Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N13


Информационный Канал Subscribe.Ru

N13  Нефтяное обозрение
22–28 декабря
2003 г.
Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil03/0352.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2003 г. размещены на http://info.forest.ru/oil03/


Уважаемые читатели!

Завершается 2003 год - первый год выпуска нашего «Нефтяного обозрения».

По роду своей основной деятельности мы занимаемся проблемами лесного сектора и выпускаем «Лесное обозрение». При его подготовке мы регулярно встречались с публикациями мировых средств массовой информации, посвященным экологическим и социальным последствиям деятельности нефтяников на лесных территориях. Ярким примером могут служить результаты работы американской компании «Тексако» в Эквадоре, оставившей после себя 800 тысяч га загаженных тропических лесов и слегка присыпанных сверху 600 прудов с нефтяными отходами.

Нам также регулярно приходилось сталкиваться и с каким-то маниакальным желанием российских нефтяников засунуть свои объекты в самые очаровательные уголки нашей Родины. Особенно достается немногим участкам сохранившихся у России морских побережий, пригодных для массового отдыха. Это и терминал КТК в Озерейке в Краснодарском крае, и терминал в Приморске на Карельском перешейке.

В 2003 году последовал какой-то взрыв подобного рода проектов. Освоение месторождения Д-6 у Куршской косы в Калининградской области, строительство экспортного терминала в порту Высоцк на Карельском перешейке, планы строительства нефтепроводов вокруг Байкала (и с юга и с севера), продолжение безобразий у берегов Сахалина.

В силу ряда обстоятельств одному из нас в 2003 году пришлось побывать в качестве наблюдателя на государственных экологических экспертизах некоторых из этих проектов. Если внимательно слушать яростные порой дискуссии экспертов, заказчиков, разработчиков, представителей министерства, ознакомиться с представленной документацией, становится ясно, что все это в силу ряда причин имеет весьма приблизительное отношение к реальности.

Эксперты часто не могут привести фактических примеров, доказывающих их заявления и оценки. Разработчики упорно предпочитают оставаться в рамках существующей нормативной документации, сплошь и рядом не имеющей никакого отношения к реальности. Заказчики либо запредельно нагло врут, либо столь же горячо желают выглядеть хорошими. Министерские чиновники, в случае отсутствии четких руководящих указаний, вынуждены пытаться самостоятельно решать, что им со всем этим делать.

А рядом с этим бурлит реальная увлекательная жизнь нефтяного сектора. Где делается много плохого, но и кое-что хорошее. Где с высочайшей эффективностью работают сложнейшие системы, охватывающие всю планету. Где принимаются и, как правило, выполняются решения, изменяющие картину мира, в котором мы живем. А мы всего этого просто не знаем. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стали история с разливом мазута в Онежской губе и пожар на танкере «Виктория».

Мы решили попробовать, хватит ли у нас сил выпускать два еженедельных обзора - «Лесное обозрение» и «Нефтяное обозрение». Пока хватило. За четвертый квартал 2003 года вышло 13 выпусков «Нефтяного обозрения». Начала расширяться подписка на электронную рассылку. Сейчас число подписавшихся приближается к 700 человек.

Поздравляем наших читателей с Новым годом!

Первый выпуск «Нефтяного обозрения» 2004 года выйдет 12-13 января.

Редакция.


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Россия.
Российский эколог получил престижную премию.

Руководитель сахалинской общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын стал лауреатом премии Дж. Пола Гетти. Она присуждается ежегодно за значительный вклад в дело охраны природы во всем мире. Вместе с Д. Лисицыным премию 2003 года в размере 100 тысяч долларов разделят лауреаты из Китая, Индонезии, Папуа новой Гвинеи и Чили.

Благодаря деятельности «Экологической вахты Сахалина» действующие на острове транснациональные нефтяные компании приняли решение резко увеличить суммы страховки танкеров. Ведется работа по решению проблемы разливов нефти. «Экологическая вахта Сахалина» добилась прекращения сейсморазведки, проводившейся фирмой «Эксон» в районе обитания серых китов.

По словам Дмитрия Лисицына, премия является не его личной заслугой, а результатом работы всей организации. Полученные средства составят резервный фонд «Экологической вахты Сахалина».

Источники: Дейта 23.12.2003, Regnum 24.12.2003,
к оглавлению

Россия.
Рождественский подарок российских ученых и чиновников сахалинским нефтяникам.

24 декабря в Министерстве природных ресурсов состоялось заключительное заседание государственной экологической экспертизы первой стадии проекта «Сахалин - 1», оператором которого является «Эксон Нефтегаз Лимитед». Как и ожидалось, несмотря на протесты администрации Сахалинской области и общественных организаций, положительное заключение было выдано. Члены экспертной комиссии успешно проигнорировали большой круг замечаний и признали возможной дальнейшую реализацию проекта.

На магистральном нефтепроводе не предусмотрены автоматические задвижки (вместо этого предусмотрены ручные, что является технологией «позавчерашнего дня»). В сейсмоактивной зоне северного Сахалина планируется прокладка нефтепровода под землей. Все это грозит многочисленным утечкам нефти и тяжелыми последствиями для нерестовых рек.

Не рассмотрена высокая опасность перевозки нефти во льдах Татарского пролива. Не проработана ответственность за аварийные разливы нефти с танкеров.

Проект угрожает местам обитания ряда редких и исчезающих видов, включая охотско-корейскую (западную) популяцию серых китов. Он негативно повлияет на рыбные ресурсы залива Пильтун.

Государственная экологическая экспертиза проходила с грубыми нарушениями. Компания «Эксон Нефтегаз» своевременно не предоставила общественности доступ к материалам ОВОС, отказала в предоставлении материалов проекта на общественную экологическую экспертизу, которую проводила Ассоциация коренных народов Хабаровского края.

Вместе с тем, компания «Эксон Нефтегаз» все-таки согласилась принять некоторые меры, которые снизят риск уничтожения западной популяции серых китов. В связи с этим ее можно считать более прогрессивной по сравнению с работающей по соседству компанией «Сахалин Энерджи» (»Шелл», «Мицуи», «Мицубиси»), реализующей проект «Сахалин-2».

Компания «Сахалин Энерджи» много лет активно рекламирует свою деятельность, но на практике не собирается улучшать свой экологически разрушительный проект. Летом 2004 года она собирается построить четыре подводных трубопровода через южную часть пастбища серых китов, сбросить около миллиона т грунта в богатый рыбой залив Анива, проложить нефтепровод под землей в сейсмоопасной зоне через 44 тектонических разлома.

Источник: Regnum 26.12.2003.
к оглавлению

Китай.
Выброс газа из скважины убил почти 200 человек.

На юго-западе Китая в результате выброса из скважины по добыче природного газа с высоким содержанием сероводорода погибло 198 человек. 9000 человек с отравлениями различной тяжести получили медицинскую помощь. Всего в связи с аварией было эвакуировано 40 тысяч человек, проживавших в радиусе 5 км от скважины, на которой произошел выброс токсичного газа. Кроме людей погибло большое количество домашнего скота.

Смертоносная скважина принадлежит государственной Китайской национальной нефтяной корпорации (China National Petroleum Corp). Выброс газа из аварийной скважины удалось подавить через 4 дня после начала катастрофы. По заявлениям властей, угроза повторения катастрофы отсутствует.

Источники: Reuters 27.12.2003.
к оглавлению

Другие сообщения

США.
Обсуждается введение норм расхода топлива для легких грузовиков.

Администрация Буша намерена ввести нормы расхода топлива для легких грузовиков. В США они уже действуют в отношении легковых автомобилей (car), в основном предназначенных для перевозки пассажиров. Более тяжелые машины, относящиеся к легким грузовикам (trucks) под действие этих требования не попадают. До сих пор их было гораздо меньше, чем пассажирских автомашин.

Однако в последнее десятилетие производство и продажа легких грузовиков растут чрезвычайно высокими темпами. Кроме собственно легких грузовиков - пикапов (pickup trucks) в этот класс попали микроавтобусы (minivan), а также полноприводные машины (SUV).

Бурный рост объемов продаж полноприводных машин, называемых также «паркетными джипами», в обладающих сетью прекрасных дорог США является весьма любопытным социальным и экологическим феноменом. В настоящее время они уже составляют треть от общего количества продаваемых легких грузовиков.

Кроме мужественного облика, рост популярности «паркетных джипов» в условиях США объясняют их большей безопасностью для водителей и находящихся в них пассажиров. При этом, правда, забывают указать, что эти огромные и тяжелые (более 3 т весом) монстры, весьма легко переворачиваются и при столкновении очень опасны для других, более легких пассажирских машин. Кроме того, большой вес «паркетных джипов» ведет к повышенному расходу топлива. Однако до сих пор все попытки ввести нормы топливной экономичности для машин класса «trucks» проваливались.

В результате этого в 2003 году средняя экономичность американского автомобильного парка достигла самых низких за последние 22 года значений. По сравнению с 1988 годов она уменьшилась на 6%. На фоне ситуации, когда страна импортирует 60% необходимой ей нефти, при том что 40% всего ее потребления в США приходится на автомобильное топливо, глупость продолжения ориентации автомобильного парка страны на пожирающие топливо многотонные махины становилась все более очевидной. Похоже это начала понимать даже администрация президента Буша.

На ее призывы побурить на нефть среди дикой природы северной Аляски для обеспечения национальной безопасности, природоохранные организации резонно предлагали заняться повышением эффективности использования нефтепродуктов на автотранспорте. Существующие и успешно продаваемые модели автомашин ведущих японских производителей показывают, что уже сейчас и технически, и экономически реально повышение топливной экономичности используемых в США автомашин в два раза.

Администрация Буша предлагает разделить класс «легкие грузовики» на различные весовые категории. После этого предполагается, что наиболее тяжелые из них сохранят возможность и дальше пожирать нерегулируемые административными ограничениями количества топлива. На более легкие машины этого класса постепенно начнут вводиться требования обеспечения топливной экономичности.

Это вызвало противоречивую реакцию природоохранных групп. Некоторые из них приветствуют намерения администрации. Некоторые видят в предлагаемых решениях возможность уже совсем идиотского хода развития дальнейших событий.

До сих пор американские производители «паркетных джипов», похоже, тщательно следили, за тем, чтобы выпускаемая ими продукция была потяжелее, и не попадала в категорию машин, на которые распространяются требования топливной экономичности. В результате реализации предлагаемых администрацией Буша решений, они просто станут делать эти машины еще более крупными и тяжелыми, и следовательно, еще менее экономичными в плане расхода топлива.

Если до этого паркетные джипы марок «Suburban», «Tahoe», «Excursion» и их крутой военный собрат «Hummer» аккуратно попадали в весовую категорию чуть более 8500 фунтов (около 3,5 т), то теперь, чтобы сохранить возможность и дальше жечь топливо без ограничений, им надо будет перебраться в категорию тяжелее 10 тысяч фунтов.

Вполне возможно, что еще более «крутые» по своим размерным и весовым параметрам, а попутно и прожорливости, американские тачки на подходе. Убедить гордых покупателей, что именно такие машины им нужны - дело рекламной техники. Дебаты на эту тему продолжаются.

Источники: CBS 23.12.2003, EMS 22.12.2003, 23.12.2003, Washington Post 22.12.2003.
к оглавлению

США.
Власти штатов борются против добавок МТБЭ в бензин.

Учреждения, а также местные власти штата Нью-Джерси активно включились в судебную борьбу вокруг экологических последствий добавления МТБЭ (метилтретбутиловый эфир) в бензин. Эта добавка в последние десятилетия широко использовалась для повышения октанового числа бензина и снижения токсичности выхлопных газов.

В судебных исках против производителей такого бензина, поданных от учреждений и местных властей штата Нью-Джерси, нефтяные компании обвиняются в том, что они заранее знали о неблагоприятных экологических последствиях использования МТБЭ. Помимо того, что есть основание полагать, что МТБЭ является канцерогеном, очевидно, что даже в очень низких концентрациях это вещество сильно ухудшает вкусовые качества питьевой воды.

Компании, защищаясь, утверждают, что на применение МТБЭ их вынудил Конгресс США. В 1990 году он принял закон, обязывающий в 10 регионах США с наиболее сильным загрязнением воздуха продавать бензин, способный снизить токсичность выхлопных газов. Единственным экономически и технически приемлемым вариантом выполнения этого закона, по мнению производителей бензина, было использования МТБЭ. Альтернативный вариант - добавление этилового спирта - был более дорогим. Эта добавка не производилась в достаточно больших объемах. Кроме того, в этом случае возникали технические проблемы транспортировки и продажи такого бензина на существующем оборудовании.

По мнению нефтяных компаний, косвенным признанием причастности Конгресса к возникновению проблемы МТБЭ являются предложения, включенные в обсуждаемый сейчас «Закон об энергетике». В нем, наряду с запретом производства бензина с добавками МТБЭ, содержится положение о прекращении судебного преследования компаний-производителей такого рода продукции начиная с осени 2003, а также учреждение фонда в размере 800 млн. долларов для проведения очистных работ.

Однако именно эти предложения стали одной из главных причин того, что новый «Закон об энергетике» в 2003 году не был принят. Он был одобрен в палате представителей Конгресса США, однако не получил поддержки сената.

В настоящее время проблемы с очисткой от утечек бензина с примесью МТБЭ, крайне затрудняющих обеспечение населения качественной питьевой водой, зарегистрированы в 28 штатах. Общая стоимость предстоящих очистных работ оценивается в 29 млрд. долларов. В 17 штатах уже приняты решения о запрете продажи бензина с этой добавкой, причем с 1 января 2004 года в Калифорнии, Коннектикуте и Нью-Йорке они вступают в силу. Судебные процессы против производителей бензина с добавкой МТБЭ до Нью-Джерси уже начали штаты Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Вермонт, Вирджиния.

Источники: NJ.com 24.12.2003, Miami Herald 23.12.2003.
к оглавлению

США.
Территория нефтеперерабатывающего завод как уголок дикой природы.

Владельцы нефтеперерабатывающего завода «Флинт Хиллс» около г. Корпус Кристи в 1998 были вынуждены согласиться с выплатой 10,5 млн. долларов компенсаций за снижение уловов рыбы, вызванное утечками нефти с их предприятия. В 2000 году компании пришлось опять выплатить 35 млн. долларов федеральному правительству и штату Техас за серию разливов нефти из трубопроводов, которые привели к загрязнению водных объектов. В итоге компания решила не только навести порядок на своем производстве, но и даже стать примером бережного обращения к природе.

На неиспользуемой для переработки нефти части территории завода площадью более 50 га была создана территория дикой природы. На ней гнездятся и кормятся птицы, бродят олени и еноты, растут представители местной флоры. Говорят, что иногда сюда даже заглядывает рысь. Этот участок официально оформлен как «Обучающая территория охраняемой дикой природы» (Wildlife Learning Preserve). С 2000 года он получает сертификат «Совета по местам обитания дикой природы» (Wildlife Habitat Council). Эта общественная организация помогает крупным землевладельцам создавать участки обитания дикой природы, а также использовать их для экологического образования и просвещения.

Значительные усилия нефтеперерабатывающего предприятия «Флинт Хиллс» по созданию мест обитания дикой природы на его территории были поддержаны грантом от государственного Агентства по охране окружающей среды. Благодаря совместным усилиям нанятых специалистов, а также добровольцев была проложена экологическая тропа, развешены пояснительные щиты, сделаны сад бабочек, автостоянка для посетителей и многое другое.

После террористического акта 11 сентября по соображениям безопасности свободное посещение территории дикой природы на территории нефтеперерабатывающего завода «Флинт Хиллс» было прекращено. Однако ее активно посещают организованные группы учащихся окрестных школ и высших учебных заведений. Организованные добровольцы могут принять участие не только в наблюдениях за дикой природой, но и работах по ее восстановлению - созданию гнезд, удалению сорняков, посадке местных видов растений.

Источник: Caller-Times 27.12.2003.
к оглавлению

Мексика.
Компании кооперируются, чтобы снизить воздействие на природу.

Компании «Шелл» (Shell) и «Семпра» (Sempra Energy) решили создать совместное предприятие для строительства терминала по приемке сжиженного природного газа в мексиканском штате Байя Калифорния (Baja California). Благодаря решению построить один более мощный совместный терминал вместо двух отдельных, но меньшей мощности, будет снижено воздействие проекта на местную окружающую среду.

Компании будут поставлять на планируемый терминал сжиженный природный газ из Австралии. В основном он будет использоваться потребителями на западе Мексики, а, в случае возникновения излишков, также поставляться в США.

Источник: Sydney Morning Herald 24.12.2003.
к оглавлению

Россия.
ЛУКОЙЛ не на словах, а на деле.

В череду презентаций экологических достижений компании ЛУКОЙЛ и ее благих намерений в этой сфере (см. «Нефтяное обозрение» № 12) мелкий диссонанс внесли инспектора Минприроды. После проверки ООО «Лукойл-Калининградморнефть» они все-таки остановили строительные работы на нефтесборном пункте Красноборского месторождения по причине отсутствия положительного заключения экологической экспертизы.

Эту тему развила и существенно дополнила калининградская природоохранная организация «Экозащита». Она опубликовала доклад с весьма актуальным названием «Компания ЛУКОЙЛ - имитация имиджа». Оказывается, что в тех случаях, когда у компании ЛУКОЙЛ положительное заключение экологической экспертизы все-таки имеется, его получение может быть связано с вопиющими нарушениями. Примером может служить ситуация с расположенным на шельфе Балтийского моря месторождением Д-6.

Оказывается, при проведении экологической экспертизы этого проекта общественность так и не смогла получить доступа к оригиналам представленных документов, поскольку они полны государственных и коммерческих тайн. То обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством, представляемые на экологическую экспертизу материалы являются открытыми и общедоступными, компания ЛУКОЙЛ предпочитает игнорировать.

Для особо любопытной общественности был приготовлен загадочного юридического статуса 26-страничный буклет «Материалы к ОВОС». В основном он содержал красиво напечатанные материалы о том, как компания ЛУКОЙЛ заботится об охране природы. Тем не менее, даже из этого буклета становилось ясно, что проект Д-6 не гарантирует отсутствие неблагоприятных экологических последствий на побережье национального парка «Куршская коса», включенного в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Равно как и трансграничного загрязнения соседней, литовской, части Куршской косы.

Во время проведения общественных слушаний по экологической экспертизе проекта Д-6 их программа и регламент не утверждались собранием. Протоколы оформлялись задним числом. А для особо упорной природоохранной общественности имелись средства массовой информации, вроде «Калининградской правды», в которой «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» является учредителем, регулярно печатавшие статьи, показывающие, что ее учредитель думает об общественных природоохранных организациях.

Обобщая свои впечатления, природоохранные активисты пишут:

»Как показал опыт попыток взаимодействия общественных организаций с компанией «Лукойл», компания, декларирующая на словах прозрачность и приверженность демократии и экологическим стандартам, на деле создает препятствия для общественного контроля своей деятельности. Лукойл имитирует общественные слушания, манипулирует общественным мнением, идет на подлоги и нарушение российских законов, не гнушается приемами черного PR в отношении противников, отказывает общественности в предоставлении информации, добивается срыва общественной экологической экспертизы, игнорирует обращения международной общественности.

Складывается убедительное впечатление, что Лукойлу есть, что скрывать. Время эмоциональных оценок прошло, наступил черед оценки независимых экспертов.

Компания делает все возможное, чтобы помешать независимой оценке проекта, а, значит, он небезопасен для окружающей среды - Балтийского моря и международного национального парка «Куршская коса». Мы по-прежнему уверены, что проект направлен исключительно на обогащение одной компании в ущерб интересам населения и окружающей среды..»

Источники: ИА «Перископ» - Балтийский ресурсно-информационный центр - Politperm.com 23.12.2003. ABNews.ru 23.12.2003, Росбалт 23.12.2003.
к оглавлению

Россия-Норвегия.
Российских нефтяников беспокоит экология в Норвегии. И наоборот.

На неделе появились публикации о планах норвежских и российских нефтяников по загаживанию Баренцева моря. И если названия статей о визите норвежцев в Ненецкий АО полны дипломатического политеса: «Ненецкие и норвежские экологи договорились о сотрудничестве», «Экологи Норвегии беспокоятся за разливы на Русском Севере», то относительно ожидаемых действий норвежских компаний говорится прямо и без намеков: «Statoil» испортит акваторию Баренцева моря» (RBC Daily).

Автор публикации в этом лидере российских деловых интернет-СМИ рисует несколько апокалиптическую картину. Оказывается у Норвегии, которая является главной нефтяной страной Европы, нефти осталось всего лишь на 9 лет. В 2002 году ее добыли 157 млн. т, а доказанных запасов имеется только 1,4 млрд. т. В 2002 году прирост новых запасов составил лишь 75% от объема годовой добычи.

Из-за протестов экологических организаций в 1994 году был введен мораторий на разведку на шельфе Баренцева моря. Однако в 2002 году государственная компания «Статойл» (Statoil) смогла пробить в нем первую брешь. Ей удалось получить разрешение на освоение месторождения «Сновит» (Snohvit). А 15 декабря 2003 года правительством Норвегии был снят запрет на разведку на шельфе Баренцева моря, за исключением акватории, примыкающей к Лофотенским островам.

По мнению автора, для России и российских компаний решение норвежского правительства будет иметь несколько последствий, преимущественно негативных. Во-первых, между Россией и Норвегией могут возникнуть споры относительно принадлежности месторождений. Кроме того, все возможные утечки в результате деятельности норвежской стороны благодаря течениям будут переноситься к берегам Кольского полуострова. По мнению г-на А. Москвина из ИАЦ «Минерал», до 6% добываемой нефти будет все равно неизбежно протекать, и все это поплывет в Россию.

В связи с этим «в такой ситуации Правительству России необходимо выставить определенные требования к Норвегии перед началом добычи углеводородов в Баренцевом море. Ведь несомненно, что Норвегия так и сделает, когда в Мурманске начнется строительство нефтяного терминала».

Как будет портиться акватория Баренцева моря в результате работы этого терминала, а также что после себя оставят уже действующие на Приразломном месторождении российские нефтяники, в статье не анализируется.

Источники: RBC Daily 24.12.2003, ДвинаИнформ 22.12.2003, Regions.RU 23.12.2003.
к оглавлению

Россия.
«Волготанкер»: сколько разлили - решит суд, но пришли мы в Онегу надолго.

Представители компании «Волготанкер» не смогли сказать, сколько точно мазута они разлили в Онежской губе в сентябре 2003 года. Очевидно, что это гораздо больше первоначально заявленных 400 кг, а потом 1 т. В неофициальных оценках говорится о 100 т. Известно лишь, что разлившегося мазута хватило на 74 км побережья. Очистка загрязненного побережья продолжается и, наверно, будет завершена только летом 2004 года.

Тем не менее, представитель компании «Волготанкер» сообщил, что она пришла в Онегу надолго и никуда отсюда уходить не собирается. Предстоящая зима будет новым испытанием, поскольку на севере сложнее работать, чем на юге, а зимой, в ледовых условиях «Волготанкер» еще не работал. Нефтерудовозы, типа того, что дал утечку в сентябре, использоваться не будут. Попробуют теперь суда ледового класса и два ледокола.

Собравшиеся на встречу с компанией представители онежской общественности, местных властей и прессы потребовали от нее, чтобы в следующий раз о происшествиях сразу же информировали официальные власти. В сентябре местные сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям узнали о разливе лишь через несколько дней, и то от журналистов. Необходима подготовка специалистов, способных эффективно бороться с последствиями разливов. У компании также должен быть четкий план сбора разлитых нефтепродуктов, которого в сентябре то ли не было, то ли он не сработал.

А глава администрации Онежского района даже потребовал провести общественные слушания, чтобы жители знали ситуацию.

Источники: ДвинаИнформ 24.12.2003, Росбалт 24.12.2003, Regnum 22.12.2003.
к оглавлению

Нигерия.
Местное население будет довольно «Шелл». Если журналисты не помешают.

Нигерийское отделение «Шелл» выделяет около 20 млн. долларов США на поддержку социально ориентированных проектов среди местного населения в районах, где она ведет добычу нефти в дельте р. Нигер. Все это должно снизить социальную напряженность, в первую очередь среди молодежи. Представитель компании заявил, что она не допустит хаоса в зоне своей работы. Конечно, в основном это задачи деятельности властей, однако компания будет дополнять и расширять их усилия.

Однако важно, чтобы журналисты не гонялись за сенсациями и, освещая события в дельте р. Нигер, проявляли профессионализм. Они должны понять, что время военного режима и насилия прошло, и теперь наступила пора диалога и демократии.

Источник: Daily Champion 24.12.2003.
к оглавлению

ЮАР.
Этилированный бензин будет запрещен к 2006 году.

Южноафриканская республика входит в число стран, в которых отсутствует законодательство, регулирующее токсичность выхлопных газов автомобильного транспорта. Однако количество машин растет, средний их возраст - тоже. Токсичность выхлопных газов этих машин может в 10 раз превышать нормы, принятые в развитых странах.

В связи с этим правительство планирует в 2005 году ввести первые в Южноафриканской республике ограничения на токсичность выхлопных газов автомобилей. С 2006 года будут изменены требования к качеству автомобильного топлива, которые сделают невозможной продажу этилированного бензина. По крайней мере открыто и официально.

Источник: Business Day 23.12.2003.
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное