Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 44 (56)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N44   Нефтяное обозрение
1 - 7 ноября
2004 г. 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0444.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Горячая тема.

Темы недели

Другие сообщения


Горячая тема.

Трубопровод «Восточная Сибирь — Тихий океан»: министерства сомневаются

Одна из главных проблем проекта нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» — где взять деньги. Ранее сообщалось о том, что на эти цели, возможно, будут использованы средства стабилизационного фонда. Но глава министерства финансов г-н Кудрин заявил, что сделает все, чтобы не допустить нецелевого использования средства стабилизационного фонда, по крайней мере в особо крупных размерах.

Фонд наполняется за счет экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых. Пока в фонде не окажется 500 млрд. рублей, его средства нельзя тратить ни на какие другие цели, кроме покрытия дефицита российского бюджета в случае резкого падения цен на нефть.

При нынешнем очень высоком уровне мировых цен на нефть, и соответственно, российских экспортных пошлин, 500 млрд. рублей в стабилизационном фонде накопится уже к концу 2004 года. К 1 января 2006 году, по прогнозу Минфина, в нем будет уже почти 720 млрд. рублей. В связи с этим в августе 2004 года правительство поручило Минфину подготовить до 1 ноября 2004 года концепцию использования этих «излишков». Российские министерства разразились лавиной предложений, суть которых в основном сводилась к закапыванию средств стабилизационного фонда в различные инфраструктурные проекты.

У министерства финансов это не вызвало энтузиазма, и в его недрах родилась принципиально другая концепция. Российские финансисты предлагают привязать размеры стабилизационного фонда к объемам российского валового внутреннего продукта. Фиксированная сумма в 500 млрд. рублей составила в 2004 году 3,1% ВВП. По мере роста этого показателя доля стабилизационного фонда в 2005 году составит только 2,7% ВВП, а в 2010 году — вообще снизится до 1,5%.

При поддержании стабилизационного фонда на уровне 4,5% от ВВП, его размеры в 2005 году должны быть доведены до 842 млрд. рублей, в 2006 — до 962 млрд. рублей. Такой подход позволит устойчиво финансировать расходы государственного бюджета в течение трех лет, даже если мировые цены на нефть вдруг упадут до 15 долларов за баррель. Кроме того, средства фонда, если их все-таки не разворуют и не разбазарят, оставят будущим поколениям российских граждан хоть что-нибудь от нынешних нефтяных поступлений.

«Излишки» стабилизационного фонда министр Кудрин предлагает тратить только на пополнение дефицита Пенсионного фонда и выплату внешнего долга. На эти цели в 2005 году пенсионерам предполагается выделить 75 млрд. рублей. 167 млрд. пойдет на выплату задолженности. Тем не менее, желающих осваивать эти средства для «развития» российской экономики более чем достаточно, и нет уверенности, что министерству финансов удастся от них отбиться.

«Транснефть» с ее бездонным в финансовом плане набором новых трубопроводостроительных затей является одним из самых прожорливых соискателей. Однако тех 2 млрд. долларов в год, которые вдруг могут оказаться свободными в стабилизационном фонде, для финансирования строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» будет явно недостаточно. А ведь есть большое число других, хотя и не столь расточительных, но не менее мощных и активных соискателей с предложениями как потратить эти деньги.

«Транснефть» несколько умерила свои аппетиты и снизила заявку с 16 млрд. долларов до 11 млрд. долларов. Достигнуто это было за счет нового поворота интриги. Трубу мощностью 80 млн. т нефти в год теперь предлагается строить не до самого берега Тихого океана, а до станции Сковородино, откуда в Китай пойдет ответвление мощностью 30 млн. т в год. Это снизит затраты на строительство оставшегося участка «Сковородино — Тихий океан», по которому надо будет перекачивать уже только 50 млн. т нефти в год. Кроме того, благодаря поэтапной реализации, трубопроводная система будет быстрее вводиться в строй, что позволит улучшить ее финансовые показатели.

Вариант ответвления трубопровода на Китай «Транснефть» хочет использовать для получения если не прямой финансовой поддержки, то хотя бы налоговых льгот. Однако этой идее предстоит столкнуться с опытом поддержки другого провального в экономическом плане трубопроводного мегапроекта. Это «Голубой поток», по которому компания «Газпром» поставляет газ в Турцию. Льготы, общая сумма которых в итоге достигла 1 млрд. долларов, были включены в российско-турецкое межправительственное соглашение. Экономия для газовой монополии на эту сумму обернулась эквивалентными потерями государственного бюджета. В итоге труба построена, прибылей нет, и, похоже, еще долго не предвидится, а миллиард долларов проехал мимо казенного бюджета.

Для получения налоговых льгот проект компании «Транснефть» также должен получить статус межгосударственного. У Китая уже имеется богатый печальный опыт в этой области (проект «Ангарск — Дацин»), и, скорее всего, он будет настаивать на гораздо более жесткой ответственности российской стороны за срыв соглашения. Срывать его будет «Транснефть», но китайцы сделают все, чтобы на этот раз ответственность несло уже российское государство.

Самой же «Транснефти» при ее чистой прибыли на уровне 1,2 млрд. в год привлечь 11 млрд. долларов (около 2,4–2,9 млрд. долларов в год), необходимых для реализации даже новой, изрядно «похудевшей», версии трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» будет очень сложно. Финансирование программы диагностики, технического перевооружения реконструкции и капитального ремонта магистральных нефтепроводов компании «Транснефть» в 2005 году составит 46 млрд. рублей.

Тем временем проект проходит очередную экологическую экспертизу, теперь уже в недрах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 15 октября 2004 года и.о. главы Ростехнадздора Андрей Малышев подписал приказ об образовании экспертной комиссии, в состав которой вошли 25 экспертов. Они будут трудиться ударными темпами и уже к 15 ноября представят индивидуальные заключения. Окончательное заключение экологической экспертизы этого сложнейшего проекта должно быть готово в течение трех месяцев (т.е. к 15 января 2006 года).

Тем не менее, не дожидаясь завершения процесса, до 15 декабря 2005 года согласно сообщению Аркадия Дворковича, главы Экспертного управления президента России, правительство должно принять решение о целесообразности строительства восточного трубопровода.

Ярким показателем качества подготовки проекта служит то, что, несмотря на критические замечания представителей научных и природоохранных организаций, компания «Транснефть» по-прежнему предлагает проложить трассу трубопровода в районе Хабаровска, по наиболее короткому варианту. Он должен пройти выше городского водозабора, над месторождением подземных вод, которое предлагается использовать в качестве резервного в случае выхода из строя городского водозабора, в окрестностях Большехехцирского заповедника.

Неожиданным фактором ликвидации этой откровенной в экологическом плане авантюры может стать политическая инициатива президента Путина. Во время визита в Китай 14 октября 2004 года он подписал соглашение, согласно которому некоторые острова на Амуре должны стать частью китайской территории. Через эти острова планировалось протянуть трубопровод. Представитель «Транснефти» на эту ситуацию прореагировал весьма невразумительным заявлением, что компания пока не получала официальных указаний о необходимости изменения трассы трубопровода в связи с развитием отношений дружбы и добрососедства с Китаем. Похоже, «Транснефть» собирается дожидаться, когда об этом ей сообщат китайские пограничники.

Однако главной проблемой для реализации этой «авантюры века» может стать банальное отсутствие подтвержденных, доступных и освоенных запасов нефти, которые понадобятся для заполнения трубопроводного монстра мощностью 80 млн. т в год. Такая огромная мощность необходима для достижения окупаемости проекта. Более-менее подтвержденные запасы нефти в зоне прохождения трубопровода оценены в 520 млн. т. Весьма теоретические запасы категории С2 составляют 600 млн. т, и уж совсем фантазийная категория С3 оценена в 1 млрд. т. Согласно данным Центра стратегических исследований, к 2010 году добыча нефти в Восточной Сибири не даст и половины проектной мощности трубопровода.

Нефть же Западной Сибири можно поставлять на экспорт гораздо более простыми и дешевыми способами, чем прокачка в Китай, который в таком варианте станет одним из монопольных покупателей, что даст ему возможность существенно сбивать цены.

Остается только надеяться, что чиновники Минэкономразвития РФ все-таки увидят эти обстоятельства, изложенные в подготовленном по их заказу докладе Центра стратегических разработок. Степень адекватности российского правительства нам предстоит узнать до 15 декабря, если оно все-таки соберется рассмотреть этот вопрос на своем заседании. Ранее, 28 октября 2004 года, он был неожиданно исключен из повестки дня.

Источники: «Известия» 2.11.2004, «Коммерсантъ» 3.11.2004, 4.11.2004, «Время новостей» 3.11.2004, 5.11.2004, www.oilcapital.ru 9.11.2004.
к оглавлению

Темы недели

Россия.
Рост российского нефтеэкспорта: «недолго музыка играла, недолго фраер танцевал»

Министерство природных ресурсов закончило подготовку «Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минеральных ресурсов» на 2005–2020 гг. В ней стыдливо признано, что ситуация с воспроизводством минерально-сырьевой базы в стране, мягко говоря, весьма прискорбная.

Без резкого увеличения объемов инвестиций в геологоразведку известные запасы российской нефти могут быть освоены уже к 2015 году, россыпного золота — к 2011 году, коренного золота — к 2015 году. Чтобы избежать этого варианта, который при отсталой, сырьевой структуре российской экономики, кончится полной катастрофой, Минприроды предлагает реализовать в 2005–2020 гг. программу воспроизводства минерально-сырьевой базы на общую сумму 1780 млрд. рублей (т.е. около 60 млрд. долларов или по 4 млрд. долларов в год). Значительная часть этих затрат придется на нефтегазовый сектор.

При этом, несмотря на то что программа носит гордое название государственной, федеральный бюджет выделит в лучшем случае 126 млрд. рублей или около 7% от общей стоимости программы. Это означает, что нынешний мизерный уровень государственного финансирования геологических работ, 7 млрд. рублей в год, существенно не увеличится.

Основные средства для реализации величественных государственных планов Минприроды должны предоставить частные компании. А ведь есть еще и растущий налоговый пресс. Однако им и без того предстоит вложить огромные средства в поддержание уже достигнутых уровней добычи. По оценкам Мирового энергетического агентства, в это российские нефтяники в ближайшие десятилетия должны будут вкладывать по 14–15 млрд. долларов в год. Всего ежегодные инвестиции в энергетический сектор страны для поддержания его нынешнего уровня должны составлять около 35 млрд. долларов в год. Сейчас фактические объемы этих инвестиций оцениваются в 25 млрд. долларов в год.

Кроме финансовой, в российской геологоразведке есть огромная проблема квалифицированных кадров. В 1986 году в СССР в геологии трудилось 1,5 млн. профессионально подготовленных специалистов. За прошедшие десятилетия российская геология как отрасль народного хозяйства деградировала и просто не способна к резкому расширению объемов поисковых работ. Сохранившиеся пока несколько тысяч ветеранов физически неспособны на новые трудовые подвиги в необходимых размерах. Подготовка новых профессионалов потребует десятилетий. Привлечение же иностранных специалистов и компаний упрется в недавно принятые законы, объявляющие значительную часть геологической информации нефтегазового сектора секретной.

Источники: «Ведомости» 2.11.2004, 5.11.2004, «Известия» 2.11.2004, 3.11.2004. «Коммерсантъ» 3.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Компания «ЭксонМобил» хочет в Китай. Через Сахалин

Проект «Сахалин-1» включает в себя месторождения Чайво, Арктун-Даги и Одопту море. Он реализуется на условиях соглашения о разделе продукции. Оператором проекта является американская компания «ЭксонМобил», владеющая 30% акций консорциума. Еще 30% составляет доля японской компании SODECO, в которую входят Itochu, Marubeni, JPEC. По 20% принадлежат индийский ONGC и российской «Роснефти».

Потенциальные извлекаемые запасы месторождений проекта «Сахалин-1» составляют 307 млн. т нефти и 485 млрд. кубометров природного газа. Добыча нефти и поставки природного газа в Хабаровск должны начаться к 2006 году. После завершения освоения месторождений уровень добычи нефти должен достичь 12 млн. т в год, а природного газа — 20 млрд. кубометров в год. Если со сбытом нефти проекта «Сахалин-1» проблем нет, и сейчас полным ходом идет строительство экспортного терминала в порту Де-Кастри Хабаровского края, то куда девать добываемый газ — пока неясно.

Первоначально предполагалось, что он будет поставляться по трубопроводу (с подводным участком) длиной 1,5–2,0 тысяч км в Японию. Однако затраты на его строительство оказались гораздо выше, чем предполагалось. Трубопровод должен пройти по зонам промысла рыболовецких компаний, которые потребовали очень высокую компенсацию. Кроме того, японские потребители в настоящее время в основном работают со сжиженным природным газом, который из России будет поставлять консорциум (»Шелл», «Мицуи», «Мицубиси») в рамках проекта «Сахалин-2».

В этих условиях компания «ЭксонМобил» начала переговоры с «Китайской национальной нефтяной компанией» (CNPC) относительно возможности сбыта природного газа проекта «Сахалин-1» на китайском рынке. Для его транспортировки понадобится строительство газопровода, строительство которого может обойтись в 14 млрд. долларов. Запасов проекта «Сахалин-1» недостаточно для экономически эффективной реализации этих планов. Однако этот вариант может стать более реальными, если к нему подключатся другие сахалинские проекты и участвующие в их реализации компании.

В этом плане особенно важной становится роль российской государственной газовой монополии «Газпром». Войдя в состав «Роснефти», «Газпром» получил 20% проекта «Сахалин-1». Кроме того, ему достался 51% и статус оператора проекта «Сахалин-5», который будет реализован совместно с компанией «Бритиш Петролеум», но за ее деньги. Прогнозные запасы природного газа этого проекта оцениваются в 500 млрд. кубометров. «Газпрому» также переходят 33% проекта «Сахалин-3» с еще более крупными прогнозными запасами газа — 720 млрд. кубометров. К 2015 году компания «Роснефть» планировала добывать на сахалинском шельфе 20 млрд. кубометров природного газа.

Газопровод в сторону Китая мощностью до 40 млрд. кубометров в год может стать частью единой системы газоснабжения, проект которой «Газпром» должен до конца 2004 года представить на рассмотрение в правительство. Эта компания является правительственным координатором освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Очевидно, что сейчас сахалинские проекты более привлекательны для «Газпрома», чем участие в работе по освоению и организации экспортных поставок с Ковыктинского месторождения в Иркутской области. Тем не менее, представители компании «ТНК-ВР», оператора этого проекта, считает, что китайский рынок настолько огромен, что на нем хватит места для всех.

Пока проект строительства газопровода с Сахалина в Китай существует только как идея компании «ЭксонМобил». Он не согласовывался ни с российским ни с китайским правительствами.

Источники: «Ведомости» 3.11.2004, «Коммерсантъ» 3.11.2004, «Время новостей» 3.11.2004, «Известия» 4.11.2004.
к оглавлению

Россия.
У «Волготанкера» опять проблемы. На этот раз не по его вине

Сухогруз «Морская баронесса» таганрогской компании ООО «Алько» протаранил ворота Константиновского шлюза в Ростовской области, что привело к остановке работы Волго-Донского канала. В результате на подходах к шлюзу скопилось более 60 судов компаний «Волготанкер», «Волжское пароходство», «Азово-Донское пароходство» и других. Ожидается, что в лучшем случае работа шлюза будет восстановлена через 3 недели.

Из-за аварии простаивают около 30 танкеров компании «Волготанкер» с грузом 116 тысяч т нефти и нефтепродуктов. Компания постарается переориентировать часть речных перевозок на другие порты, в частности на Санкт-Петербург. Однако это будет сильно зависеть от погодных условий, поскольку навигация должна закончиться к 25 ноября. В противном случае при резком похолодании суда не смогут разгрузиться и вернуться на места зимних стоянок. В этом случае они будут вынуждены зимовать там, где их застанет ледостав. Особенно неприятная ситуация может сложиться с нефтяными грузами, поскольку на Волго-Донском канале нет специализированных терминалов, где можно было бы разгрузить застрявшие из-за аварии суда. К счастью, погода пока исключительно благоприятна.

До 60% грузов, которые «Волготанкер» перевозит по Волго-Донскому каналу, принадлежат компании «Юкос». В черноморском порту Кавказ у «Юкоса» поставлены два танкера-накопителя для нефти грузоподъемностью 90 и 160 тысяч т и еще один, грузоподъемностью 70 тысяч т — для мазута. На них переваливается нефть, поставляемая речным транспортом (около 150 тысяч т в месяц), и по железной дороге. Кроме «Юкоса» крупными клиентами «Волготанкера» являются компания «ТНК-ВР» и другие нефтетрейдеры. Всего «Волготанкер» планировал в ноябре 2004 года перевезти по Волго-Донскому каналу 260 тысяч т нефтяных грузов.

Источники: «Время новостей» 3.11.2004, «Ведомости» 3.11.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
«Волготанкер» в Архангельской области. А теперь — дело за судебными приставами

Арбитражный суд Северо-Западного федерального округа отклонил апелляцию ОАО «Волготанкер» на решение Арбитражного суда Архангельской области. Оно обязывает компанию уплатить муниципальному образованию «Онега и Онежский» район 14 млн. рублей компенсаций за ущерб окружающей среде, нанесенный разливом нефтепродуктов 1 сентября 2003 года. Теперь дело за судебными приставами.

Компания «Волготанкер» больше в Архангельской области работать не собирается. Но убирать здесь последствия ее работы придется еще долгое время. Программа рекультивации земель, загрязненных в результате аварии еще не утверждена. Острова Осинки в Онежской губе после залива в сентябре 2003 года фактически превратились в свалку нефтепродуктов. Несмотря на это некоторые архангельские высокопоставленные чиновники призывают тему «Волготанкера» закрыть и больше не вспоминать.

Источники: «Правда Севера» 6.11.2004, www.regnum.ru 4.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Саратовская область: врезка — утечка — пожар

29 октября 2004 года в районе с. Кокурино Саратовского района загорелась нефть, находившаяся в технологическом колодце. Ранее он был закрыт бетонными плитами, но какие-то неустановленные богатыри их сдвинули. Через пять часов удалось потушить огонь, а также остановить утечку нефти из трубопровода диаметром 273 мм.

После откачки находившихся в колодце остатков нефти была установлена причина пожара, а также геройских манипуляций с тяжеленными бетонными плитами. Ей оказалась самовольная врезка. Вылившейся из нее нефти хватило не только на то, чтобы заполнить технологический колодец размером 3 на 3 м, но и еще загрязнить 300 кв. м окружающей местности. Всего, по официальным данным, разлилось 9 кубометров нефти. Если верить этой оценке, то какой-то широкий, но очень уж мелкий технологический колодец получается. Глубиной всего лишь в 1 м.

Если продолжаться верить источнику, попадание нефти в ближайший водоем было предотвращено, поскольку ее направили в овраг, где для нее (какая предусмотрительность!) был специально обустроен приямок. Видимо не первый раз она там проливается.

Источник: www.regions.ru 1.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Курская область: 400 кг нефтепродуктов убирают 50 человек и 22 единицы техники

Представители управления ГО и ЧС Курской области продемонстрировали великолепное владение стилем «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо». Согласно их сообщению, в результате несанкционированной врезки в нефтепровод «Дружба» в Усланский пруд Обоянского района Курской области попало всего-то 400 кг нефти. В результате ее пятна покрыли полтора га поверхности пруда.

Далее сообщается, что загрязненный нефтью грунт (не иначе, как с «поверхности пруда») был собран и отправлен в Брянск для переработки. Но самое интересное, что ликвидацией последствий аварии занималось 50 человек, в том числе четыре нефтесборщика, четыре помпы, два пожарных автомобиля, экскаватор и бульдозер. А на полную очистку пруда и окрестностей понадобится еще около недели.

Сообщение заставляет предположить, что в МЧС либо нефтесборщики, экскаваторы и бульдозеры какие-то игрушечные, либо сотрудники этой доблестной системы собираются всю неделю бездельничать, убирая по 60 кг нефти с поверхности пруда в день (это 1,2 кг на человека, не считая 4 нефтесборщика, экскаватор и бульдозер). Есть еще одна версия — приводя какие-либо количественные данные об объеме разлива, надо все-таки стараться не столь уж откровенно морочить голову читателям.

А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо.

Источник: www.gazeta.ru 4.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Атака террориста на газовую станцию провалилась

2 ноября 2004 года в Махачкале прогремел мощный взрыв. На одной из автостоянок взлетела на воздух автомашина, в которой был находящийся в розыске чеченский террорист и 25 кг взрывчатки. Десять машин сгорели, двадцать получили повреждения. Правоохранительные органы полагают, что объектом атаки должны были стать не мирные автомашины, а нечто более серьезное. Похоже террористу не повезло, и он подорвал себя случайно.

Как оказалось, ему не повезло дважды. За неделю до этого он подогнал к газораспределительной станции в Махачкале другую машину. В ней находилось 16 зарядов к гранатомету и мешки с взрывчаткой. Но тогда, к счастью, что-то не сработало.

Остается только гадать, как долго будет продолжаться это везение. Но факт продолжения попыток террористических атак на объекты газовой инфраструктуры очевиден.

Источник: «Коммерсантъ» 4.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Еще один газовый террорист-двоечник

В Тверской области на газопроводе Ухта — Торжок в районе деревни Погорелово было обнаружено и обезврежено самодельной взрывное устройство. Оно состояло из боевой части противотанковой гранаты, электродетонатора и часового механизма. Ведется поиск лиц, причастных к его изготовлению и закладке.

Источник: www.oilru.com 5.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Архангельские алкаши оказались опаснее террористов. Тепловоз свалился с рельс

В Онежском районе Архангельской области 4 ноября сошел с путей тепловоз. Причиной аварии стало отсутствие соединительных прокладок между рельсами. Днем местные жители заметил работающих на путях людей, похожих на путевых рабочих. Однако по данным руководства предприятия, которому принадлежит ветка, никого туда на работу не посылали.

Поэтому оперативники предположили, что накладки были сняты для сдачи в утиль. После проверки пунктов приема металлолома, удалось выйти на подозреваемых и задержать их. Двое «путевых» деятелей, один из которых ранее работал машинистом, но был уволен за пьянство, действительно окрутили накладки и отнесли их в пункт приема металла. За что получили 142 рубля, которые тут же потратили.

Теперь в дополнение они могут получить еще до 10 лет лишения свободы по статье 158 УК РФ, карающей не за терроризм и диверсии, а за кражи. Благо, никто из людей не пострадал, а тепловоз не вез ничего взрыво- или пожароопасного.

Источник: www.logistic.ru 5.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Установлен подозреваемый в причастности к взрывам газопроводов и ЛЭП

Зам начальника УФСБ по Москве и Московской области Николай Барышников на совещании в областном ГУВД сделал загадочное заявление о том, что «установлен подозреваемый в причастности к взрывам на газопроводе, а также опор высоковольтной линии электропередач в Подмосковье». Насколько подозрения компетентных органов верны, и, главное, когда этот подозреваемый может быть задержан, г-н Барышников ничего не сказал.

Зато стало известно, что же наделал этот «установленный подозреваемый». В конце февраля около Чехова, Бронниц и Подольска были совершены взрывы на газопроводах. В марте 2004 года на 25 км Симферопольского шоссе взрывом были повреждены три опоры линии электропередач. Ответственность за все это якобы взяли на себя «представители чеченских террористов». Каким образом они это сделали, являются ли эти «представители чеченских террористов» теми самыми «установленными подозреваемыми», и чем все это время занимались многочисленные московские и подмосковные «борцы с терроризмом», так и осталось неизвестным.

Но очевидно, что террористическая и антитеррористическая деятельности на подмосковных газопроводах и ЛЭП идут полным ходом. «Чеченские террористы» взрывают газопроводы и ЛЭП, а далее каким-то образом «берут на себя ответственность». «Компетентные органы» после мучительных потуг в конце концов «устанавливают подозреваемых».

А еще Барышников (звание этого гаранта нашей безопасности неизвестно, но, судя по должности, не иначе как генерал) сообщил «... что сегодня в Московской области действует устойчивый канал легализации на территории региона лиц, прибывающих с Северного Кавказа, многие из них заинтересованы в сборе средств для финансирования терактов и являются пособниками террористов».

Но поскольку хозяева канала не «берут на себя ответственность», то УФСБ по Москве и Московской области ну никак не может «установить подозреваемых» в этом занятии.

Источник: www.oilcapital.ru 2.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Канадцы изучают, как ЛУКОЙЛ обращается с аборигенами

В течение двух дней представитель канадского агентства международного развития (CIDA) Лео Букхет знакомился с жизнью коренного населения Югры, а также опытом его сотрудничества с недропользователями из компании «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Букхет посетил нефтепромыслы, побывал на месторождении, эксплуатируемом «Когалымнефтегазом», посетил родовое угодье Василия Кечимова.

Дальнейшее можно только цитировать:

«На встрече с генеральным директором ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Владимиром Некрасовым Лео Букхет дал высокую оценку стандартам организации производства, экологической и социальной политике компании, отметил большой положительный опыт и доверительные отношения между нефтяниками и коренными жителями Севера.

ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» неоднократно признавалось победителем конкурса «Черное золото Югры» в номинации «За сотрудничество с коренным населением». Именно поэтому канадцев заинтересовала деятельность западносибирских нефтяников.

Кстати, с 2001 года Ханты-Манскийский автономный округ является одним из участников канадско-российского проекта «Институциональное строительство для коренных народов Севера России», который финансируется CIDA»

Источник: www.oilru.com 4.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Деятельность ЛУКОЙЛ беспокоит европейских депутатов

Депутаты Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) обсудили проблемы безопасности работ, проводимых компанией «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» на месторождении Д-6 на шельфе Балтийского моря у берегов национального парка «Куршская коса». Инициатором обсуждения стала группа членов ПАСЕ от Дании, Латвии, Германии, Швейцарии, Литвы, Польши, Швеции, Австрии и Великобритании.

Было выдвинуто предложение обсудить на заседании ПАСЕ международные и природоохранные вопросы, связанные с реализацией проекта Д-6. В обращении группы депутатов было указано на опасную близость добывающей платформы к Куршской косе, объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО. В их обращении подчеркивается, что в случае аварии на месторождении Д-6 может возникнуть серьезная угроза ценным прибрежным и морским экосистемам Балтийского моря.

В качестве одного из вариантов решения этой проблемы выдвинута идея о моратории добычи нефти на Д-6. Это весьма сомнительно, так как ЛУКОЙЛ вложил в проект 120 млн. долларов. В октябре на месторождении Д-6 были добыты и направлены на экспорт первые 34 тысяч т нефти.

Источник: www.regnum.ru 5.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Ненцы не очень рады трубопроводным планам «Транснефти»

Презентация намерений компании «Транснефть» соорудить на территории Ненецкого АО трубопровод мощностью 50 млн. т нефти в год и терминал в районе мыса Святой Нос или Большой Румяничный вызвала много вопросов. Местных оленеводов интересовало, какая площадь пастбищ будет испытывать влияние трубопровода, и как будут решены вопросы прохода оленьих стад через его трассу. Внятных ответов на эти вопросы они не получили.

Большая часть нефтепровода пройдет по территориям ограниченного природопользования, где хозяйственные работы ограничены или запрещены. Как будет решаться эта проблемы — тоже неизвестно.

Трубопроводу предстоит пересечь 16 крупных рек. Проектировщики заверили, что переходы через них будут сделаны самым надежным образом, утечек нефти не будет, и ценные породы рыбы останутся в целости и сохранности. Разлив 2003 года, когда из временного разборного трубопровода Мусюршор — Сандивей, принадлежащего ООО «Северное сияние», в реки Сандивей и Колва попало 150 кубометров нефтепродуктов, не повторится. Тогда 70 км течения рек и их берега были покрыты нефтяной пленкой. Сумма ущерба составила почти 20 млн. рублей.

Но самым интересный вопрос был задан в конце встречи. Гендиректор «Нарьянмарнефтегаза» Анатолий Усманов спросил, как будут организованы дальнейшие перевозки, для которых понадобится мощный флот танкеров ледового класса. Представитель «Транснефти» сообщил, что это не входит в компетенцию его компании, но вопрос решается.

В такой ситуации задавать вопрос, кто и как будет защищать и очищать морские берега Ненецкого АО от аварийных разливов нефти в случае аварий с этими танкерами, очевидно, было бессмысленно.

Источники: www.ngv.ru 5.11.2004, www.oilru.com 1.11.2004.
к оглавлению

Россия.
«Российские железные дороги» очень хотят возить в Китай нефть

ОАО «Российские железные дороги» утвердило бюджет и инвестиционную программу на 2005 год. Ожидается, что доходы компании составят 758 млрд. рублей, расходы 688 млрд. рублей. Размеры инвестиционной программы достигнут 148 млрд. рублей, из которых 138 млрд. составят собственные средства. 62% инвестиций будет направлено на развитие инфраструктуры, а 25% — на модернизацию и пополнение подвижного состава. На этом могучем финансовом фоне чистая прибыль ОАО «РЖД» хоть и увеличится на 85%, но составит только 16 млрд. рублей.

Объемы перевозок ОАО «РЖД» за девять месяцев 2004 года, по сравнению с аналогичным показателем 2003 года, увеличились на 5,5% и составили 906 млн. т. В основном это каменный уголь и кокс (209 млн. т), нефть и нефтепродукты (157 млн. т), железная руда (73 млн. т) и черные металлы (52 млн. т).

В 2005 году в рамках общей программы инвестиций будет начат переход на принцип проектного финансирования. ОАО «РЖД» запланировало работу по трем крупным проектам, на которые пойдет 11% всех средств инвестиционной программы. Из них большая часть пойдет на проект увеличения перевозок нефти в Китай, стоящий 14 млрд. рублей.

Представители российских железных дорог уверены, смогут обеспечить перевозки нефти на российский Дальний Восток и в Китай в объемах до 40 млн. т в год при гораздо меньших инвестициях и в гораздо более сжатые сроки. За прошедший год (октябрь 2003 г. — сентябрь 2004 г.) объемы экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге увеличились на 11% и достигли 100 млн. т.

Вместе с тем, эксперты отмечают, что такой вариант экспортных перевозок российской нефти эффективен только при ценах на нефть на уровне 19 долларов за баррель при поставках ее в Новороссийск и 23 долларов за баррель при поставках в Китай. Если же в России электроэнергия и металл будут продаваться по ценам мирового рынка, железнодорожные перевозки на китайском направлении могут стать невыгодными уже при цене 35 долларов за баррель. Экономическая эффективность такого рода перевозок фактически обеспечивается за счет субсидий в виде низких внутренних российских цен на металл и электроэнергию.

Источники: РБК Daily-www.logistic.ru 1.11.2004, «Коммерсантъ» 5.11.2004.
к оглавлению

Россия.
«Сахалин-6» — неясные перспективы

Компания «Альфа-Эко» рассматривает возможность продажи принадлежащего ей (95% акций) ЗАО «Петросах», ведущего работы по проекту «Сахалин-6». В этот проект входит один из самых крупных нефтегазовых блоков острова Сахалин с двумя месторождениями — Низким и Северо-Богатинским, и рядом перспективных структур (Керосинная, Восточно-Окружная, Окружная, Морская, Центрально-Пограничная, Богатинская). Запасы блока оцениваются в 1 млрд. тонн условного топлива. Однако их разведка и освоение потребуют не менее 15 млрд. долларов.

Пока небольшие объемы нефти добывает ЗАО «Петросах». Ранее предполагалось, что в проекте будет также участвовать государственная «Роснефть». Но год назад ее представитель сообщил об отказе, поскольку пока геологоразведочные работы показали, что промышленная разработка этих запасов нефти будет неэффективна. Насколько вся эта деятельность может быть выгодной при современном высоком уровне мировых цен на нефть, неизвестно.

Источник: «Коммерсантъ» 4.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Порт Туапсе наращивает перевалку нефти и нефтепродуктов

Перевалка грузов через порт Туапсе за 9 месяцев 2004 года по сравнению с прошлым годом увеличилась на 13% и достигла 15,2 млн. т. Из них на экспорт было направлено 14,3 млн. т. В структуре поставок преобладают дизельное топливо (24%), сырая нефть (21%). Кроме того было отгружено 1,34 млн. т мазута, 1,34 млн. т нафты и 470 тысяч т бензина.

Объем перевалки импортных грузов по сравнению с 9 месяцами 2003 года в 2004 году снизился на 18% и составил 904 тысячи т.

Источник: www.logisitc.ru 3.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Чудеса российского нефтяного учета и контроля

Директор научно-аналитического центра рационального недропользования имели Шпильмана Эдуард Ахпателов на прошедшей в Тюмени 2 «Всероссийской конференции по расходометрии» сообщил, что объем добычи нефти в Ханты-Мансийском округе будет расти до 2008 года. Затем, даже при сохранении высоких цен, на мировом рынке начнется спад. В связи с этим чрезвычайно важным будут налаживание учета количества нефти и попутного газа, добываемого на месторождениях округа.

Оказывается, в настоящее время существующая налоговая система позволяет обходиться без учета уровня добычи на отдельных скважинах и кустах, лицензионных участках и даже месторождениях. По словам Ахпателова: «Мы не знаем, сколько процентов от общего уровня добычи нефти идет на внутренние нужды, на потери, на переработку. Если предположить, что в ХМАО эта цифра составляет только 5%, то можно подсчитать, сколько составят годовые потери от годовой добычи в 233 млн. т» (подсчитали: 11,6 млн. т в год — прим.сост.)

Достоверный учет углеводородов, по словам исполнительного директора ОАО «Тюменский нефтяной научно-технологический центр» Леонида Овсия начинается лишь с узлов учета товарной продукции при передаче ее в систему центрально трубопроводного транспорта АК «Транснефть». Г-н Овсий резюмировал свое выступление фразой: «Во всем цивилизованном мире учет извлекаемых углеводородов ведется в скважине. Поэтому можно с горечью констатировать, что наше государство не знает реальных объемов добычи на конкретных месторождениях».

Но вхождение в ряды цивилизованного мира близко. В конце 2004 года будет представлен на публичное обсуждение проект стандарта проведения измерений и учета объемов добываемых нефти и газа. В 2005 году он, возможно, вступит в силу. Как деликатно отметил г-н Овсий: «Внедрение национального стандарта позволит решить с определенной достоверной точностью проблему учета реальных объемов добычи нефти и газа на конкретных месторождениях».

Да, действительно 11,6 млн. т нефти туда, 11,6 млн. т нефти сюда — многовато будет.

Источники: www.oilru.com www.oilcapital.ru 1.11.2004, 3.11.2004.
к оглавлению

Россия.
ФАС требует от «Газпрома» предоставить независимым доступ к трубе

В июне 2004 году в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) обратились представители независимых российских производителей природного газа из компаний «НОВАТЭК», «Нортгаз» и «Роспан» с жалобой на действия газового монополиста «Газпрома», который отказывался принимать их газ в Единую систему газоснабжения (ЕСГ). Невозможность транспортировки добытого газа приводила к тому, что независимые компании были вынуждены снижать объемы добычи. В «Нортгазе» из-за этого ее пришлось снизить до 75% от плана.

«Газпром» обосновывал свои действия тем, что независимые производители не могут быстро реализовать свой газ, и он находится в Единой системе газоснабжения, создавая проблемы для ее эффективной работы.

Тем не менее, 20 октября 2004 года Федеральная антимонопольная служба приняла решение обязать «Газпром» ликвидировать дискриминацию в доступе к газопроводу. Вместе с дочерними структурами ООО «Межрегионгаз» и ОО «Сургутгазпром» он должен прекратить необоснованные ограничения на прием газа от ООО «Нортгаз». В случае перегруженности ЕСГ ограничение приема газа должно быть пропорциональным для всех пользователей магистральных трубопроводов, в том числе и для дочерних структур самого «Газпрома».

Представитель «Газпрома» заявил, что это требование ФАС будет обжаловано в суде. На 1 ноября 2004 года в ЕСГ по-прежнему оставалось 3 млрд. кубометров сверхлимитного газа, принадлежащего исключительно независимым производителям.

Тем не менее, Федеральная антимонопольная служба напомнила «Газпрому», что в соответствии с «Законом о конкуренции», ее предписания должны выполняться даже в случаях, когда они находятся на обжаловании в суде. Сейчас в арбитражных судах рассматривается требование «Газпрома» признать недействительным предписание Федеральной антимонопольной службы о возобновлении поставок газа в Дагестане. Дагестанским территориальным управлением ФАС было возбуждено дело против «Газпрома», «Межрегионгаза», «Дагестанрегионгаза» и «Каспийгазпрома» по факту отключения от снабжения газом потребителей в Карабудахкентском районе республики.

«Газпром», в свою очередь, ссылается на гражданский кодекс, а также постановление правительства, регламентирующее порядок ограничения и прекращения подачи газа при неоплате его потребителями. Задолженность района составила 150 млн. рублей, уровень оплаты текущих поставок — 40%. А потому «Газпром» решил отключить всех: и 60% неплательщиков, и 40%, которые платят.

Источники: «Коммерсантъ» 5.11.2004, www.oilru.com 3.11.2004.
к оглавлению

Россия.
«Сибнефть» берет кредит у консорциума под руководством ABN Amro

«Сибнефть» получит кредит в размере 160 млн. долларов у консорциума банков организованного ABN Amro Holding NV. Эти средства пойдут на финансирование существующей задолженности. Его обеспечением будут экспортные контракты с международной торговой компанией Vitol, которая также является одним из кредиторов.

Источник: www.oilcapital.ru 4.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Японский государственный банк профинансирует 2-й этап проекта «Сахалин-2»

Губернатор Сахалинской области Иван Малахов провел встречу с представителями компаний «Мицуи» и «Мицубиси», участвующими в проекте «Сахалин-2», а также «Японского банка международного сотрудничества».

Губернатор выразил удовлетворение тем, что банк, принимавший участие в финансировании первого этапа проекта «Сахалин-2», готов принять участие и в финансировании его второй фазы. Переговоры находятся в завершающей стадии, и «Японский банк международного развития» готов предоставить значительную часть необходимой суммы.

Далее наступила фаза любви к экологии и прекрасному:

«После обсуждения глобальных вопросов, Иван Малахов предложил гостям в целях укрепления дружеских связей между Сахалином и Японией рассмотреть возможность создания в Южно-Сахалинске элементов городского ландшафта, например, скверов, природных уголков в национальном японском стиле, содержащих также фирменную символику компаний, участвующих в реализации нефтегазового проекта. Визитеры из соседней страны с большим интересом отнеслись к предложению губернатора».

Малахов-сан, о чем это Вы? А вдруг сэнсэй Путин узнает и сделает Вам харакири? И, потом, уж если говорить о природных уголках в национальном стиле, осваивайте лучше китайский. Или Вы надеетесь, что остров Сахалин все-таки останется в американо-японской зоне?

Источник: www.oilcapital.ru 4.11.2004.
к оглавлению

Казахстан.
Работы по ликвидации затопленных скважин остановлены

Всего на Каспийском море в затопленном или периодически подтопляемом состоянии находится более 1400 нефтяных скважин. На принадлежащем Казахстану месторождении Прибрежное под водой оказалось 11 скважин, которые были временно заглушены 30 лет назад. Некоторые из них выделяют нефть. Весной 2004 года ТОО «Атыраумунайгазгеология» выиграло конкурс на ликвидацию пяти скважин. Однако она успела выполнить работы только на одной скважине.

Согласно проекту, для проведения работы в море должны были выйти три баржи. На одной должна была разместиться буровая установка, на другой — подъемный кран, третью планировали использовать как жилую. Вместо этого компания решила использовать тягачи. Государственная инспекция по надзору за безопасным ведением нефтяных операций на море и внутренних водоемах запретила проведение этих работ. В районе затопления скважин глубина моря составляет от 0,5 до 2,0 м. Они расположены в десятках километров от берега. В случае шторма и нагона воды все это может кончиться трагедией. Однако, по данным представителей инспекции, ТОО «»Атыраумунайгазгеология» в нарушение запрета продолжает вести работы по ликвидации затопленных скважин.

Источник: 8.11.2004.
к оглавлению

Камерун.
Всемирный банк не хочет контролировать местных коррумпированных чиновников

Для строительства нефтепровода Чад — Камерун Всемирный банк выделил незначительный по величине кредит в размере 140 млн. долларов или 3% от его общей стоимости в 3,5 млрд. долларов. Однако для консорциума компаний «ЭксонМобил» (оператор), «ШевронТексако» и «Петронас», которые реализовали этот проект, была важна идеологическая поддержка.

Всемирный банк помимо финансового соучастия, взял на себя обязательство проследить за тем, чтобы доходы от добычи и экспорта чадской нефти были в очередной раз не разворованы или не пущены на укрепление репрессивного аппарата, а принесли хоть какую-то пользу жителям этого государства. Правительство Чада хорошо известно своей склонностью к коррупции, воровству и репрессивным мерам.

Всемирный банк и правительство Чада подписали соглашение, согласно которому 72% поступлений от экспорта нефти должны идти на поддержку систем образования, здравоохранения, сельского хозяйства, развитие инфраструктуры. Ожидается, что власти Чада смогут использовать на эти цели в ближайшие 25 лет 2 млрд. долларов. Процесс контроля за их освоением начался и пока особо громких скандалов на эту тему еще не было.

В отношении Камеруна, через который прошла большая часть 1070-километрового нефтепровода, и где был построен экспортный терминал в Криби, Всемирный банк никаких обязательств не брал. Поступления от эксплуатации этой системы составят около 500 млн. долларов за 25 лет. Всемирный банк считает, что это слишком незначительная часть в общем камерунском государственном бюджете, размер которого составляет 2,9 млрд. долларов в год, чтобы какие-либо условия по использованию средств от эксплуатации нефтепровода могли повлиять на поведение властей Камеруна.

Это государство также занимает выдающее 129 место из 145 возможных в списке некоррумпированности чиновников, недавно снова опубликованном международной общественной организацией «Транспаренси Интернэшнл» (Transparency International). Кроме того, правящий уже 22 года президент Пол Бийя (Paul Biya), похоже, не склонен к демократическим формам правления, хотя вроде бы и в особых зверствах по части репрессий против граждан страны замечен не был. Его только что в очередной раз переизбрали на следующий срок с вполне пристойным показателем 70%. Правда оппозиция, существующая с этом государстве, утверждает, что результаты выборов были фальсифицированы.

Международный валютный фонд отметил, что в Камеруне есть серьезные проблемы с законностью использования средств государственного бюджета, равно как с финансированием борьбы с бедностью, здравоохранения и образования населения, 30% которого неграмотны. На этом фоне даже Международный валютный фонд был впечатлен суммой, которую камерунские власти намерены потратить на новый президентский самолет.

Тем не менее, по сравнению с другими африканскими странами, которые приобретают все большее значение в обеспечении постоянно растущего нефтегазового импорта в США, президент Бийя наверно может считаться образцовым. В связи со всем этим Всемирный банк посчитал, что попытка использовать какие-либо нефтепроводно-воспитательные мероприятия в отношении Камеруна будет нецелесообразной.

Источник: Financial Times-www.forests.org 3.11.2004
к оглавлению

Нигерия.
Три адмирала должны ответить, кто и как угнал конфискованный танкер

Три нигерийских адмирала (Rear Admiral Francis E.Agbiti, S.B.Kolawole, Anthonio Ibinabo Bob-Manuel) пошли под суд, который должен выяснить их роль в исчезновении танкера «Африкан Прайд» (M.T. African Pride). Ранее о задержании этого судна, обвиненного в перевозке тысяч т ворованной нефти, и его конфискации с гордостью сообщала нигерийская пресса. Она рассматривала этот факт как показатель роста эффективности нигерийских военно-морских сил и их неподкупности.

Далее получился конфуз. Конфискованный танкер, судно весьма солидных размеров, куда-то исчез. Причем власти не могут установить даже точное время, когда это произошло. Называется период между февралем 2004 года, когда конфискованный танкер вроде бы еще был, и августом 2004 года, когда обнаружили, что его уже нет.

Всех трех адмиралов в совокупности обвиняют в сговоре, направленном на хищение танкера. Одного из них дополнительно обвиняют в том, что он должен был его сторожить, но не устерег, а другого — что знал о планах хищения и должен был доложить, но не доложил.

Адмиралы заявляют, что они не виновны, воровством не занимаются и взяток не берут, а куда делся конфискованный танкер — не знают.

Источник: Nigeria First 2.11.2004.
к оглавлению

Китай.
Китайская экономика должна быть эффективной. Иначе никаких мировых запасов не хватит

В настоящее время Китай ежегодно использует 1,68 млрд. т условного топлива. Из них на долю угля приходится 67,2%, сырой нефти — 22,7%, природного газа — 2,3%, возобновимых источников энергии — 7,3%. По общему количеству потребляемых энергетических ресурсов Китай (11% от мирового потребления) вышел на второе место в мире после США. Вместе с тем, в расчете на душу населения китайское потребление нефти составляет лишь 8% от средних мировых значений. Очевидно, что доведение этого показателя в процессе индустриализации и экономического развития огромной страны до средних мировых показателей невозможно, поскольку в мире просто нет таких огромных запасов природных ресурсов.

Китайские ученые считают, что стратегическим направлением развития китайской экономики должно быть выполнение принципов 4R (reduce, reuse, recycle, remanufacture), означающих снижение потребления и повторное использование. Китаю предстоит показать миру новый сценарий индустриализации, основанный на развитии высоких технологий, здоровой экономики, низкого потребления природных ресурсов, снижения загрязнения окружающей среды, полной реализации преимуществ огромного человеческого потенциала страны.

В этом направлении у Китая есть огромные резервы. В настоящее время по показателю эффективности использования энергетических ресурсов он на 10% отстает от развитых стран. Евросоюз и Китай подписали соглашение о выполнении программы, направленной на экономию энергии, развития ее возобновимых источников, а также расширению использования природного газа. Евросоюз предоставит 20 млн. евро для этого проекта, 23 млн. евро будут выделены китайской стороной.

Очевидно, что такие проекты являются небольшой частью того, что необходимо сделать. Китай принимает правильные решения на верхнем уровне руководства относительно стратегии развития энергетики страны, но здесь отсутствует эффективный механизм их выполнения. Энергетическое Бюро, которое в правительстве отвечает за реализацию энергетической стратегии, было создано только 18 месяцев назад. В нем работает всего 30 человек. Бюро является одним из 20 департаментов суперминистерства Государственной комиссии по развитию и реформе (SDRC-State Development and Reform Comission). В Национальном статистическом бюро Китая сбором и обработкой государственной информации об энергетике второго по величине потребителя энергии в мире занимается только три человека.

В США в Департаменте энергетики работает 14 тысяч человек. Из них 2000 занимаются разработкой энергетической стратегии страны, а 600 — сбором и анализом информации.

Экономия энергии и решение проблем сохранения окружающей природной среды должны стать приоритетными немедленно. Возводимые сейчас электростанции и нефтеперерабатывающие заводы, создаваемые транспортные системы будут определять черты китайской экономики на многие десятилетия.

Огромной проблемой, требующей срочного решения, является энергоэффективность создаваемого автомобильного парка. За последние год китайский импорт нефти, в основном идущей на обеспечение транспортных потребностей, увеличился на 30%, что стало одним из самых мощных факторов роста мировых цен на этот вид сырья.

Власти также заявили о намерении повысить долю природного газа в общем энергопотреблении страны с нынешних 1% до 6% к 2030 году, однако пока практически ничего не делают, чтобы эти намерения превратились в реальность.

Отсутствует эффективная координация действий между тремя ведущими государственными нефтяными компаниями, которых призывают продвигаться за рубеж в поисках новых источников сырья. Из-за этого китайские государственные компании на внешних рынках иногда начинают конкурировать друг с другом. Отсутствует четкий механизм работы на правительственном уровне с такими важными мировыми производителями нефти как Россия и страны Персидского залива.

Эксперты Мирового энергетического агентства считают, что у китайских нефтегазовых компаний есть огромные перспективы для экспансии за рубеж. Однако она должна быть обеспечена квалифицированной поддержкой на государственном и правительственном уровне.

Источники: Reuters 4.11.2004, Peoples Daily 3.11.2004, 4.11.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное