Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рождение любви. Роды с любовью Образ Божий в теле


"Рождение любви. Роды с любовью"

Интернет-газета. Номер 323

Написать в редакцию НАШ ФОРУМ !!!

Выпуск 323 от 2010-11-09. По состоянию на 2010-11-09 количество подписчиков составляет 9618 чел.

Образ Божий в теле

Добрый день уважаемые читатели.

Сегодня первый день вещания «в прямом эфире» цикла лекций «Подготовка к беременности и естественным родам». Наконец-то появилась возможность, вам не покидая своего дома участвовать в обучающих семинарах дистанционно (вебинарах). Подробнее читайте на сайте. http://www.klumbamam.ru/vebinary/ http://www.klumbamam.ru/vebinary/usloviya-uchastiya/ http://www.klumbamam.ru/vebinary/registraciya-na-vebinary/

Сегодня еще можно присоединиться в группу участников. Начало вещания в 17 часов по московскому времени. Если время вещания для вас неудобно, вебинар можно слушать в записи.

Семинар «Православие и культура тела. Тело – храм» в Санкт – Петербурге состоится 20 – 21 ноября.

Читать подробнее http://www.klumbamam.ru/2010/09/telo-xram-2/

Регистрация по klubmam@gmail.com.

Далее я предоставляю слово Елене Алешиной, автору и ведущей семинара «Тело – храм».

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт.1:26)

«вот Господь стоял на отвесной стене и в руке у него свинцовый отвес» (Ам.7,7)

Господь в Библии говорит с человеком образами его повседневной жизни. Поэтому здесь вы не найдете понятий типа: «чакры», «мандала», «энергетические каналы», «астральные тела» и пр. Но вы найдете духовный смысл многих привычных слов, которые обозначают на первый взгляд совсем незначительные, но доступные каждому ребенку предметы и действия - орудия труда, одежда, пята, чрево, омовение, трапеза, посох и пр... Например, не каждый и вспомнит, что без такого предмета, как отвес не было бы нашей цивилизации и не случайно потому в Писании сам « Господь стоял на отвесной стене и в руке у него свинцовый отвес» (Ам.7,7). И когда сам Господь обращает наше внимание на это предмет, то это не просто – поэтический образ или видеоряд для развлечения читателей, но указание, руководство к действию и выстраиванию себя по заданному этим отвесом направлению и в духе и в телесном храме.

Исстари в качестве отвеса при выполнении строительных работ использовался свинец. От него и происходит слово апломб (plumbum – свинец). Апломб в балете – это умение сохранять баланс в пируэте. В позиции идеального равновесия балерина может долгое время стоять на одной ноге на пуантах. Невероятная устойчивость обеспечивается особой осанкой или, как говорили о школе Вагановой, «стальным апломбом корпуса». Не зря все же в лоне христианской цивилизации родился балет, а не танец живота! Человек через все виды деятельности стремился к самопостижению и постижению Бога - т.е. Образа Божьего в себе или Божественно апломба. Истинный апломб - когда через смирение открывается в нас внутреннее достоинство нашего усыновления Небесному Отцу через кровную сотелесноть с Сыном Божиим.

Основой для такого понимания природы человека в восточно-христианской традиции (Православии) является учение о Боговоплощении. Бог становится человеком, чтобы обожить всю человеческую природу, в том числе и тело. Тело, как и ум, и воля, и чувство, содействуют друг другу в процессе этого обожения.

Тело  - это первый инструмент освоения мира и в то же время это первый объект исследования и упорядочивания. Православная традиция зовет к его исследованию, воспитанию и преображению этого тела.

Другим существенным основанием православной антропологии является учение о по­смертном воскресении человека, как духовном, так и телесном. Это значит, что между жиз­нью вечной, между жизнью в Боге и жизнью временной, органической нет существенного взаимоотвержения. Для жизни в Боге духу человеческому нужно и тело.

Учение об образе Божием в целостном человеке особенно ярко раскрыто у св. Ири­нея Лионского, св. Максима Исповедника, а также и у свв. Григория Нисского и Григория Паламы. Они усматривали образ Творца в целостном составе человеческой при­роды, в теле и душе вместе.

В понятие образа Божия не должно быть вносимо ничто заранее го­товое и раз навсегда запечатленное в естестве человека.

В образе есть движущая сила, стремление к росту, к Богу, к вечности, одаренное свободою...

Православие, открывая в теле образ Божий и тела-храма заданной Богом по организующей его вертикали, обладает огромным духовным потенциалом для творчества в сфере истинной культуры тела.

«ОБРАЗ СЕБЯ»

Постигать умом, что такое образ Божий важно, но не достаточно. Поэтому и призывает св. Писание - вникать в себя и в учение. Это две стороны одного духовного процесса. Наша программа построена на возможности до некоторой степени продемонстрировать это двуединство. Для этой цели на практике, с определенными уточнениями, в программе «Тело-храм» использованы и достижения современных исследователей «образа себя»: Н. Бернштейна, М. Фельденкрайза и Александера.

