Глобальный Инновационный Гиперпортал

КИСЛОРОД ПОДАВЛЯЕТ РОСТ РАКОВЫХ КЛЕТОК

18.08.2016 здравоохранение, онкология, рак, злокачественная опухоль, лечение рака

Бельгийские учёные нашли новый интересный путь для разработки новых лекарств против рака. Они обнаружили, что лучшее снабжение кислородом опухолей может подавлять рост рака.

Недостаток кислорода в опухолевых клетках, способствует росту рака. Это видно из результатов исследовательского проекта под руководством профессора Дитера Ламбрехтса (Diether Lambrechts), Бернарда Тьенпонта (Bernard Thienpont) и др. (совместный научный проект научно-исследовательского института VIB во Фландрии и KU Leuven, Бельгия).

Результаты проведённой работы опубликованы в научном журнале Nature. Главный вывод, который делают учёные — лучшее снабжение опухоли кислородом, может сделать её пролиферирующие клетки менее склонными к размножению, что, в свою очередь, открывает интересный путь для разработки новых лекарств от рака.

Пролиферация (от лат. proles — отпрыск, потомство и fero — несу) — разрастание ткани организма путём размножения клеток делением.

Эти изображения показывают четыре раза одни и те же клетки, но каждый раз с разной окраской:
В синей вы можете увидеть все ядра раковых клеток.
На втором изображении — ядра с высоким гидроксиметилированием, окрашенные в красный цвет.
Зелёные ячейки в третьем изображении являются клетками с дефицитом кислорода.
Четвёртое изображение объединяет первые три, и показывает нижний уровень гидроксиметилирования в зоне с дефицитом кислорода.

Это отсутствие гидроксиметилирования позволяет гиперметилирование, что означает увеличение ДНК-метилирование, которое может лежать в основе аномального поведения опухолевых клеток.

О развитии рака, мы знаем много. Этому способствуют канцерогены, или случайная мутация ДНК клетки. Под воздействием этих мутаций, клетка будет делиться бесконтрольно, что приводит к образованию опухоли. Раковые клетки, однако, не только генетически отличаются от здоровых клеток, но и эпигенетически: некоторые функции генов различны, в то время как генетический код этого ДНК, останется прежним. Некоторые эпигенетические аномалии также оказывают существенное влияние на функционирование клеток. Они создают благоприятные условия для роста, например, рака. Однако, как эти изменения происходят, до сих пор остаётся загадкой.

Лаборатория профессора Ламбрехтса изучили эпигенетическую ненормальность: гиперметилирование, процесс, который стимулирует чрезмерный рост раковых клеток. На основе анализа 3 000 опухолей, учёные обнаружили связь между гипоксией и опухолевым ростом: «Наше исследование показывает, что недостаток кислорода является важным экологическим фактором для гиперметилирования», — говорит профессор Дитер Ламбрехтс. «Недостаток кислорода даже объясняет до половины всех случаев гиперметилирования в опухолях. Этот механизм мы не только широко показали при раке молочной железы, мы доказали, что он играет столь же важную роль в опухолях в мочевом пузыре, кишечнике, головы и шеи, почек, лёгких и матки».

Дополнительный кислород для рака

На следующем этапе, исследователи изучили возможность ингибировать развитие рака улучшением снабжения опухоли кислородом. И это оказалось правильно: тесты на мышах показывают, что достаточно увеличить приток крови — и, таким образом, нормализовать поступление кислорода к опухолям, — чтобы остановить гиперметилирование.

Исследователи полагают, что их выводы помогут, в значительной степени, продвинуться в лечении рака. «Подача кислорода к опухоли, для контроля над ней, хороший пример, мы можем делать прогнозы о прогрессе рака и возможных методов лечения», — сказал Бернард Тьенпонт. «Кроме того, можно дополнительно оптимизировать существующие методы лечения через кровеносные сосуды. Таким образом, в действительности, можно использовать не только химиотерапию, но и поставлять дополнительный кислород в опухоль. Это интересный трек, например, для борьбы с агрессивным рецидивом».

С этими амбициями, исследователи уже работают. Учёные понимают, как они могли бы снабжать кислородом ДНК опухолей. Они также работают над новым исследовательским проектом — лечение кислородом через кровеносные сосуды.

«Может быть, это не только возможность, предотвратить эти эпигенетические дефекты, но в некоторых случаях, запустить обратный процесс. Мы по-прежнему не ослабляем своё внимание, и с этим новым направлением исследований, надеемся на будущее в исследованиях рака», — заключает профессор Ламберт.