Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 18 (82)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N18 (82)  Нефтяное обозрение
2 - 8 мая 
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0518.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Темы недели

Горячая тема

Другие сообщения


Темы недели

Россия
Газовый фонтан и пожар уничтожили буровую на месторождении компании «Сибнефть»

29 апреля 2005 года на скважине, расположенной на Еты-Пуровском месторождении, в 40 км от г. Муравленко, произошел выброс газа и начался пожар. В момент аварии скважина не эксплуатировалась. По утверждениям компании ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» и властей, разлива нефти не произошло.

Тушение скважины затянулось. Согласно заявлениям специалистов, такого рода аварии происходят весьма редко — раз в 5–10 лет. Сначала возникли проблемы с подачей воды, которую приходилось возить за 10 км. Для этого было проложено несколько временных линий водопровода. Ведутся работы по освобождению устья скважины от остатков разрушенной огнем буровой вышки.

Источники: www.oilcapital.ru 4.05.2005, www.interfax.ru 5.05.2005, www.itartass.ru 3.05.2005, www.regions.ru 6.05.2005.
к оглавлению

Россия
Газовый фонтан и пожар на месторождении компании «Северная нефть»

В Усинском районе также уже несколько дней горит нефтяная скважина входящей в «Роснефть» компании «Северная нефть». Фонтан газа ударил 4 мая на Северо-Баганском месторождении, расположенном в 60 км от г. Усинска в республике Коми. Авария произошла во время капитального ремонта скважины. Четыре человека получили ожоги. Состояние трех пострадавших оценивается как тяжелое.

Спасатели собирались потушить пожар уже 5 мая, но 6 мая, судя по сообщениям, он еще продолжался. Сведений о разливе нефти пока не поступало.

Источники: www.rosbalt.ru 6.05.2005, www.oilru.com 5.05.2005, www.oilcapital.ru 5.05.2005, www.regions.ru 6.05.2005.
к оглавлению

Мексика
У компании «Пемекс» опять взрывы, фонтаны и разливы

Прошедшая неделя оказалась бурной и у мексиканской компании «Пемекс». Как и ожидалось, обветшавшая трубопроводная система этой государственной монополии продолжает протекать и взрываться.

В выходные глава компании заявил, что теперь приоритетом работы «Пемекс» должны стать вопросы безопасности работы компании, а не только наполнения бездонного мексиканского бюджета нефтедолларами. Этим он, наверно, хотел успокоить население после взрыва на трубопроводе компании, месяц назад приведшего к гибели шести человек и вынудившего срочно эвакуировать несколько тысяч мирных жителей.

Во вторник, 3 мая 2005 года, взорвался трубопровод компании «Пемекс» в штате Табаско. Благодаря тому, что взрыв и последующий пожар произошли в малонаселенной местности, бежать пришлось лишь пасшейся поблизости лошади, да 14 местным крестьянам. Огонь удалось потушить через час. Поскольку при взрыве газопровода был поврежден и проложенный рядом нефтепровод, по сведениям местной природоохранной организации, нефть загрязнила 6 га земель.

Передышка длилась недолго. В четверг, 5 мая 2005 года, поступили сообщения о новом приключении. Жители штата Тамаулипас на севере Мексики с изумлением могли наблюдать, как утром из земли вдруг забил фонтан нефти высотой 15 м. Его источником стал очередной прорыв трубопровода компании «Пемекс». Трубопровод был перекрыт, начались срочные ремонтные работы. Через сутки перекачка нефти была восстановлена. По осторожным оценкам местным властей на месте фонтана остался разлив в 150 кубометров нефти.

Источники: Reuters 6.05.2005, www.kold.com 6.05.2005, AP 3.05.2005, San-Diego Union Tribune 5.05.2005.
к оглавлению

Россия
Внимание! Надвигается общественное обсуждение техрегламента «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта»

Победителями конкурса на разработку технического регламента «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов» стали ФГУП «Промышленная безопасность» совместно с ОАО «ВНИИСТ», АОА «ВНИИГАЗ» и ГУП «Институт проблем транспорта энергоресурсов» (ГУП «ИПТЭР»).

«Разработка технических регламентов РФ — нормативных документов статуса федерального закона, призванных установить требования к безопасности продукции и услуг для потребителя и окружающей среды — предусмотрена законом «О техническом регулировании». В соответствии с этим законом, только установленные техническими регламентами требования к продукции и услугам будут обязательны для исполнения на территории РФ…

На разработку технического регламента «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов» в стране обращается особое внимание. Регламент должен охватывать все жизненные циклы магистрального трубопроводного транспорта: проектно-изыскательские работы, проектирование, строительство, эксплуатацию, утилизацию, рекультивацию территории после утилизации трубопровода, при этом быть компактным и не содержать необоснованных требований.

Для выполнения обязательств по разработке технического регламента в настоящее время в ОАО ВНИИСТ ведется подготовительная работа: подбор нормативных документов, в том числе зарубежных (приобретение, перевод), касающихся данной области деятельности, привлечение высококвалифицированных специалистов для выполнения работ, подготовка структуры регламента, его концепции и т.д.

Источник финансирования разработки технического регламента — федеральный бюджет. Срок предоставления в Правительство — август 2005 г. За это время документ должен пройти предусмотренную законом «О техническом регулировании» процедуру, включающую разработку проекта, опубликование его для общественного обсуждения, рассмотрение отзывов и предложений, которые имеет право высказать любое юридическое и физическое лицо, принятие по ним соответствующих решений. Как сообщает Рекламно-информационный центр ВНИИСТа, после этого закон поступает на рассмотрение в Государственную думу и Правительство РФ».

История развития этого регламента заставляет предположить, что эта штука может оказаться посильнее нефтепровода «Тайшет — Перевозная». В 4 квартале 2004 года был объявлен открытый конкурс на заключение госконтрактов для разработки 37 технических регламентов. На него поступила 141 заявка. По 33 техническим регламентам конкурс состоялся, и были определены разработчики. По одному из регламентов отсутствовали конкурентные предложения (Какая недоработка организаторов: подана всего одна заявка — видно очень уж спешили.).

По трем техрегламентам, включая РТР-08–17 «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов», представленные на конкурс заявки не содержали удовлетворительных предложений. Что бы это значило — в сообщении не указывается. В итоге было принято решение о проведении повторного конкурса в 1-м квартале 2005 г.

Сейчас уже середина второго квартала. На подготовку этого основополагающего документа, включая общественное обсуждение, остается два с половиной месяца. По уже сложившейся традиции общественное обсуждение придется на июль-август месяц — пик отпусков и полевых экспедиционных работ. Что-то это напоминает, не правда ли? Или они думают, что мы все уже забыли? Не получится.

В архиве «Нефтяного Обозрения» есть детальная хроника очковтирательства c общественным обсуждением материалов обоснования инвестиций в создание трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», который в итоге оказался нефтепроводом «Тайшет — Перевозная».

Люди, будьте бдительны!

Источник: www.rusenegy.com 4.05.2005.
к оглавлению

Горячая тема

Трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Нефтепровод будет построен за счет дивидендов «Транснефти» и на отечественном оборудовании

26 апреля 2005 году министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко подписал приказ «Об определении этапов строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан». На первом этапе планируется построить трубопровод на участке Тайшет — Сковородино (Амурская область) мощностью 30 млн. т в год. Второй этап будет включать в себя строительство линейного участка от Сковородино до бухты Перевозная мощностью 50 млн. т в год. Компании «Транснефть» было рекомендовано завершить строительство первого этапа нефтепровода до 2-го полугодия 2008 года.

Похоже, мудрое указание на этот счет — это все, что российское правительство пока собирается выделить в качестве государственной поддержки. Ни тебе налоговых льгот, ни средств Стабилизационного фонда, ни многомиллиардных иностранных кредитных линий. В Минпромэнерго состоялось совещание с участием представителей Минэкономразвития, Минфина «Транснефти», на котором были рассмотрены различные механизмы государственного содействия:

«При этом отмечено, что в настоящее время решений правительства Российской Федерации о дополнительных мерах поддержки рассматриваемого проекта не требуется. Для начала реализации проекта достаточно приказа министерства, которому правительство поручило в установленные сроки проработать этапность строительства «Восточного маршрута» (www.oilru.com 3.05.2005.)

В такой конфигурации, а также, видимо, в свете резко потеплевших (в последнее время ставших даже горячими) японо-китайских отношений, японские власти тоже вдруг начали демонстрировать повышенное благоразумие. Министр торгов Японии Шоичи Накагава заявил:

«Если трубопровод остановится на полпути, существует риск, что нефть никогда не дойдет до Японии, — сказал министр. — Я дал понять России, что мы не сможем предоставить деньги наших налогоплательщиков на такой рискованный проект». (www.oilcapital.ru 3.05.2005.) Интересно, а что японский министр скажет, когда до него дойдет, что в Восточной Сибири нет нефти для загрузки нефтепровода мощностью 80 млн. т в год, и, скорее всего, она вряд ли когда-нибудь появится? Пока изящная попытка российских бюрократов убедить японцев выделить деньги на постройку трубопровода для поставки российской нефти в Китай успехом не завершилась. Это вряд ли было возможно, когда китайское население с энтузиазмом демонстрировало свои нежные чувства к «стране восходящего солнца», громя японское консульство и японские магазины.

В этой ситуации российским чиновникам и их партнерам «Транснефти» остается делать хорошую мину при плохой и игре. С этой целью они срочно записываются в ряды сторонников «поддержки российских производителей»: «В основном поставка оборудования и необходимых материалов для строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан будет осуществляться за счет закупок у российских производителей» (www.oilcapital.ru 3.05.2005.).

Последствия этого патриотично звучащего решения для российской природы, учитывая весьма плачевное качество продукции этих самых российских производителей, страшно даже представить. Впрочем, есть надежды, что в этом случае реализация проекта намертво застрянет в попытках заставить эту самую отечественную продукцию работать. Достаточно поглядеть на результаты творчества флагманов российской автомобильной промышленности: ВАЗ и ГАЗ и на какую-нибудь продукцию «Тоета», «Мерседес» или хотя бы «Форд». Рассыпающиеся комплекты «перебери сам» вместо нормальной техники могут задержать реализацию первого этапа создания нефтепровода «Тайшет — Перевозная» не то что до 2008, а и до 2018 года.

Утешает то, что компании «Транснефть», скорее всего, будет нечем платить даже российским производителям. Несмотря на разговоры об очереди желающих одолжить пяток-другой миллиардов долларов для этого замечательного проекта, «Транснефть» все-таки решила урезать в 2005 г. объемы дивидендов.

Государство, которому принадлежит 75% акций, скорее всего в очередной раз облизнется и, вместо прибыли 2004 года, чрезвычайно успешного для нефтяников всего мира, согласится получить известную комбинацию из трех пальцев. А вот как отреагируют частные инвесторы, которым принадлежит 25% привилегированных акций компании — пока непонятно.

В 2003 году выручка «Транснефти» составила около 109 млрд. рублей, а чистая прибыль — 15,8 млрд. рублей. В 2003 году акционеры выплатили в виде дивидендов 3,96 млрд. рублей, из которых 1,58 млрд. рублей получили владельцы привилегированных акций. В 2004 году они в лучшем случае смогут надеяться на 500 млн. рублей. Вряд ли они обрадуются, когда вместо солидных дивидендов в год рекордных прибылей им предложат в качестве подарка долгострой непонятно куда идущей трубы где-то в глубине Восточной Сибири.

Однако даже эта сэкономленная на акционерах сумма примерно в 300 млн. долларов ровно в 35 меньше необходимых для строительства нефтепровода «Тайшет — Перевозная» 11,5 млрд. долларов США.

Реализация проекта пока продолжается, хотя, видимо, финансовый блок правительства, да и само оно предпочло умыть руки и дистанцироваться от этой аферы. В условиях резкого сужения кормовой базы и свободы маневра компания «Транснефть», похоже, готова пускаться во все тяжкие, но не сворачивать с выбранного ей пути. Об этом — следующее сообщение

Источники: www.oilcapital.com 3.05.2005, 4.05.2005, www.oilru.com 28.04.2005, 3.05.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет — Перевозная» все-таки собираются тянуть вдоль Байкала?!

По наблюдениям жителей Северобайкальского района, с марта 2005 года отмечается резкое повышение активности изыскателей, которые приехали сюда для проектирования трассы нефтепровода «Тайшет — Перевозная». При этом работы ведутся не на севере района, где, согласно варианту, получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы, должна пройти трасса, а по наиболее легкому и освоенному направлению — вдоль трассы Байкало-Амурской железной дороги.

Этот вариант был отклонен при проведении госэколэкспертизы стадии обоснования инвестиций проекта, как создающий угрозу серьезного загрязнения нефтью протекающих здесь рек и самого озера Байкал. Компания «Транснефть» и различные государственные контролирующие структуры хранят молчание по поводу происходящего и дальнейших проектов прохождения трассы в водосборе озера Байкал.

Тем временем «обеспокоенные местные жители обращаются в местные органы власти за разъяснениями, инициативная группа жителей г. Северобайкальска инициирует депутатские слушания городского Совета, начат сбор подписей под Обращением в адрес Президента России Путина В.В. с требованием остановить опасные планы Транснефти».

Но пока при молчаливом саботаже российских чиновников трубопроводный «кот Васька слушает да ест».

Источник: http://babr.ru 6.05.2005.
к оглавлению

Россия — Калининград
«Татнефть» грозится взыскать с города Светлого 50 млн. рублей

Если жители города Светлый Калининградской области выскажутся на референдуме против замечательной идеи разместить на своей территории нефтяные терминалы ЗАО «МПБ» и ЗАО «Балтнафта» (дочернее предприятие ОАО «Татнефть»), то городской бюджет будет возмещать коммерческие убытки в размере почти 50 млн. рублей. С таким заявлением выступил член совета директоров ЗАО «МПБ» Александр Семионов на судебном процессе ЗАО «Балтнафта» к окружному Совету депутатов Светловского городского округа по иску о приостановке проведения экологического референдума. «Последствия референдума — это 50 млн. руб. возмещения ущерба. Для города это катастрофа» — подчеркнул Семионов.

О каких коммерческих убытках проекта, который пока еще не прошел официального утверждения и согласования, идет речь, и почему город обязан эти якобы убытки возмещать — непонятно. Конечно, в эпоху «диктатуры закона» бандитские методики, включая «постановку на счетчик» широко вошли в практику российской деловой жизни. Одно дело компании «Юкос» чего стоит. Однако чтобы такие претензии выдвигали не власти к частным компаниям, а член совета закрытого акционерного общества «МПБ» к целому городу — это что-то новое.

Татарские сообщества «неформальных бизнесменов» традиционно имели сильные позиции в ряде регионов России, например в Санкт-Петербурге. В середине 90-х годов они установили весьма конструктивные отношения с тогдашними официальными властями города. Сейчас некоторые из видных представителей той когорты плодотворно трудятся на ниве совершенствования российского федерального законодательства. Но все-таки…

Минтимер Шаймиевич, утихомирили бы Вы этих «торпед». Компания «Татнефть» только что попала в передовики по рейтингу экологических издержек производства. О ней не только Международный Социально-экологический Союз, но и Всемирный банк с похвалой отозвался. А тут такой конфуз: пальцы веером — и вперед, в Европу. А что, если в той Европе «Нефтяное обозрение» почитают (и ведь читают, хотя пока мы издаемся только на русском языке)? И Бог весть, что про такую с виду уважаемую компанию подумают? Ну зачем Вам это несчастный терминал в Светлом? Грузитесь через Приморск, и пускай об экологических последствиях не у Вас, а у Вайнштока голова болит.

Источник: www.rusenergy.com 4.05.2005.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Балтийское море ждет лавина перевозок

Директор института «ГипротрансТЭИ» Федор Пехтерев сообщил, что к 2010 г. перевозки грузов по железной дороге к портам Северо-Западного региона возрастут до 116 млн. т. Их объем по сравнению с 2004 годом (52 млн. т) вырастет более чем вдвое. На долю Санкт-Петербурга придется 34 млн. т, Усть-Луги — 17,5 млн. т, Приморска — 11,5 млн. т, Высоцка — 14 млн. т, Мурманска — 26 млн. т, Витино — 6 млн. т. При этом к 2010 году доля нефти и нефтепродуктов увеличится до 45% (в 2004 году было 27%). Одновременно с этим относительная доля угля снизится с 30 до 20%.

Рост железнодорожных перевозок будет продолжаться и в 2015 году. Согласно имеющимся прогнозам, перевозки в направлении порта Санкт-Петербург достигнут почти 46 млн. т, Усть-Луги — 29 млн. т, Мурманска — 37 млн. т, т.е. в среднем еще более чем на 50%.

Источник: www.logistic.ru 6.05.2005.
к оглавлению

Россия
Жители побережья Лужской губы выступили против превращения берега в сплошную причальную стенку

До обитателей побережья Лужской губы наконец дошла информация о величественных планах превращения ее берегов в сплошную линию причалов. Здесь, на 10–12 км предлагается разместить сразу восемь терминалов, каждого из которых хватит, чтобы сильно «оживить» существование местного населения и отдыхающих на этих берегах.

Четыре терминала будут нефтяными — компаний «ТНК-ВР», «Oiltanking», ЗАО «Лугаойл» и ООО «Северо-Западный Альянс». Тем, кому не хватит нефтяных ароматов — добавят угольной пыли с терминала под управлением ООО «Балтийско-кузбасский терминал». Завершат картину два газовых терминала «Газпрома» «СГ-Транс». Вообще-то «СГ-Транс» собирался переваливать там не только сжиженный газ, но и гораздо более ядовитый метанол. Зато «Газпром» намерен порадовать местных жителей первым на берегах российской Балтики заводом по производству сжиженного природного газа. Завершает этот взрыво-пыле-ядо-огнеопасный коктейль терминал промышленной группы «Петросоюз» по перевалке масла.

Узнав про все это, жители поселков и деревень, расположенных в Лужской губе, направили в правительство Ленинградской области письмо с просьбой рассмотреть альтернативный вариант размещения всего этого великолепия подальше от берега, на искусственном острове, который можно намыть на отмели Мерилода в 2–2,5 км от берега. Такое предложение еще в 1990-е году было озвучено бывшим директором ОАО «Балтийское морское пароходство» Виктором Харченко.

Жители Сойкинского административного округа Кингисеппского района, где собираются строить терминалы, настаивают на сравнительном анализе воздействия этих двух альтернативных вариантов на окружающую природную среду. В противном случае инициативная группа во главе с Еленой Матяш, которая готовила обращение к властям области, будет настаивать на проведении референдума по вопросу застройки берегов Лужской губы.

Представители инвесторов надеются, что инвестиции в социальную сферу Сойкинского района изменят отношение местных жителей к проекту. Они его поддержат — и с радостью согласятся дальше жить в окружении нефтяных, газовых, метанольных, угольных терминалов, заводов по производству сжиженного природного газа, подъездных путей с застрявшими на них эшелонами с нефтепродуктам, иногда с газовым конденсатом и тому подобными приятными в соседстве грузами.

Гендиректор «Балтийско-кузбасского терминала» Марк Гальперин более суров. Он считает, что, поскольку освоение Лужской губы согласовано с властями Ленинградской области, мнение последних будет играть решающее значение.

С этой точкой солидарен и председатель комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Валерий Ким:

«Строительство портовых комплексов — доходная статья в бюджете региона, — сказал он. — Интересы области важнее интересов группы местных жителей, которые, кстати, представляют собой не коренное население, а приезжающих из Петербурга дачников». Несомненно, петербургский чиновник с типично угро-финской фамилией Ким лучше всех может судить об интересах коренного населения Лужской губы и решать, почему мнение отдыхающих на берегах Лужской губы российских граждан из Санкт-Петербурга можно полностью игнорировать.

Запускается любимая версия про происки вражеских сил из-за границы. «Если нефтяные и угольный терминалы будут выведены на полную мощность, то теоретически они могут отобрать весь объем грузов, идущих на Таллин, Вентспилс и Ригу, — говорит директор проектов агентства Seanews Алексей Бездородов. — Это значит, что страны Балтии потеряют на транзите и перевалке около $2 млрд. — в виде выручки стивидоров, так и поступлений в бюджет». Напомним, что до Усть-Луги похожие марши протеста местного населения и западных экологов сопровождали строительство крупнейшего в России нефтепорта в Приморске. Что, впрочем, не помешало «Транснефти» запустить его в эксплуатацию»

Последствия этого оглушительного успеха компании «Транснефть» жителям берегов Финского залива, вполне возможно, придется в буквальном смысле расхлебывать в следующие десятилетия, когда один из загруженных в Приморске танкеров рано или поздно сделает большую нефтяную лужу.

Насчет мифических 2 млрд. долларов, якобы отобранных у прибалтийских государств, нам уже рассказывают лет 10. А потом выясняется, что значительная часть этих «доходов» образовалась за счет огромных тарифных субсидий, которые российские железные дороги были вынуждены предоставить для переориентации перевозок экспортных грузов на российские порты. И это не считая необходимости осуществления сложной и дорогостоящей ледовой проводки в течение нескольких зимних месяцев.

При этом почему-то подразумевается, что лоббирование ускоренного вывоза российской нефти, газа, удобрений, леса за рубеж представляет собой настоящую заботу о светлом будущем граждан нашей страны. А вот попытки притормозить оголтелую распродажу, а иногда и откровенное разбазаривание российских невозобновимых природных ресурсов — это происки «западных экологов» и отдельных примкнувших к ним не понимающих своего счастья групп местного некоренного населения.

Про длинную и на диво увлекательную цепь афер, с которой связана эпопея строительства порта в Усть-Луге, уважаемые аналитики и эксперты тоже как-то стыдливо предпочитают не упоминать. А ведь есть что вспомнить. Один светоч эпохи зари российского дикого капитализма Илья Баскин чего стоит. Выдающийся был портостроительный деятель. Нынешние выглядят куда мельче и жиже.

Источник: «Коммерсантъ» — www.logistic.ru 5.05.2005.
к оглавлению

Россия
После того, как в Кабардино-Балкарии отравилось более 400 человек, скважину решили законсервировать

С середины апреля 2005 года жители трех соседних населенных пунктов Кабардино-Балкарии массово жалуются на здоровье. Всего за помощью к медикам обратились более 400 человек. Местные жители считают, что они были отравлены газовыми выбросами со скважины №16 Харбиженского месторождения. Представители нефтяников и властей долгое время упорно не могли обнаружить наличия каких-либо загрязняющих веществ в атмосфере. Они указывали на то, что работники, работавшие на скважине, никакого отравления не получили.

Но, в итоге, созданная властями республики и МЧС комиссия пришла к выводу, что причиной отравления была все-таки «побочный продукт разведки нефти», а скважину было решено законсервировать. Эти работы уже начаты. Кроме того, ведется обследование состояния других ранее законсервированных скважин.

Источник: www.oilcapital.com 3.05.2005.
к оглавлению

Россия
Компания «Лукойл» теперь должна знать, что и у нее есть проблемы с экологией

Руководитель Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора Иван Никитин обратился с официальным письмом к руководству компании «Лукойл». В нем указано, что руководство принадлежащего этой компании Волгоградского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) ничего не делает для ликвидации прудов-накопителей, в которые сбрасываются стоки с предприятия.

Накопитель, расположенный на территории Светлоярского района Волгоградской области, давно уже стал мощным источником загрязнения окружающей среды. Длительное время сброс отходов Волгоградского НПЗ в этот пруд был запрещен. Его сточные воды направлялись на очистные сооружения ОАО «Каустик». В 2000 году НПЗ возобновил сброс стоков в 1 секцию пруда. Допустимые концентрации нефтепродуктов были превышены в 99 раз, фенола — в 20 раз, сульфидов — в 73 раза. Несущаяся с накопителя вонь стала причиной жалоб жителей Красноармейского района г. Волгограда и Светлоярского района Волгоградской области.

Представители завода ссылаются на разрешение, которое было выдано Волгоградским ГУПР Минприроды в 2001 году. В соответствии с этим документом НПЗ получил на период до 2006 года право сброса 1,5 млн. кубометров сточных вод.

Однако представители Ростехнадзора не согласны с этим аргументом и даже обещанием нефтяников довести концентрации вредных веществ в стоках до значений, указанных в выданном ГУПР Минприроды разрешении. Они считают, что только ликвидация пруда-накопителя с последующей рекультивацией земель позволит решить эту экологическую проблему.

Источник: www.rusenegy.com 5.05.2005.
к оглавлению

Россия
МЧС тоже будет проверять нефтяников

Министерство по чрезвычайным ситуациям решило также включиться в дружную капеллу различных государственных органов, проверяющих нефтяной сектор. С 1 мая 2005 года вступили в силу новые «Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

В течение 2005 года МЧС планирует сформировать реестр организаций, которые осуществляют добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, а также определить степень их готовности к локализации и ликвидации возможных аварий. Будут созданы комиссии по проверке субъектов Федерации и организаций, которые осуществляют добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов. Особое внимание будет уделено взаимодействию с субъектами Российской Федерации и организациями, работающими с нефтью и нефтепродуктами, по вопросам, касающимся обеспечению безопасности населения и территорий.

О том, собирается ли МЧС РФ информировать граждан Российской Федерации о своих открытиях и достижениях в выполнении этих благих намерений, на интернет-сайте www.oilru.com компании «Лукойл», разместившем это интересное сообщение, ничего не говорится. Равно как и о том, считать ли пруды-накопители Волгоградского НПЗ частью обычного технологического процесса, или все-таки особо злостным разливом нефтепродуктов. Ау! МЧС, а вдруг те пруды возьмут, да загорятся?

Источник: www.oilru.com 5.05.2005.
к оглавлению

Россия
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа обеспокоена

Прокуратура Ханты-Мансийского АО провела проверку соблюдения законодательства о недропользовании в органах государственной власти и местного самоуправления, окружных органах Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природпользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной налоговой службе, а также в организациях, осуществляющих пользование недрами. После чего очень огорчилась. Как и ожидалось, «у семи нянек — дитя без глазу».

«Результаты проверок свидетельствуют, что уполномоченными органами не обеспечивается действенная и эффективная система управления государственным фондом недр, должного контроля за недропользователями не осуществляется», — заявил оставшийся на всякий случай анонимным представитель прокуратуры.

Лицензии на добычу полезных ископаемых иногда выдаются в отсутствие правовых оснований, предусмотренных законом, а их запасы могут быть не поставлены на государственных баланс. Распространены факты предоставления государственного имущества — скважин и геологической информации — для безвозмездного пользования. Не сформирован в полном объеме кадастр месторождений полезных ископаемых. Не принимаются адекватные меры по фактам нарушения законодательства о недрах, в том числе самовольного их использования.

«Несмотря на выявленные факты значительных загрязнений природных объектов в результате деятельности нефтегазодобывающих компаний, Росприроднадзором за период 2003–2005 гг. не было предъявлено ни одного иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Не обеспечивается полнота принимаемых мер в связи с нарушениями требования законодательства о промышленной безопасности. Имеют место факты нарушения установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы» и т.д. и т.п.

«По всем выявленным фактам нарушений органами прокуратуры автономного округа направлены акты прокурорского реагирования руководителям территориальных природоохранных органов, компаниям-недропользователям, сказал собеседник агентства.

В частности, опротестован ряд нормативных актов, изданных правительством автономного округа и органами местного самоуправления. По фактам самовольного пользования недрами и нарушения существенных условий лицензий на право пользования недрами, загрязнения природных объектов на нефтепромыслах возбуждены два уголовных дела, вынесено три постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, сказал собеседник агентства».

Собеседник агентства из прокуратуры скромно не стал уточнять, какая часть возбужденных дел является компонентом государственного плана мероприятий по «мочению в сортире» компании «Юкос», и осталось ли что-нибудь из всего этого на долю мероприятий, просто направленных на выполнение требований российского законодательства. Он также не сказал, сколько десятков тружеников ханты-мансийской прокуратуры приходится на одно возбужденное дело или на один акт прокурорского реагирования. Бедняги, устали наверно, перенапрягшись-то …

Источник: www.rusenergy.com 5.05.2005.
к оглавлению

Россия
Компания «Роснефть» построит автозаправочные станции в центре Архангельска, несмотря на протесты населения

Компания «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» твердо намерена кроме нефтеперевалочной базы в Талагах облагодетельствовать жителей Архангельска тремя современными автозаправочными комплексами. При этом, в отличие от автозаправки в Талагах, которая оказалась убыточной, теперь их будут размещать в центре города, например в парке имени Ломоносова. Эта замечательная идея вызвала бурную реакцию местных жителей. По сообщению газеты «Правда Севера» более полутора тысяч жителей из расположенных поблизости домов подписали письмо протеста.

Однако гендиректор ОАО Владимир Иванчиков заявил, что автозаправки все равно будут построены. Он утверждает, что все проекты прошли государственную экологическую экспертизу, но, по сведениям журналистов, этот радостный факт пока не подтверждают в Ростехнадзоре.

На вопрос о том, зачем жителям Архангельска в центре города автозаправки, если у большинства из них нет автомашин, г-н Иванчиков жизнерадостно ответил «Мы для того и работаем, чтобы у всех было по две-три машины». Намекал ли г-н Иванчиков на то, что руководство «Роснефти» замучили угрызения совести, и оно хочет поделиться с народом доходами от попавшей в его руки по дешевке бывшей собственности компании «Юкос», или на что еще — так и осталось неясным.

Источник: «Правда Севера» 4.05.2005.
к оглавлению

Россия
Компания «Сибнефть» собирается идти в Красноярский край?

На прошедших конкурсах на право поиска, разведки и добычи углеводородного сырья компания «Сибнефть» получила право работать на Зимнем лицензионном участке в Уватском районе Тюменской области, а также на Среднетаймуринском участке в Красноярском крае.

В борьбе на Зимний участок дочерней компании ООО «Сибнефть-Хантос» победила ООО «ТНК-Уват» и ОАО «Самотлорнефтегаз». Это месторождение находится на севере Уватского района Тюменской области. Площадь лицензионного участка — 403 кв.км. Его извлекаемые запасы оцениваются в 8,7 млн. т. За лицензию заплачено 29,8 млн. долларов, что эквивалентно 0,47 долларов за баррель запасов. Месторождение находится на территории с развитой инфраструктурой рядом с магистральным нефтепроводом компании «Транснефть».

За лицензию на поиск, разведку и добычу нефти и газа на Среднетаймуринском участке в Красноярском крае компания «Сибнефть» заплатила около 1 млн. долларов США. Объем геологических ресурсов участка оценивается в 167 млн. т нефти и 430 млрд. кубометров природного газа. В нефтяном эквиваленте получается страшно сказать сколько сотых цента за баррель. Впрочем, из-за отсутствия транспортной инфраструктуры и слабой изученности недр освоение этого месторождения потребует значительных дополнительных затрат. Но компания, принадлежащая одному из богатейших людей Великобритании, г-ну Абрамовичу, уверена в светлом будущем российского нефтяного сектора и готова идти на риск.

Источники: www.oilru.com 5.05.2005.
к оглавлению

Россия
На Усть-Вахском участке Самотлорского месторождения получена нефть

С момента начала освоения Усть-Вахского участка Самотлорского месторождения до получения первой нефти прошло пять лет. Первая скважина начала давать в сутки до 1100 кубометров нефти при обводненности 1%. Это обеспечивает добычу 850 т чистой нефти в сутки. Такой результат был достигнут за счет использования горизонтального бурения. Ожидается, что вторая скважина будет давать до 1500 кубометров нефти в сутки. Идет бурение следующих скважин. Выполнение всей программы бурения займет еще четыре года.

Уже в 2005 году компания «ТНК-ВР» планирует добыть на Усть-Вахском участке 1 млн. т нефти. Всего в его недрах содержится 76 млн. т нефти. Общий объем инвестиций в этот проект может достичь 600 млн. долларов, в том числе 100 млн. долларов уже в 2005 году.

Источник: www.oilcapital.com 3.05.2005.
к оглавлению

Россия
«Сургутнефтегаз» ведет активное освоение Талаканского месторождения

Компания «Сургутнефтегаз» уже в ближайшие годы доведет добычу нефти на Талаканском месторождении нефти в республике Саха-Якутия до 4–6 млн. т в год. Объем инвестиций в освоение Талакана в 2007–2008 гг. должен составить около 1 млрд. долларов. Сюда входят затраты на строительство трубопровода от Талакана до юга Иркутской области. Запасы месторождения оцениваются в 124 млн. т нефти и 47 млрд. кубометров природного газа. В настоящее время на этом месторождении добывается лишь 200 тысяч т нефти в год, что связано с малым объемом внутреннего рынка Саха-Якутии.

Сейчас на Талакане пробурено 27 скважин. Через 3–4 года их количество будет доведено до 150–200. Месторождение сложное — некоторые пласты расположены вертикально, имеются карстовые пустоты.

13 апреля 2005 года компания «Сургутнефтегаз» начала бурение на Талакане первой собственной скважины. Скоро также начнется бурение поисковой скважины на Пеледуйском участке.

Источник: www.oilcapital.com 5.05.2005.
к оглавлению

Россия — Казахстан
Компания «Лукойл» начала бурение на шельфе северного Каспия

Площадь участка Тюб-Караган в казахском секторе шельфа Каспийского моря составляет более 1300 кв. км. В его недрах содержится 110 млн. т нефти. В январе 2004 года было подписано соглашение о разделе продукции, для чего была создана компания оператор «Тюб-Караган Оперейтинг Компани». Ее акционером с казахской стороны является «КазМунайТениз» (50%), с российской — «Лукойл Оверсиз» (50%).

Подрядчиком буровых работ стала компания «Лукойл-Шельф» из Астрахани. На Тюб-Караган была доставлена самоподъемная буровая установка «Астра», которая начала бурение. Проектная глубина скважина — 2500 м. Глубина моря в месте установки платформы — 7 м. Ожидается, что бурение и испытание скважина продлится 3,5 месяца. Работы будут проводить по принципу нулевого сброса, с полной утилизацией всех образующихся отходов.

Источник: www.oilru.com 5.05.2005.
к оглавлению

Казахстан
Компании «ПетроКазахстан» из-за запрета на сжигание попутного газа снижает добычу нефти

Компания «ПетроКазахстан» (PetroKazakhstan) на ряде месторождений Казахстана добывает в общей сложности 7,5 млн. т нефти в год. Введенный властями Казахстана запрет на сжигание попутного газа приведет к снижению добычи на разработках «ПетроКазахстан» примерно на 1,7 млн. т в год. Кроме того, на 1,5 млн. т придется снизить добычу нефти на месторождении Кумколь Северный, где работы ведет совместное предприятие этой фирмы «Тургай Петролеум». В итоге «ПетроКазахстан» придется снизить объем добычи нефти почти на треть.

Компания уже реализовала ряд мер по утилизации попутного газа. Он используется в качестве топлива на электростанции. Ведется его закачка в недра для поддержания пластового давления. Ведутся работы по созданию комплекса для производства сжиженного газа. Программа полной утилизации добываемого «ПетроКазахстан» попутного газа должна быть завершена до 1 июля 2006 года. Компания надеется, что власти Казахстана с учетом этих обстоятельств сделают исключение и все-таки разрешат «ПетроКазахстан» возобновить добычу нефти в прежнем объеме.

Источник: www.oilcapital.ru 5.05.2005.
к оглавлению

Казахстан
Не лезет в одну трубу — повезем по морю до другой трубы

Задержка с получением разрешений на увеличение мощности Каспийского трубопроводного консорциума будет способствовать более активному развитию танкерных перевозок через Северный Каспий. Согласно прогнозам, к 2016 году они могут достигнуть 38 млн. т. В настоящее время единственным принадлежащим Казахстану торговым портом на севере Каспия является Актау. В 2004 году он обработал 9,7 млн. т грузов, из которых 8,3 млн. т пришлись на нефть и нефтепродукты.

Правительством Казахстана было принято решение начать работы по развитию второго нефтяного порта Курык. Он расположен недалеко от шельфового месторождения Кашаган. Стоимость строительства нового порта оценивается в 100 млн. долларов. Отсюда нефть будет отправлять танкерами на азербайджанский терминал в Сангачалы и далее по трубопроводу Баку — Джейхан.

Источники: www.oilru.com 6.05.2005, www.oilcapital.ru 7.05.2005, www.rusenergy.com 4.05.2005, 5.05.2005.
к оглавлению

Азербайджан — Грузия — Турция
Охрану нефтепровода Баку — Джейхан будут осуществлять местные структуры, обученные соблюдению прав человека

Для охраны нефтепровода Баку — Джейхан при правительствах Азербайджана и Грузии созданы специальные охранные структуры. В Турции эти функции будет выполнять местная жандармерия. Представитель компании «Бритиш Петролеум», которая является оператором проекта строительства нефтепровода, сообщил, что охранные структуры в Азербайджане и Грузии при помощи международных неправительственных организаций прошли обучение. Особое внимание уделялось вопросам соблюдения прав человека.

Представитель «Бритиш Петролеум» ничего не сказал о том, проводились ли аналогичные курсы обучения для турецкой жандармерии, или это было заранее признано бесполезным.

Источник: www.rusenegy.com 6.05.2005.
к оглавлению

Азербайджан
В Баку взорвалась газозаправочная станция

В результате произошедшего ночью взрыва на газозаправочной станции в пригороде Баку погиб 1 человек и 11 получили ранения. Состояние пятерых из них оценивается как тяжелое.

Взрыв произошел во время разгрузки сжиженного газа в хранилище. При этом пострадали находившиеся рядом со станцией автомобили и торговые объекты.

Источник: www.oilru.com 5.05.2005.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное