Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 6(122)


N6 (122)  Нефтяное обозрение
6 - 12 февраля 
2006 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/06/oil-0606.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2006 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/06/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Россия
Крупнотоннажный разлив нефти в Удмуртии: впечатления очевидца

В ночь с 30 на 31 января 2006 года на территории Удмуртии из магистрального трубопровода ОАО «Северо-Западные магистральные трубопроводы» — подразделения компании «Транснефть» произошел разлив нефти. По официальным заявлениям органов прокуратуры объем разлива составил 70 т. Через некоторое время Минприроды опубликовало столь же официальную оценку — 3200 т, из которых половина попала на лед реки Медла. Эта речка впадает в реку Чепцу, снабжающую водой расположенный ниже по течению г.Глазов.

Эти изумительные разночтения различных ветвей российской вертикали власти на фоне полного молчания компании «Транснефть», автора этого разлива, побудили экспертно-съемочную группу «Гринпис» «Международного Социально-Экологического Союза», в которую входил и автор этих строк, срочно выехать в Удмуртию. Во время работы в этом регионе 6 и 7 февраля 2006 года выяснилось следующее.

Прежде всего, существует некоторая путаница с названиями реки. В ряде заявлений представителей государственных органов, сообщений средств массовой информации, да и в наших предыдущих публикациях говорится о том, что от разлива нефти пострадала река Медла.

Согласно атласу автодорог, в Дебесском районе Удмуртии, где произошла авария, на есть река Медло — правый приток Чепцы, на которой и произошел разлив. В месте ее слияния в рекой Чепца стоит деревня Усть-Медла. На автодороге, которая пересекает правый приток Чепцы, и который в атласе показан как «Медло», стоит указатель «Медла». Местные жители называют свою речку Медлинкой. Рядом, по левому берегу, в Чепцу впадает река Медла, пока еще вроде бы чистая.

Эта, на первый взгляд незначительная, неувязка (Медло — Медла) в действительности может оказаться весьма серьезной. По факту разлива прокуратурой Удмуртии возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей природной среды при производстве работ», и тут нужна точность.

Первые признаки проблем на речке Медло(а) обнаружились у ее устья. Там стояла пожарная машина, и были установлены вмерзшие в лед боновые заграждения. На поверхности воды пленки нефти не наблюдалось, однако при отборе проб чувствовался сильный запах нефтепродуктов. Стало очевидно, что наиболее подвижные, растворимые компоненты нефти, несмотря на все усилия, уже поплыли по вниз по течению. Местные жители сказали, что об аварии они ничего толком не знают, но недавно вечером на севере, где произошел разлив, видели сильное зарево.

В поселке Дебесы можно было без труда обнаружить тяжелую технику, которая активно двигалась на северо-запад. Проехав по накатанным в глубоком снегу колеям, мы увидели целый поселок из нескольких десятков вагончиков. Вокруг бурлила работа. Экскаваторы собирали загрязненный грунт, грузили его на тяжелые грузовики, которые все это куда-то вывозили. Шел активный подвоз соломы, которой выстилали лед на реке. Сама река была перегорожена грунтовыми плотинами, в которых были сделаны гидрозатворы. Там, где река еще не успела замерзнуть после экскаваторных работ, по поверхности воды плыла нефтяная пленка. Крупные черные пятна нефти были видны и на лежащих местами кучах обломков льда. Кое-где были видны стволы вырубленных деревьев. Активные работы велись на полукилометровом участке вдоль реки.

Поставив машину в спокойном месте, чтобы не мешать работе, часть группы начала видеосъемку, а я пошел осматривать место происшествия и делать снимки небольшим цифровым фотоаппаратом. На сотни метров была видна перекопанная и выжженная земля. Похоже, нефть выжигали даже прямо в русле реки.

Через десять минут раздался звонок моих коллег по мобильному телефону (кстати, на месте аварии уверенно работает мобильная связь МГТС). Они сказали, что представители службы безопасности компании «Транснефть», несмотря на предъявленное ими журналистское удостоверение официально зарегистрированного «Гринпис-Информ», требуют прекратить съемки и покинуть место работ. Навстречу мне уже движутся сотрудники службы безопасности компании «Транснефть», и необходимо немедленно вернуться.

На вопрос, какие требуются «разрешения на съемки», и где их получают, нам рекомендовали обратиться в прокуратуру. Указали и удобное направление для выезда, по которому мы двинулись вслед на тяжелым грузовиком, вывозящим грунт. Оказалось, что мы ошиблись и заехали на место складирования загрязненного грунта. Пока машина разворачивалась, я решил осмотреть качество обваловки и размеры места складирования. Было очевидно, что насыпь сделана наскоро, из мерзлого грунта. В одном месте была видна полоса изолирующей пленки, но сомнительно, чтобы она была положена по всему дну отвала. Объем отвала, размещенного на поле, был очень велик. На нем одновременно могло свободно разгружаться несколько тяжелых грузовиков.

Ко мне приблизился крупного размера работник, представился сотрудником подрядной организации, которая будет вести переработку грунта, и потребовал у меня опять какое-то разрешение на съемки. Ответив, что я являюсь экспертом МСоЭС Григорьевым А.Ю., я поинтересовался, какое разрешение требуется, поскольку отвалы загрязненного нефтью грунта согласно существующему российскому законодательству явно не являются секретным объектом. Во время этой увлекательной беседы к нам стали быстро подтягиваться прочие работники компании. Ситуация в очередной раз накалялась.

На выезде из места временного складирования загрязненного грунта нас остановила машина службы «Транснефти». Находящиеся там труженики потребовали предъявить документы. И нам снова пришлось опять попросить их представиться и объяснить, на чем основаны их требования. Один из сотрудников службы безопасности «Транснефти» показал мне закатанное в пластик удостоверение. Я взял ручку, чтобы переписать находящиеся на нем данные, но та оказалась замерзшей. Пока искал карандаш, сотрудник службы безопасности куда-то испарился. Тем временем руководитель нашей группы объяснял прочим охранникам «Транснефти», что мы действительно просто заблудились и хотим выехать на дорогу.

Ввиду скоропостижного окончания нашей работы на месте разлива было решено отобрать дополнительные пробы воды в районе устья реки Медло(а). Но тут нас ждал очередной сюрприз. При подъезде к месту установки бонового заграждения на реке в деревне Усть-Медла мы увидели УАЗ с эмблемой компании «Транснефть», который блокировал нам дорогу. К счастью, рядом был поворот, по которому мы, не останавливаясь, выехали на федеральную трассу М-7. Там, несколько выше моста через эту речку, мы и отобрали пробы воды. Ну и воняли же они! Во льду была сделана свежая лунка, к ней в снегу протоптана дорожка. Там, очевидно, уже брали пробы.

Половина следующего дня в Ижевске была использована на то, чтобы связаться с представителями органов власти. Региональные органы МЧС и Минприроды на телефонные звонки отвечали, но постоянно сообщали, что работающие по проблеме ответственные сотрудники почему-то все время находятся на каких-то заседаниях. Понятно, что когда так рванет труба, чиновникам хочется где-нибудь уединиться и спокойно позаседать. Но ведь не целый же рабочий день?

Неожиданно контактной и открытой оказалась Удмуртская прокуратура, где нас тут же пригласили и дали возможность встретиться со следователем, ведущим уголовное дело по ст. 246, и взять у него интервью. Понятно, что расследование находится на начальной стадии, и сейчас рано официально говорить о каких-либо результатах. Очевидно, что авария серьезная, и нанесенный ущерб, а также затраты на ликвидацию последствий разлива будут весьма и весьма значительными.

В прокуратуре подтвердили, что проблема с работой средств массовой информации существует, и прокуратура уже указывала компании «Транснефть» о недопустимости и незаконности создания препятствий для работы СМИ. В тот момент мы еще не знали, что легко отделались, бывает и гораздо хуже (см. след. сообщение).

Остается надеяться, что следствие даст ответы на многочисленные вопросы.

  • Каким был реальный объем разлива?

    Очевидно, что он гораздо больше первоначально заявленных 50-70 т. Насчет 3200 т тоже есть некоторые сомнения. Но очевидно, что, судя по изуродованной площади долины реки Медло(а) речь должна идти, по крайней мере, о сотнях и может быть о первых тысячах тонн. Восстановить реальный объем разлива по количеству собранной нефти будет невозможно, поскольку ее активно выжигали на месте.

    Пока с развитием последствий этой аварии очень повезло. Благодаря зиме разлитая нефть легла на лед реки и на промерзший грунт. Если бы авария случилась в теплое время года, — нефть бы сразу поплыла по реке Медло(а), а затем по Чепце. Пока еще есть время, чтобы снизить по минимума возможность дальнейшего массированного распространения загрязнения во время весеннего половодья. Для этого копается обводной канал вокруг загрязненного участка русла. Компания «Транснефть» мобилизовала значительные силы и активно ведет очистные работы. Однако вся эта деятельность вызывает ряд вопросов, ответов на которые еще нет.

  • Имеется ли, если не проект, то хотя бы согласованный план этих работ?
  • Как осуществляется контроль их качества?
  • Каким был реальный объем выжигания разлитой нефти?
  • Насколько безопасно временно складируется загрязненный грунт?
  • Как осуществляется контроль за концентрацией растворимых компонентов нефти, которые очевидно не задерживаются существующей системой заграждений?

Относительно последнего есть весьма любопытные данные, опубликованные удмуртским информационным агентством «День»:

«… специалисты Минприроды УР осуществляют отбор пробе воды из рек Медло и Чепца с последующим анализом проб в химико-аналитической лаборатории «Управление Минприроды УР». Эта мера позволила получить достоверную картину случившегося. Так, по данным анализов работников Удмуртского районного нефтепроводного управления на 1 февраля 2006 года в реке Медло ниже разлива содержание нефтепродуктов составило 0,056 миллиграммов на литр (то есть, практически равнялось предельно допустимой концентрации — ПДК), тогда как по данным наших специалистов оно было намного больше — 6,1 мг/литр.

К 6 февраля загрязненные воды достигли устья реки Медло, о чем свидетельствует взятая здесь проба — 0,12 мг/литр. Однако в реке Чепце содержание нефтепродуктов в воде лишь незначительно превышало ПДК 0,068 мг/литр. Следовательно, работникам аварийно-спасательных бригад действительно удалось локализовать данный разлив нефти и не допустить массированного попадания загрязненных вод в Чепцу».

Хотелось бы надеяться. Но в ближайшее время это станет ясно жителям поселков, расположенных по берегам реки. К сожалению, с речкой Медло (Медлинкой) все понятно уже сейчас. Интересно, будет «Транснефть» не только убирать сделанную ею помойку, но и принимать меры по восстановлению изуродованной ею малой реки?

Источники: личные наблюдения, www.dayudm.ru 10.02.2006.
к оглавлению

Россия
Разлив дизельного топлива в Санкт-Петербурге: пострадали журналисты трех телеканалов

Утром 10 февраля 2006 года информационные агентства сообщили, что в Санкт-Петербурге на станции «Москва-Сортировочная» сошли с рельсов две цистерны с дизельным топливом, из которых одна перевернулась. По предварительным данным, она протекла. Если бы кто-нибудь мог представить, какие бурные события последуют потом...

Целых три съемочных бригады петербургских каналов — «НТВ», «Россия» «Пятый канал» — выехали на съемки — и попали в весьма напряженную ситуацию. Уже в обед «Фонтанка» сообщила следующее:

«…около 10.45 бригада «НТВ» подъехала к станции и начала снимать сюжет сверху, с моста. Причем работа была согласована с пресс-службой ОЖД.

Увидев, что коллеги «Вестей» установили камеру неподалеку от самого места происшествия, и, подумав, что, по всей видимости, съемка там была разрешена, «НТВ» переместилась вниз.

Там выяснилось, что «россияне» уже попали в переплет. Корреспондента Юлию Васильеву пытались ударить, а оператору пришлось забаррикадироваться в машине, так как неизвестные пытались отнять у них кассету с отснятым материалом.

Сотрудникам «НТВ» два «деловых» молодых человека, махнувших некими «красными корочками» предложили «снимать мультики, но не здесь» и не «лезть в частный бизнес», а затем потребовали отдать кассету, пригрозив сломать камеру. Кассету пришлось отдать.

После этого, как рассказал Александр Крылов (журналист с «НТВ» - прим.сост.), съемочная группа вернулась на мост и снова начала съемку. Но и там их настигли те же молодые люди, потребовавшие отдать и эту кассету. Что и пришлось сделать, иначе они могли сбросить камеру с моста.

Как раз в это время на мост приехала бригада «Пятого канала» и неизвестные начали уже препятствовать в установке камеры оператору канала Анатолию Ильину. По словам Александра Крылова, все действия сопровождались нецензурной бранью.

Сейчас журналисты находятся в 32-м отделении милиции Невского района — подают заявление о случившемся».

В милиции пообещали разобраться и высказали предположение, что нападение на журналистов наверно совершили сотрудники ВОХР. Но оказалось, что это были сотрудники милиции на транспорте.

Вечером «Фонтанка» распространила заявление главы Союза журналистов Андрея Константинова, который обратился с письмом к губернатору Санкт-Петербурга, заместителю генпрокурора по СЗФО, прокурору города, начальнику ГУ МВД по СЗФО, начальнику ГУВД Петербурга и Ленинградской области.

«По поручению секретариата Санкт-Петербургского Союза журналистов вынужден обратиться к вам, чтобы зафиксировать тревожную тенденцию, которая в последнее время складывается в отношениях между петербургскими журналистами и представителями силовых структур и ведомств. Не раз журналисты, выполняющие свой профессиональный долг, наталкивались на некорректное, хамское поведение представителей правоохранительных органов (в основном — среднего и низшего звена), а то и на откровенные силовые действия с их стороны…»

Далее следовало изложение событий случившегося на железнодорожной станции с тремя съемочными телегруппами 10 февраля.

Начальник петербургской службы информации государственного телеканала «Россия» Антон Губанков дополнил:

«К сожалению, для нас это не первая конфликтная ситуация с местными правоохранительными органами. По моим наблюдениям, это уже становится печальной традицией. Страдают и люди, и техника. Я думаю, что речь тут идет об элементарном, ничем не мотивированном хамстве, что, по моему мнению не может квалифицироваться иначе, как должностное преступление. Применять насилие к журналистам — недостойно Петербурга.

К нашей журналистке Юлии Васильевой, девушке хрупкой, применили настоящее насилие: ее таскали за волосы, трясли как грушу. А Юля только недавно оправилась от тяжелой автомобильной аварии, и любые стрессы ей просто противопоказаны.

Я считают, что дело милицейского руководства и руководства города подключиться к произошедшему и выступить с заявлением. Ведь ситуация действительно странная. Мы живем в цивилизованном обществе. Так почему, когда федеральные каналы приезжают на место происшествия, никому не мешают, выполняя свою работу, получается такое… И вообще, надо разобраться и поставить вопрос о околомилицейских структурах, которые трясут красными корочками, в которых непонятно что написано — какое они отношение имеют к правоохранительным органам».

Ну как какое? Похоже, в свободное от службы труженики правоохранительных органов занимаются левыми заработками — частным охранным бизнесом. Хорошо, что пока используют при этом только казенные удостоверения, а не штатные пистолеты.

Впрочем, губернатор Петербурга В.Матвиенко отреагировала быстро и потребовала провести тщательное расследование обстоятельств этого дела:

«У нас до сих пор некоторые руководители считают, что во всем виноваты средства массовой информации. Вместо того чтобы исправить ту или иную ситуацию, они часто обвиняют СМИ, которые справедливо критикуют и обнародуют негативные факты. Виноваты не СМИ, а те руководители, которые эти факты допускают. В нашей стране никому не позволительно — и тем более этого не будет в Петербурге — препятствовать журналистам в выполнении ими своих профессиональных обязанностей»

Золотые слова. Если бы их еще и выполняли.

Впрочем, по сообщениям информагентств, руководство транспортной милиции уже извинилось перед журналистами и продемонстрировало готовность содействовать их дальнейшей работе. Интересно, надолго ли?

Впрочем, санкт-петербургским правоохранителям надо приводить в чувство отдельных своих мордоворотов среднего и нижнего звена. В июле 2006 года в городе пройдет встреча глав «Большой восьмерки». На нее съедется много иностранных журналистов. Те хоть русского матерного не понимают, но обещание разбить телекамеру до них дойдет быстро. В итоге вместо торжества российской дипломатии может получиться «зер грос конфуз».

В конце всей этой эпопеи прошло сообщение, что цистерны подняли. Одна из них была порожней. Относительно утечки нефтепродуктов ничего не говорилось.

Источники: www.rosbalt.ru 11.02.2006, www.fontanka.ru 10.02.2006, www.oilcapital.ru 10.02.2006.
к оглавлению

Эстония
Массовая гибель загрязненных нефтью птиц у северо-западного побережья страны

26-27 января 2006 года на северо-западном побережье Финского залива в Эстонии было обнаружено загрязнение вод и берега нефтью. Эти места являются местом зимовки множества водоплавающих птиц. Первоначально объем разлива был оценен примерно в 2 кубометра нефтепродуктов. В дальнейшем оценки возросли до 20 т, загрязнено до 30 км побережья.

Началась массовая гибель птиц от загрязнения нефтепродуктами. Обнаружено более 3000 погибших пернатых. Местные орнитологи полагают, что жертвами этой катастрофы станет до 35 тысяч птиц.

Ведется расследование и поиск источника разлива. Первоначальный список подозреваемых сократился со 100 до 15 судов, но виновник сброса нефтепродуктов у берегов Эстонии пока не обнаружен.

Последний крупный разлив нефти на Балтике произошел в марте 2001 года, когда судно «Baltic Carrier» в результате столкновения разлило 2700 т мазута между берегами Германии и Дании.

Танкер «Престиж», заправлявшийся российским мазутом в латвийском порту Вентспилс, благополучно вышел в Атлантический океан. После чего получил пробоину и развалился на две части, оставив за собой разлив нефти объемом более 40 тысяч т.

Источники: Helsingin Sanomat 11.02.2006, www.regnum.ru 31.01.2006, IHT 9.02.2006.
к оглавлению

Россия: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Семен Вайншток: а вот такой лапши на уши еще не пробовали?

Семен Вайншток во время делового завтрака давший интервью официальной «Российской газете», которое было опубликовано 10 февраля, в очередной раз с блеском доказал, что является не только президентом ОАО «Транснефть», но и ведущим в мире специалистом по развешиванию макаронных изделий на уши кому угодно.

Анализ и демонстрация всех живописных подробностей этого процесса заметно превысит объем обычного выпуска нашего «Нефтяного обозрения». Остановимся только на самых интересных моментах, тем более что за прошедшую неделю в мировом нефтяном секторе случились и более интересные события.

Итак, ответ г-на Вайнштока на вопрос, почему вокруг нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» разгорелась такая бурная дискуссия:

«Кукловоды не здесь, не у нас в стране. Есть весьма заинтересованные стороны, которые не хотели бы диверсификации транспортных потоков нефти, изменения направленности развития нефтяной отрасли страны. Весь наш экспортный потенциал сориентирован на Европу, которая перекормлена российской нефтью. Здесь сформировалась спекулятивная, дискриминационная по отношению к нашему сырью схема ценообразования. Мы не можем разорвать этот порочный круг также, если не обеспечим независимость от стран-транзитеров нефти.

Сегодня Россия имеет возможность открыть Азиатско-Тихоокеанский рынок. В случае, если туда придет трубопровод, то эта возможность появится. Российские нефтяники ждут магистралей. Если трубопровода там не будет, то Восточно-Сибирскую провинцию освоить нам не удастся, и в целом развитие восточных регионов государства будет происходить довольно сложно, если будет происходить вообще».

Ну, про кукловодов «не у нас в стране» — это теперь модно, сей вопрос будет еще раз обсуждаться далее.

Теперь по сути. Семен Вайншток прекрасно знает, что причиной действительно огромных, исчисляемых миллиардами долларов в год потерь при экспорте российской сырой нефти в Европу в значительной степени является деятельность компании, президентом которой он является. В увеличении поставок российской сырой нефти в Европу на многие десятки миллионов тонн, произошедшем за последние несколько лет, решающую роль играет принадлежащий «Транснефти» порт Приморск. Это и привело к возможности игры на снижение цен по сравнению с другими сортами нефти.

Относительно низкое качество российской экспортной смеси «юралс» обеспечивается также прежде всего благодаря компании «Транснефть», которая в недрах своей трубопроводной системы смешивает высококачественную сибирскую и низкокачественную татарскую нефть. В итоге переработка «юралс» требует особых технологий, что при изобилии предложения позволяет европейским покупателям добиваться существенных ценовых уступок. Что это — просто обычная глупость, или, что более вероятно, чей-то очень хороший деловой расчет — пока не ясно. Но деньги на этой ситуации делаются огромные.

Теперь компания «Транснефть» рвется повторить аналогичный эксперимент по сбиванию цен на экспортируемую из России нефть и на китайско-японском направлении.

Дальнейшая беседа показывает, что прежде всего заботит руководство российской государственной нефтепроводной монополии «Транснефть»:

РГ. Совсем недавно вице-президент вашей компании Сергей Григорьев заявил, что эксперты государственной экологической экспертизы высказали критические замечания по планам прокладки нефтепровода вдоль Байкала под давлением «Гринписа». «Гринпис» — это что, инструмент?

Вайншток. Я считаю, что да.

РГ. А кому тогда выгодно, чтобы российская нефть не пошла к Тихому океану?

Вайншток. Проанализируйте, чьи интересы этот проект затронет. Кому, допустим, невыгодно усиление Китая, который получил бы возможность доставки нефти из России?».

К сожалению, это не оговорка. Это отражение нынешней российской государственной политики, которая действительно направлена на усиление Китая, который любой ценой должен получить поставки российской нефти. Соответствующее решение российского правительства уже принято, о чем сообщил министр Христенко. Российское правительство долго колебалось, кого бы первым облагодетельствовать крупнотоннажными поставками российской нефти — Китай или Японию, и решило, что китайцы ему нравятся больше. Если стоящий 6 млрд. долларов нефтепровод будет построен, то прежде всего он начнет каждый год поставлять в Китай до 30 млн. т российской нефти, которой не так уж много, и которую было бы хорошо оставить нашим детям и внукам.

«РГ. Готовы ли участвовать в снижении экологических рисков при строительстве нефтепровода потенциальный инвесторы?

Вайншток. Единственным инвестором проекта строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», как это определило правительство России, является ОАО «АК «Транснефть». Первый пусковой комплекс разработан в полном соответствии с требованиями российского и международного законодательства и действующих нормативных документов. В проекте представлены технические и конструктивные решения, обеспечивающие экологическую безопасность проекта как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации. Уровень этих решений — самый высокий из имеющихся в мировой практике нефтепроводного транспорта, а по ряду аспектов вообще уникальный. Можно сказать, что это еще завтрашний день многих знаменитых нефтяных компаний».

Интересная деталь — экологическая безопасность обеспечивается рядом технических и конструктивных решений, которые уникальны в мировой практике нефтепроводного транспорта. А кто доказал, что эти решения, особенное в исполнении компании «Транснефть», будут работать? Никто. Неужели нам недостаточно опыта Чернобыля, «Курска», проблем с американскими космическими кораблями «Шаттл», недавнего затопления Нового Орлеана, чтобы не понять, что все может сломаться и не сработать. Почему нефтепроводные эксперименты по проверке железного действия национальной идеи «хотели как лучше — получилось как всегда» надо проводить на берегу уникального природного объекта — озера Байкал? Потому что очень уж хочется именно таким образом поставить российскую нефть, чтобы усилить Китай? Неужели тысячетонных разливов, которые за последние два года компания «Транснефть» имела в Пермской и Иркутской областях, а теперь и в Удмуртии, все еще недостаточно?

О нарушениях законов. Да весь проект, который сейчас представлен на рассмотрение государственной экологической экспертизы, незаконен. «Транснефть» самовольно изменила трассу трубопровода на Байкальском участке. Недопустимость этого варианта трассы была указана еще во время первой госэколэкспертизы, на фазе обоснования инвестиций. Эти варианты даже не рассматривались во время второй и третьей госэколэкспертизы материалов обоснования инвестиций. В этой ситуации просто удивительно благостное молчание Минприроды и Генпрокуратуры, которые в упор не хотят замечать этого демонстративного нарушения закона.

О том, что «Транснефть» будет единственным инвестором согласно решению Правительства РФ. Возможно. Но деньги она будет мобилизовать не за счет своей официально демонстрируемой смехотворной прибыли, а благодаря инвестиционным составляющим тарифов, налоговым льготам, кредитам, размещению ценных бумаг, правительственным гарантиям, т.е. за счет всех российских налогоплательщиков.

Как это делается — уже все видели на примере аферы с проектом строительства высокоскоростной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой (РАО «ВСМ»), которая обошлась российскому бюджету в несколько сотен миллионов долларов. В случае с проектом нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» речь идет о гораздо более крупных суммах — во многие миллиарды долларов.

«РГ. Можно ли полагать, что все голоса экологов, которые раздаются в защиту Байкала срежиссированы из-за рубежа? Вы не допускаете, что у них есть какие-то внутренние мотивы?

Вайншток. Есть, конечно. Я часто встречаюсь с экологами и понимаю их внутреннее состояние. Если бы сегодня дать возможность «зеленым» принять окончательное решение, то мы должны были всю трубопроводную сеть страны демонтировать и уничтожить. Мы должны были бы остановить все железные дороги, выпуск автомобилей и так далее. Им это вменить в вину нельзя. Они вроде бы за прогресс. Но, понимаете, легко решать задачи, образно говоря, с вершины Казбека. Я приведу такой пример. Коэффициент аварийности на трубопроводном транспорте в 1999 году равнялся 0,27. Это количество аварий на 1000 километров трубопроводов. Сейчас он равняет 0,04. Мы работаем не хуже, а лучше, чем в Западной Европе и США. Сказать, что никаких техногенных последствий нашей деятельности нет и быть не может, неправда. Конечно же, есть. Они могут происходить, например, в случае землетрясения. Мы по нормам проектирования учли сейсмичность в регионе. Они (последствия), бывает, происходят и в случаях несанкционированных, а проще говоря, криминальных врезок в трубу, когда совершаются хищения сырья из нефтепроводов, и с этим явлением мы энергично боремся».

Семен Михайлович, ну нельзя же вешать на уши читателям так много макаронных изделий! Я не о той ахинее, которую Вы приписываете «зеленым», которые по вашим, каким-то пещерным, представлениям якобы хотят все закрыть. Ведь практически никто из них против этой нефтепроводной авантюры от Восточной Сибири до Тихого океана в принципе не возражает. Стройте, но только по-человечески. Но нет, Вам хочется строить так, как Вы можете.

Я также не о том, что у Вас не воруют из труб нефть. С этим все в порядке. Вы и сами, того-с… Иначе откуда бы ежегодно образовывались «излишки» в сотни тысяч тонн нефти, которую потом «Транснефть» продает и пускает на всякие благотворительные цели? Например, на реконструкцию дворцов на берегу Финского залива, в которых так приятно принимать лидеров иностранных государств.

Проблема в том и заключается, что сейсмичность в регионе Вы учли ну совсем не по нормам. Да и какие могут быть нормы на строительство таких нефтепроводов на берегу Байкала в зоне 10-балльных землетрясений? Кто и когда их придумал и утвердил?

Я о другом. О заявляемой фантастически низкой аварийности компании «Транснефть». Тут у Вас с арифметикой явно не в порядке. Если аварийность 0,04 на 1000 км, «Транснефти» 50 тысяч км трубопроводов, то это получается только по 2 аварии в год. За один январь-начало февраля 2006 года только по сообщениям СМИ у вас уже случилось четыре лужи, из которых одна, в Удмуртии, очень большая.

А в 2005 году что было?

  • Февраль — в результате разлива нефти при проведении ремонтных работ загрязнены земельные участки 45 местных жителей.
  • Март — утечка 100 кубометров нефти.
  • Июнь — в течение нескольких часов из магистрального нефтепровода бил фонтан, который загрязнил 0,4 га. Местами нефть пропитала почву на глубину до 30 см.
  • Июнь — разлив 200 кубометров нефти.
  • Август — разлив 100 т нефти. Загрязнено несколько км оросительного канала.
  • Ноябрь — разлив 350 кубометров нефти. Загрязнено 2,5 га леса.
Впрочем, это получше, чем в 2004 году:
  • Февраль — разлив нефти, объем которого по разным источникам оценивается от 200 т до 6000т.
  • Февраль — разлив 150 т нефти.
  • Апрель — разлив нефти и пожар. Высота пламени достигала 50 м. Огонь удалось потушить только через 20 часов..
  • Апрель — разлив 1000 т нефти, которая была локализована на площади 8 га.
  • Май — разлив 300-400 кубометров нефти.
  • Июнь — взорван резервуар объемом 5000 кубометров. Вытекшая нефть загорелась.
  • Июнь — повторный взрыв магистрального нефтепровода. Объем разлившейся и загоревшейся нефти оценен в 850 кубометров.
  • Октябрь — в результате разлива 50 т нефти начался пожар, который создал угрозу для проходящего рядом магистрального газопровода.
  • Октябрь — разлив нефти, часть которой попала в реку. Собрано 50 т.
  • Ноябрь — разлив нефти по данным МЧС объемом в 5 тысяч кубометров.
  • Ноябрь — на территории Ингушетии разлив 60 т нефти.

И это только наиболее крупные аварии на системе магистральных нефтепроводов страны, о которых стало известно средствам массовой информации. Подробности нефтепроливной и сжигательной деятельности компании «Транснефть» за 2004-2006 годы приведены в следующем сообщении. Там есть и незаконные врезки, и подрывы, но хватает и просто трещин в трубах и нарушений правил эксплуатации и ремонта. Природе ведь все равно, отчет растекается нефть. И если есть нефтяные воры и террористы-диверсанты, то этот факт надо учитывать, а не делать вид что «это не считается».

Понятно, что в сообщениях средств массовой информации могут быть ошибки. Государственные органы сплошь и рядом официально сообщают что-то совершенно непонятное. А Ваша компании молчит. До сих пор, через две недели после разлива в Удмуртии, объем которого составляет явно не менее нескольких сотен тонн, Вами не сделано ни одного официального заявления. Зато сколько угодно саморекламы о фантастически низкой аварийности.

«РГ. Если мы правильно поняли, ваш проект не нарушает никаких норм существующего законодательства, в том числе экологического?

Вайншток. Не нарушает. Как я уже неоднократно говорил ранее, разработка проекта велась в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международным правовым нормам…

Поэтому не пытаясь оказывать давление ни на каких экспертов, у меня есть основания сказать государственному органу: если вы примете отрицательное заключение по экспертизе, то мы с вами встретимся в суде. И вам придется в суде говорить не эмоциями, вы должны будете сказать конкретно, какой пункт, какого закона мы в этом проекте нарушили, какой СНИП, какой ГОСТ, нормативный акт нами не выполнен. И если вы нам не сумеете оппонировать достаточно внятно, то я буду вправе предъявить претензии за упущенную выгоду»

Семен Михайлович, о какой и чьей упущенной выгоде идет речь? Об очередном закапывании миллиардов долларов общенародных денег вдоль трассы БАМа? Или о той, что вы получили, заплатив, по вашему же признанию 200 млн. долларов за разработку никуда не годного технико-экономического обоснования проекта? Или о той «выгоде», которую кое-кто из руководящих процессом господ собирается получить в процессе строительства? Ну понятно, при строительстве без «откатов» ну никак невозможно. Но зачем же об этом кричать на всех углах? И, кстати, по какой статье Вы собираетесь судиться? Поделитесь опытом.

А относительно нарушений и статей законов — так в проекте заключения экспертной комиссии госэколэкспертизы материалов «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий». Первый пусковой комплекс», который находится в свободном доступе, и про СНИП, и про российские и международные правовые нормы со статьями говорится много. Да и факт давления на экспертов теперь зафиксирован тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров.

Общественные организации уже имеют богатый опыт судебного общения с компанией «Транснефть». Будет забавно, если теперь и Вы посудитесь с каким-нибудь государственным органом. Правда они, эти органы, у нас сейчас какие-то пассивные, на все согласные. Несмотря на то, что как министр — так каратист, а как глава госслужбы — так не меньше чем генерал. Ну, авось какой поактивнее найдется.

В суде-то еще много чего интересного может выясниться. Ждем-с.

Источник: www.rg.ru. 10.02.2006.
к оглавлению

Горячая тема: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Экспертам госэколэкспертизы проекта нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан»: информация для размышления

Некоторые крупные разливы нефти из системы магистральных трубопроводов в 2004-2006 гг.

15 февраля 2004 г. в 50 км от Перми на нефтепроводе «Пермь — Альметьевск» (ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» — «Транснефть») из-за трещины в трубе диаметром 1020 мм произошел разлив нефти объемом 200т. По данным МЧС он мог составить до 700 т. Через некоторое время средства массовой информации сообщили, что по данным разных источников объем разлива оценивается от 200 т до 6000т.

17 февраля 2004 г. в Курском районе Ставропольского края был обнаружен разлив нефти из трубопровода «Малгобек — Тихорецк». Причина — незаконная врезка. По официальным данным объем разлива составил 150 т, площадь загрязнения — 2 га.

23-24 апреля 2004 г. произошел разлив нефти и пожар в Михайловском районе Волгоградской области на магистральном нефтепроводе «Самара — Лисичанск». Высота пламени достигала 50 м. Огонь удалось потушить только через 20 часов, после того, как большая часть разлившейся нефти выгорела.

24 апреля 2004 г. около села Жилинка Бузулукского района Оренбургской области произошел разлив нефти. Причина — незаконная врезка в трубопровод компании АК «Транснефть». Объем разлива — 1000 т. Он локализован на площади 8 га. На очистных работах задействовано 29 единиц техники и более 100 человек.

10 мая 2004 г. в районе станицы Кисляковской Краснодарского края вылилось 300-400 кубометров нефти из магистрального трубопровода «Лисичанск — Тихорецк». Причина — разрыв по шву трубы. Для предотвращения попадания нефти в реку Ея, протекающую в 2 км от места аварии, была насыпана защитная дамба, а на реке установлено 5 рядов боновых заграждений.

5 июня 2004 г. в Нефтекумском районе на Камышбурунской станции ОАО «Черноморсктранснефть» в результате срабатывания взрывных устройств поврежден резервуар объемом 5000 кубометров. Из него начала вытекать нефть, которая загорелась. К ликвидации пожара было привлечено более 400 человек и 40 единиц техники. Им удалось предотвратить распространение огня на соседние резервуары с нефтью, а также взрыв горящего резервуара.

20 июня 2004 г. на трубопроводе «Тихорецк — Баку» в результате срабатывания взрывного устройства произошла утечка нефти по первоначальным сообщениям объемом в 60 т. Ранее, 24 мая 2004 года, этот нефтепровод уже взрывался одновременно с проходящим рядом газопроводом. Работа нефтепровода была остановлена. Через неделю появились сообщения о том, что объем разлившейся и загоревшейся нефти оценен уже в 850 кубометров.

14 октября 2004 г. около деревни Буньково (30 км от г. Иваново) пожар на месте разлива нефти из магистрального трубопровода Нижний Новгород — Ярославль. Возникла угроза для проходящего рядом магистрального газопровода. Для тушения пожара было привлечено 26 единиц техники и 107 пожарных. Официально заявленный объем разлива — 50 т нефти.

14 октября 2004 г. на 236 км магистрального трубопровода «Альметьевск — Куйбышев» в Самарской области из-за незаконной врезки произошел разлив нефти, попавшей в реку Патовку на которой были установлены боновые заграждения. Собрано 50 т разлившейся нефти.

14 ноября 2004 г. в Зиминском районе Иркутской области произошел разрыв нефтепровода ОАО «АК Транснефть», в результате чего ударил 30-метровый фонтан.

16 ноября 2004 г. на пресс-конференции зам начальника ГУ ГОЧС Иркутской области Валерий Перфильев сообщил, что площадь загрязнения составила 6 га, объем разлива оценен в 5 тысяч кубометров. К счастью, разлившаяся нефть перетекла в расположенный рядом песчаный карьер площадью 4 га. На показанных по телевидению кадрах было видно, что нефтяное озеро получилось изрядное. Земля была промерзшей, и разлившаяся нефть не ушла глубоко в грунт. Благодаря этому удалось избежать загрязнения водных объектов, чего нельзя было сказать об атмосфере. В месте аварии чувствовался сильный запах нефти.

На этом фоне пресс-центр компании «Транснефть» в разделе «Новости Компании» 15 ноября 2004 года разместил загадочное заявление: «Около 17 тонн нефти вылилось в результате разрыва трубопровода диаметром 700 мм на магистрали в Зиминском районе Иркутской области. Ведутся работы по устранению разлива. Угрозы попадания нефти в водоемы нет…Сообщения ряда средства массовой информации со ссылкой на МЧС о якобы утечки пяти тысяч тонн нефти не соответствуют действительности».

Тем не менее, 17 ноября 2004 г. на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям было сообщено, что уже собрано 1,5 тысяч т нефти.

Причиной разрыва трубопровода названа деятельность неизвестного экскаватора.

26 ноября 2004 г. на магистральном нефтепроводе «Малгобек — Тихорецк» недалеко от Моздока в результате несанкционированной врезки произошел разлив 60 тонн нефти.

***

20 февраля 2005 г.а во время ремонтных работ ООО «Транссибнефть» в районе с. Старый Боготол Красноярского края произошел разлив нефти. В результате оказались загрязненными 45 земельных участков жителей села Старый Боготол и ручей Боготольчик.

9 марта 2005 г. в Кинельском районе Самарской области произошла утечка 100 кубометров нефти из неработающего резервного магистрального нефтепровода «Колтасы — Куйбышев». Его владельцем является ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы». Причина утечки — незаконная врезка.

28 июня 2005 г. на нефтепроводе «Дружба» в Кузоватовском районе Ульяновской области вследствие незаконной врезки произошла утечка нефти. По одним источникам его площадь составила около 1500 кв.км. и ничего серьезного не случилось. По другим — фонтан нефти высотой 15 м бил в течение суток, площадь загрязнения составляет 4000 кв.м. и нефть местами пропиталась в почву на глубину до 30 см.

16 июня 2005 г. около хутора Перевальский Минераловодского района Ставропольского края на магистральном трубопроводе диаметром 700 мм «Малгобек — Тихорецк» была сделана очередная незаконная врезка. В результате на почву попало 200 кубометров нефти

7 августа 2005 г. в из нефтепровода «Хадыженск — Псекупская» на территории Адыгея вследствие незаконной врезки произошла утечка около 100 т нефти. Загрязнено несколько км Чибийского оросительного канала.

23 ноября 2005 г. около села Предметкино в Кемеровской области в течение нескольких часов из магистрального трубопровода Анжеро-Судженск — Красноярск (ОАО «Транссибнефть») бил фонтан нефти. По официальным данным объем разлива составил 350 кубометров. Загрязнено 2,5 га леса. Нефть разлились на 150 м вдоль полотна Западно-Сибирской железной дороги, на которой по соображениям безопасности на несколько часов было остановлено движение поездов. Одна из версий причин аварии — воздействие экскаватора, другая — изношенность трубопровода.

***

30 января 2006 г. в Дебесском районе республики Удмуртия на магистральном нефтепроводе Холмогоры — Клин ОАО «Северо-Западные магистральные трубопроводы» вследствие нарушений при проведении ремонтных работ ударил фонтан нефти высотой более 30 м. Первоначальные оценки объема разлива — 50-70 т. 3 февраля на интернет-сайте Минприроды было размещено сообщение о том, что объем разлива превысил 3000 т.

Подготовлено А.Ю.Григорьевым экспертом Международного Социально-Экологического Союза по сообщениям средств массовой информации. Сводные официальные достоверные данные по данной проблеме в открытом доступе отсутствуют. В случае обнаружения неточностей или дополнений просим сообщить на info@forest.ru
к оглавлению

Горячая тема: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Суд по делу, связанному с «Транснефтью», пока кончился большим пшиком

Как мы сообщали в предыдущем выпуске, 3 февраля 2006 года руководитель Ростехнадзора Пуликовский подписал приказ по продлении срока госэколэкспертизы материалов ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий» на один месяц, а также о существенном «разбавлении» непокорной экспертной комиссии. Мотивировка для такого решения в тексте приказа отсутствует.

В этот же день были задержаны активисты «Гринпис», протестовавшие против проволочек руководства Ростехнадзора с утверждением принятого решения комиссии, в котором содержалась рекомендация направить представленные компанией «Транснефть» материалы на переработку. После 4 часов содержания в милиции природоохранные активисты были отпущены, чтобы 7 февраля предстать перед судом.

На первом заседании судья, ознакомившись с материалами административных дел, возбужденных против участников пикета, направила их на переработку в УВД «Таганское». В протоколах не было указано, в чем конкретно заключались допущенные природоохранными активистами нарушения действующего законодательства, и зачем они были задержаны, не говоря о некоторых процессуальных нарушениях.

Бедные таганские труженики правоохранительных органов. Теперь ведь им думать придется, за что у них жизнь такая тяжелая, и что им со всем этим делать.

Источник: www.greenpeace.ru 7.02.2006.
к оглавлению

Горячая тема: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Интервью с экологическим членом Общественной палаты. Вялый он какой-то

Неугомонный Анатолий Юрков «Российской газеты», явно полюбивший деловые завтраки в служебных целях, 10 февраля кроме феерической беседы с г-ном Вайнштоком опубликовал интервью и с членом Общественной палаты, председателем Комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды этого органа, Владимиром Михайловичем Захаровым.

В отличие от яркого и увлекательно говорившего главы «Транснефти», представитель казенной природоохранной общественности выглядел не то, чтобы бледно, а имел просто какую-то странную окраску.

«РГ… В разговоре с редакцией накануне заседания Палаты ее секретарь Евгений Велихов довольно заинтересованно отреагировал на нашу информацию про ситуации на Байкале. Сказал, что попросит вас подготовить проект заявления по Байкалу…

Захаров. Так и было.

РГ. Но заявления не было. Кто-то помешал?

Захаров. Действительно, к этому заседанию Палаты был у нас проект заявления по Байкалу. И я от имени своей комиссии предложил его рассмотреть, принять и опубликовать. В ходе короткого обмена мнениями выяснилось, что другие члены палаты мало знакомы с этой проблемой. Наша комиссия специальной экспертизы по этому вопросу еще не проводила.

РГ. Но «Российская газета» за последние четыре-пять месяцев опубликовала не одну статью по проблеме Байкала.

Захаров. Я с ними знаком. Ситуация с Байкалом и Общественной палатой мне кажется довольно ясной. Палата должна высказать свое мнение, но она только приступила к работе. И, как говорится, еще не огляделась вокруг себя. Сложнее другое. Сегодня трудно найти представителя научного сообщества или общественности, который поддержал бы предлагаемый проект нефтяной трубы по берегу Байкала (действительно, трудно. Но, как показывает опыт компании «Транснефть», можно. Прим.сост.). Не проект в целом, а именно тот участок, который должен пройти вблизи Байкала. Мнение у всех примерно одинаковое. В то же время принять практическое решение по проблеме непросто. В Общественной палате всего 126 человек, в ее совете девятнадцать. Члены Совета представляют интересы различных направлений. И каждый из нас считает, что именно «его» направление доминирующее: культура, наука, бизнес, социальная защита, экология, правовая защищенность человека, законодательство… Первая реакция на мое обращение по поводу Байкала показала: люди что-то слышали о Байкале, что-то слышали о нефтяной трубе, которую там собираются проложить… Но не более того. Острой озабоченности этой проблемой не было…

Я рассматриваю эту реакцию Совета как ценнейший опыт. Общественная палата и ее Совет — адекватный срез нашего общества. Одно дело — искать решение в кругу коллег и совсем иное — среди представителей самых разных направлений. Если социальные вопросы волнуют всех, то экологические проблемы — далеко не каждого. И это трезвая оценка нашей работы. Мы в самом начале пути. И причин тому много. Это и приоритетность подъема экономики страны. Важен здесь и сложившийся имидж экологии, который в значительной степени зависит от самих экологов и СМИ. Далеко не в розовых тонах представляет и образ защитника природы. В итоге — неприоритетность экологической тематики».

Тем не менее, журналист Юрков не унимался:

«РГ… но все же будет заявление Общественной палаты по Байкалу или не будет?

Захаров. На первом заседании мы договорились, что будет.

РГ. Когда? Дорого яичко ко Христову дню.

Захаров. Надеюсь, что на втором заседании палаты»

Г-н Юрков, Вы поняли, что про яйца в этом случае говорить бесполезно? Пригласили бы Вы на свой деловой завтрак для беседы на тему сохранения Байкала кого-нибудь из более активных природоохранных общественников.

А то подумает президент В.В.Путин, глядя на этот «адекватный срез общества», что теперь у него все «зеленые» такие. Страдающие от того, что их имидж представляется не в розовых тонах. И тут вдруг обнаружится, что не все. Не в том смысле, что они предпочитают тона голубые или (о ужас!) оранжевые. А просто, делающие свое дело, а не придумывающие объяснения, почему опять ничего не получилось.

И опять случится «хотели как лучше, а получилось как всегда», что в переводе на язык государственной политики значит «нох айнмаль зер грос конфуз»

Источник: www.rg.ru. 10.02.2006.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
У компании «Транснефть» опять разлив, теперь в Челябинской области

Пока специалисты компании «Транснефть» ликвидируют возникший по техническим причинам крупный разлив нефти в Удмуртии, их коллеги создали новую проблему в Челябинской области. При откачке нефти по время ремонтных работ на нефтепроводе Нижневартовск — Курган — Куйбышев под городом Миасс, как изящно сформулировано, «из-за недостатков конструкции и монтажа производственного оборудования», произошел разлив 10 т нефти. Начался пожар, с которым целых 3 часа боролись 12 пожарных машин. Огонь уничтожил передвижную насосную установку. Всего на ликвидации последствий этой аварии было занято 76 человек и 22 единицы техники.

Под Миассом это уже вторая такая авария за последние месяцы.

29 декабря 2005 г. на 440-ом км магистрального трубопровода Туймазы — Омск - Новосибирск в полутора км от реки Миасс была обнаружена несанкционированная врезка. В результате вылилось около 8 кубометров нефти, которая загрязнила 0,12 га.

Всего с начала 2006 г. на магистральных трубопроводах компании «Транснефть», согласно сообщениям средств массовой информации, по техническим причинам произошло три разлива нефти и один - из-за незаконной врезки.

14 января 2006 г. в Самарской области по предварительным данным из-за незаконной врезки в нефтепровод «Дружба-1» произошел разлив 10 т нефти. Загрязнено 900 кв.м ледового покрова реки Чапаевка и 4 тыс. кв.м береговой зоны реки.

25 января 2006 г. из магистрального нефтепровода «Дружба» в Пензенской области утекло 20 т нефти. Причина - разрыв фланца задвижки трубопровода.

30 января 2006 г. во время ликвидации вантузного колодца в Удмуртии произошел разлив, по одним официальным данным — 70 т, по другим, столь же официальным заявлениям — 3200 т нефти.

7 февраля 2006 г. — разлив под Миассом.

Источники: www.regnum.ru 26.01.2006, www.ura.ru 8.02.2006, www.mnr.gov.ru 16.01.2006.
к оглавлению

Россия
У компании «Транснефть» опять воруют, теперь в Ивановской области

В деревне Буньково Ивановской области сгорела животноводческая ферма. Под ее руинами были обнаружены три цистерны объемом несколько кубометров. Во время пожара вылилось в общей сложности около 10 кубометров нефти.

Оказалось, что на ферме доили отнюдь не коров, а проходящий в 150 м магистральный трубопровод компании «Верхневолжсктранснефть». Компания оценивает объем украденной у нее нефти в 30 т, хотя, сколько ее откачали в действительности — никто не знает. Ведется следствие.

Источник: www.ivanovonews.ru 7.02.2006.
к оглавлению

Россия
В Тверской области идет расследование утечки мазута у коммунальщиков

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура продолжает расследование уголовного дела по ст.247 УК РФ «Нарушение правил обращения в экологически опасными веществами и отходами».

Во второй половине января 2006 года в связи с сильными холодами в котельной ОАО «Тверские коммунальные системы» попытались перейти на использование резервного топлива — мазута. Однако оно оказалось некачественным, и для его замены 21 января 2006 года была завезена новая партия мазута. Во время перекачки в емкости произошел разлив мазута на территории соседнего Тверского мясокомбината.

Оказалось, что трубопровод, по которому пытались перекачивать мазут в котельную, врезан в другой трубопровод, который шел на мясокомбинат. Поскольку там мазут давно уже не использовали, часть трубопровода была демонтирована, а заглушка не установлена. В результате перекачиваемый мазут пошел не только в резервуар котельной, но и к соседям.

По предварительным данным, объем разлива составил около 120 т, площадь — около 400 кв.м. Часть мазута попала в канализационный коллектор, откуда на следующий день доплыла до насосной станции N 14, принадлежащей «Тверьводоканалу». Там его наконец-то обнаружили и стали выяснять, откуда он появился.

От тяжелых последствий спасли сильные морозы, при которых текучесть мазута резко снижена. Стоимость разлитого мазута составила около 1 млн. рублей, а работ по ликвидации последствий его разлива — 1,5 млн. рублей. Во время уборки разлива два человека были госпитализированы с диагнозом «отравление». Правда, в сообщении не указано, каким веществом они отравились.

Источники: www.rg.ru 9.02.2006, www.regions.ru 3.02.2006, www.etver.ru 7.02.2006, www.regnum.ru 6.02.2006.
к оглавлению

Россия
В Архангельской области космические войска сделали мазутную лужу на 900 т

25 января 2006 года в Архангельской области на котельной N 4 ужасно секретного объекта в/ч 42670 и 13991, в месте дислокации которых выходит вполне цивильная газета «Вестник космодрома», произошел разлив мазута. Утекло 943 т. Это совсем неплохо, поскольку емкости котельной рассчитаны на 5 тысяч кубометров.

Возможная причина аварии — плохое утепление, а также солидный возраст резервуара, построенного еще 40 лет назад и с тех пор не подвергавшегося комплексному ремонту. Для анализа причин разлива, а также выяснения возможности сбора мазута обратно в резервуар из Москвы прибыли начальники экологической службы и ГСМ Космических войск. Пока благодаря сильным морозам и обваловке мазутная лужа стоимостью более 6 млн. рублей дальше не растекается.

В публикации прозрачно намекается, что Управление МЧС России по городу Мирный обладает техническими возможностями сбора топочного мазута и закачки его в резервуар.

Источник: www.arhpress.ru «Вестник Космодрома» 7.02.2006.
к оглавлению

США
Идет увлекательное обсуждение — атакуют ли террористы Трансаляскинский нефтепровод

Две недели назад в Интернет было обнаружено активное обсуждение на арабском языке сторонниками «Аль Каиды» возможности серии диверсий на Трансаляскинском нефтепроводе. По вполне понятным причинам рассматриваются возможности подрывов и стрельбы по трубопроводу пока только в теплое время года. Этим может заняться группа из 4-5 террористов, которые должны подготовить убежища и вести по возможности длительную диверсионную борьбу, как это сейчас происходит в Ираке.

По 1300-километровому нефтепроводу нефть с месторождений северного склона в районе Прудхо Бэй перекачивается в порт Валдес, откуда ее танкерами везут на нефтеперегонные заводы на западном побережье США. Оператором трубопровода является компания «Алюеска» (Alyeska Pipeline Service Co).

Из-за очень сложных природных условий половина нефтепровода, по которому перекачивается 17% добываемой в США нефти, проходит по поверхности земли. Во многих местах он проложен рядом с населенными пунктами и автодорогой.

Специалисты по терроризму пока весьма скептически оценивают эффективность таких атак. Они признают, что трубопроводы являются легкой целью. Вывод их из строя вследствие диверсий станет хорошим информационным поводом. Однако ремонт поврежденной трубы осуществляется быстро. В отдельных районах Колумбии различного рода повстанцы осуществляют до 100 подрывов нефтепроводов в год.

Относительная изолированность Аляски и строгий контроль за ввозимым на территорию штата мощным стрелковым оружием, будут затруднять деятельность террористов. Тем не менее, в 2001 году в пьяном виде один из местных жителей из мощного охотничьего ружья все-таки прострелил дыру в трубопроводе, из которой вылилось более 1000 т нефти. Были зафиксированы и другие случаи стрельбы по трубе, однако при этом ее все-таки не пробивали насквозь.

Насколько серьезны намерения террористов и будут ли их действия успешными — станет ясно в ближайшее лето.

Источник: Washington Post 10.02.2006.
к оглавлению

Венесуэла
Компания PDVSA: танкер удалось снять с мели, а вот с трубопроводом — проблемы

Венесуэльской государственной компания PDVSA удалось снять с мели танкер «Kim Jacob» дедвейтом 158 тысяч т, севший на мель у берегов Венесуэлы 28 января 2006 года. Для этого пришлось откачать из него более 20 тысяч т нефти.

Во время посадки на мель танкер получил две пробоины. Длина одной из них составила 3 м. Однако благодаря двойной обшивке корпуса этого относительно нового, 8-летнего судна утечки груза удалось избежать.

Ходящий под либерийским флагом танкер «Kim Jacob» принадлежит германской компании «Reederei Ernst Jacob». Он работал на перевозках нефти из Венесуэлы на нефтеперерабатывающий завод «Hovensa», расположенный на принадлежащих США Виргинских островах. Всего у компании «Reederei Ernst Jacob» 16 судов.

Если авария танкера завершилась благополучно, то разлив нефти вследствие разрыва трубопровода PDVSA на востоке страны, о котором стало известно 17 января, оказался более серьезным. Разлившаяся нефть загрязнила местную реку. В итоге на неделю была выведена из строя система водоснабжения столицы штата Monagas. Компания PDVSA упорно не хочет сообщить объемы разлива. По оценкам местных журналистов они составили не менее 400 т.

Источник: The Daily Journal 11.02.2006.
к оглавлению

Филиппины
На острове Семирара продолжается ликвидация крупнейшего в истории страны разлива нефтепродуктов

18 декабря 2005 года баржа с грузом 900 кубометров мазута для «Национальной энергетической корпорации» (Napocor) села на мель в 200 м от берега у острова Семирара (Semirara). Это произошло рядом с крупнейшей из трех расположенных на острове деревень.

На острове Семирара площадью 50 кв.км находится крупнейший в Азии угольный разрез. Население прибрежных деревень существует за счет ловли рыбы и сбора морепродуктов.

В результате аварии баржи по данным Береговой охраны в море попало 350 кубометров мазута. По данным компании объем разлива не превысил 200 кубометров. Однако в любом случае его хватило для сильного загрязнения побережья острова, включая 112 га мангровых лесов. Уловы рыбы резко снизились. Тысячи местных жителей потеряли источники существования. Пока 250 местных жителей наняты компанией для проведения очистных работ. Когда они закончатся — люди не знают, как будут жить дальше.

В 2001 году жители острова отвергли планы властей столицы Филиппин — Большой Манилы сделать на острове огромную свалку. Сейчас разлив нефтепродуктов превратил в свалку побережье их острова. Во время очистных работ, в которых также участвует 300 служащих Береговой охраны, уже собрано 27 тысяч мешков загрязненных водорослей и грунта. Используются дисперсанты. Ожидается, что очистные работы продолжатся до апреля 2006 года.

Источники: The News Today 11.02.2006, Inq7 11.02.2006
к оглавлению


В избранное