Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

PR глазами маркетолога

  Все выпуски  

PR глазами маркетолога. Бренд с открытым кодом


Об авторе

Содержание книги

Отзывы читателей


Существует ряд программ с открытым исходным кодом. То есть пользователи обладают возможностью изучать, распространять и улучшать программу. Именно благодаря этому развивается операционная система Linux. Открытие доступа по API (Application Programming Interface) позволяет web-сервисам быстро нарастить массу пользователей за счет внешних разработчиков.

Ключевым моментом тут является соавторство «родителей» и коллектива энтузиастов. Последователи добровольно становятся приверженцами программы берут на себя ответственность за ее развитие. Они вкладывают свое время в усовершенствование кода, а также бесплатно распространяют информацию о нем в своей среде.

Аналогично стать «открытым» может и бренд. Open Source Brand – бренд, в формировании которого участвуют сами потребители. По факту это уже происходит, и с новыми, и со старыми брендами. Существует и увеличивается ряд web 2.0 сервисов, которые наполняются «рядовыми» пользователями, а не редакторами. Они не скованы обещаниями, и честно выражают свои впечатления от торговой марки. Кроме того, эти сервисы пронизаны инструментами для социализации: знакомства пользователей между собой, обсуждений и рекомендаций.

Хотите вы или нет, если вашими товарами или услугами пользуются, то про них будут писать в своих блогах, размещать фото и видео, обсуждать в форумах и т.п. В среде web 2.0 невозможно контролировать сообщение привычными «телевизионно-промышленными» способами. Любое действие или сообщение, которое вы посылаете от лица своего бренда, в социальной среде проходит через отдельных людей, добавляющих в «код» вашего бренда свои эмоции, опыт использования, сомнения, влияние своих знакомых и т.п. В итоге ценности и правила из брендбука остаются только на бумаге.

Социальные среды со свободным обменом мнениями лишены (почти) информационной ассиметрии. В интернете у каждого не просто есть выбор, но и возможность разобраться в вопросе перед принятием решения (например, о покупке). Источников информации настолько много, и пристрастия потребителей настолько разнообразны, что у компании просто не получится “закрыть все точки контакта”, купить все блоги и сайты. Кроме того, интернет облегчает процесс копирования и распространения информации, и это основа социализации в блогах и социальных сетях. Отсюда следует, что как ваши просчеты, так и успехи быстро станут достоянием сетевой общественности.

Вывод? Нужно уметь строить отношения в этой среде. Выгодно вести себя честно и предоставлять доступ к источникам информации, общаться на равных. Такое поведение поможет создать доверие к бренду, сформировать репутацию в сообществах и рассчитывать на добровольную помощь от интернет-пользователей.

Принципы «открытого маркетинга» для создания Бренда с открытым кодом:
1. Вовлечение. Изучить своих потребителей и проводить только те промоакции, которые вызывают добровольный ответный отклик сообщества. Никакого навязывания. 
2. Смысл. Думать, говорить и подразумевать одно и то же. Никаких манипуляций сознанием.
3. Открытость. Предоставлять доступ к первым лицам компании, давать ссылки на все места в сети, которые помогут сделать выбор. Никаких тайн.
4. Уважение. Внимательно относиться к каждому голосу. Вы уверены, что у этого блоггера нет влияния? Не делайте его разъяренным!
5. Экология. Никакого спама, блоггеров-виртуалов и сомнительных способов продвижения.

Страшно? Не надо бояться. Вы и ваша компания уже находится в глобальной репутационной системе.
Непривычно? Да, но можно шаг за шагом распространять свое влияние и укреплять репутацию. И строить свой Бренд с открытым кодом – с участием интернет-пользователей.

Вовлечение.
К счастью для вас, пользователи социальных сетей добровольно и бесплатно оставляют о себе массу интересной информации, заполняя профиль, публикуя тексты, фото и видео, либо переписываясь друг с другом.
Воспользуйтесь Поиском по блогам Яндекса, Гугла, Пульсом блогосферы. А также мониторингом с помощью специального ПО или привлеченных агентств. Есть возможность узнать пол, возраст человека, какие у него привычки, где он живет, чем занимается, в какой фирме работает, какую марку телефона предпочитает…
Удивительно, но многие до сих пор не знают, что с помощью языка запросов можно существенно облегчить себе жизнь и найти необходимые идеи. 

Смысл.
На упаковках пишут мелким шрифтом правила конкурса, по которым у участников нет шансов выиграть. Это не обман, но близкое к нему искажение результатов.
Если вы вступаете в отношения с людьми в социальных сетях, они ждут честного и понятного обеим сторонам диалога. Дайте людям понять вас, передайте им смысл сообщения, и они сами распространят его дальше, в своей социальной среде. 

Открытость, прозрачность.
Здорово, если у вас есть сайт. Но общаться надо там, где идет разговор, а не там, где удобнее вам. Поэтому нужно выходить в социальные сети, где постоянно идет общение – в том числе и про ваши товары и услуги.
Тренд ближайшего будущего – появление web-релизов, интерактивных пресс-релизов, которые будут содержать ссылки на дополнительную информацию: блоги топ-менеджеров, видео на видео-хостингах, фото на фото-хостингах, ссылки на профили пользователей, которые уже высказались о событии и т.п. Не пытайтесь скрывать информацию – она все равно выплывет.

Уважение.
Все люди равны. Не оставляйте без внимания людей, которые создают с вами бренд.
Спрашивайте разрешение на цитирование.
Статайтесь отвечать на все вопросы в комментариях по вашей теме, отслеживайте и реагируйте на реплики про вашу торговую марку там, где это случилось.
Читайте блоги и профили других людей перед тем, как обратиться к ним лично.

Экология.
Эффективен ли спам? Да, но стоит ли его применять для создания хорошей репутации?
Эффективен ли скрытый маркетинг в блогах и форумах с засланными казачками? Неизвестно, но и его не стоит применять, если вы не хотите разоблачений. Вспомните «Утконоса».

Заключение
Поскольку интернет-пространство понемногу вбирает в себя традиционные рынки, принципы эти тоже постепенно становятся универсальными.
Главное условие существования ПО с открытым кодом — не лицензия, а люди, готовые бесплатно делиться текстами своих программ и совершенствовать чужой код.
Торговая марка будет существовать и без интернета, но без людей бренда не будет. А люди, связанные между собой (социальными сетями) и доверяющие друг другу, - это сила, с которой нужно учиться общаться без посредников. Понравился выпуск? Перешлите коллегам. Есть с чем поспорить? Продолжим диалог на blogbook.ru

В избранное