Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 7 апреля 2006 г.
Олег Харченко: «Новый закон заставит рекламистов стать креативными»

Рекламисты ругают новый закон о рекламе. Боятся его. Потребители, напротив, радуются с 1 июня прокладок, йогуртов и прочих полезностей на экране ТВ станет меньше, считают они. Однако те, кто против, и те, кто за, на самом деле толком не читали закона. Иначе бы знали, какие лазейки в нем сокрыты. Заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Олег Харченко считает, что новый закон довольно либерален, хотя и способен кардинально изменить расклад на рекламном рынке.

Все в одном

Олег Петрович, в чем отличия нового закона о рекламе от старого, который был принят в 1995 году?

Основное отличие заключается в том, что вся рекламная сфера теперь систематизирована в одном документе. С 1 июня один закон будет регулировать рекламу спиртного, лекарств… Все, как говорится, в одном. А ведь раньше, например, при разборе дел о рекламе алкоголя приходилось обращаться к статье 17 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…». Думаю, так будет проще и тем, кто следит за исполнением закона, и самим рекламистам.

И все-таки кого ни спроси, все ругают этот закон…

Реакция общественности на новый закон очень напоминает ситуацию 1995 года, когда был принят первый в России закон о рекламе. Тогда рекламный рынок претерпел значительные изменения. Шуму было много. Рекламные агенты возмущались. Дескать, как же чиновники смогут регулировать творческую, с их точки зрения, деятельность? Более того, в те годы многие связывали громкие заказные убийства предпринимателей от масс-медиа с этим законом. Точнее, с перераспределением рекламных бюджетов на рынке, которые он повлек.


Олег Харченко

Что касается нового закона, то о нем многие слышали, активно его обсуждают и даже ругают. При этом мало кто читал его. Потому то и возникает ряд заблуждений.

Бегущая строка в любимых народных сериалах исчезнет?

Нет, не исчезнет. Поясняю. Закон не распространяется на ряд ситуаций. Прежде всего, это касается политической рекламы. Получается, что любая партия может свободно подать объявление в ту же «бегущую строку» о собрании или каком-то мероприятии. Закон никоим образом не регулирует эту сферу. Строка останется. Более того, нет никаких ограничений по поводу количества строк на экране… При желании можно их даже по диагонали пустить. Так что народу по-прежнему придется смотреть сериалы с «информационным сопровождением».

Так все-таки есть ограничения или нет? Рекламные агенты отчего-то же стонут?

Да, ограничения введены. В основном, для электронных СМИ. Но они нивелируются ограничениями по распространению самого закона.

На какие еще сферы не распространяется закон?

Подобных пунктов всего девять. Например, действие закона не распространяется на объявления физических и юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В некоторых СМИ уже появились экспериментально-креативные объявления: «Такой-то или такая-то приглашает в гости». Всем понятно, что это известный предприниматель, который приглашает в свой ресторан.

И как тут разобрать, связано объявление или нет с предпринимательством?

Вот так и разбирать каждый конкретный случай. Вычислять, каков процент рекламы от общего количества объявлений. Алгоритм действия таков круглосуточный мониторинг всех теле- и радиоканалов. Что это за работа, можете представить. Только в крае зарегистрированы 52 телекомпании.

Сейчас рассматривается вопрос по увеличению технической поддержки государственных органов, потому что нынешними силами весь рекламный объем не отследить.

Органика дело тонкое

А как дело с рекламой в кинофильмах?

Тут есть оговорка. Цитата: «…упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, изготовителе или продавце, органично интегрированных в произведение науки, литературы или искусства».

А как определить, органично или неорганично вплетена в кино, к примеру, банка сгущенки?

А вот поди разберись. Дабы определить эту самую «органичность» нужны специальные знания. Потребуется привлекать специалистов. Когда в известных сериалах распивают спиртные напитки и в каждой сцене бутылка повернута этикеткой к камере, или когда большая часть действа разворачивается на фоне логотипа какой-либо компании… Это органично?

Так ведь это дело вкуса.

Вот именно. Кино творческая среда. Четким определениям не поддается. Потому тут, опять же, придется привлекать экспертов, разбирать каждый случай в отдельности. А то ведь при желании можно целый художественный фильм создать «Путешествие по супермаркету N».

В общем, надежды народа на то, что рекламы станет меньше, не оправдались?

Не оправдались. Такое радужное мнение о законе сложилось оттого, как его представили народу, а не оттого, что он представляет собой на самом деле. На мой взгляд, это очень либеральный по отношению к рекламистам документ. Жесткости или ограничений творчества совершенно никаких. Думаю, после вступления закона в силу нас ожидает даже всплеск креатива. Причем обоюдовыгодный как для рекламодателей, так и для изготовителей рекламы. Любой художественный фильм можно запросто сделать двухчасовым рекламным роликом. Помните рекламный фильм Михалкова? Талантливая картина, но все-таки реклама. То ли фильм, органично вплетенный в рекламу, то ли реклама в фильм?

Этика понятие растяжимое

Известно, что по новому закону нельзя использовать иностранные слова и выражения. Так ли это и что подразумевается под иностранными словами?

Да, в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Однако откройте словарь иностранных слов. Многие слова, которые мы часто используем, являются иностранными. Кстати, «реклама» тоже из этого разряда.

Пример. Рекламируют товар. Говорят, что он транспарентный, то бишь прозрачный. Однако кого-то это слово может ввести в заблуждение. Кто-то подумает, что транспарентность синоним качества. И как тогда реагировать? Возбуждать дело? Но ответчик сможет запросто парировать. Принесет словарь и все. Ведь каждый грамотный человек должен знать «сложное» слово. Думаю, после вступления закона в силу данная статья принесет еще много проблем.

Олег Петрович, почему исключили статью о неэтичной рекламе?

Дело в том, что этика понятие растяжимое. У мусульман и христиан, например, различное понимание этого термина. Нормы этики довольно подвижны. Исключить данную статью было принципиальным решением.

Что делать человеку, которого реклама оскорбляет?

Если рекламный ролик или плакат оскорбляет чьи-то чувства, выход один суд. Это право каждого гражданина. Данную сферу нельзя регламентировать, не определяя четко, что этично, а что нет. А как определить, если буквально у каждого человека она своя. Кто-то, например, видит в рекламном плакате, изображающем двух девушек, пропаганду нестандартной сексуальной ориентации. У нас уже были такие обращения граждан.

При этом, отмечу, что в статье 5 существует пункт, который не допускает использование в рекламе бранных слов, непристойных оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, рас и национальностей, профессий, социальной категории, возраста, языка, официальных государственных символов, религиозных символов, объектов культурного наследия. Иными словами, на практике понятие этичности или неэтичности из закона не ушло. Ведь непристойные сравнения в отношении пола и рас также подразумевают некую предвзятость. Ну посчитал кто-то рекламу нижнего белья недостойной. Придется опять определять, что такое хорошо и что такое плохо.

Шкурный вопрос. Каким образом новый закон повлияет на деятельность печатных СМИ?

Газетам, например, разрешили рекламировать алкоголь. Потому-то печатные СМИ очень активно выступали в защиту этого закона. В любом случае произойдет перераспределение рекламных бюджетов.

Газет будет, наверное, больше?

Кстати, вполне возможно. Дело в том, что зарегистрировать печатное СМИ сегодня довольно просто. Некоторые супермаркеты уже сегодня начинают регистрировать свои рекламные буклеты в качестве средства массовой информации. Даже распространяют их по подписке. Всплеск активности печатных СМИ гарантирован.

На некоторых ТВ каналах уже начинают урезать бюджеты?

Ничего особо не изменится. Да, есть лимит рекламного хронометража. Однако его будет довольно трудно отследить что регулируется законом, а что нет.

Тем более, что по закону ограничения по рекламе не распространяются на рекламу, размещенную в месте события, транслируемую в прямом эфире или записи. Грубо говоря, можно будет вести репортаж из квартиры пенсионерки, которая очень довольна окнами, поставленными недавно фирмой такой-то.

А разве подобный сюжет не является рекламным?

Не является. И на такие сюжеты не распространяется действия закона. Правда, есть одно исключение. Такие сюжеты будут считаться рекламными, если нам удастся доказать, что это постановочная передача. Но доказать-то это невозможно. В принципе, сегодня можно делать новостные программы на три часа. Например, репортаж из супермаркета. Интервью с покупателем о проблемах потребительского рынка. Вопрос, почему вы ходите именно в этот магазин, не вызовет никаких претензий. Это не реклама.

Вы считаете, новый закон будет способствовать более креативной работе наших рекламистов?

Согласитесь, наши рекламисты сегодня немного обленились. Нет интересной рекламы. Одно похоже на другое. По аналогии с 1995 годом. До принятия того закона реклама тоже ведь была достаточно прямолинейной, без изысков. Появился закон и вышли в свет довольно интересные ролики на ТВ. Прямо художественные мини-фильмы. Думаю, сегодня новый закон, как и в середине девяностых, подстегнет творческий процесс создателей рекламы.

 

Беседовал Марат Винский


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное