Не стареть - реально!

Не стареть – реально!

Времена, когда слово «старость» звучало как приговор, уходят. Достижения современной генетики, медицины и биологии дают человеку возможность жить долго и при этом чувствовать себя здоровым и бодрым. Как? Попробуем разобраться.

Еще сто лет назад великий ученый Илья Мечников говорил, что «старость – это болезнь, которую надо лечить». Научные работы Мечникова стоят у истоков зарождения геронтологии – раздела биологии и медицины, изучающего закономерности старения живых организмов и ищущего способы борьбы с ним. За сто лет своего существования геронтология продвинулась далеко вперед. Ученые всего мира трудятся над исследованиями в этой области, совершено множество открытий, довольно хорошо изучены механизмы старения.

Умные живут дольше

На сегодняшний день наука обладает такими знаниями, которые позволяют утверждать – в наших силах значительно отодвинуть старость, увеличить продолжительность жизни человека, сделать старость качественно лучше.

Обращали ли вы внимание, что одни люди стареют раньше и быстрее других? Что часто ровесники выглядят на разный возраст, а их физическое здоровье очень разнится? Особенно это касается людей старшего возраста. От чего это зависит? Научно доказано, что роль генов в скорости старения и времени его начала составляет 25 процентов. Остальные 75 процентов приходятся на образ жизни и окружающую среду.

Люди, имеющие высокий уровень развития интеллекта, живут и сохраняют ясность мышления в среднем на шесть лет дольше. Это же относится к знающим больше одного языка или занимающимся музыкой. Интеллектуалы в меньшей мере подвержены таким дегенеративным заболеваниям, как болезнь Альцгеймера.

Те, кто ведет здоровый образ жизни, стареют позже, а также качественно улучшают свою старость. Здоровый образ жизни – это, прежде всего, здоровое питание, регулярный сон, отказ от курения и алкоголя, низкий уровень стресса и постоянные физические нагрузки.

Основная рекомендация геронтологов в борьбе за сохранение молодости и здоровья проста: придерживайтесь режима сна и питания, будьте умеренны в еде, кушайте рыбу, фрукты и овощи. Двигайтесь! Умеренные физические нагрузки положительно сказываются на здоровье. Занимайтесь самообразованием в любом возрасте.

Алексей Москалев, доктор биологических наук, автор книги «120 лет жизни – только начало» в одном из интервью дал читателям такой совет:
«Бобовые, тофу, орехи как повседневный источник белка. Жирная рыба два-три раза в неделю. Периодически – морепродукты, грибы. Сыр, мясо, яйца – по праздникам. Батат, картофель, тушеные овощи – на гарнир. Много зеленых овощей. Оливковое масло в качестве заправки. Один-два несладких фрукта в день. В качестве приправ и вместо соли – прованские травы и куркума. Зеленый чай без сахара. Бокал сухого красного вина три-четыре раза в неделю. Очень важно есть, отдыхать и трудиться, строго придерживаясь постоянства режима. Пусть вы ложитесь спать поздно, главное – всегда в одно и то же время».

Пептиды и генный паспорт

Геронтологи утверждают: при возможностях современной науки и медицины средним для человека должен считаться возраст 85?95 лет, а верхний предел 110?120 лет. Но как этого достичь? Увы, одним здоровым образом жизни обойтись не получится, нужны «вливания» в виде научных разработок.

Ученые Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии создали новый класс геропротекторных препаратов – пептидные биорегуляторы. Использование пептидов эффективно для профилактики преждевременного старения и в лечении возрастных заболеваний. Пептидные препараты работают как иммуномодуляторы и стимуляторы процессов регенерации, восстановители функций мозга, сетчатки глаза, предстательной железы, регуляторы эндокринной системы и секреции мелатонина. Тридцатилетнее применение биорегуляторов этой группы более чем у 15 миллионов человек показало их полную безопасность и безвредность, так как они являются естественными метаболитами организма.

«Запас пептидов есть у каждого, но с течением жизни он истощается. Новые препараты стимулируют собственные стволовые клетки организма, позволяя ему оставаться молодым», – поясняет в одном из интервью директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии Владимир Хавинсон.

Огромный вклад в долголетие вносит генетика. Благодаря исследованиям генома человека у нас есть возможность проводить точную молекулярную диагностику и определять предрасположенность индивидуума к различным заболеваниям. Генов «предрасположенности» у человека может быть много, при этом они вполне совместимы со здоровой жизнью. Но в сочетании с неблагоприятными внешними факторами (лекарства, продукты питания, вредные привычки, загрязнения окружающей среды, инфекции) эти гены могут стать причиной атеросклероза, ишемической болезни сердца, остеопороза, сахарного диабета, бронхиальной астмы и пр.

Гены предрасположенности известны практически для всех заболеваний, их сочетания для каждой конкретной патологии получили название «генных сетей». Анализ генных сетей позволяет разработать комплекс профилактических мероприятий для конкретного пациента. Этот метод лежит в основе предсказательной медицины.

Так, если обнаружен ген диабета, рака легкого или болезни Альцгеймера, в будущем можно предположить развитие того или иного заболевания. Тем, у кого обнаружится ген диабета второго типа, лучше отказаться от сластей, так как это может спровоцировать активность гена диабета. Если выявлен ген инсульта, то нужно отказаться от сауны и купания в проруби, так как резкие перепады температуры могут спровоцировать кровоизлияние.

В аспекте старения большое внимание мировая наука уделяет роли мелатонина в человеческом организме. Известно, что мелатонин является универсальным регулятором нейроэндокринной системы, регулирует суточные и сезонные ритмы, а это является ключевым фактором жизнедеятельности всех организмов. По мере старения уровень мелатонина у многих людей значительно снижается. Надо ли повторять, что роль сна в сохранении молодости особенно важна. Кстати, мелатонин вырабатывается в организме только с 11 до 3 часов ночи и при нарушении режима сна человек больше подвергается «световому загрязнению», ухудшающему здоровье.

Феномен голого землекопа

Старение – это сложный комплексный процесс, в котором трудно вычленить что?то одно. Но основная концепция геронтологов состоит в том, чтобы стимулировать собственные защитные силы организма. Так, в молодости наши клетки эффективно сами себя ремонтируют. С течением времени эта способность утрачивается, и мы уже не так стойко противостоим заболеваниям, внутренние органы и системы дряхлеют. Соответственно, истинной причиной старения является не собственно накопление повреждений клеток, а утрата механизмов борьбы с повреждениями. Силы геронтологов направлены на то, чтобы этот процесс «саморемонтирования» клеток продлить, сделать так, чтобы он не прекращался. И когда им это удастся, то человек сможет перейти в состояние нестарения, как грызун голый землекоп.

Это крошечное животное – настоящее чудо. Голый землекоп в неволе живет более тридцати лет и с годами не стареет. Все системы организма этого грызуна одинаково хорошо работают и в молодости, и в старости. С годами зверек сохраняет репродуктивную способность, и, главное, он никогда не заболевает раком! Его клетки практически неуязвимы для веществ-оксидантов, они быстро утилизируют поврежденные белки.

Геронтология развивается семимильными шагами. Недавнее открытие Екатерины Прошкиной, ученого-геронтолога из Коми, наделало много шума в мире науки. Впервые в мире Прошкина на мушках-дрозофилах показала, что активация генов, необходимых для поддержания целостности ДНК, существенно замедляет старение и продлевает жизнь организма. Также ученый описала положительное влияние на жизнеспособность организма целого ряда фармакологических препаратов и биологически активных веществ растительного происхождения. В ходе исследований было установлено, что они способны подавлять связанные со старением белки и стимулировать собственные защитные механизмы клетки.

Целостность ДНК является ключевым фактором, который не позволяет развиться таким смертоносным и ухудшающим качество жизни заболеваниям, как диабет второго типа, сердечно-сосудистые, нейродегенеративные и раковые заболевания. Таким образом, открытие Прошкиной дает возможность поддерживать активность ферментов, противодействующих повреждению ДНК, тем самым замедляя процессы старения.

Ученые-геронтологи в голос заявляют: о старении нужно говорить как о болезни. А все сопутствующие старению заболевания рассматривать не как самостоятельные и сопутствующие старости патологии, а лишь как проявления или биомаркеры старения. Принятие этого подхода изменит современную медицину.

Мария СМИРНОВА

С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru

Информационный портал Энергетика и промышленность России - это:

Ежедневная новостная лента Новости энергетики.

Уникальная бесплатная электронная библиотека для специалистов.

Электронная версия и архив газеты Энергетика и промышленность России.

Доска объявлений для предприятий, работающих в промышленно-энергетических отраслях.

Информация об отраслевых выставках, конференциях и семинарах в разделе Выставки.

Каталог сайтов компаний ТЭК и промышленности.

Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:

Участие в "Каталоге ЭНЕРГЕТИКА.RU" (размещение Ваших новостей, информации о продукции, видео-материалов и многое другое);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.