Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости The-ebook.org

  Все выпуски  

Лучше - значит дешевле


   Новости   Устройства   Загрузки   Форум   Реклама   Даровать   О проекте  
  
2014-10-04 04:00 Лучше – значит дешевле

© melina1965Люди задают вопросы. Разные. У каждого вопроса есть свой ответ. Иногда нет, потому что вопрос сформулирован таким образом, что придется рассказать целую историю.

Суть любой проблемы в области книг фактически одна – «человек хочет читать», хочет понять – «как». Есть потребность, её хочется реализовать. Каждому нужен свой ответ, чтобы сделать первый шаг. Некоторые готовы выслушать длинный рассказ, вместо ответа.

Раньше, буквально два-четыре года назад, спрашивали «какое устройство лучше»? Это всегда спрашивают. Но такой вопрос может появиться только тогда, когда есть из чего выбирать. Представьте ситуацию, что более десяти лет назад можно было купить всего два устройства. То есть, выбор был небольшой, минимально возможный – либо одно устройство, либо другое или отказаться, и никаких иных вариантов, кроме адаптации. Причём, устройства от «нашего покупателя» были на таком удалении, что естественным образом появлялся другой вопрос – «как купить на таком расстоянии»? При появлении Интернета всё, что видит человеческий глаз на экране компьютера кажется доступным (даже цена), а на самом деле сам продукт на огромном расстоянии от будущего владельца. Пользователь хотел устройство, но не знал – как купить. Это характерный пример, как рождаются новые вопросы. Проблема задаёт тон вопроса. Ответ на вопрос призван решить проблему, или развенчать сомнения.

Буквально недавно потребители восхищались – насколько дешёвые устройства появляются за границей. Это символ доступности, даже для тех, кто купить не может! Точно также казалось, что вожделенное устройство находится не просто на экране компьютера, оно уже здесь, есть в руках, поэтому его можно ставить в пример нашим производителям, или тем, кто продает устройства здесь!

На тот момент любому специалисту казалось, что потребитель, как бы, предпочитает только те устройства, которые находятся в шаговой доступности. Потребители прекрасно знали, что есть дешёвые устройства, но покупали те, что в соседнем магазине. Производители думали, что потребители предпочитают что-то отечественное, потому что могут рассчитывать на некую мистическую гарантию.

Устройства в магазине можно было взять в руки, пощупать, задать вопрос продавцу, поговорить с другими покупателями, вернуться домой, спросить совета у тех людей, с которыми есть связь через Интернет. В любой ситуации важно задать «правильный» вопрос, чтобы получить «необходимый» для себя ответ.

Возвращаться в магазин можно много раз. Он не так далеко, в отличие от покупки в Интернете, продукт вроде на экране, но руку не протянешь и не пощупаешь. Если бы потребитель купил устройство где-то там, далеко, он просто сидел бы и ждал, когда покупку привез бы курьер из магазина или доставила бы почта. Всё это только предположения в неком неопределенном будущем, так как пользовались и пользуются «длинными покупками» единицы из потребителей.

Ожидание всегда гнетёт. Никогда непонятно, что привезут. То устройство, которое хотел, или то, которое привезли? Курьеров это всегда угнетает! Привез, ждет денег, а потребитель нюхает, проверяет, подключает к розетке, деньги не отдает и может отказаться от товара.

Новая эпоха, которая привела к царству планшетные компьютеры, показала потребителем, что дорогая игрушка – это достаточно универсальный инструмент, но со своими ограничениями. Например, недавно моя знакомая посетовала на то, что не может читать на пляже, бликует экран. Она покупала планшетный компьютер с таким расчётом, что это универсальный продукт, а на практике оказалось, что далеко не всеми функциями она может воспользоваться в различных условиях. Читать может, а на солнце это некомфортно. Она может играть, ходить в Интернет, общаться в социальных сетях, она может много, но не везде и не всегда. Где-то мешает солнце, где-то нет связи, где-то быстро заканчивается батарейка. В каждом конкретном случае, свои собственные ограничения.

В тот момент, когда моя знакомая пришла к своим выводам, неосознанным, они появились по факту, у неё родился другой вопрос, связанный с последствиями предыдущей покупки, она захотела дополнительное устройство, рассчитанное исключительно на чтение, то есть на то, что она и так может сделать с помощью планшета. Она захотела такое устройство, которым может воспользоваться везде или в большинстве случаев. Потратив деньги на предыдущую покупку, решила, что теперь главное для неё – это дешёвые устройства, а не универсальные, они нужны для других целей и задач. Дорогое устройство у неё уже есть, теперь необходимо дешёвое и для конкретных задач. Очень хочется рассчитывать на результат. Можно было поступить так раньше, то есть совсем иначе. Можно было определить заранее, чем чаще будет заниматься. Если бы расчет был на то, чтобы купить устройство для чтения, то явно переплатила за универсальное. Она исходила из того, предполагая, что универсальная устройство, в том числе «может читать». Если в её изначальных мыслях было желания читать, то всё остальные функции она хотела взять как приятное дополнение. Не хотела покупать отдельно книгу, электронную игру, GPS с компасом, батарейку и что ты ещё. Она решила, что может всё купить в одном устройстве. Это действительно какое-то время её удовлетворяло, до тех пор, пока она не поехала на море со своей новой игрушкой и пока не поняла, что в отличие от устройства, универсальных условий не существует. Даже вес устройства – это уже ограничение. Где-то не хватает света, где-то его слишком много! Где-то нужно не писать буквы в социальной сети, а читать убористый текст в удобном шезлонге.

Теперь у моей знакомой новый вопрос – какое устройство можно купить дёшево. Конечно, у меня появилось несколько вопросов, чтобы дать ей более точный ответ. Например, устройство должно быть компактным? Экран 5 или 6 дюймов? Что она читает? Где берет книги? Сама ли копирует их в устройство? И так далее.

Она ответила довольно банально – «раньше я читала ePub, брала книги, где придется, теперь хочу читать много и в любых условиях, чтобы воспринимать текст нормально, а не бороться с бликами, как я мучилась с планшетом».

Её запросы показывают, что ей подойдёт любое устройство, которое как минимум может читать формат ePub или больше, чем один формат. Мало того, ePub она уже знает, к этому формату привыкать не придётся, с контентом, по всей видимости, проблем тоже нет. Можно предложить другое устройство, точно также понимающее один формат, но готова ли моя знакомая к таким переменам? Оказалось – нет (так ответила), поэтому ряд устройств отпадают сразу.

Когда мы говорим о дешёвом устройстве, то мы предполагаем, что оно будет либо убогим, с виду недоделанным или из какого-то странного материала, либо с ограничениями функций. Например, будет поддерживать только один формат.

Попробуем разобраться. Как должно выглядеть устройство, что должно делать и в какую сумму можно вписать эти запросы. То есть, как рождаются дешёвые устройства в глазах потребителя?

Попробую перечислить необходимое количество функций, возможностей и конструктивных особенностей:

  • Устройство должно уметь работать с текстом.
  • Понимать, как минимум, один любой или конкретный формат, желательно текстовый.
  • Иметь, как минимум, один шрифт, желательно не слепой, легко различимый на экране.
  • Уметь масштабировать текст – увеличивать или уменьшать размер букв.
  • Устройство должно работать долго, лучше не менее двух недель, чтобы зарядка аккумулятора не казалась обременительным занятием.
  • В устройство должно помещаться несколько книг, которые читатель загрузит заранее. На практике иметь возможность покупать или загружать книги непосредственно с устройства всегда чревато отсутствием связи, ну, а если Интернет есть, то можно воспользоваться компьютером. Это минимальные требования к устройству.
  • Устройство должно быть компактным, лёгким, желательно с обложкой или в жёстком футляре. Не обязательно всё это должно продаваться вместе, не все облачают своё устройство в дополнительную защиту, некоторые настолько аккуратны, что носят устройство «голеньким», тем самым довольно сильно экономят. Им стоит завидовать!
  • Устройство должно уметь листать страницы, как – не столько важно, зависит от вкуса и пристрастий потребителя. Например, на пляже удобнее листать с помощью кнопок, особенно тогда, когда пальцы влажные или в песке. В общественном транспорте можно листать с помощью сенсорного экрана, лишь бы были свободны руки, не занятые какой-то сумкой.

Свойств и функций достаточно, чтобы начать читать. Основное, что необходимо для дешёвых устройств – читать, листать и увеличивать размер текста.

Можно ли в этих условиях создать устройство с дешёвой конструкцией? Конечно. Набор запросов небольшой. Это легко реализовать в любом устройстве. У дешевизны есть оборотная сторона – такое устройство не всегда приятно брать в руки. Вот над этим любому производителю всегда необходимо работать и думать, а просто убедить потребителя, что именно это устройство отвечает необходимому набору функций возможно всегда, это достаточно легко! Потребитель всегда считает, что всё остальное производитель «когда-нибудь допилит». Это никогда не происходит, но потребители всегда верят и создают это мнение самостоятельно!

Любое устройство живёт с момента покупки не более одного года. Чаще всего новые функции появляются абсолютно в новом устройстве. Это заставляет покупать что-то новое, улучшенное, ещё и ещё. Так происходит до тех пор, пока есть ещё чего хотеть и есть что предложить. Производители участвуют в этой гонке функционального наращивания до тех пор, пока они сами понимаю, что могут сделать и что хотят потребители. Позже происходит рассогласованность желаний. Одни хотят заработать, другие хотят купить лучшее. Ради конкуренции можно сказать потребителю что угодно, например, что устройство лучше масштабирует текст, лучше листает, контрастнее экран, дольше работает, всё что угодно, но обратите внимание, что всего этого производители добиваются годами, потребители до сих пор хотят, причём одного и того же – «комфортно читать».

Все хотят получить дополнительные преимущества над другими видами, вернее формами чтения. Потребители годами хотят читать в электронном виде, потому что в бумажном они могут читать ещё вчера, ещё много лет назад, но что-то не устраивает. Это желание говорит о том, что потребители хотят новой формы, так получилось что сейчас – это электронное чтение.

Если в моду ввести страсть к чтению на хрустальных шарах, появится соответствующий спрос. Почему нет? Сейчас на полном серьезе, некоторые потребители утверждают, что они читают SMS или социальную сеть. Пусть функция чтения присутствует, но читают только то, что им доступно на определенном носителе – компьютере, планшете, смартфоне и на чём-то еще. Но это не чтение книг. Это ключевой момент – доступность того, что написано каким-то образом, например, знаменитая надпись на заборе и это вполне себе бестселлер по современным меркам.

Функциональный планшет, как универсальный инструмент, по цене доступен не всем. Даже дешёвый планшет несёт в себе ограничение не только по функционалу, не только по внешнему виду, не только по продолжительности работы, но самое главное – он не дает ощущение комфорта для вполне конкретных функций, а они должны быть доступны, если речь идёт об универсальности. Социальная сеть доступна с планшета, книга тоже доступна. Что предпочитают потребители? Только то, что проще всего в доступности, в социализации.

Если к этому относиться именно так, то сейчас перед нашими глазами появляется новый тренд. Это будет связано с тем, что потребителю хочется просто читать. Денег есть, но хочется тратить их разумно, иначе не покупать ничего.

Приобрести универсальный планшет казалось разумной идеей. Было много гуру, которые доказывали превосходство и что узкоспециализированные устройства просто вымрут, как бумага, а она жива! Вот же упертая бестия! Всё пришло к тому, что планшет стал неким онлайн-развлечением и игровым автоматом. Это его ниша и не может быть речи об универсальности, так можно говорить только в сравнении с чем-то другим. Но с чем? С другим планшетом? С другой платформой?

А чем стала электронная книга? Что изменилось за годы? Какие-то характеристики стали лучше, но не сама суть!

Электронные книги до сих пор не могут конкурировать с бумажными. Всегда найдётся человек, который убедительно докажет, что шелест страниц и их запах – гораздо лучше, чем электронная книга. Как с этим спорить? Разве речь о контенте? Нет, о носителе! Разве речь о духах? Нет! Мы говорим о добротной бумаге? Нет! Мы говорим о комфорте ощущений! В этом плане ничего не изменилось. Да, в электронной книге есть «поиск», это действительно удобно, но как-то жили раньше без этого. В электронной книге может быть словарь иностранных слов, но и в этом плане как-то жили раньше спокойно, не тряслись от страха не перевести слово. Выжили, получили образование, родили детей и дали им образование. А теперь оказывается, что они, наши дети, не могут учиться по бумажным книгам. Почему? Запах не тот? С ним же до сих пор было всё в порядке! Электронная книга даёт что-то большее? В плане контента – материалов станет больше, но это в будущем времени, это очередное предположение, что «допилят со временем».

Если бы сейчас переход на электронные учебники был актуален, континент был бы уже готов. Не наоборот.

Когда появлялись электронные книги, как категория, то уже тогда была потребность в чтении готового текста. Максим Мошков, основатель самой первой массовой библиотеки Lib.ru начал своё хобби с коллекционирования файлов, еще не книг, потому что читать было не на чем. Не было персонального компьютера, на работе он был, а дома нет. Всё изменилось тогда, когда появились доступные ручные компьютеры. Их стоимость была ниже настольного компьютера, которого дома не было у 99% потребителей.

Сейчас происходит всё то же самое. Интерес к электронному чтению лежит через некую мистическую доступность устройства.

Несколько лет назад, в интервью одному популярному журналу, предсказал, что электронные книги станут массовыми в тот момент, когда средняя стоимость устройств будет равна $150. Что изменилось? Практически ничего. Сейчас это 6000 рублей по текущему курсу доллара. Мы об этом мечтали, сейчас оцениваем такое устройство как дорогое.

Нынешняя проблема в том, что устройство должно стать ещё дешевле, как минимум в два раза. Это как минимум. А представьте ситуацию, когда устройство будет стоить всего $50? То есть, это уже некий продукт, который выбирать не нужно. Это как поехать в отпуск и взять с собой бутерброд, ну, хотя бы в дорогу.

Какие ещё нужны функции для устройства за $50? Скорее всего, это не задумываться о том, откуда берутся книги. Если бы любой потребитель мог бы купить книги заранее, они хранились бы в одном месте, то достаточно только включить устройство. Больше ничего знать и уметь не нужно. Просто читай! Мы же не оставляем нужные книги в старой квартире, не ездим туда, чтобы взять ещё непрочитанную!

Или так происходит?

Аннотация

Дорогой, не значит лучший. Как сделать устройство дешевле? Об этом сегодня текущая статья.

Послесловие

Доброе утро!

До чего дошел прогресс! Всю статью набрал голосом. Ошибок было много. Ни одной буковки не набрал руками. Сначала торопился, как-то было неудобно, машина вроде ждет, а я молчу, обдумываю мысль. Она ждёт, а я молчу. К этому состоянию должен был привыкнуть я, нежели компьютер! Ему безразлично моё молчание в микрофон. Это был скорее эксперимент – хватит ли у меня нервов? Мои мысли бегут, а успеет ли за ними машина? Могу ли я говорить произвольно быстро? Для меня это некий комфорт. Развалился в кресле, думай и просто говори вслух!

Пришел к выводу, что распознавание речи – решение, которое предоставляет свободу. Ещё много ошибок приходится исправлять руками, но уже прогресс налицо. Конечно, может быть я, как-то не так диктую, как хочется машине, может ей нужно ко мне привыкнуть. Может мне говорить несколько более монотонно, может быть наоборот, более свободно, и раскрепощено. Не знаю.

«Если бы вы видели, что напишет компьютер под моей диктовку»… но вам нужны мои мысли, а не то, как я их набирал с ошибками.

Удачи и до следующей субботы!

Диктуйте себе правильные мысли! Может вместе с ошибками, успеете исправить и надежды на будущее. Как знать?!


  О проекте
  (R) The-eBook, 1999-2009.

В избранное