Внешние коммуникации определяют место компании на рынке, ее перспективы с потребителями.
Все способы внешних коммуникаций компании относятся к ее действиям. Ошибочное действие может создать ошибочное впечатление у потребителей и партнеров. Коммуникация – главный ресурс фирмы в эпоху быстрых перемен. Золотой песок не должен просыпаться.
Бывают управляемые и спонтанные коммуникации. Первые инициированы компанией, вторые приходят извне и более сложны.
Управляемые коммуникации: шаг вправо, шаг влево…
К ним относятся реклама, паблик рилейшнз, маркетинговые исследования, работе на корпоративном сайте, сервис, разные формы взаимодействия с дистрибьюторами. Управление внешними коммуникациямиподобно проходу по болотной тропе: шаг вправо, шаг влево – сами знаете что.
Реклама – если вы мастер монологов
Как сказал известный российский специалист Игорь Рожков: «Реклама, являясь единственным активным по отношению к рынку элементом маркетинга, приобретает уникальную возможность выйти за рамки внутрифирменной деятельности. Рынок реагирует на действия производителя благодаря рекламе, и эта реакция -–необходимое условие контроля результатов действий».
Удачной рекламе приходится прорываться сквозь мощный «шумовой» фон информационного пространства. Недостаточный объем рекламы, ее невыразительность не позволят преодолеть его.
Примеры невыразительной рекламы
«Большевик - каждый день» (шоколадные конфеты фабрики Большевик)
Рекламная фраза может содержать название торговой марки. Но если оно звучит глупо в контексте рекламы, зачем его использовать?
«Согрей теплом души будущее»
Трудно воспринимаемый на слух набор слов. Хочется разделить на две части, чтобы понять. Получится: «согрей теплом, души будущее». Жалко будущее.
«Стиль определяет качество» (сигареты Русский стиль)
Что же у них там чем определяется – качество стилем или стиль качеством?
Мы вас не поняли… за миллион долларов
Мы выбрали показательные примеры невнятной коммуникации. Реклама – это сообщение, имеющее целью донести что-то самое важное потребителю. На его трансляцию компаниями тратятся огромные деньги – от десятков тысяч до миллионов долларов в год. А кончается тем, что потребители думают: «мы вас, извините, не поняли».
Почему реклама не всегда понятна и интересна?
Сообщение, конечно же, должно быть отточено по форме (это дело рекламного агентства), но главное - по содержанию.
Содержание – вот над чем должна работать компания, планирующая рекламу.
Недаром гениальный Дэвид Огилви полвека назад изрек: «Не так важно, как вы скажете, как что вы скажете».
Не стоит нести околесицу, транжиря единственный, полностью управляемый коммуникационный ресурс. Вы еще не поняли, что такое нести околесицу? Пожалуйста:
Надежда умирает последней (реклама Клиники доктора Курбатова).
PR. Трудное общение с помощью профессиональных коммуникаторов
PR - это очень тонкий ресурс. Увы, пока информационное пространство России не является свободным. А свобода очень важна, так как весь PR строится на заинтересованности сторон. СМИ нужна информация, отражающая все стороны жизни, интересующие аудиторию. Бизнес в их числе. Что такое честный бизнес, есть ли он на самом деле? Кто такие бизнесмены, и все ли они жулики? Можно ли честным трудом заработать большие деньги и как
именно? Как организована работа на других (не на нашем) предприятиях? Зачем коммерческие фирмы занимаются благотворительностью? А нужен ли бизнес вообще? Масса вопросов требующих всестороннего изучения. Они буквально клокочут в сердцах российских граждан, за несколько лет превратившихся из равных друг другу в наемных и нанимателей. Многое можно было бы узнать, существуй у нас настоящий PR.
Как это может быть
-фирма предоставила интересную информацию – газета упомянула имя ньюсмейкера;
-бизнесмен получил уникальный управленческий опыт – местная телекомпания взяла у него интервью;
-у футбольного чемпионата появился новый титульный спонсор – Радио России рассказало о его отношениях со спортом в специальной радиопередаче. (Внимание! – Не за деньги, а просто потому, что это интересно аудитории).
Расширяется информационное пространство СМИ, журналисты получают новое поле для деятельности, а бизнес - важный ресурс.
Если реклама позволяет точно передать потребителям информацию, паблик рилейшнз такой возможности не дает. Он способен передавать впечатление, ощущение, позитивный настрой, чувства, эмоции. Компания-ньюсмейкер создала информационный повод и привлекла внимание журналистов. Те готовят материал, часто вкладывая в него собственный смысл и субъективные мысли. Если это журналисты из разных СМИ, то и суть конечных материалов будет различна. Объединят их лишь имя компании и чувства, которые
передались журналистам. Если после публикации во всех СМИ общее впечатление совпадет с тем, на которое рассчитывала компания, значит PR-акция удалась. Очевидно, что это средство не передачи информации, а создания имиджа, репутации. Это работа более высокого порядка, чем обычная коммерческая реклама.
В эпоху быстрых перемен PR лучше всего может передавать дух компании, ее ответственность перед обществом, ее стремление жить в гармонии с окружающей средой. Это стабилизирующая функция. Чтобы осуществить ее, нужно дружить с редакциями, быть хорошим рекламодателем (почему-то такие больше нравятся журналистам), иметь развитое воображение и уметь раззадорить акул пера своей персоной и информацией.
Научитесь этому и журналисты к вам потянутся.
Следующей публикацией мы завершим разговор о коммуникациях.