Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Николай Рерих - певец вершин

  Все выпуски  

Николай Рерих - певец вершин


Информационный Канал Subscribe.Ru

                   НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН
                              Выпуск 13

Здравствуйте, уважаемые читатели! Рада приветствовать вас на страницах рассылки
"Николай Рерих - певец вершин".


Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха и его семьи.
Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать
о жизни и творчестве этой знаменитой семьи.
Предполагается публикация литературно-философских эссе и белых стихов,
принадлежащих перу живописца,
философских трудов его супруги Елены Ивановны
и старшего сына Юрия, статей,
посвященных их творчеству, биографии.
Будут публиковаться наиболее интересные выдержки
из изданных и еще не изданных произведений авторов,
пишущих на темы Живой Этики и теософии,
тематические подборки, ответы на вопросы читателей
и справочные материалы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сегодня в выпуске:
-       продолжение статьи Л.В. Шапошниковой «Учителя»,
-       продолжение книги П.Ф. Беликова и В.П. Князевой о Н.К. Рерихе.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                        ШАПОШНИКОВА Л.В.

                     Из работы «УЧИТЕЛЯ»

                       4.  Р О С С И Я

     Даже когда мы воспринимаем  безоговорочно  идею  Учительства,  мы
нередко считаем,  что  Великие  Учителя  находятся  где-то далеко и их
деятельность не касается ни нашей обычной жизни, ни наших судеб. Но мы
заблуждаемся. Известно,  что  наша жизнь на всех ее уровнях подвержена
действию Великих Законов Космоса, в том числе, и Закона Учительства. В
любой момент  мы  можем соприкоснуться с творчеством Великих Учителей.
Иными словами, увидеть и осознать результаты их действий. Эти действия
всегда космичны,  т.е.  тесно  связаны  с энергетическими космическими
процессами, в рамках которых действует тот или иной  Великий  Учитель.
На уровне  бытия  нашего  человеческого  общества  их  действия  можно
определить как исторические, влияющие на ход нашей истории, а иногда и
определяющие ее.   Взгляды   Великих   Учителей  на  историю  в  целом
значительно отличаются  от  наших.  Они  отводят  важнейшее  место   в
историческом процессе  тем  силам,  на  которые  мы привыкли просто не
обращать внимания.  Они  считают  дух  одной   из   основных   сил   в
энергетической природе   Космоса.   Дух  -  "это  известное  состояние
материи"*59*, "мир един созвучием духа"*6O*,  - утверждают  они.  Роль
человека, носителя   духа,   при  таком  подходе  к  истории  безмерно
возрастает. "Человек  является  источником  знания  и   самым   мощным
претворителем космических   сил"*61*.  "Человек  -  часть  космической
энергии, часть стихий,  часть высшей  материи"*62*.  Человек  в  своем
бытии не  может  быть  отделен,  обособлен от энергетической структуры
Космоса. Он несет в себе и живет по тем  же  законам,  что  и  Космос.
Потому исторический процесс, субъектом которого является Человек, есть
неотъемлемая часть  эволюции  Космоса.  Сама   же   история   -   есть
объективный природный  процесс,  который  протекает  в рамках действия
Великих законов Космоса и имеет свою  энергетику.  Океан  человеческой
истории, как и сам Космос,  имеет приливы и отливы,  взлеты и падения,
расцветы и умирания,  свои циклы  и  сроки,  свои  использованные  или
упущенные возможности.  Неверный  выбор средств и путей,  как правило,
приводит к потере  предоставленной  возможности,  а  следовательно,  к
искажению и деформации эволюционной программы.
     Знание Великих Законов Космоса, умение четко определить причину и
следствие, проникновение   в   суть   энергетических   закономерностей
эволюции позволили  Великим  Учителям  овладеть  мастерством   точного
исторического прогноза.  Эта  их способность нередко производит на нас
впечатление чуда.  Мы называем такой  прогноз  пророчеством,  невольно
относя его   в   область   непознанного  и  чудесного.  Но  что  такое
пророчество? -   спрашивают   Учителя.   И   отвечают:   "Предуказание
определенного сочетания частиц материи".*63*
     Развивая мысль об истории  как  природном  космическом  процессе,
Учителя ставили  ее  в  ряд естественных наук,  отвергая правомерность
существования отдельного  цикла  общественных  наук,  не  связанных  с
исследованиями Природы и Космоса.  "Обычная ошибка в том, что пытаются
разделить социальные и научные построения".*64*
     История связана    с    изучением   энергии   и   того   главного
энергетического принципа,  который формируется в духовной жизни народа
и действует  в  согласии с объективными космическими законами.  Именно
этот принцип  и  заключает  в  себе  ту  информацию,  которая,  будучи
осознана, становится   сутью   эволюционного   творчества.   В   такой
информации обычно  содержится  конкретная  программа  данной   ступени
культурно-исторической и Космической эволюции народа.  "Если не всегда
научное значение ваших  действий  вам  ясно,  то,  являя  неизбежность
эволюции, вы поступаете правильно".*65*
     Мысль о  том,  что  человек  представляет   собой   "неизбежность
эволюции" - одно из главных концептуальных положений Великих Учителей,
которое действует на  всех  уровнях,  во  всех  явлениях  и  событиях,
связанных с   человеческой  деятельностью  в  целом.  Особое  внимание
Великие Учителя,  творившие во времени и пространстве XX века, уделили
России, как стране,  которая сыграет важнейшую роль в истории планеты.
Они хорошо  понимали,   что   многое   в   послереволюционной   России
противоречит Великим  Законам  Космоса  и  традициям,  выработанным  в
течение многих  веков  человеческой  цивилизацией.  Основной  причиной
этого являлось  острое  противоречие  между уровнем сознания тех,  кто
совершил революцию,  и задачами самой эволюции.  Это  противоречие  не
только снизило    результативность   творческого   акта   эволюционной
неизбежности, но и поставило под угрозу  судьбу  самого  исторического
действия в   целом.   Насилие   и   разрушение   захлестнули   страну.
Невежественные "созидатели" Ново России,  руководствуясь сомнительными
выводами марксистской     теории,     со    всей    своей    энергией,
бескомпромиссностью и самоуверенностью начали  перестраивать  все, что
попадалось им  под  руку.  Сама  духовная суть "неизбежности эволюции"
подверглась такому насильственному вторжению,  которого,  пожалуй,  не
знала еще история человечества.  По замыслу этих "созидателей" насилие
должно было  привести  к  формированию  "нового  человека"  и  "нового
общества", еще  не  бывалого  в  истории  Планеты.  "Созидатели"  были
одержимы эйфорией,   или,   я    бы    сказала,    скорее    синдромом
"первопроходчества". Как боги в первую неделю творения,  они создавали
на развалинах старого мира "светлое будущее" человечества,  нимало  не
заботясь ни   о   Великих   законах   Космоса,  ни  о  Закономерностях
исторического процесса,  ни  о  самом  человеке.   Не   подозревая   о
существовании таких  Законов,  невежество  убивало прошлое и тем самым
лишало страну будущего.
     Русская революция  породила тоталитаризм,  который,  устанавливая
власть Единого, уничтожал все остальное и, в первую очередь,  духовную
культуру, являющуюся  антиподом тоталитарной идеологии и угрожающую ее
власти.
     Сначала физически   уничтожили   наиболее   ярких  и  талантливых
носителей духовной культуры.  Оставшиеся в живых были или  изолированы
от общества  и  содержались  в концлагерях или вынуждены были покинуть
Россию. Вместе с этим в сознании  народа  вытравливались  те  духовные
ценности и   традиции,   которые   были   накоплены  в  течение  веков
естественного культурно-исторического  развития  и  составляли  основу
дальнейшего эволюционного продвижения.  Изощренность духовного насилия
заключалась не только в уничтожении духовных ценностей,  но и в замене
их иными.  Произошла великая подмена. Привычная форма наполнилась иным
содержанием. Реальность заменялась иллюзией,  белое - черным,  добро -
злом. Среди  многих  разрушений и подмен наиболее гибельной для народа
оказалась деформация   принципов   Учительства.   "Утрата    понимания
жизненного и ведущего понятия Учителя,  - писала Елена Ивановна Рерих,
- и породила,  с одной стороны,  хаотичность мышления и разнузданность
нравов, с   другой,  позволила  фанатикам  насадить  кумиров,  заперев
Величайших Учителей  человечества  за  золоченую  ограду,  окружив  их
недосягаемость и  утратившей  всякий  смысл параферналией.  Так живая,
сердечная связь с Миром  Высшим  была  нарушена  в  силу  возраставшей
невежественности позднейших последователей".*66*
     Что же собственно произошло?  Что способствовало  узакониванию  в
нашей стране всеобщего и дикого невежества?  Ответ все тот же - утрата
Космического принципа истинного Учительства.  "Принцип Иерархии  ведет
весь Космос",*67*  -  утверждают  Великие  Учителя.  И  еще:  "Следует
принять Иерархию как эволюционную систему. Духам, не изжившим рабства,
можно повторить,     что    Иерархия    совершенно    отличается    от
деспотизма".*68* Именно эти духи,  "не изжившие  рабства",  уничтожали
духовную культуру,   ее   традиции  и  тем  самым  уничтожали  принцип
Иерархии. "И  рушение  мировое  лишь  следствие  нарушения   Иерархии.
Нарушение Иерархии   -  сокрушение  всей  причинности,  всех  законных
следствий".*69* Вот,   собственно,    в    результате    всех    наших
преобразований и  строительства  "светлого  будущего"  и  произошло то
"сокрушение всей причинности,  всех  законных  следствий",  которое  и
объясняет наше теперешнее состояние.
     И жизнь  Космоса  и  жизнь  Земли  устроена   по   Иерархическому
принципу. "Как  на Небе,  так и на Земле",*7O* - отмечается в одной из
книг "Живой Этики". Однако привести в гармонию Небо и Землю можно лишь
знанием Великих Космических Законов. Иерархическая система в культуре,
социальной жизни   и   других   областях   человеческой   деятельности
складывалась в  течение  многих  веков.  Принципы  этой  Иерархии были
различны, иногда в одной  системе  существовало  несколько  принципов.
Была Иерархия  возрастная,  Иерархия  собственности,  Иерархия власти,
Иерархия держателей  знаний  и  Учителей  и  др.   Все   это   нередко
представляло собой  единую традиционную иерархию данного исторического
общества со  своими   приоритетами,   со   своими   отклонениями   или
нарушениями. В  России после революции произошла подмена традиционного
иерархического принципа классовым.  Иными  словами,  наверху  пирамиды
нового общества  оказался класс,  который не был ни носителем духовной
культуры, ни  держателем  политической  культуры.   Принадлежность   к
правящему классу давала возможность человеку считать себя учителем или
наставником без всякого на то  основания.  Пролетарское  происхождение
заменяло ему   все:   и  знания,  и  образование.  Критерий  знаний  и
духовности был нарушен,  и в стране возникла целая когорта "учителей",
заменивших собой традиционно сложившуюся систему.  Всякого рода подмен
в стране было много.  Но подмена знающего Учителя незнающим была самой
страшной и разрушительной.
     "Горе тем, - говорили Великие Учителя, - кто приписывает себе то,
что исходит  не  из  их сущности,  ибо эти слуги тьмы истинно являются
разрушителями светлых начинаний... Так, саморазрушение происходит там,
где есть непослушание Иерархии Света".*71*
     Вот эти,  "кто  приписывает  себе  то,  что  исходит  не  из   их
сущности", и стали создавать иную иерархию или вернее,  антииерархию и
наполнять ее  своим  антисодержанием.  Всем  нам   известно,   что   с
разрушением культуры  и  ее  принципов  обеднялись и урезались знания,
искажалось искусство,   губился   талант   и   высокие    способности.
Антииерархия превратила  политических  вождей  в  учителей,  уничтожив
институт духовных Учителей,  философов и мудрецов.  "Чуждое учение,  -
предупреждали нас  Учителя,  -  настаивает  на явлении подчинения,  но
община настолько насыщена возможностями,  что  единственной  Иерархией
будет ступень  знания.  Никто  не  назначает  Иерарха,  но слушающий и
познающий признают  тем  эту  ступень.  Учитель   будет   естественным
вождем".*72* Но  "учителя"  таким  предупреждениям не вняли.  Они сами
ковали и выращивали "нового человека". Вождь стал над Учителем и отнял
насильно у  последнего  право  быть Учителем.  Положение учителя,  как
такового, на  всех  уровнях  было  принижено,  а  учителя,  призванные
просвещать народ, оказались в самом низу иерархической лестницы нового
государства. "Срам стране,  - возмущался Николай Константинович Рерих,
- где учителя пребывают в бедности и нищете.  Стыд тем, кто знает, что
детей их учит бедствующий человек.  Не только срам народу,  который не
заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли
поручать детей человеку удрученному?  Можно ли забыть, какое излучение
дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга?
Можно ли считать учительство ничтожным занятием?  Можно  ли  ждать  от
детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды?..
Так говорю,  так  повторяю,  что  народ,  забыв  учителя,  забыл  свое
будущее".*73* Эти  обличительные  слова  Рерих написал в середине 3O-х
годов. В них,  как бы в едином фокусе, сосредоточилось все, что мешало
стране развиваться нормально и естественно, все то горькое и страшное,
что ждало  нас  в  будущем.  Но  горький  опыт   тоже   опыт.   Именно
тоталитарная система со всеми ее особенностями, с отрицанием истинного
Учительства, с иерархическими подменами дает нам  возможность  понять,
насколько был искажен смысл Учительства и истинной Иерархии, насколько
мы отклонились  от  пути  Космической  эволюции.  Идеи   Живой   Этики
показывают нам путь исправления ошибок прошлого. Мы должны реализовать
эти идеи, ибо отклонение от пути эволюции может обернуться катастрофой
при одолении   нового   витка  в  условиях  иной  энергетики  Планеты.
"Необходимо утвердить новый подход путем принятия понятия  Учителя,  -
настаивает Живая   Этика.  -  Как  можно  отвергать  самое  прекрасное
понятие? И какая потеря для человечества отодвигание  сроков!  Явление
грозного времени образумит многих и утвердит начало новое".*74*
     Использовать предоставленные возможности не так  легко.  Наследие
тоталитаризма еще   живо   в   душах  и  умах  людей,  еще  продолжают
действовать структуры,  сложившиеся при тоталитарной системе, еще живы
ее уродливые порождения.  В одной из статей о А.Ф.Лосеве, удивительном
философе и истинном духовном Учителе, сказано: "Что самое страшное для
молодой интеллигенции?  Не  иметь  Учителя.  Большая  беда  для  нашей
молодой интеллигенции, что она не знает Учителей, не видит и не слышит
их, и  не  понимает  высокого  значения,  смысла  духовной связи между
учеником и Учителем.  А не имевший Учителя не будет иметь и учеников -
таков закон.  Вот  почему многие представители нашей интеллигенции,  в
лучшем случае, лишь хранители, а не носители духовной культуры. И этим
можно объяснить  пассивность интеллигенции в продолжении исканий духа,
развития свободной мысли,  выдвижении новых  идей,  открытий  русского
духа, глубинных  проявлений  "загадочной русской духовности",  чего от
нас вправе ожидать образованный мир".*75*
     Незнание Учителя,  незнание ученичества приводит к тому, что даже
там, где начинаются какие-то  духовные  искания,  возникает  уродливый
синдром собственного "учительства". Эта особенность сейчас свойственна
молодому рериховскому движению.  Такие новоявленные "учителя" столь же
невежественны, как   и   те,   которые  гордились  своим  пролетарским
происхождением, и так же,  как и последние,  стремясь возвести себя на
"высокую" ступень  иллюзорной иерархической лестницы,  забывают о том,
что Учитель - это прежде всего, вечный ученик. Когда Учитель перестает
быть учеником, он перестает быть Учителем.

                             ПРИМЕЧАНИЯ:

59. Община, Рига, 1935, 245.
     6O. Листы Сада Мории, 1923, февраль 1.
     61. Мир Огненный, ч.III, 3O6.
     62. Беспредельность, 117.
     63. Община, Рига, 1935, 24.
     64. Там же, 249.
     65. Там же, 143.
     66. Письма Елены Рерих. т.II, Рига, 194O, стр.131.
     67. Иерархия, 457.
     68. Там же, 351.
     69. Там же, 154.
     7O. Мир Огненный, ч.II, 16.
     71. Иерархия, 328.
     72. Община, Рига, 1935, 215.
     73. Н.К.Рерих. Твердыня пламенная, Нью-Йорк, 1933, стр.124-125.
     74. Беспредельность, 495.
     75. О.Адрова.  Не вожди нам нужны,  а Учителя. "Вечерняя Москва",
         5.O7.91.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                  БЕЛИКОВ П.Ф., КНЯЗЕВА В.П.

                        Знамя Мира

    В 1929 году Николай Константинович вторично поднимает вопрос об охране культурных
ценностей в военное время. Находясь в Европе, Рерих изложил свой план доктору
международного права и политических наук в Парижском университете Г. Шкляверу
и профессору Жоффр де ла Праделю и попросил их разработать проект Пакта, согласовав
его с международным правом. В 1929 году полный текст проекта Пакта с сопроводительным
обращением Рериха к правительствам и народам всех стран был опубликован. Первый
и второй параграфы Пакта гласили:
    "Образовательные, художественные и научные учреждения, научные миссии, персонал,
имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными
и как таковые будут подлежать покровительству и уважаемы воюющими. Покровительство
и уважение в отношении названных учреждений и миссий во всех местах будет подчинено
верховной власти договаривающихся стран без различия от государственной принадлежности
какого-либо отдельного учреждения или миссии. Учреждения, коллекции и миссии,
зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг,
который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих
государств и народов всех договорных стран".
    Вместе с Пактом Николай Константинович предложил и отличительный флаг, назвав
его "Знаменем Мира". Он должен был водружаться на объекты, подлежащие охране.
Флаг представлял собою белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее
тремя красными кружками. Происхождение предложенного символа теряется в далекой
древности. Этот знак, по мысли художника, символизировал вечность, выражающуюся
в преемственности прошлого, настоящего и будущего.
    Идея Рериха нашла широкую поддержку в прогрессивных кругах мировой общественности.
Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Манн, А. Эйнштейн, Г. Уэллс и многие другие горячо приветствовали
смелое начинание русского художника. В 1930 году проект Пакта получил одобрение
Комитета по делам музеев при Лиге наций и передан на дальнейшее рассмотрение
Международной комиссии интеллектуального сотрудничества.
    О резонансе, вызванном предложением Рериха, говорит выдвижение его кандидатуры
на получение Нобелевской премии мира в 1929 году.


                        "Урусвати"

    По возвращении в Кулу Николай Константинович и Юрий Николаевич приступили
к налаживанию прерванной работы института "Урусвати". Рерих привлек к сотрудничеству
и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки. Непосредственно
работой института руководил Юрий Николаевич.
    Проводилась грандиозная работа в области лингвистики и филологии Востока.
Собирались и переводились на европейские языки редчайшие письменные источники
многовековой давности, изучались полузабытые наречия.
    Младший сын художника - Святослав Николаевич - занимался вопросами тибетской
и местной фармакопеи и изучал древнее искусство народов Азии.
    Приглашенные специалисты и временные сотрудники собирали ботанические и зоологические
коллекции. Из Кулу поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский
ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории,
Гарвардский университет в Кембридже, Ботанический сад Академии наук СССР. Известный
советский ботаник и генетик академик Н. И. Вавилов обращался в институт "Урусвати"
за научной информацией и получал оттуда семена для своей уникальной ботанической
коллекции.
    Научные отряды института работали как в самой долине Кулу, так и далеко за
ее пределами. Азиатские походы Николая Константиновича обогатили науку множеством
новых фактов.
    Рерих состоял членом Французского общества доисторических исследований, членом
Югославской академии наук и искусства, членом Академии международного института
науки и литературы в Болонье (Италия), вице-президентом общества Марка Твена
(США), членом Парижского общества антикваров, почетным протектором Исторического
общества Парижской академии, членом-основателем Этнографического общества в Париже,
почетным членом Нью-Йоркского общества охраны исторических памятников, почетным
членом института имени Джагадис Босе в Калькутте, членом Бенгальского королевского
азиатского общества, почетным президентом и доктором литературы Международного
буддийского института в Сан-Франциско, членом Ассоциации международных исследований
в Париже, вице-президентом Американского института археологии, членом-корреспондентом
многих других научных учреждений в Азии, Европе и Америке. Все это помогало Николаю
Константиновичу объединять усилия отдельных исследователей и укреплять научные
и культурные связи между странами Востока и Запада.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Уважаемые читатели!  Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями  направляйте
по адресу:     orient_4@mail.ru

Редактор рассылки  Елена Ерохина.

Подписаться на рассылку можно на домашней странице.
Она живет по адресу  http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/

Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве,
который расположен по адресу:
http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/

Полюбоваться картинами Н.К. Рериха можно на этой страничке:  http://paint271874.chat.ru/
  Это плод труда Валентина Теляка


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное