Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение Нефтяное обозрение №9


Информационный Канал Subscribe.Ru


9 

Нефтяное обозрение

24–30 ноября
2003 г.

Ееженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Адрес интернет-версии выпуска: http://info.forest.ru/oil03/oil0348.htm
Остальные выпуски "Нефтяного обозрения" за 2003 г. размещены на http://info.forest.ru/oil03/


События недели

Другие сообщения


События недели

Россия
Или разливов стало меньше, или врать стали больше.

Начальник ГУ природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу г-н В. Пырьев поделился с агентством "Интерфакс" эксклюзивной информацией.

За первые 9 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года число официально зарегистрированных случаев разгерметизации трубопроводов увеличилось почти на 50% и достигло 1467. Основная причина - коррозия труб (92% случаев).

А вот нефти, попавшей в окружающую среду за тот же период, по сравнению с 2002 годом почему-то стало меньше на 62%. По официальной статистике ее количество составляет всего лишь 510,8 т.

"Чем объяснить столь значительный рост аварийности и одновременное снижение объемов разлившейся нефти? Увеличение количества зафиксированных аварийных разливов нефти, прежде всего, по-моему, связано с улучшением качества работы службы контроля ГУПР. Проведенные проверки за 2003 год не требуют дополнительных и повторных проверок, чего нельзя сказать о 2002 годе, когда контроль по объективным причинам был несколько ослаблен.

Снижение массы разлившейся нефти говорит либо о явном снижении цифр, предоставляемых в отчетах нефтяниками, либо о быстром реагировании аварийных служб предприятий"

Источник: Интерфакс 25.11.2003.
к оглавлению

Комментарий составителя:

Достигнутые в Ханты-Мансийском округе успехи, несомненно, вызовут во всем мире интерес к используемым здесь технологиям. Ведь по официальной статистике получается, что средний объем разлива составляет лишь 0,3 т. Это во много раз лучше, чем аналогичные показатели международных лидеров нефтяного бизнеса. Каким образом местным нефтяникам и чиновникам удается столь молниеносно обнаруживать и тут же затыкать многочисленные дыры в их ржавых трубопроводах - это загадка природы, требующая тщательного изучения.

США.
"Шелл", "Эксон", "Шеврон" выплатят 93 млн. долларов компенсаций.

Город Санта-Моника добился победы в длившейся более 3 лет судебной борьбе с мировыми нефтяными гигантами. Компании "Шелл", "Эксон-Мобил" и "Шеврон-Тексако" выплатят городу 93 млн. долларов компенсаций за загрязнение МТБЭ (метил-трет-бутиловым эфиром). Кроме того, они оплатят несколько сотен миллионов долларов затрат на очистку подземных источников водоснабжения, загрязненных МТБЭ. Власти Санта-Моники надеются, что очистные работы удастся завершить до 2008 года.

Сильное загрязнение подземных вод, являющихся основным источником водоснабжения Санта-Моники, метил-трет-бутиловым эфиром было обнаружено в 1996 году. Это вещество добавляют в бензин, чтобы повысить его качество, а также снизить токсичность выхлопных газов. Однако обнаружилось, что МТБЭ хорошо растворяется в воде, которой он придает резко неприятный вкус. Кроме того, есть основания предполагать, что МТБЭ является канцерогеном.

В результате компаниям, производящим бензин с добавками МТБЭ пришлось выплачивать половину стоимости более чем 40 млн. литров чистой питьевой воды, которую пришлось ежедневно доставлять в Санта-Монику в связи с выходом из строя местных источников водоснабжения.

Представители "Шелл" и "Шеврон-Тесако", заявили, что достигнутое соглашение является свидетельством их готовности конструктивно решать проблемы загрязнения МТБЭ источников водоснабжения Санта-Моники. Наверно эта готовность еще более усилится вступающим в силу с 1 января 2004 года решением властей штата Калифорния запретить добавление метил-трет-бутилового эфира в автомобильное топливо.

Источник: Santa Monica Mirror 26.11.2003.
к оглавлению

США - Россия.
Американские экологи требуют не давать кредита "Шелл".

11 американских природоохранных организаций потребовали от Американского Экспортно-Импортного банка (USA ExIm) провести тщательную экологическую экспертизу проекта перед принятием решения о выделении кредита консорциуму "Сахалинская Энергия" (SEIC - Sakhalin Energy Investment Company). В состав консорциума, лидером которого является компания "Шелл" (Shell), входят также японские "Мицубиси" (Mitsubishi) и "Мицуи" (Mitsui).

В настоящее время консорциум ведет активные работы по добыче на шельфе Сахалина нефти и газа, прокладке трубопроводов, а также строительству одного из крупнейших в мире заводов по производству сжиженного газа. Вся эта деятельность не только угрожает существованию стада 130 серых китов, но и приведет к образованию 500 тыс. т сточных вод и многим другим неблагоприятным экологическим последствиям.

Среди поддержавших это требование - такие крупнейшие американские организации, как NRDC, Environmental Defence, Friends of the Earth, IFAW, Greenpeace, WWF другие.

Источники: US Newswire 25.11.2003.
к оглавлению

Индия
Импорт керосина запрещен, чтобы им не разбавляли топливо.

Верховный суд Индии был шокирован фоторепортажем, опубликованном в журнале "Центра по науке и окружающей среде" (Centre for Science and Environment). В нем был детально показан процесс слива автомобильного топлива из автоцистерн, развозивших его на заправочные станции, с последующим добавлением керосина, растворителей и прочих менее ценных жидкостей. До сих пор члены Верховного суда полагали, что автоцистерны надежно опломбированы, и что-либо своровать из них невозможно.

Еще большее впечатление на них произвели данные официальной статистики. Оказалось, что за апрель-октябрь 2003 года продажи автомобильного топлива не выросли на 3%, а упали на 3,7%. По любопытному совпадению, за тот же период частные компании почему-то резко увеличили (с 396 до 665 тысяч т) импорт керосина. Теоретически его должны были продавать бедным слоям населения как топливо для приготовления пищи. Однако, похоже, значительная часть керосина использовалась совсем на другие цели. Ведь импортируемый керосин на 30% дешевле, чем автомобильное топливо.

Становится понятным, почему в последнее время индийские производители автомашин "Марути" и "Хендэ" были обеспокоены массовым выходом из строя двигателей, которые не выдерживали эксплуатации даже в гарантийный период.

В этих обстоятельствах обычно не склонная к быстрым действиям индийская бюрократия сработала молниеносно. Импорт керосина частными компаниям был немедленно запрещен. Теперь он может осуществляться только под контролем государственных компаний. Кроме того, рассматривается возможность изменения импортных пошлин на керосин, чтобы его стоимость приблизилась к стоимости автомобильного топлива.

Источники: New Kerala 26.11.2003, Indian Express 24.11.2003, 26.11.2003, Pakistan Times 30.11.2003.
к оглавлению

Другие сообщения

Канада
"Империал ойл" улучшает экологическое качество топлива

Компания "Империал ойл" (Imperial oil) является крупнейшим канадским производителем и продавцом нефтяных продуктов. Ей принадлежит четыре крупных нефтеперерабатывающих завода. Последние полтора года компания потратила более 600 млн. долларов на их реконструкцию, чтобы досрочно обеспечить выполнение новых экологических требований к автомобильному топливу. С 1 января 2005 года на территории Канады содержание серы в продаваемом горючем не должно превышать 0,03%. Для "Империал ойл" это означало необходимость добиться 10-кратного снижения количества серы в выпускаемом ей бензине. Эта цель была достигнута на год раньше установленного законом срока.

Снижение содержания серы окажет двойное положительное действие. С одной стороны, резко снизится поступление ее в атмосферу с выхлопными газами. С другой, автомобильные компании благодаря пониженному содержанию серы в топливе смогут устанавливать более совершенные очистные системы, что даст дополнительный положительный эффект.

Источник: PRNewswire 26.11.2003.
к оглавлению

Канада
"Петро-Канада" призывает власти не спешить с выполнением Киотского протокола.

Руководитель одной из крупнейших канадских энергетических компаний "Петро-Канада" (Petro-Canada) Рон Бреннман (Ron Brenneman) надеется, что новый премьер-министр страны г-н Мартин (Martin), представляющий Либеральную партию, будет оказывать большее содействие развитию бизнеса, а не выполнению Киотского протокола.

Действующий премьер-министр Кретьен, слишком активно стремится к тому, чтобы страна выполняла свои обязательства в рамках Киотского протокола по сокращению выбросов парниковых газов, способствующих глобальным изменениям климата. Бреннеман же считает, что правительство должно дать компаниям время, чтобы они самостоятельно выработали и предложили меры по решению экологических проблем. Компании заинтересованы в снижении затрат на энергопотребление, что автоматически приведет к уменьшению выбросов парниковых газов.

И уже тем более бесполезным является покупка разрешений на выбросы у других государств- участников Киотского протокола. Это приведет только к бесполезной трате канадских средств, которые гораздо целесообразнее потратить на решение проблем внутри страны.

До конца года "Петро-Канада" должна принять решение о продолжении объявленной в апреле 2003 года программы расширения работ по освоению битуминозных песчаников в провинции Альберта общей стоимостью 5,8 млрд. долларов. В настоящее время эти работы столкнулись с проблемой превышения затрат на строительство и недостатком квалифицированной рабочей силы.

Битуминозные песчаники в канадской провинции Альберта в настоящее время являются крупнейшими слабоосвоенными запасами нефти в мире. Однако 85% их находятся на слишком большой глубине, чтобы их можно было добывать экономически рентабельным на настоящее время открытым способом. Нужны новые технологии.

Власти страны должны оказать поддержку компаниям в решении этой проблемы, а не требовать от них соблюдения требований Киотского протокола.

Источники: CBC 25.11.2003, Globe and Mail 24.11.2003.
к оглавлению

Канада
Запасы нефти огромны, но их сложно взять.

Форт МакМюррей с его 50 тысяч жителей стал центром бурно развивающихся нефтепромыслов в канадской провинции Альберта. Здесь расположены залежи битуминозных песчаников. Общее количество содержащейся в них нефти огромно. Только та, относительно небольшая, часть, добыча которой экономически эффективна при современных ценах, оценивается в 25 млрд. т. Из нее можно изготовить такое количество автомобильного топлива, которого хватит США при современном уровне потребления больше чем на 50 лет.

Компания Санкор (Suncor) является одним из лидеров добычи нефти из битуминозных песчаников. Она начала работать в 1967 году, добывая всего около 300 т нефти в день. Сейчас промыслы Санкор ежедневно дают более 100 тысяч т нефти. Из них треть приходится на долю битуминозных песчаников. Добыча пока ведется открытым методом. Огромные карьерные грузовики фирмы "Катерпилер" грузоподъемностью 400 т поднимают из карьеров сотни тысяч т битуминозных песчаников. Далее они обрабатываются паром, что позволяет отделить нефть.

Более 30 лет нефтедобычи оставили за собой 7000 га отработанных карьеров. Рекультивация пока проведена лишь на 10% этой территории, где посажено 3,5 млн. деревьев. Особенностью битуминозных песчаников является то, что после обработки паром и отделения нефти они сильно увеличиваются в объеме. В результате после засыпки отработанных карьеров остаются еще и огромные отвалы, которые тоже надо рекультивировать.

Однако пласты, залегающие на относительно небольшой глубине, пригодные для карьерной добычи, кончаются. Необходимо осваивать технологии подземного извлечения нефти. С этой целью будет пробурена система скважин, в которые будут закачивать пар. Уже очевидно, что эта технология потребует огромных затрат энергии. Компании "Санкор" собирается использовать для этих целей добываемый ей природный газ.

Освоение этих весьма трудных для добычи запасов стимулируется близостью огромного североамериканского рынка. Компания "Санкор" купила за 150 млн. долларов у компании "Коноко" нефтеперерабатывающий завод в штате Колорадо, а также сеть бензоколонок у компании "Филипс". Их работа обеспечивается нефтью, извлекаемой из битуминозных песчаников. К 2010 г. "Санкор" планирует увеличить ее производство в два раза и достигнуть объемов, равных трети современного импорта нефти в США из Саудовской Аравии.

Запасы нефти, имеющиеся в Канадских битуминозных песках, позволят обеспечить безопасные и надежные поставки автомобильного топлива в США на протяжении более 50 лет. Если учитывать их как возможный источник добычи нефти, то Канада выходит на второе место в мире после Саудовской Аравии, опережая находящийся на третьем месте Ирак.

Источник: Denver Post 30.11.2003.
к оглавлению

США
"Коноко-Филипс" ведет реконструкцию, чтобы повысить экологическое качество топлива.

Компания "Коноко-Филипс" (Conoco-Phillips) достигла соглашения с местной природоохранной группой о реконструкции нефтеперерабатывающего завода в Родео. В соответствии с требованиями Агентства по охране окружающей среды к 2006 содержание серы в дизельном топливе должно быть снижено на 97% по сравнению с современным уровнем. Компания "Коноко-Филипс" планировала совместить реконструкцию предприятия, необходимую для выполнения этого требования, с плановым обновлением оборудования.

Однако против этого выступила местная природоохранная группа Communities for Better Environment. Признавая положительные последствия предлагаемой реконструкции для штата Калифорния в целом, ее члены протестовали против ухудшения экологической обстановки в месте расположения нефтеперерабатывающего завода. Компания планировала за счет обновления оборудования повысить мощность завода на 10%. Кроме того, извлечение серы должно было привести к локальному повышению ее выбросов в окрестностях предприятия.

Но вместо того, чтобы два года разбираться в судах, природоохранная группа и компания пришли к соглашению. "Коноко-Филипс" начнет использовать более чистое в экологическом плане топливо на транспорте и оборудовании, применяемом для реконструкции. Будет обновлена система мониторинга загрязнения воздуха вокруг завода и оповещения местного населения. На основании получаемых данных будет проводиться анализ причин выбросов и приниматься меры по их предотвращению. Компания оплатит работу курсов занятости для местных жителей.

Источник: Contra Costa Times 30.11.2003.
к оглавлению

США.
Протесты против бурения газовых скважин в национальном парке

Компания BNP Petroleum обратилась к властям за разрешением на бурение седьмой скважины для добычи нефти в национальном парке Падре Айленд (Padre Island). Руководитель компании считает, что это жизненно необходимо для обеспечения энергетической безопасности США. Ведь находящиеся здесь запасы природного газа могут обеспечить потребности всей страны на целых два дня.

Однако природоохранные организаций не согласны с таким аргументом в пользу продолжения работ по освоению запасов природного газа, находящегося в недрах под 50 тысячами га заповедного острова. Он - один из крупнейшей группы неосвоенных барьерных островов у берегов США. Бурение скважины и обеспечение ее работы приведет резкому увеличению движения грузовиков и вездеходов, перевозящих необходимое оборудование и материалы, местами прямо по нетронутым песчаным пляжам.

Это нанесет ущерб хрупкой природе местных экосистем, и отрицательно скажется на морских черепахах, которые откладывают здесь свои яйца. Впрочем, компании объявила, что в период размножения черепах она готова приостанавливать работы.

Остается неясным, что делать с 500 тысяч посетителей парка Падре Айланд, которые прибывают сюда для того, чтобы полюбоваться и отдохнуть на нетронутом "цивилизацией" побережье. Вряд ли зрелище ездящих взад-вперед 200 грузовиков, которые должны быть задействованы во время строительства скважины, вызовет у них приступ восторга.

Власти размышляют.

Источник: San-Antonio Express-News 28.11.2003.
к оглавлению

Эквадор.
Местные жители протестуют против появления очередных нефтяников.

Нефтяники, лидером которых была американская "Тексако", начали осваивать джунгли восточного Эквадора, лежащие в верховьях рек Амазонии, только в 1960-е годы. Южная часть этого региона до самого последнего времени оставалась практически не затронута этой деятельностью.

Права на проведение геологической разведки на юго-востоке Эквадора на общей площади 1 млн. га были приобретены американской компанией "Атлантик Ричфильд" (ARCO). Однако после продолжительной юридической борьбы с общественными организациями, защищавшими права местного коренного населения, она в 1999 продала их другой американской компании "Барлингтон Рисорсиз" (Burlington Resources).

Ситуация начала резко обостряться в последние месяцы, после того, как поступили сообщения, что эквадорские вооруженные силы могут высадиться в этом регионе, чтобы обеспечить безопасность геологоразведочных работ.

Представитель "Барлингтон Рисорсиз" отвергает какие-либо сравнения с теми катастрофическими социально-экологическими последствиями, что оставила после себя в Эквадоре "Тексако". "Барлингтон Рисорсис" в своей работе собирается соблюдать самые современные требования. Кроме того, она ведет переговоры с местным населением, чтобы добиться его согласия. По мнению компании, разведка нефти принесет с этот бедный регион новые рабочие места.

Однако проблема заключается в том, что многие из местных индейцев не считают деньги или материальные блага показателем уровня жизни, либо счастья. Им нужны не доллары, а их земли, леса, чистые реки и традиции.

Источник: Houston Cronicle 23.11.2003.
к оглавлению

Великобритания-Голландия.
"Шелл" хочет выглядеть хорошей.

Председатель "Шелл" сэр Филип Ваттс (Philip Watts) утверждает, что его компания упорно работает над тем, чтобы изменить впечатление о ее безразличии к проблемам сохранения окружающей среды и соблюдению прав человека.

Поводом для такой реакции со стороны компании стали два чрезвычайных события. В 1995 году планы "Шелл" затопить в северной Атлантике отработавшую свое морскую платформу "Брент Спар" вызвали мощную волну протестов.

Тогда же компанию обвинили в том, что она не пыталась спасти от казни Кена Саро-Виву и его соратников, боровшихся за права местного населения. "Шелл", оправдываясь, утверждала, что пыталась вести переговоры с военными властями страны, чтобы сохранить жизнь Саро-Вивы, но безуспешно. Если это действительно имело место, то действия "Шелл" на фоне публичных протестов со стороны президента США Клинтона, руководителя Южноафриканской республики Манделы и ряда других европейских и африканских лидеров никто не заметил. В результате "Шелл" приобрела репутацию пособника палачей, повесивших общественного активиста, протестовавшего против негативных социальных и экологических последствий работы нефтяных компаний в Нигерии, где "Шелл" занимала и занимает первое место.

С тех пор компания решила изменить свою политику и от молчания перейти к активным действиям. "Шелл" стала первой крупной нефтяной компанией мира, объявившей, что не будет вести разведку и добычу нефти на территориях, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С целью борьбы с коррупцией "Шелл", при согласии соответствующих правительств, делает открытыми сведения о своих платежах за использование природных ресурсов.

Каждый год "Шелл" выделяет 140 млн. долларов на социальные программы. Половина этих средств идет в страны Африки, в том числе в дельту реки Нигер в Нигерии. В последние годы своей жизни Кен Саро-Вива боролся за создание таких программ.

Вся эта деятельность подробно освещается в ежегодных отчетах компании "Шелл". В 2002 года он вышел под названием "Встречая энергетический вызов: отчет "Шелл". В нем наряду с финансовыми показателями, которые составляют десятки и сотни миллиардов долларов в год, приводятся сведения об объемах разлившейся нефти, наличии социальных конфликтов, успехах и неудачах в области соблюдения прав человека и охраны природы.

Природоохранные группы первоначально приветствовали эти изменения в политике "Шелл". Однако в последнее время они все чаще отмечают, что руководство компании больше концентрируется на создании благоприятного впечатления, чем на реальных изменениях. Природоохранная организация "Друзья Земли" опубликовала пародию "Проваленный вызов: другой отчет "Шелл".

Руководство компании, похоже, ознакомилось и с этим документом. Сэр Ваттс полон оптимизма. Он считает, что компания должна учиться на своих ошибках, делать выводы и работать еще лучше.

Источник: Houston Cronicle 29.11.2003.
к оглавлению

Нигерия.
Разливы старые.

Жители небольшого острова Ересегбене (Eresegbene) в дельте реки Нигер 20 октября 2002 года обнаружили, что окружены не водами реки, а мощным разливом нефти. Ее источником стали расположенные вокруг острова добывающие скважины и перекачивающие станции компании "Шелл". Основным источником существования населения Ересегбене является ловля рыбы. Однако слой разлившейся нефти был столь мощным, что через него было трудно продвигаться на лодках. Ловушки и сети были загрязнены нефтью. Жители острова испытывали большие проблемы с питьевой водой.

Несмотря на прошедший год, компания не предпринимала каких-либо активных действий по уборке загрязнения или выплате компенсаций 2000 местных жителей, на длительное время лишившихся средств к существованию.

Развитие нефтепромыслов в окрестностях острова не принесло каких-либо благ местным жителям. Здесь по прежнему нет нормальных источников питьевой воды, школ и медицинских учреждений. Деятельность нефтепромышленников привела к резкому снижению уловов рыбы. Жители острова не получили новых рабочих мест от нефтяных компаний. Ревущие факелы, в которых сжигался попутный газ, превращали ночь в день. После того, как, в конце концов, их ликвидировали, начав вырабатывать за счет попутного газа электроэнергию, она досталась жителям соседних, более мощных общин.

Не удивительно, что на нефтепромыслах в дельте Нигера регулярно происходят беспорядки, в результате которых гибнут люди, разрушается оборудование, а воровство нефти и нефтепродуктов достигло промышленных масштабов.

Источник: This Day 25.11.2003.
к оглавлению

Нигерия.
Разливы новые.

На нефтепромыслах компании "Мобил" в дельте Нигера произошел очередной разлив нефти. По заявлению компании его причиной стало намеренное повреждение клапана в резервуарном парке. Объем утечки составил около 150 т. Нефть попала в местную протоку и мощным слоем загрязнила ее на протяжении 600 м. В основном разлившаяся нефть была локализована на территории промысла, однако часть ее вышла за ее пределы.

Местные жители, в основном рыбаки, тут же начали собирать ее. Они препятствовали деятельности работников компании по локализации и уборки разлива, требуя, чтобы компания признала ущерб и выплатила компенсацию. К месту происшествия были переброшены значительные силы полиции. Власти опасаются повторения сценария инцидента в Джессе (Jesse). Там тоже произошел разлив нефти. Когда местные жители начали собирать ее, начался пожар, в огне которого погибли сотни человек.

Ведется расследование

Источники: This Day 23.11.2003, 25.11.2003.
к оглавлению

Нигерия.
Захваты заложников старые и новые.

Эпопея с захватом двух принадлежащих компании "Шеврон-Тесако" платформ по добыче нефти и 18 заложников благополучно завершилась. Все заложники освобождены. Пришла пора подсчитывать убытки. По оценкам компании, приостановка работы на платформах привела к падению добычи на более чем 3 тысяч т нефти в день. В итоге только в связи с этим общая сумма потерь превысила 4 млн. долларов США.

Две недели назад были захвачены и также освобождены еще 12 работников "Шеврон-Тексако". Всего с июля 2003 года этой компании в связи с ростом числа угроз и нападений пришлось остановить ряд промыслов, что привело к падению добычи нефти на 20 тысяч т в день. Всего же в Нигерии в результате начавшихся в марте 2003 года беспорядков объемы добычи нефти снизились на более чем 100 тысяч т в день.

Тем временем произошел очередной захват заложников, в этот раз из числа специалистов, работающих на "Шелл". Впоследствии они были освобождены.

Источник: This Day 25.11.2003.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное