Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 2 (66)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N2  Нефтяное обозрение
10 - 16 января 
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0502.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Горячая тема

Темы недели

Другие сообщения


Горячая тема

Россия: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Государство обещает поддержку, но как-то странно

Российские власти после подписания исторического правительственного постановления о поддержке предложения компании «Транснефть» по строительству «Тайшет — Перевозная» демонстрируют определенную активность в поиске средств, за счет которых можно было бы осуществить эту величественную затею. Однако то, как это делается, наводит на определенные размышления.

Министр промышленности и энергетики г-н Христенко заявил, что «Это абсолютно коммерческий проект, под который не будет выдаваться никаких правительственных гарантий» (www.oilcapital.ru). В качестве примера такой схемы он привел строительство Балтийской трубопроводной системы. В этом случае российские экспортеры в очередной раз должны вздрогнуть. «Абсолютная коммерция» строительства Балтийской трубопроводной системы заключалась в том, что тотальным оброком в форме «инвестиционной составляющей» тарифа были обложены все компании, имевшие радость пользоваться услугами, которые предоставляла государственная монополия «Транснефть».

Вопрос о строительстве трубопровода «Тайшет — Перевозная» обсуждался на встрече г-на Христенко и министра иностранных дел Японии Нобутаки Матимура, прошедшей 14 января 2005 года в Москве. Г-н Христенко опять говорил о том, что для проекта необходимы кредиты, как внутренние, так и внешние. Но все они должны быть дешевыми, долгосрочными и не связанными с какими-либо дополнительными обязательствами. Российский министр повторил, что каких-либо государственных гарантия предоставлять не будут. Правда, на этот раз он уже не исключал предоставления налоговых льгот.

Где в мире министр Христенко предполагает найти кредиторов, готовых выделить 10 млрд. долларов на таких условиях для такого проекта, остается только гадать.

Впрочем, на российских просторах чего только не бывает. Во время аукциона по продаже «Юганскнефтегаза» какие-то физические лица из никому неизвестной тверской ООО «Байкалфинансгрупп» заявили, что располагают 9 млрд. долларов. И ничего, купили, что им надо. Уж в Москве-то, небось, побольше никому неизвестных частных миллиардеров найдется. И зачем для такого замечательного проекта г-ну Христенко нужна эта самая Япония? Если не знает, где в Москве деньги водятся, в Тверь бы съездил.

Впрочем, наверно, в Японию ездить все-таки интереснее. Дальнейшее обсуждение увлекательной темы источников финансирования нефтепровода «Тайшет — Перевозная» продолжится в Токио в феврале 2005 года на заседаниях российско-японской межправительственной комиссии.

Источники: www.oilcapital.com 14.01.2004, www.neftegaz.ru 18.01.2004.
к оглавлению

Россия: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Приморская пресса: опасения есть, но очень уж хочется делить шкуру неубитого медведя

Придя в себя после новогодних празднований, приморская пресса смогла наконец заняться обсуждением «судьбоносного» распоряжения № 1737 о строительстве нефтепровода «Тайшет — Перевозная».

После долгого и увлекательного изложения различных авторских версий интриг, связанных с этим величественным проектом, следует порция мужественной критики. Перед картинами читателей встают тревожные картины не самого светлого будущего Амурского залива. Здесь авторы демонстрируют изрядные познания особенностей местности. Видимо люб жителям Владивостока этот уголок Приморья.

«Вариант морского терминала в бухте Перевозной, способного принимать супертанкеры дедвейтом в 300 тысяч тонн, изначально был довольно спорным: ледовая обстановка там не очень, а весной бухта забивается толстым льдом из кутовой части Амурского залива. «Трехсоттысячники» по такому льду не ходят даже с ледоколом: при длине корпуса 300 м колотый лед может повредить обшивку танкера.

Пригодное для причала место в бухте (с глубинами не менее 25 м) есть только у полуострова Ломоносова, но даже там придется углублять дно и выносить причал в море почти на километр. Кроме того, в свежеиспеченном нефтепорту предстоит построить дамбу для укрытия вспомогательных судов, а также нефтяные резервуары (объемом и площадью более находкинских) и мощную насосную станцию» (Ежедневные новости. Владивосток).

Я, признаться, по причине сугубой сухопутности своей жизни, даже не знаю, ходят ли вообще где-либо в мире танкеры дедвейтом 300 тысяч т в сопровождении ледоколов. Мне как-то казалось, что танкер-трехсоттысячник — слишком ценная, и, главное при полной нагрузке, слишком опасная игрушка для таких экспериментов. Но если весной они, даже вслед за ледоколом, не смогут прорваться до нефтяных богатств бухты Перевозная Амурского залива — то дело, видимо, совсем дрянь. Но отважным российским нефтеходам, не имеющим ни малейшего опыта эксплуатации таких крупных судов, похоже, все нипочем. Интересно, какой же это должен быть ледокол, чтобы за ним протиснулся гигант дедвейтом 300 тысяч? Похоже, скоро узнаем. Равно как и то, что из этих отважных экспериментов может получиться.

Другое приморское издание с очень морским названием «Золотой Рог» также решило высказаться на эту тему. Тоном опытного морского волка оно порадовало читателей:

«Так что, увы, многих живописных пейзажей с началом строительства приморцы недосчитаются, кто бы и что ни обещал. А заверения о том, что гигантские танкеры будут «аки перышки» бесследно скользить по акватории Амурского залива, — сказка даже не для школьников, а, скорее, детских садов. А для того, чтобы перевезти планируемые 50 млн. т нефти, по простым расчетам, потребуется только, к примеру, танкеров дедвейтом 130 тыс. тонн примерно 400! 300-тысячников, конечно, понадобится поменьше, но, однозначно, интенсивность движения в Амурском заливе резко возрастет. Следовательно, прибавится и мусора, и нефтяных разливов. А залив, омывающий с запада Владивосток, и сегодня не эталон стерильности…».

Тем не менее, некоторые опасения перекрывается бодрыми зарядами оптимизма.

«Но нефтепровод и нефтепорт в Перевозной станет несомненным плюсом и огромным позитивным фактором для резкого ускорения развития экономики Приморья. Постройка нефтепровода и его последующая долговременная эксплуатация должны дать краю массу высокооплачиваемых рабочих мест — только на постройке терминала будет задействовано больше тысячи рабочих и специалистов, а для обслуживания насосных станций в Кировском районе и в Сибирцево понадобится еще около 300 человек.

В целом же только рытье канавы для приморского участка «Восточного нефтепровода» потребует несколько тысяч рабочих рук, организованных в 115 мехколонн, которым будет гарантирована занятость в течение нескольких лет» (Ежедневные новости).

Это напоминает что-то до боли знакомое, из родного советского или соседнего китайского опыта. Занятость нескольких тысяч рабочих рук на рытье «канавы для приморского участка «Восточного нефтепровода» в течение нескольких лет будет обеспечена, если в качестве орудий труда будут использоваться кайло и лопата, а основным средством механизации будет тачка на колесике. Конечно, в Приморье имеется огромный опыт подобных проектов, но сомнительно, чтобы жители этого региона были в восторге от их повторения.

Используя современную технику, «канаву» можно будет вырыть гораздо быстрее. Вот только допустят ли к этой работе жителей Приморья, не имеющих опыта управления сложными и очень дорогими землеройными машинами и трубоукладочным оборудованием — большой вопрос.

Издание «Золотой Рог» для обеспечения торжественного финала обращается к вопросам не столь приземленным, как рабочие места и зарплата:

«Не хотелось бы вдаваться в пространный анализ геополитических последствий для региона строительства нефтепровода Тайшет — Перевозная — это также отдельная большая тема.

Если брать Приморье, то в плане региональной геополитики труба может стать важной и, надо сказать, довольно крепкой нитью, которая свяжет край со становящейся все более далекой остальной частью России. Ведь большинство традиционных нитей уже давно ослабли или вообще порвались, а сам регион из форпоста на Тихом океане превратился в головную боль федеральных властей. Если в Москве, подписывая документ, думали в том числе и об этом, тогда — вперед. Труба зовет!»

Господи! Вот бы знать, о чем думали в Москве, подписывая этот документ. И думали ли вообще. Труба, конечно, зовет. Вот только куда, кого, и зачем?

Источники: «Золотой Рог» №1 2005 (МиК 18.01.2005), «Ежедневные Новости. Владивосток» http://novosti.vl.ru)
к оглавлению

Темы недели

Мексика
На реке Котцакоалькос все не так прекрасно, как пытается изобразить компания «Пемекс»

Масштабы последствий разлива нефти на реке Котцакоалькос, который произошел 22 декабря 2004 года, постепенно проясняются. В результате взрыва на перекачивающей станции из трубопровода мексиканской государственной компании «Пемекс» по официальным данным разлилось не менее 700 т нефти. Вполне возможно, что реальный объем утечки гораздо больше — до 2000 т. Значительная часть разлившейся нефти попала в русло реки Котцакоалькос и по ее течению доплыла до Мексиканского залива, загрязнив там десятки км пляжей. Несмотря на жизнерадостные заявления властей и представителей компании «Пемекс» о том, что большая часть разлившейся нефти уже собрана, тяжесть экологических и социальных последствий этой аварии становится все более очевидной.

Международный фонд защиты животных (IFAW) развернул в районе разлива центр по спасению загрязненных нефтью птиц, ящериц, черепах. В настоящее время в нем находится 400 пациентов — птиц, ящериц, черепах. Особенно много пострадало пеликанов.

Более 800 человек испытывали проблемы со здоровьем из-за сильных испарений нефтепродуктов в районе разлива. Им была оказана медицинская помощь. 1500 рыбаков лишились заработка. Некоторые из них получили временную работу на уборке разлива, но это не решает проблемы их существования в будущем. Даже если река будет достаточно очищена, рыбу, выжившую в ней, все равно нельзя будет есть.

В течение нескольких первых дней после разлива в расположенных вдоль реки домах было отключено электричество и было запрещено пользоваться открытым огнем. Существовал реальный риск возгорания нефти, плывшей по поверхности реки и оседавшей на ее берегах. В Рождество и Новый Год местные жители не могли приготовить себе горячую пищу. Из-за того, что электроэнергия была отключена, запасы продуктов в холодильниках испортились. Во время праздников компания «Пемекс» раздала наборы праздничного угощения для 200 наиболее бедных семей, проживающих вдоль берегов реки Котцакоалькос, но это была малая часть тех, кто сидел у отключенных плит и холодильников.

Местные власти опасаются критиковать деятельность компании «Пемекс». Ее предприятия являются фундаментом экономики не только штата Веракрус, но и всего Мексиканского государства. В городе Котцакоалькос находится крупнейший в Мексике комплекс нефтяных и нефтехимических предприятий компании. Вся жизнь города зависит от «Пемекс». Расположенный на реке Котцакоалькос городок Нанчиталь, в котором проживает 29 тысяч человек, также полностью зависит от этой компании. На предприятиях «Пемекс» работает каждый третий житель города. Профсоюз работников «Пемекс» строит в городе школы, парки, булочные, церкви, здание мэрии. Тем не менее, мэр Нанчиталя Франциско Меза, первый избранный на этот пост человек, не связанный с «Пемекс» и профсоюзом нефтяников, заявил, что компания должна наконец принять меры по наведению порядка в своем хозяйстве.

Мексиканская государственная нефтяная монополия «Пемекс» в 2003 году заработала 55 млрд. долларов. В 2004 году, благодаря росту мировых цен на нефть, доходы компании превысят 65 млрд. долларов. Несмотря на это, принадлежащая «Пемекс» система трубопроводов общей протяженностью более 50 тысяч км, а также оборудования многих ее промыслов и перерабатывающих предприятий находятся в катастрофическом состоянии. В период между 2000 и 2004 годами здесь только официально было зарегистрировано более 1400 чрезвычайных ситуаций — взрывов, разливов, пожаров. Они часто приводят к значительному экологическому ущербу.

Местные рыбаки помнят с 1975 г не менее 10 крупных разливов нефти в реку Котцакоалькос. Последний из них произошел в 2001 году, когда в ее приток попало более 2,5 тысяч т нефти. В результате Котцакоалькос входит в число самых загрязненных рек мира.

Жертвами аварий компании «Пемекс» становятся не только природа, но и люди. В результате пожара на предприятии «Пемекс», расположенном в Мехико, погибло более 500 человек. В результате пожара на разливе бензина, который перекачивался по продуктопроводу в Гвадалахаре, в 1992 году погибло более 200 человек. Причиной разливов, взрывов и пожаров являются устаревшее оборудование, коррозия трубопроводов, а иногда и нелегальные врезки.

Представители природоохранных властей настаивают, чтобы компания наконец начала устанавливать на своих нефтепроводах автоматические или дистанционно управляемые задвижки. Их отсутствие стало одной из причин значительного объема разлива 22 декабря 2004 года. Необходима срочная замена хотя бы части трубопроводов — наиболее сильно поврежденных коррозией.

Государственная природоохранная служба наконец приняла решение о прекращении работы 50-километрового экспортного трубопровода мощностью 6 млн. т в год. На нем 31 декабря 2004 года произошла очередная утечка нефти (около 9 т). Анализ состояния трубы показал, что ее дальнейшая эксплуатация невозможна из-за очень сильной коррозии.

Это решение является действительно подвигом мексиканских природоохранных чиновников. Компания «Пемекс» обеспечивает треть поступления федеральной бюджета. Ее расходы утверждаются парламентом, который склонен направлять средства, получаемые за счет добычи и продажи мексиканской нефти, прежде всего на социальные программы, которые обеспечивают поддержку избирателей.

После национализации мексиканской нефтяной промышленность в 1938 году, средства «Пемекс» активно и практически бесконтрольно использовались Институциональной Революционной Партией, бессменно находившейся у власти с 1929 по 2000 год. Результатом стало систематическое, длившее многие десятилетия недофинансирование работ по техническому совершенствованию оборудования или хотя бы по поддержанию его в рабочем состоянии. После прихода к власти нынешнего президента Винсенте Фокса компания получила больше возможностей для улучшения своей работы. Была начата реализация программы реконструкции системы трубопроводов. Расходы на эти цели были увеличены в два раза и достигли 1,3 млрд. долларов в год. Однако это только треть суммы, необходимой для ликвидации сложившейся критической ситуации.

Тем не менее, власти продолжают настаивать на том, чтобы большая часть доходов «Пемекс» направлялась на решение социальных проблемы Мексики, где половина населения живет в бедности. При этом ни компания, ни власти страны не проявляют особой заботы о пострадавших в результате аварий, взрывов, пожаров и разливов компании «Пемекс».

В деревне Баластрера (Balastrera), расположенной в 200 км от места разлива, 5 июня 2003 года произошел взрыв на газопроводе. В результате 5 человек погибли и 70 получили тяжелые ожоги. Многие потеряли дома и источники существования. За полтора года, прошедшие после этого, большинство из них не получило никакой компенсации. Врачи осматривали получивших ожоги и выдавали им обезболивающие. На этом медицинская помощь со стороны компании заканчивалась.

Известны случаи, когда власти угрожали и даже бросали в тюрьму местных активистов, протестующих против экологических и социальных последствий работы компании «Пемекс». Такие случаи отмечены в порту Lazaro Cardenas, деревне Panuco.

Источники: Los Angeles Times 16.01.2005, Washington Post 16.01.2005, El Universal 17.01.2005, U.S. Newswire 13.01.2004.
к оглавлению

США
Разлив с «Селенданг Аю» начинает создавать проблемы для крабовых промыслов

Часть разлившихся при аварии малайского сухогруза «Селенданг Аю» нефтепродуктов, проделав путь в 80 км, доплыла до Датч-Харбор. Этот расположенный на острове Уналяска поселок, в котором проживают 4000 человек, является центром рыбной промышленности Алеутских островов. Первые порции нефти, от комков размером в несколько сантиметров до пятен диметров в полметра, прибыли, когда 200 судов, базирующихся в Датч-Харбор, начали промысел краба. Ожидается, что сезон 2005 года будет очень удачным. В соответствии с квотами рыбаки надеются в ближайшие недели добыть 9 тысяч т краба, что принесет им 35 млн. долларов.

Разлив нефтепродуктов с «Селенданг Аю» не создает непосредственной угрозы основным крабовым промыслам, расположенным за сотни километров от острова Уналяска. Однако есть опасность, что покупатели не будут разбираться в этих деталях и станут с опаской относиться к крабам, выловленным на Алеутских островах вообще. Власти объявили, что пока нет оснований как-либо ограничивать крабовый промысел в этом регионе. Для контроля качества добываемой продукции сюда будут направлены три дополнительных инспектора.

Проблемы могут возникнуть не в местах промысла крабов, а во время их транспортировки и переработки. Во время перевозки крабы находятся в отсеках с регулярно обновляемой морской водой. Кроме того, при их переработке на береговых заводах также используется морская вода. Вместе с ней может быть закачана и доплывшая до Датч Харбор нефть. Тщательный контроль должен предотвратить подобные случаи. Кроме того, суда с грузом крабов на борту должны подходить к Датч Харбор по маршрутам, обеспечивающим минимальную вероятность встречи с пятнами нефтепродуктов.

На месте аварии продолжаются работы по откачке остатков нефтепродуктов из обломков судна. Тяжелым вертолетом уже вывезено около 130 т топлива. С берега собрано 200 кубометров загрязненного мазутом грунта и растительных остатков. Обнаружено несколько погибших каланов, а также 645 птиц. 30 птиц удалось отловить и отмыть от мазута.

К ликвидации последствий катастрофы привлечено 16 плавсредств, 8 летательных аппаратов и несколько десятков специалистов. Их работа очень затруднена тяжелыми природными условиями. Работы приходится вести только 6 часов сутки, пока светло. Температура воздуха и воды в лучшем случае держится около ноля градусов. Обычны ветер со скоростью до 20 м в секунду и волны высотой до 2 м. Если начинается шторм, работы приходится останавливать. Их завершение, равно как и окончательная оценка нанесенного ущерба, станет возможной только после прихода лета.

Источники: Los Angeles Times 16.01.2004, Anchorage Daily News 14.01.2004, CTV 14.01.2004, Faibanks Daily News Miner 12.01.2004.
к оглавлению

Индийский океан
Цунами не оказала серьезного воздействия на объекты нефтегазовой промышленности

Цунами, унесшая жизни 175 тысяч человек, не нанесла существенного ущерба расположенным в регионе предприятиям нефтегазового сектора. Компания «ЭксонМобил» сообщила, что работа ее комплекса по производству сжиженного природного газа в провинции Ачех была прервана только на 3 часа. Французская «Тоталь» заявила, что цунами вообще не оказала никакого воздействия на ее газодобывающую платформу, расположенную у побережья Бирмы. Предприятия компаний «Бритиш Гэс» (British Gas), «Шелл», «Каирн» (Cairn), оказавшиеся в зоне прохождения цунами, также не понесли какого-либо ущерба.

Цунами не причинила существенных повреждений портам. Отдельные суда, включая танкеры, получили небольшие повреждения, но это не привело к утечкам нефти. Некоторые проблемы могли возникнуть в связи с тем, что были смыты в море склады фасованных нефтепродуктов, например, канистр и бочек с маслом.

Источник: www.newkerala.com 15.01.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Экологи Ханты-Мансийского округа: проверок много, а штрафов мало

В 2004 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) было добыто 256 млн. т нефти. На территории региона действует 673 лицензии на право пользования недрами. На право добычи нефти и газа выдано 269 лицензий, на поиск и разведку месторождений нефти и газа — 201 лицензия, на геологическое изучение — 74 лицензии.

Управлением по охране окружающей природной среды ХМАО в 2004 году государственный экологический контроль был осуществлен на 1543 предприятиях округа. По результатам 2240 проверок было выдано 2552 предписания по административным нарушениям. Вынесено 1209 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 10,7 млн. рублей, из которых 7,5 млн. рублей взыскано.

На основании этих впечатляющих результатов можно сделать вывод, что средний размер одного штрафа за экологические нарушения в Ханты-Мансийской АО составляет около 900 рублей (т.е. около 30 долларов). При зарплатах 1000 долларов в месяц и выше это, конечно, очень суровое наказание. На каждый миллион т добытой здесь нефти приходится не более 40 тысяч рублей (менее 1,5 тысяч долларов) штрафных санкций за нарушения требований охраны окружающей среды. Если сравнивать размеры штрафов в США и в Ханты-Мансийском АО, то возникает впечатление, что в Западной Сибири, трудятся не нефтяники, а просто ангелы — хранители природы.

Впрочем, этому парадоксу может быть и другое объяснение. То, что реальное выявление экологических нарушений, а также штрафные санкции за них на территории Ханты-Мансийского округа отсутствуют. Но зато проверок — море. Российские природоохранные чиновники симулируют бурную деятельность полным ходом.

Источник: www.oilcapital.ru 12.01.2004.
к оглавлению

Россия
У «Сургутнефтегаза» фонтан из газоводонефтяной эмульсии

14 января 2004 года во время работы на скважине Самотлорского месторождения, принадлежащей ОАО «Сургутнефтегаз» забил 6-метровый фонтан газоводнефтяной эмульсии.

К нему немедленно съехались специалисты по ликвидации нефтяных фонтанов и тушению пожаров. Возгорания удалось избежать, и к 7 часам утра 15 января 2004 года фонтан был заглушен.

Источник: www.oilcapital.ru 17.01.2004.
к оглавлению

Россия
Правоохранительные органы ХМАО вскрыли хищения нефтепродуктов в особо крупных размерах

Пресс-служба заместителя генерального прокурора РФ по Уральскому федеральному округу сообщила об успешной работе окружного подразделения следственного комитета Министерства внутренних дел совместно с сотрудниками оперативно-розыскного бюро и Федеральной службы безопасности.

Им удалось пресечь преступную деятельность жителя г. Сургута (Ханты-Мансийский АО), который организовал хищение 20 тысяч т нефтепродуктов, причем не откуда-нибудь, а из Государственного резерва России. Сумма ущерба оценивается в 150 млн. рублей.

Остается только догадываться, как этот «житель Сургута» смог не только похитить, но и организовать вывоз 20 тысяч т нефтепродуктов из Госрезерва, да так, чтобы многочисленные правоохранительные органы, призванные тот резерв сторожить, ничего не замечали. Ведь 20 тысяч т — это три полновесных железнодорожных эшелона.

Дальнейшее изучение этой увлекательной истории поручено следственному управлению Следственного комитета МВД по УрФО и находится на особом контроле отдела Генпрокуратуры РФ в УрФО.

Источник: www.oilru.com 11.01.2004.
к оглавлению

Россия
Сотрудники центрального офиса компании «Юкос»: враги сожгли родную хату

Пламенная риторика российского руководства на тему социальной ответственности пока, похоже, никак не повлияет на судьбу сотрудников центрального офиса компании «Юкос». В качестве новогоднего подарка с 1 января 2005 года 55% из 1400 человек персонала «ЮКОС-Москва» будут уволены. Последнюю зарплату они получили в декабре. По закону уволенным должно быть выплачено выходное пособие в размере трехмесячного оклада. Однако сможет компания ли это сделать — непонятно. Неясно также, как государственные чиновники помогут с трудоустройством людям, оставшимся без работы.

Источник: «Ведомости» 11.01.2005.
к оглавлению

Россия
В 2004 году славно потрудилась компания «Лукойл». Но вот с восполнением запасов добытой нефти у нее проблема

Компания «Лукойл» в 2004 году добыла 82,8 млн. т нефти в на российских, и 3,5 млн. т — на зарубежных промыслах. Средний дебит нефтяных скважин компании составил 10,7 т в сутки при средней обводненности 76,5%. Просто страшно подумать, сколько же нефти при таких параметрах добывается в среднем с одной скважины компании «Лукойл». Тем не менее, она отнюдь не разоряется, а даже платит в бюджетную систему России 262 млрд. рублей (около 9 млрд. долларов) различных налогов и сборов. Кроме того, в 2004 году компания «Лукойл» сделала инвестиции в размере 4,1 млрд. долларов.

За счет геологоразведочных работ был получен прирост запасов углеводородного сырья в объеме около 120 млн. т условного топлива, что в 1,3 раза превышает корпоративную добычу нефти и газа. При этом правда не особо акцентируется тот факт, что из этих самых 120 т у.т. на нефть и газовый конденсат приходится только 71 млн. т, а остальное приходится на природный газ. Т.е. компания потихоньку продолжает проедать нефтяные месторождения, открытые ранее.

Из 83 млн. т нефти, добытой на территории России, на российские предприятия «Лукойл» для переработки поступило 35,3 млн. т сырья. Глубина этой переработки составила 75%. Но в итоге в российскую розничную сеть, т.е. российским потребителям, попало лишь 2,8 млн. т нефтепродуктов. Куда попали оставшиеся почти 50 млн. т сырой нефти — нетрудно догадаться. В основном они в непереработанном виде пошли на экспорт.

На зарубежных предприятий «Лукойл» было переработано 8,4 млн. т нефтяного сырья. Сколько нефтепродуктов было продано иностранным потребителям, в сообщении деликатно не указывается. Наверно для того, чтобы не нервировать российских автовладельцев, гадающих, почему, живя в стране, занимающей первое место в мире по добыче и экспорту нефти и нефтепродуктов, российские потребители вынуждены платить за бензин больше, чем американцы, которые сырую нефть в основном импортируют.

Источник: www.oilcapital.ru 13.01.2004.
к оглавлению

Россия
Санкт-Петербург — нефтяная калитка России

Если до нефтяных ворот в Европу после ввода в строй терминала в Приморске северная столица России не дотягивает, но статус нефтяной калитки удерживает прочно. Обеспечивает его деятельность ЗАО «Петербургский нефтяной терминал». В 2004 году оно обеспечило перевалку через город каналов и дворцов, белых ночей и парков 9,3 млн. т нефтепродуктов. Это на 27% превышает достижения 2003 года. Особенно бурно росла отгрузка темных нефтепродуктов. Видимо транспортировка мазута и вакуумного газойля считается наиболее подходящей для сказочных видов города на Неве. Их отправили 6 млн. т — рост по сравнению с 2004 годом аж на 39%. С перевалкой светлых нефтепродуктов получилось слабее. Их отгрузили 3,3 млн. т, что всего на 13% больше, чем в предыдущем году.

В планах компании на 2005 год — увеличение объемов перевалки нефтепродуктов до 11 млн. т. Для этого проведена большая подготовительная работа. В 2004 году была введена в эксплуатацию железнодорожная эстакада на 36 железнодорожных цистерн, два резервуара общим объемом 40 тысяч кубометров, два причала для морских танкеров и судов класса река-море (которые так романтично смотрятся белыми ночами на Неве, когда идут мимо опор разведенных мостов Санкт-Петербурга).

После доведения во втором квартале 2005 года суммарного объема резервуарного парка до 274 тысяч кубометров проектная мощность ЗАО «Петербургский нефтяной терминал достигнет» 12 млн. т в год. После этого начнутся работы по повышению ее до 15 млн. т в год.

Источник: www.logistic.ru 12.01.2004.
к оглавлению

Россия
«Роснефть» установила контроль на Туапсинских НПЗ и полна планов увеличения экспорта нефти

Компания «Роснефть» приобрела дополнительно 34% акций ОАО «Роснефть — Туапсинский НПЗ», что довело размер ее пакета до 79%. Это было сделано с целью построения жесткой вертикали управления. Планы «Роснефти» относительно Туапсе грандиозны.

В модернизацию Туапсинского нефтеперерабатывающего завода предполагается вложить 700 млн. долларов. Это позволит повысить объемы перерабатываемого сырья с 4 млн. т в настоящее время до 6 млн. т через четыре года, когда завершится реконструкция. Кроме того, «Роснефть» собирается открыть в Краснодарском крае не менее 150 новых автозаправочных станций. Откуда возьмутся деньги для реализации этих широкомасштабных планов — не понятно. Зато гораздо более понятно другое намерение НК «Роснефть» — увеличить экспорт через порт Туапсе сырой нефти с 10 млн. до 15 млн. т в год. Вот это намерение, похоже, будет реализовано.

Источник: www.oilcapital.ru 14.01.2004.
к оглавлению

Россия — Латвия
Нефтяной порт Вентспилса и не думает умирать

В 2004 году через порт Вентспилса было перевалено 16,9 млн. т нефтяных грузов, в том числе 14,7 млн. т нефтепродуктов и 2,2 млн. т сырой нефти. По сравнению с 2003 годом объем перевалки нефтепродуктов увеличился на 0,4 млн. т, а сырой нефти — уменьшился на 0,7 млн. т. Среди нефтепродуктов на дизельное топливо пришлось 9,9 млн. т, бензин — 3,1 млн. т, мазут — лишь 1,7 млн. т.

Основным переработчиком нефтяных грузов в порту Вентспилса является ООО Ventspils nafta terminals (VNT), который в 2004 году перевалил их 8,4 млн. т, в том числе 3,8 млн. т дизельного топлива, 2,6 млн. т бензина и 2 млн. т сырой нефти. По сравнению с 2003 году грузооборот компании сократился на 21%. Произошло это в основном за счет сырой нефти. Одновременно с этим перевалка автомобильного бензина увеличилась на 0,7 млн. т. В 2004 году весь объем грузов на VNT подвозился по железной дороге, кроме 200 тыс. т сырой нефти, доставленной морским путем.

Кроме VNT перевалку нефтяных грузов в порту Вентспилса осуществляют компании Ventbunkers и Ventamonjaks

Источник: www.oilcapital.com 14.01.2004.
к оглавлению

Россия — Болгария — Греция
Православное нефтепроводное братство, возможно, выходит из спячки

Уже много лет ведутся бесплодные разговоры о том, что надо создавать альтернативные варианты транспортировки растущего потока нефти из Черного моря, которые могли бы разгрузить турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Сейчас они опять переходят в фазу пробуждения. Похоже, информация о намерениях строительства болгаро-македоно-албанского варианта нефтепровода в обход проливов по маршруту Бургас — Влера все-таки побудила российскую правительственную бюрократию начать хоть какие-то действия.

Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко воодушевился до такой степени, что направил письмо, в котором предложил уже в январе 2004 год провести российско-болгаро-греческую встречу для обсуждения планов строительства нефтепровода по маршруту Бургас — Александруполис.

Согласие греческой стороны уже получено. Ожидается ответ со стороны Болгарии. Греческий замминистра развития Георгиос Салагудис покритиковал болгаро-македоно-албанский проект за его большую длину — 900 км, и, соответственно, стоимость. Греческий замминистра обратил внимание на то, что маршрут Бургас — Александруполис гораздо короче — всего 300 км. При общей стоимости строительства 700 млн. долларов по 1000 мм нефтепроводу можно будет перекачивать до 35 млн. т нефти в год.

Проблема, похоже, заключается в том, что в последние годы у наиболее крупных российских нефтяных компаний интерес к этому направлению экспортного потока российской нефти существенно снизился. Кроме того, не совсем понятно, насколько греческий туристический сектор обрадуется появлению такого украшения островов и заливов древней Эллады, как транзитный трубопровод, терминал и идущие туда-сюда огромные танкеры.

Источник: www.oilcapital.ru 12.01.2004.
к оглавлению

Россия — Турция
Труба «Газпрома» достигнет самых отдаленных уголков Турции

На встрече президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Турции Эрдогана была достигнута договоренность об увеличении поставок российского природного газа с 4 млрд. кубометров в 2004 году до 6 млрд. кубометров в 2005 году. В первую очередь оно будет осуществляться за счет поставок по газопроводу «Голубой поток».

Для расширения возможностей сбыта этого газа «Газпром» будет строить в Турции распределительные сети.

Источник: www.neftegaz.ru 12.01.2004.
к оглавлению

Россия — Азербайджан
Поставки российского газа возобновились

Несмотря на наполеоновские планы по добыче природного газа со дна Каспийского моря и даже экспортных его поставок в Турцию, в 2004 году ситуация с обеспечением им жителей Азербайджана оставалась напряженной. В 2004 году работающие в Азербайджане компании добыли только 5,0 млрд. кубометров природного газ, что на 3% ниже, чем в 2003 году.

Дефицит газа восполнялся за счет поставок российской компании «Газэкспорт» в объеме 4,8 млрд. кубометров в год. В 2004 году магистральный трубопровод из России в Азербайджан периодически подрывали «неустановленные лица» на территории Дагестана, что вызывало длительные перебои в поставках.

С 1 по 10 января 2005 года поставки газа по линии «Газэкспорт» были снова приостановлены, что вызвало проблемы с обеспечением газом жителей ряда районов Азербайджана. По официальной версии, это было вызвано неполадками на газопроводах, проходящих из Туркменистана в Россию.

Источник: www.neftegaz.ru 11.01.2004.
к оглавлению

Туркменистан
Добыто много нефти и еще больше газа. Его, правда, некуда девать

По официальным данным, в 2004 году в Туркменистане было добыто 10 млн. т нефти и 58,6 млрд. кубометров природного газа. Несмотря на наличие огромных запасов, добыча природного газа по сравнению с 2003 годом снизилась приблизительно на 1%. Это было вызвано уменьшением объемов его экспорта с 43,4 млрд. кубометров в 2003 году до 42 млрд. кубометров в 2004 году.

Источник: www.oilcapital.ru 13.01.2004.
к оглавлению

США
Шторм выбросил на берег штата Калифорния сотни загрязненных нефтью птиц

После серии сильных штормов и сильнейших дождей, вызвавших катастрофические оползни, у берегов южной части штата Калифорния были обнаружены сотни загрязненных нефтью морских птиц. 13 января 2004 года 240 птиц были подобраны и отправлены в спасательный центр на отмывание.

Причины нефтяного загрязнения непонятны. В прибрежных водах графства Вентура, где в основном были подобраны птицы, никаких признаков серьезного нефтяного загрязнения на поверхности океана не обнаружено.

Огромный оползень в поселке Ла Кочита, который привел к гибели 10 человек, повредил трубопровод, но утечка из него была быстро остановлена. В прибрежной полосе на дне моря у берегов Калифорнии находится большое количество действующих и заброшенных нефтяных скважин, добывающих платформ, трубопроводов, нефтехранилищ. Кроме, местами здесь есть крупные естественные высачивания нефти на поверхности.

С перьев загрязненных птиц были отобраны образцы на анализ, который, возможно, позволит установить источник нефтяного загрязнения.

Источник: www.alertnet.ru 15.01.2004.
к оглавлению

США
На пляжи Флориды выбрасывает комки нефти. Власти объясняют: все в норме

11 января 2004 года на десятки километров пляжей у берегов штата Флорида от Форт-Лодердейл до Майами-Бич стало выбрасывать комки нефти. Некоторые достигали 25 см в диаметре. Местные власти ввели в ряде мест запрет на купание и проводят уборку пляжей. В среднем такой «нефтяной прибой» отмечается у берегов Флорида два раза в год. Отобраны образцы, чтобы попытаться определить источник попадания нефти в воду. Это может быть как утечка из трубопровода, так и сброс с какого-либо судна загрязненных вод или топлива или даже утечка части перевозимого груза.

Наиболее сильным было загрязнение в 2000 году, когда власти закрыли десятки километров побережья. Добровольцы в тот раз провели мощную кампанию по спасению морских черепах, приплывших в это время к берегам, что отложить яйца.

В январе 2005 года, по мнению властей, выброс нефти по сравнению с другими аналогичными случаями относительно невелик, а потому особых поводов для беспокойства нет. Несмотря на запрет на купание, прогулки по пляжам разрешены. Тех, кто рискнет прогуляться босиком, через некоторое время ожидает неприятное открытие. Они обнаруживают, что подошвы их ног покрыты вязким липким слоем нефти, которую весьма непросто отскрести.

А так, у берегов Флориды прекрасная погода. Отдыхайте на здоровье.

Источник: South Florida Sun-Sentinel 12.01.2004.
к оглавлению

США
Береговая охрана наконец определилась с объемом разлива нефти на реке Делавер

Греческий танкер «Атос 1», 26 ноября 2004 года получивший пробоину на реке Делавер, наконец полностью разгрузился и встал на ремонт в док. Полная разгрузка судна позволила Береговой охране дать официальную оценку количества нефти, которая полтора месяца назад попала в воды Делавер. В первый день после аварии говорили о примерно 100 т. Потом, столкнувшись с очевидно большим объемом утечки, власти дали верхнюю оценку возможного разлива на основании емкости поврежденного отсека — около 1700–1800 т. В конце концов размеры утечки определили в 1000 т.

Из этого количества, в основном с берегов, удалось собрать около 300 т нефти. Еще около 6 т было поднято со дна. Основная часть нефти, похоже, отложилась на дне реки и можно ожидать, что летом, по мере повышения температуры воды, часть ее поплывет вниз по течению. Власти считают, что очистные работы пока выполнены наполовину.

Разлив нефти с «Атоса 1» произошел в таком месте и в такой сезон, когда по сравнению с другими возможными вариантами экологический ущерб оказался минимальным. В другое время года и на другом участке реки последствия могли быть гораздо более тяжелыми. Вместе с тем, несмотря на зимний минимум численности обитающих на реке птиц, погибло в общей сложности примерно 175 пернатых. Еще около 300 птиц удалось отловить и отмыть. Сейчас их выпускают в дикую природу. К счастью, разлив произошел достаточно далеко от устья и ценных водно-болотных угодий, и они заметно не пострадали. Промыслы морепродуктов похоже не пострадали. Однако полная картина ущерба, нанесенного живой природе, станет ясна только через полгода, особенно после весеннего половодья и пролета птиц.

Ведется расследование причин и последствий аварии. Пробоину в днище судна сделал кусок корпуса огромного центробежного водяного насоса, который каким-то образом оказался на дне реки. Сейчас специалисты пытаются выяснить, как он очутился на дне якорной стоянки с гарантированными безопасными глубинами, а также почему пробоину получил именно танкер «Атос 1», а не сотни судов, проходивших до него через эту акваторию.

По результатам расследования, наверно, будут предложены какие-то меры по предотвращению повторения таких аварий в дальнейшем. Одна из них очевидна. Это скорейших отказ от использования танкеров с одинарной обшивкой корпуса на перевозке нефти по реке Делавер. После аварии танкера «Престиж» в водах Евросоюза было запрещено использование подобных судов для перевозки тяжелых сортов нефти и нефтепродуктов. Запрет на использование этого типа танкеров был принят и в США после аварии «Эксон Валдес». Однако, поскольку он будет вводиться постепенно, танкеры конструкции, аналогичной «Атос 1», пока могут ходить по Делавер до 2009 или даже до 2011 года. Необходимо сделать все, чтобы перевозки нефти по этой реке осуществлялись только на судах с двойной обшивкой корпуса.

Источники: Courier Post 16.01.2005, NJ.com 15.01.2005, Philadelphia Daily News 18.01.2005.
к оглавлению

США
Река Делавер. Нефть попробовали? А как насчет сжиженного газа?

Подходит к концу период проведения общественных слушаний по проекту компании «Бритиш Петролеум». Она предлагает построить терминал по приему сжиженного природного газа на реке Делавер в районе Краун-Ландинг(Crown Landing) в штате Нью-Джерси. Общая стоимость проекта — 500 млн. долларов. На терминале будут возведены три хранилища сжиженного газа емкостью 158 тысяч кубометров. Эти сооружения высотой 50 м будут способны противостоять ветрам скоростью до 200 км в час. Их сейсмостойкость будет рассчитана на землетрясения, которые могут случиться в этом регионе раз в 10 тысяч лет.

Терминал будет способен принять и обработать каждую неделю до 380 тысяч кубометров сжиженного природного газа. Его мощность позволит обеспечить природным газом 5 миллионов домов. Поскольку регион относится к депрессивным, местное руководство выступает в поддержку этого проекта. В настоящее время на территории США действуют только четыре аналогичных терминала по приему сжиженного природного газа. На различных стадиях обсуждения и реализации находятся около 40 новых проектов.

Против создания терминала по приему сжиженного природного газа на реке Делавер выступают природоохранные организации и группы местных жителей. По плотности предприятий нефтяной и нефтехимической промышленности долина этой реки занимает второе место после судоходного канала в Хьюстоне. Компания «Бритиш Петролеум» пытает избежать введенных в связи с этим ограничений на размещение новых аналогичных предприятий. Она обосновывает это тем, что комплекс по приему сжиженного природного газа в нормальном состоянии не будет приводить в существенному дополнительному загрязнению окружающей среды.

Основные опасения местных жителей вызывают сценарии возможных аварий на терминале, а также безопасность водных перевозок сжиженного природного газа. Каждый проход танкеров-газовозов по реке Делавер будет создавать опасность для находящихся на ее берегах населенных пунктов. Несмотря на заверения властей в высоком уровне безопасности, который будет обеспечен при этих перевозках сжиженного газа, местные жители указывают на очередной разлив нефти с танкера «Атос 1», последствия которого ликвидируются в настоящее время.

Дополнительные вопросы возникают в связи с возможными атаками террористов. Для обсуждения этой проблемы будет проведено отдельное совещание. Но в нем смогут участвовать только специально приглашенные лица. В основном это будут различного рода чиновники, а также представители местной власти, находящиеся на выборных должностях. Обычное население к обсуждению проблемы безопасности предлагаемых перевозок сжиженного природного газа по реке Делавер допущено не будет. Видимо, для того, чтобы террористы не узнали, насколько легко это сделать. Или чтобы местные жители не возмутились, узнав о том же. А потому планы создания газовой «бомбы» на берегах Делавер будут обсуждаться без лишнего шума.

Вариант решения этой проблемы известен. В качестве места размещения терминалов по приему сжиженного природного газа предлагаются расположенные в море платформы или незаселенные участки побережий, где утечка или взрыв газа не вызовут серьезных проблем у местного населения. Однако компании, не желая тратиться на создание дополнительной инфраструктуры, что существенно увеличит стоимость проектов, настойчиво пытаются разместить газовые терминалы в густонаселенных районах. При этом бездна энергии идет на доказательство оптимальности и безопасности такого размещения для местных жителей.

Источник: www.delawareonline.com 12.01.2004.
к оглавлению

США
Загадки мексиканской души, еще не до конца задушенной нефтяной вонью

Газета «Хьюстон Кроникл» (Houston Chronicle) с чего-то вдруг решила организовать общественный мониторинг уровня промышленного загрязнения вдоль берегов Хьюстонского судоходного канала, а также попытаться разобраться, что ощущают проживающие там местные жители.

В качестве пробного полигона был выбран район Манчестер, обитатели которого регулярно могут наслаждаться ароматами, несущимися с расположенных по соседству предприятий «Валеро Рифайнинг» (Valero Refining) а также «Лиондел-Цитго» (Lyondel-Citgo). Иногда они даже могут видеть последствия деятельности этих предприятий в виде пятен нефтепродуктов, оседающих из воздуха на крышах домов, автомашинах, губящих насаждения. Согласно официальным данным, эти предприятия входят в десятку самых злостных источников аварийных выбросов в атмосферу среди 225 крупнейших предприятий, расположенных в Хьюстоне и его окрестностях. В 2003 году в основном они обеспечили 72 аварийных выброса, во время которых в атмосферу, по официальным данным, попало около 150 т загрязняющих веществ. Это было относительно небольшим, на ярким дополнением к 750 т плановых загрязнений.

Причины молчаливости местного населения частично объясняются его этническим составом. Из 46 тысяч проживающих здесь человек 92% испаноязычны. В основном это мексиканцы. Более половины этих людей не слишком хорошо говорят по-английски. В районе Манчестер проживает много нелегальных иммигрантов, которые, даже зная английский язык, по вполне понятным причинам совсем не заинтересованы в каких-либо публичных выступлениях на территории США.

Нефтеперерабатывающие компании обеспечивают большую часть поступлений в местные бюджеты. В случае каких-либо дополнительных нужд власти обращаются за помощью к компаниям, предприятия которых расположены в Манчестере. Кроме того, фирмы достаточно активно работают с местным населением, испытывающим на себе последствия загрязнения атмосферы, вызванного работой предприятий. В случае, если около дома в результате выбросов гибнут деревья или кустарники, их владельцам выдается несколько сотен долларов для покупки нового посадочного материала. После выбросов, ведущих к загрязнению автомашин, проводятся широкомасштабные акции по их бесплатной помывке. Компании раздают бесплатные компьютеры местным школьникам. Во время праздников фирмы предоставляют бесплатное угощение.

Все это оказывается весьма эффективным. Местные жители в ряде случаев отказывались участвовать в программе общественного мониторинга чистоты атмосферы, которую сейчас проводит газета «Хьюстон Кроникл». Они не хотели портить отношения с компаниями.

Представители нефтяных компаний утверждают, что они не покупают лояльность местного населения, а просто налаживают с ним нормальные соседские отношения. Что касается выплат наличными, то это не подкуп за молчание, а компенсация за причиненный ущерб. Эти деньги не выплачиваются просто так. Ущерб должен быть убедительно показан и доказан, после чего компания без лишних проволочек его возмещает.

Источник: Houston Chronicle 16.01.2005.
к оглавлению

США
В Луизиане опять утечка нефти

Власти города Шреверпорт в штате Луизиана имеют богатый опыт ликвидации утечек нефти с расположенных в округе многочисленных добывающих скважин и соединяющих их нефтепроводов. С целью контроля загрязнения водосбора, питающего городской водозабор, оборудованы 20 пунктов наблюдения. Посещение одного из них показало, что по поверхности одного из местных ручьев течет пленка нефти. Оказалось, что 11 января 2004 года по время работы экскаватора была поврежден небольшой нефтепровод, что привело к разливу 70 т нефти.

Ни проводившая земляные работы компания, ни владелец скважины вовремя не сообщили властям об этом происшествии. Были приняты меры по предотвращению дальнейшего распространения нефти и очистке загрязненного грунта и ручья. Опасность для городского водозабора отсутствует, но экологические службы ведут наблюдение.

Источник: Shreverport Times 14.01.2004.
к оглавлению

Нигерия
Компании «Бритиш Петролеум» и «Статойл» хотят выглядеть хорошими

В 1998 году британская компании «Бритиш Петролеум», норвежская «Статойл» и общественная организация «Про Натура» (Pro Natura) образовали альянс. Целью его работы стало улучшение условий жизни местного населения региона Акасса (Akassa), расположенного в южной части дельты реки Нигер. В дальнейшем к работе альянса присоединилась компания «Тексако», которая также ведет добычу нефти в этом регионе.

Огромное количество нефти и газа, извлекаемое из недр Акасса, слабо повлияло на повышение уровня жизни местного населения. Во многих случаях работа нефтяников даже наносила ущерб.

Одной из первой задач работы альянса было проведение экологической экспертизы, выявление участков территорий и акваторий, а также природных ресурсов, наиболее важных для местного населения. Были разработаны планы их защиты в случае аварийных разливов нефти.

Мероприятий по повышению уровня жизни местного населения проводились в рамках сотрудничества местных групп жителей района Акасса и общественной организации «Про Натура». При этом роль нефтяных компаний в основном сводилась к предоставлению финансовых и технических средств и периодическому контролю за их использованием. Местное население и общественная организация сами решали, как им работать.

Работа программы позволила создать 18 фельдшерских пунктов, на которых работают 32 специалиста. Были построены деревянные мосты через реки, отремонтированы здания местных школ. Для борьбы с бедностью 60 местных групп, получили доступ к микрокредитам, а также кассы взаимного кредитования. В 2003–2004 гг. возврат этих кредитов составил 100%.

Работа альянса, кроме поддержки мероприятий направленных на борьбу с бедностью, на сохранение окружающей среды, будет способствовать ликвидации традиций иждивенчества и безответственности. Работающие в дельте реки Нигер иностранные компании многие десятилетия выплачивали наличные деньги местному населению в надежде откупиться от его проблем. Они надеялись, что это позволит им спокойно работать. В результате деньги шли в карманы ворюг-чиновников и просто откровенных бандитов. Проблемы сохранялись нерешенными. Социальная напряженность нарастала и иногда переходила в гражданские беспорядки.

Опыт работы альянса в регионе Акасса дал полезный опыт. Для реализации такого рода проектов необходимо наличие общественных организаций, которые имеют опыт работы и знают регион. Критически важно активное участие местного населения с самого начала работы программы. Проекты, направленные на развитие местного самоуправления, требуют длительного времени и настойчивости в их реализации. При их оценке неприменимы стандартные подходы из практики обычных бизнес-проектов. Здесь важен не только достигнутый результат, но и сама организация процесса, которая должна содействовать развитию ответственности и традиций самоуправления у местного населения.

Источник: WBCSD 12.01.2004.
к оглавлению

Тайвань
Норвежский суд отклонил требование компенсаций за причиненный тайваньским кораллам ущерб

Греческий сухогруз «Аморгос» (Amorgos) во время сильного шторма 14 января 2001 года был выброшен на берег тайваньского национального парка Кентинг (Kenting). Через четыре дня 1150 т нефтепродуктов, находящихся на борту судна, начали вытекать. Это привело к загрязнению береговой полосы, прибрежной растительности, нанесло ущерб зарослям кораллов на дне моря.

Норвежская страховая компания Assuranceforeningen Gard выплатила около 2 млн. долларов за проведение очистных работ, 60 тысяч долларов на восстановление прибрежного леса, 2,6 млн. долларов за уборку остатков погибшего судна. Местным рыбакам за причиненный им ущерб было выплачено 3,9 млн. долларов.

Власти Тайваня считают, что эти выплаты не компенсируют всего ущерба, который был нанесен местной природе, рыболовству и туризму. Они потребовали дополнительных компенсаций в размере 31 млн. долларов. За их счет, в частности, предлагалось оплатить работы по восстановлению колоний кораллов. Численность живых кораллов в районе аварии судна «Аморгос» снизилась с 80% до 30%.

Норвежский суд, в котором был рассмотрен иск правительства Тайваня, отказал в его удовлетворении. Будут возмещены только затраты в размере около 300 тысяч долларов, которые потребовались для проведения экологического мониторинга на месте аварии. Однако при этом тайваньская сторона должна принять участие в покрытии судебных расходов на сумму 500 тысяч долларов. Идея оплатить работы по восстановлению колоний кораллов была отвергнута под тем предлогом, что природные условия не дают гарантий, что они увенчаются успехом.

Судебное заключение на 65 страницах прибудет в Тайвань на следующей неделе, и у властей страны будет месяц, чтобы решить, подавать ли апелляцию.

Источник: Taipei Times 12.01.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное