Новости ЭПИ Старая Купавна Реформа образования: Никто не виноват. Что делать?
Федеральные новости "Образование": Реформа образования: Никто не виноват. Что делать? Переход на двухуровневую систему высшего образования, о
необходимости которого все время говорило Министерство образования и
науки, свершился.
Сразу
вспоминается кадр из знаменитого фильма, где на II съезде Советов
Лениным было объявлено о победе социалистической революции, "о
необходимости которой все время говорили большевики". Как же тогда
все обрадовались – закричали "ура", вверх полетели папахи, бескозырки,
заячьи треухи. Мужики накинулись друг на друга и давай целоваться.
Сейчас же, при всей условной сходности
процессов, картина совсем другая. С конца 1990-х годов руководство
Министерства образования постоянно говорило о некоей не существующей в
природе Болонской декларации, которую подписала Россия. А значит,
вступило в Болонский процесс и, следовательно, обязательно перейдет на
систему подготовки бакалавр – магистр. Что с 1 сентября 2007 года и
произойдет. Какова же реакция педагогической общественности на это
известие? Что никто не радуется, это понятно, но и явно протестующих
тоже нет. Скорее, безразличие. Хотя эта реформа и касается в той или
иной степени большинства граждан страны. Если не их самих лично, то
детей, внуков. Вместе с тем это объяснимо. Такая реакция производная от
ситуации с ЕГЭ. Уж сколько возмущались, какие письма и обращения ни
составляли, а единый государственный экзамен будет с 2009 года введен.
А значит, получается, пиши не пиши, возмущайся не возмущайся – все
едино.
Выходит, самое время спокойно разобраться в ситуации. Может, на самом
деле все правильно. Ведь в мире сейчас существует несколько систем
высшего образования: западно-европейская, американская, китайская и
советско-российская.
Каждая имеет свою традицию и историю. Преимущества и недостатки.
Западно-европейская модель сформировалась в основном в далком ХIII
веке. Тогда и возникло это разделение на бакалавров, усваивающих общий
курс университетского образования и магистров, обучающихся на привычных
для нас факультетах и получающих уже определенную специальность.
Сложилась и традиция свободного перемещения студентов, да и профессоров
из университета в университет, из страны в страну – то, что называется
академической мобильностью.
Без существенных изменений эта система существует и сейчас.
Такая модель за прошедшие века стала неотъемлемой частью
англосаксонской цивилизации, вошла в европейский менталитет,
обеспечивает высокий уровень подготовки специалистов. Все это
прекрасно, но возникает закономерный вопрос – а зачем она нам? Великой
"Стране студентов", где опять же исторически сложилась иная система
образования – предусматривающая единый процесс подготовки специалистов
и так же доказавшая свою высокую продуктивность. Приводят такой
аргумент: переход на "европейскую колею" позволит локомотиву нашей
высшей школе безболезненно вписаться в европейскую магистраль. Наши
бакалавры смогут поступать на магистерские программы в лучшие
западно-европейские университеты, а магистры на докторские программы и
т.д. Лепота! Но не верится.
Другой аргумент из иного ряда.
Говорят, что отечественная система высшего образования в глубоком
кризисе. Выпускники де не удовлетворяют требованиям современной
экономики и промышленности, и надо срочно ее модернизировать по
западному образцу. Наверное, и это так. Но вот парадокс. Сейчас в
корпорации Боинга работает свыше 500 выпускников российских вузов.
Значит, скромный Боинг уровень их подготовки вполне устраивает, а наш
гордый авиапром – нет. Согласитесь, странно.
Собственно, этими доводами по большому счету и исчерпывается
аргументация "за". А вот у противников перехода возражений намного
больше. Никто не спорит о необходимости модернизации нашего высшего
образования, но многие сомневаются, что именно система бакалавр –
магистр разрешит назревшие проблемы. Дело в том, что не смотря на все
уверения статус этих бакалавров, проучившихся три-четыре года, неясен.
Уровень их квалификации объективно не может быть высоким. Хотя и
говорится, что бакалавриат это полноценное высшее образование,
думается, кадровые агентства это не очень убедит. И тогда таких
бакалавров ждет второсортная работа. Вряд ли их реально примут на учебу
и за границей. А вот что только каждый десятый из новоявленных
бакалавров сможет получить полноценный магистерский диплом, проучившись
еще год-два, настораживает. Тем более что, сдается, из этих десяти
магистерских мест только одно-два будут бюджетными.
Есть опасения, что реально и содержание высшего образования просто
разделят на две части, и никто специальные программы создавать не
станет. Вообще очень много вопросов и опасений, и мы к ним еще
вернемся. Хотелось бы услышать мнение наших читателей.