Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Статьи Юрия Мороза

  Все выпуски  

Статьи Юрия Мороза


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА
Юрия МОРОЗА
Статьи Юрия МОРОЗА
http://www.moroz.onego.ru Электронная рассылка

Выпуск 12

Карл Маркс и зеленые помидоры

(Статья от читателя)

“Капитализм” и “социализм” – это мифы. Их на самом деле не существует. А существует только – Свободный рынок и Деформированный рынок.

Свободный рынок, как надземный бассейн, создается законодательными органами государств из законов-кирпичиков, аккуратно пригнанных друг к другу до герметичности. Всего два плохо пригнанных друг к другу соседних кирпичика дадут зазор, а значит, течь – вода из бассейна рано или поздно уйдет. Государство, законы которого несбалансированны, плохо продуманы (или в котором всего лишь плохо продуманы стыки между ними), неизбежно потеряет наиболее ценную, образованную, умную, трудоспособную часть населения в пользу… более комфортного бассейна. И в будущем оно закономерно окажется менее конкурентоспособным.

Что произойдет, если в этот гипотетический бассейн налить воды?

Сначала она будет распределяться на неровном грунте очень неравномерно. Под водосливом будет слой воды в полметра, а до краев она может даже еще не добраться. Но этот этап продлится недолго: если воду будут продолжать заливать, очень скоро она заполнит весь контур и ее поверхность успокоится на идеально ровной горизонтали, даже если дно было неровным.

Точно так же и в свободном рынке: если все законы, установленные государством, хорошо пригнаны друг к другу и достаточно хороши сами по себе, они не помешают установлению свободы торговли. Оперативному устранению течей очень хорошо помогает прецедентное судебное право вкупе с хорошо квалифицированным адвокатским корпусом. И нижний уровень цен под влиянием свободной конкуренции, точно так же, как водная гладь под действием гравитации, самостоятельно установится на нижнем возможном уровне. Тот торговец, который при равном качестве товара при наличии независимой от него конкуренции продает свой товар выше рыночной цены, не сможет продать его. Тот, кто продает его ниже “уровня воды”, то есть по демпинговой цене – продаст его мгновенно, скорее всего оптом и, вероятнее всего, своим же конкурентам, которые тот же товар поставят на продажу все по той нижней рыночной цене. Свободная рыночная экономика не только сравнивает цены, но и делает их при этом минимальными в каждый момент и в данных обстоятельствах.

“Регулируемый рынок” – теоретически возможная, но неимоверно затратная система искусственного понижения или повышения уровня воды в определенных местах. К примеру, для поддержания низких цен на социально значимые продукты потребуется дополнительно содержать армию чиновников, которые будут только ходить и проверять цены в киосках и магазинах. Причем, скорее всего, сразу после их ухода ценники моментально будут возвращаться назад и никакие штрафы ничего не изменят. Но на зарплату этих чиновников государству потребуются деньги, которые берутся из налогов, которые государству платят торговцы, которые вынуждены будут покрывать возросшие налоговые и взяточные издержки… возросшими ценами на товары! Круг замкнулся, приведя к обратному от планируемого результату.

Свободный рынок сам – как вода! – стремится к нижнему из возможных уровней цены. В двух киосках рядышком продают одну и ту же минеральную воду. Но в первом киоске она стоит девять рублей, а во втором – десять. Если второй киоскер хлопнет себя по лбу и тоже выставит цену 9 рублей, то первый может не смириться с потерей половины возможных покупателей и поставить цену 8 рублей 90 копеек, и таким образом опять выиграет эту битву за покупателя. Итак, чем больше независимых торговцев будет торговать одним и тем же товаром, тем быстрее цены на него дойдут до самого нижнего из возможных уровня. Сами! Без проверял.

Тем более, что проверялы часто и не стремятся к реальному результату своей работы, предпочитая ему наличную и персональную добавку к зарплате от “своего” киоскера просто за то, что не будет замечать ценников по дороге с работы домой. Проходили – знаем: нас научили менты на барахолках, не видящие наперсточников и воров; гаишники под знаками “стоянка запрещена”, хорошо видящие одни машины, и не замечающие других…

Так что “регулируемый рынок” – это глупость. И государству, если оно желает, чтобы свободные цены снижались либо остановились на нижнем уровне, нужно сосредоточить свои усилия не на контроле цен, а на защите свободы рынка, не позволяя никому – ни ментам, ни ОМОНам, ни бандитам, ни самим торговцам влиять на принцип свободной конкуренции.

“Социализм”, как и любая другая форма тоталитаризма, являет собой несвободный, то есть деформированный, рынок. Все силы и средства общества при деформированном рынке расходуются на то, чтобы поддерживать одинаково тонкий слой воды над очень неровным грунтом. Зачем?! Конструктор советской разновидности деформированного рынка В. Ульянов опрометчиво решил, что цены на один и тот же товар в разных регионах страны и в разное время должны быть искусственно одинаковыми. На практике это привело к тому, что полудохлые зеленоватые и гниловатые помидоры в Мурманске сметаются с прилавков со скоростью движения обезумевшей очереди, а в то же время в Киеве великолепные спелые томаты сгнивают на прилавках, потому что у бабулек на улице они вдвое дешевле. Этот пример иллюстрирует несовпадение фиксированной цены с рыночной в большую и меньшую стороны: и то и другое одинаково неоптимально.

Термин “реализация” в смысле “продажа” родился как раз в ситуациях, когда рыночная цена превосходила искусственную стоимость товара. Собственно, “реализовывались” не товары, а скорее деньги: в этой ситуации они моментально обналичивались, то есть из товарной формы превращались в реальную. Сейчас, в рынке, довольно забавно слышать рекламные объявления со старой лексикой: “Организация РЕАЛИЗУЕТ трубы….”. Автор считал, что трубы и прочие товары можно только продать, ну выбросить в конце концов, но не делать реальными!

Островки довольно свободного рыночного бассейна, конечно, существовали и при социалистическом деформированном рынке: каждая женщина знала, что

а) по-настоящему хороши только сапоги из стран с настоящей рыночной экономикой;

б) где их можно взять наверное и

в) сколько они стоят этой зимой с точностью до десяти рублей.

И это при том, что их магазинная цена была в несколько раз меньше реальной рыночной. Разницу же между фиксированной и реальной ценой сапог получало лицо, имеющее возможность “достать” их.

Таким образом, принципиальная ошибка К. Маркса, не видевшего гигантской роли предпринимательства в общем прогрессе общества, в нашей стране усугубилась еще и принципиальной ошибкой В.Ульянова, полагавшего “отменить” свободу рынка и сам рынок при помощи фиксированных цен. Половину второй этой ошибки наше постперестроечное общество уже исправило, отменив фиксированные цены. Теперь нам осталась малость: не соблазниться кажущейся простотой идеи “регулированного рынка”, а затем устранить все течи в нашем экономическом бассейне, чтобы он снова начал наполняться свежей водой. А после реализации (здесь это слово совершенно уместно!) этих задач, – на что может потребоваться жизнь одного или двух поколений россиян, если они, конечно, сочтут возможным размножаться – придется решать, как исправить ошибку Карла Маркса, выкинуть его бред на помойку и вернуть предпринимателю его высокий социальный статус и всеобщее уважение.

Елена Федосеева

Юрий МОРОЗ
Последние новости ШСД:
http://www.moroz.onego.ru
На сайте Школы Своего Дела вы можете подписаться еще на 19 наших рассылок:
  1. Новости Школы Своего Дела
  2. Представитель Школы Своего Дела в регионе
  3. Бизнес. Пособие для слабоумных
  4. На пути к Метабизнесу
  5. Школа Своего Дела и Сетевой Маркетинг
  6. Школа Своего Дела в вопросах и ответах
  7. Статьи Юрия МОРОЗА
  8. ТРИЗ умер
  9. Блеск и нищета НЛП (Нейро-Лингвистического Программирования)
  10. Лучшие БИЗНЕС-ИСТОРИИ от Школы Своего Дела
  11. Лучшие БИЗНЕС-АФОРИЗМЫ от Школы Своего Дела
  12. МАРКЕТИНГ? Это очень ПРОСТО!
  13. МЕНЕДЖМЕНТ? Это очень ПРОСТО!
  14. Управленческий КОНСАЛТИНГ? Нет ничего проще!
  15. ПЕРЕГОВОРЫ? Это очень ПРОСТО!
  16. РЕКЛАМА? Нет ничего проще!
  17. 1000 и еще 1 ИДЕЯ для Вашего БИЗНЕСА
  18. Известные и неизвестные ноу-хау в бизнесе
  19. Избранные отрывки из литературы по бизнесу
  20. Выпускник МВТУ им. Баумана


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное