Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Публикации

  Все выпуски  

Публикации Выпуск от 3/05/2006


<

УРАН-БАТОР

"окружающая среда"


3 мая 2006 года

 

БУДНИ И ПРАЗДНИКИ

Железногорск, что ни говори, всё-таки городок оригинальный. Такого жуткого расхождения слов с делами по России-матушке ещё поискать…

 

ВЕСНА – КРАСНА. ПО ТРАДИЦИИ

В советские времена субботник, конечно, ещё что-то особенного из себя представлял. Ну, типа, вышли люди в законный выходной всем коллективом на свежий воздух, помахали лопатами-граблями, а затем запалили костерок да и отметили это дело по-свойски, по-простому. Примерно та же байда была и с первомайскими демонстрациями. Народ постарше помнит, как всё утро колонны с флагами и транспарантами мариновались по улицам, имевшим выход к площади Ленина. Очередь двигалась не очень скоро. Демонстранты успевали не раз приложиться к заветным бутылочкам, и поэтому к Главной Трибуне выходили с нерядовым энтузиазмом и «Ур-ра!» своё орали почти искренне.
Но то были Советский Союз и Соцгород, не знавший экономических проблем, поскольку оружейный плутоний регулярно капал куда-то в ядерный щит Родины. Жизнь выглядела совершенно понятной. Завтра – а равно послезавтра и после-после-после… завтра – ничем не отличались от для сегодняшнего. Будущее было не просто предопределено, но расписано на многие годы вперёд. Советские люди опасались одной только ядрёной войны, да и то не очень всерьёз. Чего бы им было и не попраздновать День Весны и Труда? Чего бы им было не выйти на субботник, если этот Праздник Освобождённого Труда ничем в принципе не отличался от их обычного рабочего дня?
И вот, 15 лет спустя после распада СССР, в богом и людьми забытом Заколючинске вдруг приключилась попытка вернуть старое вино в новые мехи. Или, если хотите, затолкать зубную пасту обратно в тюбик. С какой радости и кому конкретно пришла в голову эта блестящая идея, не очень понятно. Но то, что была эта голова привинчена к нерядовому туловищу – очевидно уже хотя бы по тому вниманию, что уделили субботнику с Первомаем городские СМИ.
Не знаю, кому как, а мне смотреть бравурные сюжеты с проблесками прежнего, коммунистического задора было как-то дискомфортно. Вроде бы даже стыдно почему-то. Может быть, оттого, что коллеги мои, в угоду моменту, опять не разглядели слона в посудной лавке? Не стану долго размазывать манную кашу по белой скатерти, приведу лишь один эпизод - что называется, из личных наблюдений. Подходят в субботу к дому на Королёва работники ГЖКУ: дворники, там, маляры и прочая публика от сохи. У них и без того всю весну один сплошной субботник, ибо в ЖЭК-6, к примеру, из 38 ставок дворников заполнены только 18. Ну и вот. Приходят тётки во двор, который нужно убрать, а там… Под окнами у какого-то выдающегося борца с зелёным змием земли просто не видно под сплошным ковром винных бутылок. Клянусь, их там было штук сто! Тётки ошарашено останавливаются, глядя на всё это богасьво, а потом самая несдержанная кричит что есть силы: «Бл*дь, суки! Да что же вы за свиньи!!!» И ещё неск олько фразеологизмов в том же ключе, имеющих смыслом возмущение нечистоплотностью жильцов указанного дома.
Если б была такая возможность, делятся сокровенным тётки, хрен бы мы такие участки убирали. Свиньи пусть живут по-свински. И я, как бывший дворник, в этом с ними полностью соглашаюсь. Один урод может за день наплодить такую кучу помоев, что только руками разведёшь.
Час спустя после торжественного окончания субботника шли мы по центральным улицам Нашгорода и с горечью наблюдали, как из проезжающих авто на свежеубранные аллеи летела всякая дрянь. Тут явно не субботники нужны, а, как писал Борька Рыженков – жандармы на каждом углу. Чтоб колотили ножнами по дурной голове всякий день и всякий час. Только так в оскотинившегося человека можно вбить обратно человеческий облик.
Про Первомай я уже и не говорю.
С одной стороны – долой реформу ЖКХ! Не позволим приватизировать ГЖКУ!
С другой – за что платим? Когда нам наконец сделают ремонт в подъезде?!
А делать-то чего властям прикажете, товарищи большевики? В какую сторону бежать? Вместе с антинародным режимом, с которым вы вовсю сотрудничаете, в направлении прогнившего запада? Вместе с Анпиловым и Лимоновым – к новой резне? Не можете словами, так хотя бы пальчиком покажите! Чего людей зря-то с флагами гонять?
Не показывают чего-то.
Сами, видать, ориентиры потеряли. Коммунисты-бизнесмены. Коммунисты-православные. Люди, угробившие СССР, а теперь распродающие и Россию…

 

НОВОЕ «МАЗУТНОЕ ДЕЛО». ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Примерно столько же крику было на прошлой сессии городского Совета при обсуждении тарифов на услуги ЖКХ и условиях погашения убытков, наработанных муниципальными предприятиями в этой сфере. Особенно непримиримыми получались выступления депутатов от ГХК. Для них персонально – мой сегодняшний рассказ.
Если помните, в самый разгар зимних холодов на Химзаводе в Подгорном едва не произошла авария. Некачественное топливо загустело в трубах котельной. В цехах предприятия температура упала почти до критической. Борьба за спасение котельной продолжалась 15 часов. Завод уберегли меры неординарные - запуск электрического котла и даже использование дров. А причиной едва не случившейся катастрофы стал мазут низкого качества, который предприятие вынуждено было приобретать из-за тяжёлого финансового состояния.
Как ни странно, аналогичная ситуация вполне могла иметь место и в самом Железногорске. По имеющимся сведениям, такое же топливо приобреталось в 2004-2005 годах для станции теплоснабжения ГХК. Но отнюдь не в целях экономии, а из соображений личного обогащения отдельных товарищей. (Нам назвали цифру в более чем 10 млн рублей, которые возникли якобы из ниоткуда и прилипли к шаловливым ручкам высокопоставленных снабженцев.) Главный энергетик ГХК Сергей Трусов тогда официально предупредил своих начальников: попытка использовать данный вид топлива далее способна вывести котлы из строя. Лишь после этого почётный железногорец Юрий Ревенко вроде бы приказал остановить дальнейшую закупку...
По нашим данным, ГХК приобретал топочный мазут ТКМ-16 по завышенным ценам, через посредническую фирму «Сибнефти». О чём мы, наивные, и поспешили известить общественность, не надеясь на расторопность и откровенность руководства комбината. Мы полагали, что правоохранительные органы нас услышат и примут меры. Но – не получилось. А ведь страшно даже представить себе, какие последствия ожидали бы Нашгород, если бы история Химзавода повторилась в масштабах ЗАТО, когда реактор останавливался на профилактику, а за окнами стоял дубак под минус сорок!
Заморозить город можно было элементарно. Однако зима отступила, а вместе с ней и проблемы теплоснабжения. Никто – никто! – из власть имущих не удосужился хотя бы позвонить журналистам и прояснить подробности той невероятной сделки. Наверное, они и сами отлично осведомлены были о ней и не хотели выносить сор из избы. А между тем, мы продолжали своё расследование, и вот что с тех пор удалось выяснить.
23 сентября 2005 года на имя заместителя гендиректора ГХК Сергея Мангаракова поступила докладная записка от начальника Станции теплоснабжения Фёдорова. В ней все некрасивые детали закупки мазута ТКМ-16 были изложены предельно ясно. И детали эти пока что полностью подтверждают ранее изложенную нами версию.
В 2004-2005 годах топливо на комбинат действительно шло не с соседнего Ачинского, а с Омского нефтеперерабатывающего завода. Фактическая вязкость ТКМ-16 была в полтора-два раза выше, чем у обычного мазута марки М-100 или М-40. Практически она соответствовала вязкости воды, которую используют при откачке топлива из железнодорожных цистерн. Это привело к целому ряду негативных последствий, а также – по нашим предположениям – и к махинациям с образовавшимся «лишним» мазутом. Смотрите сами.
Наличие в мазуте сверхнормативного количества воды означает увеличение времени, требующегося на отстой топлива в цистерне, а также при подготовке его к сжиганию. Что на деле выливалось в дополнительный простой железнодорожного транспорта, перерасход тепла и топлива. (Это я к вопросу о формировании на ГХК «разумных и справедливых» тарифов на тепло.) Далее. При сжигании ТКМ-16 забиваются фильтры грубой очистки, и, следовательно, оборудование нужно чаще ремонтировать. Коэффициент полезного действия котлов в этом случае, уж конечно, не повышается. В нашем случае их приходилось каждые сутки останавливать для промывки - что, в свою очередь, мешало поддерживать нормальный температурный график СТС.
Однако самое неприятное, как я уже говорил, могло произойти с теплоснабжением ЗАТО во время проведения планово-профилактического ремонта реактора. Из-за наличия в мазуте большого количества воды и невозможности от неё полностью избавиться аварийные остановки котлов – утверждал директор СТС – были вполне вероятны ещё в 2004 году. И всё-таки поставки ТКМ-16 на комбинат продолжались. Первое обращение Фёдорова к начальству, в январе 2005 года, никакого действия не возымело. Второе тоже. Как мы полагаем, произошло это потому, что руководил всей операцией именно Сергей Мангараков, зам Жидкова по коммерции.
Только после третьего сигнала Фёдорова закупки ТКМ-16 были приостановлены. Вроде бы. Но что же делать с теми запасами некачественного топлива, которые появились вследствие сжигания в котлах аналогового мазута, перенасыщенного водой? Слить в Енисей? Не по-хозяйски получится. Да и заметно. Продать? Оно бы и неплохо, но… А почему, собственно, «но»? Этих 2.000 тонн, с позволения сказать, мазута в природе как бы не существует. Отчего бы не втюхать их родному предприятию повторно, опять по нормальной, ачинской цене, т.е. в два раза дороже? Да чайкою полетит! Даже и не обращая внимания на тот факт, что никаких документов о поставке его в ЗАТО в наличии не имеется!
А ежели умножить две тыщи тонн да на пять тыщ рубликов (цена такая была на мазут), как раз и получается десять кругленьких, аппетитненьких мильончиков, которые так приятно пересчитывать, когда они не в какой-то там казне, а в собственном, горячо любимом кармане обретаются. И это - помимо «честных посреднических» за официальную работу с Омским НПЗ, естественно. Посещает ли такие моменты разгорячённую удачной сделкой голову мысль о благополучии родного города, я даже и предполагать не могу. Не смею потому что. Депутатам-руководителям от ГХК оставляю я честь ответить на этот животрепещущий вопрос. А правоохранительным органам хотелось бы смиренно предложить всё-таки заняться проверкой изложенных выше фактов и предположений. Так сказать – во избежание.

Эдуард БЕЗОБРАЗОВ


В избранное