Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Учимся писать. Тексты, темы, идеи.


Интересные временные схемы в тексте »

Интересные временные схемы в тексте »

Курт Воннегут. Вверх-вниз

“Он подходит к доске на кафедре, рисует шкалу X и Y, это график структуры рассказа. X отвечает за продвижение от начала к концу рассказа, Y отображает спектр между благоприятными и неблагоприятными обстоятельствами. Он иллюстрирует несколько всем знакомых историй на этой шкале – юноша встречает девушку, «Золушку», «Метаморфозы» Кафки. Во всех этих историях обстоятельства постоянно меняются от удачных к неудачным и обратно.Он отмечает, что в примитивных историях обстоятельства, как правило, все время колеблются у середины. Например, истории о животных. Сложно сказать, какие события являются хорошими, а какие плохими. Затем он рассмотрел шекспировского «Гамлета» – «величайший шедевр английской литературы». «Гамлет» вгоняет в депрессию и обманывает надежды читателя на протяжении всего произведения – тут также прямая линия. Произведение предлагает нам правду, в нем мы тоже не можем сказать, какие события хорошие, а какие – плохие, это шедевр”.(Источник: Выступление в колледже (1995г))

Х.-Л. Борхес. Разрыв во времени

В “Обманутом чародее” Х.-Л.Борхеса указание на точное время (настоятель монастыря под действием черной магии через каждые два года становится епископом и т.д. и через определенный промежуток времени получает папский сан) “усыпляет” бдительность читателя, затем одним ударом (в данном случае таким “текстовым ” ударом является приказ жарить куропатку) разрывает строгую хронологическую последовательность. Эффект: строгая последовательность событий оказывается в глазах читателя более фантастической, чем внезапное перемещение вспять во времени.

 

Ф. М. Достоевский. Лихорадочное время

Художественное время, используемое рассказчиком, представляет собой две системы координат: линейное и концентрическое время, дополняющие друг друга в структуре сюжета. Последовательность событий часто нарушается неким временным сбоем: повествователь излагает слухи, версии, интерпретации вокруг привлекшего его внимание факта, отыскивает в прошлом истоки происходящего ныне. Писатель останавливает время текущих событий, чтобы затем вновь максимально ускорить линейное движение времени. Так в романах Достоевского возникает специфическое переломное, кризисное время, измеряемое немногими днями и часами. Хроникальная постепенность обесценивается во имя решительного раскрытия героев в роковые их мгновения (этому времени соответствует пространство “порога” (двери, лестницы, коридоры, переулки, где не разминуться).


 

Проблема первого абзаца »

Глава из кгиги Валерия Аграновского “Беседы о журналистике”

Представим себе: руки у журналиста чешутся, бумага стонет от нетерпения, материал истомился — можно начинать писать!
Но начну с неожиданного и откровенного признания: ненавижу письменный стол! У поляков есть по­словица, в переводе звучащая примерно так: «По вдохновению пишут одни графоманы, настоящие литераторы пишут за деньги». Я бы и за деньги не писал, если бы это было возможно. Так уж устроен.

Лично для меня — истинная мука (даже если перо — клавиатура компьютера) брать в руки перо. От мысли, что рано или поздно придется это делать, я содрогаюсь, как от удара током.

Какое счастье, что существует этап обработки ма­териала: до письма еще вроде бы далеко, и можно заставить себя разобраться в блокнотах. Не более. Всего лишь почитать. Кое-что перепечатать. Чуть-чуть подумать, самую малость… Именно на этот пе­риод и приходится раскачка. Постепенно втягиваясь, через час, через три часа, через сутки погружаешься в работу и вдруг обнаруживаешь себя в плену, и уже ничто не может оторвать от некогда ненавистного письменного стола. Запой! Материал — как на ладо­ни. План — верная и крепкая веревочка к цели, Можно «строчить»!

И вот тут-то возникает пресловутая проблема пер­вого абзаца. Танталовы муки! Уж очень редки слу­чаи, когда первый абзац дается без боя, без трепки нервов, без сомнений и поисков, легко и естествен­но. Сколько иронически-грустных советов приходит­ся выслушивать нашему брату по этому поводу: «Что может быть проще: начинай сразу со второго абза­ца!» «Пиши первый, потом второй, а первый спокой­но вычеркивай!» и т. д.
Read the rest


Что было бы в тексте о… Эпизод 1

В прошлом выпуске рассылки Чернил мной был размещен такой вот текст:

“Все желающие могут выслать мне на мыло тему или тематику статьи (на которую вам писать надо, а не хочется или не можется). Я выберу несколько тем (конечно же, выбор будет субъективным:-)) - и расскажу на сайте и в рассылке, что, как и зачем лично я бы писала на эту самую тему.

Просьба, конечно же, ограничиться “глянцевыми” и общеобразовательными темами. Жду ваших писем на адрес fin@chernila.org.ua

На мыло пришло много интересных тем (волнует, однако, то, что очень многие хотят писать о проблемах сексуальных меншинств. Увольте, это вы как-нибудь без меня).

Итак, сегодня выбор пал на следующую тему - “Математика и поэзия”. Я бы раскрыла ее через следующие образы (оговорюсь сразу: я не собираюсь выдавать готовый текст - но ищу и предлагаю интересные идеи, структуру - в общем, все, что ПОМОЖЕТ вам в его написании):

 

Начало:

«Применение математических методов в науке о стихе так же старо, как сама эта наука. Более того, древнейшее стиховедение почти сводилось к математике - разумеется, крайне простой. Античные стиховеды устанавливали количественные отношения (долгий слог равен двум кратким), находили простейшие единицы измерения - стопы, затем единицы высшего порядка - стихи, строфы. Это элементарно, но все же это – математика».

Средина:

Привести несколько примеров из жизни поэтов-математиков и математики в поэзии:

Андрей Белый и его статистические исследования размеров стихов…ищите в сети.

Омар Хайям, математик или поэт? «Родился О. Хайям в г. Нишапуре на севере Ирана в области Хорасан, жил и работал в Самарканде, Бухаре и других городах Средней Азии и Ирана. В трудное время политических неурядиц и войн, страшных разрушений и массовых убийств жизнь ученого была очень тяжела. Хайям испытывал нужду, страдал из-за религиозных преследований. Лишь изредка он имел возможность спокойно заниматься наукой. О. Хайям написал знаменитый алгебраический трактат “О доказательствах задач алгебры и алмукабалы”, посвященный решению кубических уравнений. Ученого пригласили в столицу сельджуков Исфахан (Иран), где он работал в астрономической обсерватории. О. Хайям работал над реформой солнечного иранского календаря, проводил астрономические наблюдения, написал математический трактат “Комментарий к трудным постулатам Евклида”. Параллельно с занятиями наукой Хайям создавал свои стихи. Интересно, что в Европе не так давно были убеждены в существовании двух Хайямов. Никому не приходило в голову, что Хайям– поэт и Хайям– математик – одно и то же лицо».

Маяковский в поэме “Пятый Интернационал” рассуждает о соотношении поэзии и математики: “Я/ поэзии/ одну разрешаю форму:/ краткость,/ точность математических формул”. Проза удваивает сказанное: “Я знаю точно — что такое поэзия. Здесь описываются мною интереснейшие события, раскрывшие мне глаза. Моя логика неоспорима. Моя математика непогрешима”.

Конец:  

Математика проделала путь от простой арифметики до сложнейших вычислений, которые по силам только компьютерам. Возможно, недалеки те дни, когда и стихи, словно математические задачки, будет «щелкать» искусственный разум. Например: «Рэй Курцвейль, если кто о нём ещё не слышал, принадлежит к тому крайне немногочисленному кругу людей, представители которого в состоянии облечь самые фантастические свои идеи в конкретную форму, сделав себе и имя, и состояние. Идеи Курцвейля, мечтавшего стать изобретателем с пяти лет, а творящего с 16-летнего возраста, всегда отличались некоторой чудаковатостью, принадлежа пограничной области знаний, именуемой кибернетикой. В 16 Рэй изобрёл компьютер, пишущий музыку, десять лет спустя - машину для чтения текстов вслух, потом электронный синтезатор, имитирующий живые инструменты столь искусно, что отличить электронику от оригинала не могли даже профессиональные музыканты, потом распознаватель речи и массу других механизмов и устройств из той же области. При этом, начиная со студенческой скамьи, все его новые разработки обязательно доводились до стадии коммерческих продуктов, так что в конце концов Курцвейль стал основателем доброго десятка средних и крупных предприятий и миллионером, своим успехом доказавшим практичность собственных фантазий. Электронный поэт, приоритет в создании которого удостоверен совсем новеньким патентом США за номером 6.647.395, был создан Курцвейлем ещё в середине 80-х. Тогда Рэй написал его ядро на языке С, а технические подробности изложил в книге “Эпоха интеллектуальных машин” (The Age of Intelligent Machines). Нынешний киберпоэт представляет собой доработанный вариант той программы, что была впервые написана в 80-х. Принцип её действия основан на математическом моделировании: на первом этапе работы программа скрупулёзно анализирует предложенный ей текст живого автора, создавая языковую модель - сложную систему уравнений, называемую также персональной моделью. На втором этапе она строит собственное произведение, параметры которого удовлетворяют полученной ранее системе уравнений. В результате компьютер не просто слепо ищет рифмы, но, основываясь на стиле и словаре прочтённого поэта, пишет подобие (впрочем, не запрещено и построение модели на основе работ нескольких авторов)». ( Источник “Математика слога”)


В избранное