог впал в эйфорию и по секрету признался редактору, что самой горячей мечтой его было увидеть приземление неземных существ. Недаром редактор инстинктивно почувствовал в нем родственную душу!

Редактор встретился с социологом в кафе на Кредитовой, где вряд ли им мог помешать какой-нибудь непрошеный знакомый, ибо поблизости ни один из них не жил. Сели за столик в самом дальнем уголке, и редактор принялся посвящать социолога во все подробности намечаемой операции. На всякий случай они говорили шепотом. Введя социолога в курс дела, редактор в общих чертах описал предполагаемый внешний вид человекообразных астронавтов, а потом опять же шепотом поделился сразу вставшими перед экспериментаторами проблемами технического и транспортного порядка. Одни сплошные проблемы! Взять хотя бы вертолет.

- Понимаете, такое дело, - шептал редактор, озираясь по сторонам и задыхаясь от волнения, из-за чего постепенно выдувал весь пепел из пепельницы в чашку с кофе собеседника, - у нас вертолет есть, но он слишком мал, на двух человек рассчитан, ну, от силы трое поместятся. Значит, надо раздобывать вертолет. Лучше всего попросить у военных, но ведь этого же не сделаешь тайком! А официально... сами понимаете.

Услышав о такой непреодолимой трудности на пути эксперимента, и без того донельзя взволнованный социолог до того разволновался, что от его свистящего шепота остаток пепла покрыл тонким слоем кофе в чашке редактора. А было от чего разволноваться.

- Посссслушайте же, - шептал он в полном восторге. - Ведь мой родной брат - военный летчик. И даже вертолетчик. Полковник авиации.

- Это просто чудо! - воскликнул на весь зал, позабыв о конспирации, редактор и одним духом осушил свою чашку кофе с пеплом.

За подозрительной парочкой в углу уже давно наблюдал весь персонал кафе. Теперь они окончательно решили, что это акулы валютного бизнеса обсуждают свои темные делишки.




Вот теперь консультант пытался разъяснить электрику его задачу и в то же время сохранить тайну, умалчивая о предназначении столь оригинально декорированного вертолета. Электрик, как все узкие специалисты, пытался отмахнуться от необычного задания, ссылаясь на законы электродинамики и прочие электрические трудности. Консультант стоял на своем. Наконец, доведенный до белого каления электрик взорвался:

- Послушай, пан, мое дело маленькое, я сделаю как говоришь, но за последствия не отвечаю. Мне нетрудно повкручивать здесь елочные лампочки, получишь свой световой круг, как сто тысяч чертей будет крутиться! Вот здесь, на концах лопастей, присобачу разноцветные лампочки, представляешь, какой получится световой круг, когда пропеллер завертится? Только не останавливать его.

- А когда вертолет стоит, он сможет так вертеться? Все время, пока стоит.

- Сможет, но знаешь, какой холерный ветер при этом поднимает?

- А если вертеться не так быстро? - не уступал настырный консультант.

- Тоже ветер поднимается.

Консультант разозлился было на упрямого электрика и собирался уже сказать ему пару слов, да вовремя вспомнил столько раз виденные им по телевизору впечатляющие картины о прибытии в нашу страну всевозможных государственных деятелей. Сколько раз наблюдал, как эти государственные деятели, придерживая шляпы, согнувшись, бежали прочь от вертолета, от его вертящегося пропеллера. Представив, что вот так придется и его подопечным пришельцам бежать от вертящегося светового круга их космического аппарата, консультант пришел в ужас. Нет, такое невозможно допустить, не говоря уже о том, что ни одному из них ни за что не согнуться.

- В таком случае надо придумать что-то другое... Сделать по-другому... Надо придумать... что-то, что не поднимает ветер. Что не поднимает ветер?

Вопрос был обращен все к тому же электрику, который теперь уже с явной опаской поглядывал на консультанта, ибо всегда боялся сумасшедших. Поэтому он не стал впадать в ярость, услышав идиотский вопрос, а постарался как можно вежливей ответить:

- Не поднимают ветра неподвижные предметы.

Консультант принялся лихорадочно размышлять, покусывая губы:

- Ажурный, - бормотал он. - Сначала, значит, главный круг. Летит и светится. Останавливается, гаснет. И тут включается второй круг, запасной. Скажем, из проволоки... И на нем тоже приделаны лампочки, замаскированные... Знаете что, сделайте так, чтобы интенсивность свечения менялась, то усиливалась, то уменьшалась. Ну, вы сами знаете, если быстрее крутится, лампочки горят ярче, а если медленнее, то слабее. Какое-нибудь сопротивление вставьте, это уже по вашей части. А если лампочки на ажурный винт прикрепить, ветер будет слабее, так ведь? Даже не ветер, а так себе, ветерок, дуновение, можно сказать. Хорошо бы сделать его складным. О, придумал! На манер зонтика, чтобы мог раскрываться и закрываться. Значит, при нажатии кнопки изнутри раскрывается такая ажурная конструкция с лампочками на концах. Нет, знаете, не только на концах, этого мало, приделайте лампочки по всей длине пропеллера, чтобы, когда он закрутится, образовалась такая сплошная светящаяся плоскость. Понимаете?

Электрик очень хорошо понимал, что неблагосклонная к нему судьба ни с того ни с сего вместо привычной мастерской забросила его в дом сумасшедших. Услышав соображение о светящейся ажурной плоскости, он даже отпрянул и прочно приклеился к полу разлитым кем-то клеем "Суперцемент". В порыве творческого энтузиазма научный консультант шагнул к нему и приклеился рядом.

Тем временем художник, сидя на баке с машинным маслом в окружении ящиков с ракетами, на которых разложил свои эскизы, давал указания рабочим по оформлению передней части вертолета.

Покрашенные серебряной краской целлулоид и стекла, по мнению автора проекта, предоставляли возможности добиваться самых поразительных эффектов, что, по мнению того же автора, полностью компенсировало потерю прозрачности. Очень впечатляли небольшие детские мячики, украшающие концы торчащих во все стороны заостренных пик из вороненой стали. Для пущего эффекта как стальные прутья, так и мячики тоже покрыли серебряной краской. Художник настаивал на том, чтобы как можно больше элементов космического корабля серебрилось и блестело на солнце или в ярком свете фонарей на рыночной площади Гарволина.

В атмосфере ангара росло напряжение и раздражение, постепенно охватывающее весь рабочий персонал, не имеющий понятия, что они готовят. И для чего? Специалисты возмущались, доказывали, что нельзя такого вытворять с вертолетом. Только отдельные особенно дисциплинированные и послушные рабочие прикручивали, что им велели, а потом, когда у художника менялась концепция, откручивали снова, кляня себя за то, что так добросовестно прикрутили. К счастью, художник был склонен скорее что-то дополнять, чем снимать, поэтому отрывать приходилось не так часто. И все равно раздражение и недовольство висели в воздухе.

Работе очень мешали помосты, взнесенные по обоим сторонам вертолета, чтобы можно было добраться до самого верха. Естественно, без них украшение вертолета было бы невозможно; с другой стороны, они мешали пробираться рабочим с мешками, рулонами жести и прочими материалами.

И вот специалист по космическим аппаратам оказался в самом водовороте этого безумия. Узнав о готовящемся эксперименте, он, как уже было сказано, пришел в ужас, который усугубился после ознакомления с эскизами художника.

- Да вы что, спятили? - простонал он, обретая голос и хватаясь за голову. - Ведь это же идиотизм! То, что вы тут сооружаете, вообще не способно летать! Не только в космическом пространстве, вообще нигде! Независимо от типа двигателя!

- А кто вам сказал, что это должно летать? - огрызнулся обиженный художник. - Это должно только приземлиться в Гарволине и выглядеть таинственно. Ни на что не похоже.

- Насчет второго, уверен, вы своей цели добились, - начал было взволнованный специалист, но редактор поспешил увести его подальше от художника и обступивших его рабочих.

- Я же тебе объяснил, аппарат должен быть похож на космический корабль. Чтобы каждый, увидев его, сразу понял - прилетели пришельцы с других планет! Ну что ты придираешься, будет летать, не будет - какое это имеет значение? Вот смотри.

И редактор, выхватив из кучи в углу большой лист алюминия, взобрался на помост и лично стал прикладывать его к боку вертолета под разными углами, попутно давая пояснения.

- Вот тут, понимаешь, образуется выпуклость. Подержи вот здесь... Правда становится похоже на летающую тарелку?

Позабыв о своем скептицизме, специалист тоже взобрался на помост и послушно придержал угол алюминиевого листа, проворчав:

- Не на тарелку, а скорее на лоханку!

- Хорошо держишь! - похвалил редактор. - Не беспокойся, мы еще немного выпрямим, а вот тут сплющим, чтобы получилась грань. Отличная выйдет тарелка!




Архив рассылки доступен здесь или здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").




В избранное