«Наш образ себя состоит из четырех компонентов, вовлеченных в каждое действие: движение, ощущение, чувствование и мышление. Доля каждого компонента в том или ином действии различна, так же, как различны люди, выполняющие действие, но в какой-то степени каждый компонент присутствует в каждом действии. [...] В действительности наш образ себя не остается постоянным. Он изменяется от действия к действию, и эти изменения постепенно становятся привычками...» ( М. Фельденкрайз,)

  • В ощущение, помимо известных «пяти чувств», мы включаем кинестетические ощущения, охватывающие ощущения боли, ориентацию в пространстве, течение времени и ритм.
  • В чувствование мы включаем, помимо общеизвестных эмоций вроде радости, печали, раздражения и проч., самоуважение, униженность, сверхчувствительность и другие сознательные и бессознательные эмоции, окрашивающие нашу жизнь.
  • Мышление включает все функции интеллекта, такие как противопоставление левого и правого, добра и зла, хорошего и дурного; понимание, знание, классификацию вещей, нахождение и узнавание правил; воображение; знание, что нечто ощущается или чувствуется; память всего вышеназванного и т.д.
  • Движение включает все перемещения в пространстве и времени, в состоянии и конфигурации тела и его частей, в том числе - дыхание, еду, говорение, циркуляцию крови, пищеварение. [...] Можно лишь в речи выделить один из этих компонентов, в реальности ни один момент бодрствующего состояния не проходит без участия их всех».

Вся суть работы по осознанию и изменению образа себя, т.е. - усовершенствованию движений тела и души сводится к двум этапам:

- осознанию возможности и важности паузы между [словесно-оформленной] мыслью и [телесным] действием» ( аналог описываемого в восточных духовных практиках «молчания ума», «промежутка между мыслями»). Пауза дает возможность осознать , различить качество, структуру движения и сделать выбор. Говоря на языке Библии – духовным мечем отсечь привычное неправильное, грешное (движение тела или ума) и выбрать правильное.

- и дальнейшему развитию такой способности (трезвения) в любом виде деятельности.

Упомянутую «паузу между мыслью и действием» есть остановка внутренней речи, « вмещение ума» или в слова или в движение тела, что, по сути, близко к известной технике «здесь и сейчас», для развития способности полностью пребывать в том, что происходит в соотвествие с библейскими указаниями: «наблюдайте как вы слушаете», «разумный вникает в пути свои» и пр...

ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Важным положением метода Александера является описанный им феномен «первичного контроля», овладение которым является ключом его метода. Под «первичным контролем» автор метода имел в виду, что положение головы и шеи оказывает влияние на позу тела в целом, распределение мышечного напряжения в спине и конечностях. По мнению Александера, оно также связано с дыханием, голосом (в чем он убедился на собственном примере, с помощью коррекции осанки решив проблему потери голоса, возникавшей при выходе на сцену) и с психоэмоциональным состоянием человека в целом.

Тем самым, сознательно управляя положением головы и шеи, человек с помощью принципа «первичного контроля » получает возможность управлять своим психофизическим состоянием в целом.

С неврологической точки зрения концепция «первичного контроля» важна еще и тем, что связывает состояние шейного отдела позвоночника с общим психофизическим состоянием организма. В этой связи необходимо напомнить, что шейный отдел позвоночника по сравнению с другими его отделами в силу своей мобильности является наиболее уязвимым. Разнообразные расстройства в данной области (нарушение физиологической кривизны позвоночника; длительное напряжение околопозвоночных мышц; наличие в анамнезе травм, наиболее частой разновидностью которых являются родовые травмы) могут приводить к так называемой сегментарной спинальной ишемии, распространенность которой из-за наличия стертых, субклинических вариантов протекания нередко недооценивается. При этом вследствие того, что через шейные сегменты спинного мозга проходят как восходящие, так и нисходящие проводящие пути, которые связывают головной мозг со всеми нижележащими этажами нервной системы, любое неблагополучие в этой области может сказываться на состоянии иннервации организма в целом.

  1. Важно знать свое тело, чтобы использовать возможности своего организма [иначе - телесно-психологические ресурсы].
  2. При одной мысли о том, чтобы сделать движение, мышцы тела начинают двигаться [принцип идеомоторики].
  3. Привычная поза может оказаться неправильной, и человек неосознанно причиняет себе вред [что смыкается с представлениями В. Райха о мышечном панцире и А. Лоуэна о правильной осанке и заземлении].
  4. Привычки приобретаются, значит, от них можно избавиться [принцип психологии бихевиоризма].
  5. Все в человеческом организме взаимосвязано, поэтому происходящее в одной части тела отражается на всем организме [принцип системности].
  6. Надо помнить о своих привычках и контролировать себя [принцип саморегуляции и самоконтроля; ср. гурджиевское требование постоянно «помнить себя» или буддистский принцип осознанности].
  7. Успех зависит от сосредоточенности на процессе перемен [добавим: с интеграцией в повседневную деятельность человека].

«Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо так поступая и себя спасешь и слушающего тебя» ( 1Тим. 4,16)

Елена Алешина.

Мне очень нравиться направление и развитие темы, которой занимается Елена, и поэтому рекомендую всем у кого есть возможность участвовать в семинаре «Православие и культура тела. Тело – храм». И подписаться на рассылку Елены http://www.klumbamam.ru/2010/10/rassylka-2/

Ирина Жгарёва ilukashova@rambler.ru

Клумба МАМ (Клуб Осознанного Материнства) http://www.klumbamam.ru/

PS: Так же для вас:

17 ноября с 18:00 до 19:30 часов в Санкт-Петербурге, встреча с читателями. Вход для всех желающих свободный!

Тема лекции: Физиологические основы естественного планирования семьи. Жизнь без контрацептивов. Подробнее http://www.klumbamam.ru/2010/05/vstrechi-v-sankt-peterburge/

26-27-28ноября «Подготовка к беременности и естественным родам» и «Основы народной педагогики» в Санкт-Петербурге.

Дистанционные семинары через интернет по подготовке к беременности и родам в ноябре http://www.klumbamam.ru/vebinary/

!!! Вы можете свободно использовать мои тексты при обязательном указании ссылки на эту игазету !!!
Автор игазеты - Ирина Лукашова
Рассылка 'Рождение любви. Роды с любовью'

В избранное