V-RATIO ДАЙДЖЕСТ теория и практика Новой Реальности
Знаменитый военный теоретик Фон Клаузевиц учил: не имеет никакого значения число и масштаб выигранных сражений, если эти сражения не ведут к заключению прочного мира. Как часто руководители бизнеса забывают, что никакие успехи на рынке не имеют значения, если не ведут к росту экономической прибыли и стоимости компании для собственника!
Всем известно, что розничные сети в Северной Америке и Европе приобрели огромное влияние. Они теснят мелких торговцев, выпускают собственные торговые марки и диктуют свои условия производителям. Они захватили огромные доли рынка и демонстрируют баснословные темпы роста. И при всём этом… оказались не в состоянии заработать хотя бы столько же, сколько зарабатывают стонущие от их диктата производители! Как такое могло произойти? Причины – в ущербной экономической модели и ошибках в стратегии, избранной руководителями большинства сетей.
На этой неделе мы хотели бы предложить Вашему вниманию статью "Производители против розницы: новые уроки торговых войн", в которой приводится крайне наглядный пример ситуации, когда средства постепенно затмили собой цели ведения бизнеса.
Десять лет назад большинство комментаторов предрекало безоговорочную победу ритейлерам в их борьбе с производителями товаров народного потребления. Консолидировав локальные рынки, основные ритейлеры начали выходить на зарубежные, и казалось, ничто не помешает им добиваться все более выгодных условий поставок и все больших скидок от производителей. Им достанется львиная доля совместной прибыли. По крайней мере, таковым было всеобщее мнение.
Сегодня, слушая жалобы типичной компании – производителя на поведение гигантов вроде Wal-Mart и Tesco, можно подумать, что комментаторы были правы. Но цифры говорят об обратном. Хотя баланс власти и сместился в сторону ритейлеров, баланс результатов деятельности за ним не последовал. Это случилось потому, что ритейлеры, увязнувшие в ценовых войнах за долю рынка, не сумели пожать плоды своего возросшего влияния, в то время как производители сохранили высокую прибыльность за счет реструктуризации и реинвестирования в инновации и дифференциацию своих брэндов.
Заключение сделки – яркое события, проявление осмотрительности – нет. Это простое утверждение объясняет, почему так много компаний в последние годы совершили так много приобретений, которые произвели так мало стоимости. Хотя крупные компании часто устраивают целое шоу из якобы тщательного анализа предстоящей сделки, собирая большие команды и тратя массу денег, дело в том, что инерции сделки сложно противостоять, если высшее руководство наметило себе какую-то цель. Под осмотрительностью же слишком часто понимается лишь оценка финансового состояния поглощаемой компании, вместо проведения честного анализа стратегической логики слияния и возможности получить дополнительную стоимость. Крайне редко этот процесс ведет к отказу от сделки, даже если та глубоко ошибочна.
Все успешные поглощения базировались на поиске ответов на четыре главных вопроса:
· Что мы действительно покупаем? · Какова самостоятельная стоимость приобретаемой компании? · Где здесь синергия, а где проблемы? · Сколько нам будет стоить избавиться то актива?
Мы тщательно изучили каждый из вопросов, и попытались продемонстрировать, как они способны помочь компании.
Директора перестали верить в маркетинг по двум причинам. Во-первых, акционеры и аналитики оказывают на них давление, чтобы те добивались краткосрочной прибыли и постоянного роста доходов. У директоров нет уверенности насчет возврата в маркетинговые инвестиции, а маркетологов относят к графе «затраты», а не «экономия и прибыль». Директора считают, что финансист определит, сколько потратить на поддержку брэнда, и как измерить эффективность этих трат, лучше, чем маркетолог, который просто попросит еще денег. Маркетинговые программы, чтобы вызвать энтузиазм у директоров, должны продемонстрировать значительный и измеримый вклад в прибыль.
Во-вторых, маркетологов слишком часто воспринимают как узких специалистов, тактиков, толкующих про четыре «П» (продукт, место, цена и продвижение), а не стратегов, помогающих директорам проводить стратегические, кросс-функциональные программы в рамках всей организации.
За последние пять лет компания Procter & Gamble значительно повысила эффективность своей рекламы, несмотря на то, что на фрагментированном медиа-рынке стало труднее устанавливать контакт с потребителями. Цифры говорят сами за себя. В последнем финансовом году самый крупный рекламодатель США потратил на маркетинг $4.4 миллиарда – 10% от продаж. Количество проданных единиц продукции при этом выросло на 8%, что в два раза больше чем у конкурентов. В текущем году аналитики ожидают роста продаж на 9%.
Большая часть успеха приходится на период нахождения в должности директора по маркетингу P&G Джеймса Стенгеля. Он занял этот пост в 2001 году, а свою карьеру в P&G начал в 1983-м в качестве ассистента брэнд-менеджера. В своем интервью BusinessWeek Стенгель объясняет, какие перемены он видит в массовом маркетинге, и как P&G на них реагирует.