Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 1 (129)


N1(129)  Нефтяное обозрение
11 января 
2007 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/07/oil-0701.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2007 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/07/


Биоэтанол - новогодняя сказка

Как и биодизель, этиловый спирт широко использовался в качестве топлива на заре массового производства автомобилей. Знаменитая модель Т компании "Форд" могла ездить как на бензине, так и на этиловом спирте. Но открытие огромных месторождений нефти в Техасе и борьба с пьянством решили исход соперничества в пользу бензина.

Тем не менее, значительный объем производства этанола сохранялся, как в США, так и в Европе, на протяжении всего XX века. Кроме соображений топливной безопасности, производство биоэтанола поддерживало влиятельное аграрное лобби. В качестве сырья использовались кукуруза и другие зерновые культуры, свекла.

Ситуация радикально изменилось после нефтяного кризиса 1973 года. Из-за резкого роста цен на нефть биоэтанол опять стал выгодным. К середине 1980 годов продажа биоэтанола в США превысила 4 млрд. литров. Власти Бразилии решили принципиально решить бензиновую проблему и приняли активные шаги по переводу автомобильного парка страны на использование биоэтанола. Сырьем служил сахарный тростник.

Однако падение цен на нефть в 1990-е годы вызвало кризис биоэтанольной отрасли. В Бразилии в это время стали использоваться автомашины flex-fuel ("флекс-фюел"), которые могли работать как на чистом этиловом спирте, так и на его смесях с подешевевшим бензином.

Резкий рост цен на нефть в последние годы оживил биоэтанольный сектор Бразилии. Из общемирового производства топливного этанола 26,9 млн. т в 2005 году, на долю Бразилии приходится 12,9 млн. т (первое место). На втором месте находится США - 11,8 млн. т. Все остальные производители выпустили лишь 2,2 млн. т.

После того как власти США убедились в весьма далеких перспективах водородного автотранспорта, и было предложено к 2030 году обеспечить 30% потребностей США в топливе за счет возобновимых источников энергии, производство биоэтанола переживает бум.

Строятся десятки мощных биоэтанольных заводов. Резкий спрос на сырье привел к рекордному за последние 10 лет повышению цен на кукурузу. Ее площади достигли 36 млн. га, что является самым высоким показателем за последние 60 лет. Тем не менее, пока доля биотоплива в общем объеме потребляемого в США автомобильного горючего составляет 3%. К 2012 году объемы производств биоэтанола должны превысить 20 млн. т. Однако это позволит обеспечить не более 5% потребности США в автомобильном топливе.

Для дальнейшего роста потребуется переход на другое сырье - целлюлозу из биомассы, что позволит использовать для производства необходимых сотен миллионов т биоэтанола древесину, солому, стебли кукурузы. В ближайшие пять лет на исследования по совершенствованию новых технологий бюджетом выделено 250 млн. долларов. Предстоит снизить стоимость производства целлюлозного этанола с 60 центов за литр в настоящее время до 25 центов за литр к 2012 году.

Серьезные перемены ожидают и американское автомобилестроение. Если в Бразилии за 30 лет автомобильный парк был полностью переведен на использование чистого биоэтанола или его смесей с бензином, то в США сейчас практически все автомашины рассчитаны на использование не более 5% примеси этанола к бензину.

Правда крупнейший американский автопроизводитель, "Дженерал Моторс" сообщил, что, оказывается, уже сейчас в США имеется 2 млн. автомашин этой фирмы, которые могут ездить на топливе Е85 (т.е. с 85% биоэтанола и 15% бензина). Их владельцы просто не знают о такой возможности, и компания сейчас активно рассказывает об этих малоизвестных возможностях. В 2007 году "Дженерал Моторс" будет выпущено 400 тысяч flex-fuel автомашин 17 различных моделей.

В сотрудничестве с губернаторами 11 штатов "Дженерал Моторс" ведет активную работу по развитию сети заправок, где можно приобрести топливо Е85. В 2006 году при содействии этой фирмы было открыто 175 новых автозаправок, что стало существенным дополнением уже имеющейся в США сети, состоящей из 1000 станций.

"Дженерал Моторс" активно разрабатывает новые модели. На выставках 2006 года был представлен концепт Saab Aero X c 400-сильным двигателем, работающим на чистом этиловом спирте. Saab 9-5, работающий на топливе В85, уже активно продается.

Не менее активно в секторе использования биоэтанола работает другой американский автомобильный гигант - компания "Форд". За последнее десятилетие на дорогах многих стран мира появилось 1,5 млн. flex-fuel автомашин этой марки. В 2006 "Форд" выпустит 250 тысяч такого типа машин.

Переход на использование биоэтанола вместо бензина требует настройки системы подачи топлива и зажигания. Топливная система должна быть более стойкой к коррозии. Необходимо учитывать, что в одном литре этанола содержится на 37% меньше энергии, чем в 1 литре бензина. Однако этот недостаток частично компенсируется за счет очень высокого октанового числа этанола. Двигатель при работе на этаноле может развивать гораздо более высокую мощность. Процесс сгорания этанола гораздо эффективнее по сравнению с бензином, что, среди прочего, уменьшает токсичность выхлопных газов. В холодное время года могут возникать проблемы с запуском двигателя, но они решаемы, а для таких стран, как Бразилия или значительная часть США - не актуальны.

Евросоюз, выпустивший в 2005 году лишь 730 тысяч т биоэтанола, существенно отстает от Бразилии и США. Здесь гораздо популярнее биодизель. Тем не менее, в ближайшие годы в Европе ожидается резкое увеличение мощности биоэтанольных заводов, которая в 2008 году может достигнуть 5,5 млн. т. Предполагается значительное увеличение за счет залежей посевных площадей, которые будут использоваться для производства сырья. В большинстве европейских стран с 1 га посевов пшеницы можно получить 1,5-2,8 тыс. литров биоэтанола. При переработке свеклы этот показатель может быть еще выше - более 6 тысяч литров с 1 га.

Для выполнения требований директивы о доведении к 2010 году доли альтернативного топлива до 5,75% от общеевропейского потребления будут расти объемы импорта биоэтанола. Пока основным поставщиком его является Бразилия.

Россия обладает огромным потенциалом для производства и использования биоэтанола. Однако развитие этого сектора наталкивается на традиционную российскую проблему - готовность населения пить все, что горит. Ее острота была осознана с самого начала существования советской власти. Уже в 1919 году обнаружилось, что шоферы из кремлевского гаража не только продавали на сторону спиртовую смесь, которая заменила исчезнувший бензин, но и сами ее активно употребляли. Для решения этого вопроса тогда были использованы силы ВЧК.

Проблема нелегального оборота этанола остра и для современной России. В настоящее время имеющиеся мощности спиртовых заводов в несколько раз превышают потребности российской экономики. По оценкам экспертов ежегодно в нелегальный оборот попадает до 200 тысяч т технического этилового спирта. Его изъятие и перевод на использование в качестве добавки к автомобильному топливу требует от государственной системы усилий, на которые она в настоящее время явно не способна.

Тем не менее, бурный рост биоэтанольной промышленности во всем мире докатился и до нашей страны. В ноябре 2006 года под Омском началось строительство современного биоэтанольного комплекса мощностью 150 тыс. т. в год. Кроме этилового спирта он будет выпускать 240 тысяч кормовой барды, которую будут использовать в мощном свинокомплексе. Группа компаний "Титан", которая в сотрудничестве с чешской АО "Альта" и казахским банком "ТуранАлем" реализует этот проект, в сентябре 2006 года начала эксплуатацию аналогичного производства мощностью 57 тыс.т. биоэтанола в Казахстане. Работа этих предприятий создаст дополнительный рынок сбыта для не имеющего спроса кормового зерна.

С использованием продукции омского предприятия пока нет определенности. Биоэтанол, без сомнений, можно отправить на экспорт, однако гораздо целесообразнее было бы использовать его на месте, а не везти за многие тысячи км. Но реализация этих благих намерений вызывает сомнения. Трудно представить, что в России на этиловом спирте будут ездить автомашины, а на заправках появятся колонки, из которых по цене 15 рублей за литр можно будет налить хоть 10, хоть 100 л биоэтанола. Использование смеси Е5-Е10 (т.е. 5-10% биоэтанола в бензине) не решает эту проблему. Народные умельцы быстро освоят технологии разделения бензина и этилового спирта.

Проблемы с правоприменением являются серьезным препятствием для внедрения биоэтанола и на Украине. Несмотря на возможность производства до 500 тысяч т смесевых бензинов с содержанием биоэтанола до 60%, власти не решаются на этот шаг. Высказываются опасения, что биотопливо будет использоваться как метод массового уклонения от акцизов на чистый бензин.

Тем не менее, отсутствие достаточного количества собственной нефти и наличие мощного сельскохозяйственного сектора на Украине повышает вероятность, что именно здесь в широких масштабах на просторах бывшего СССР будет сделана попытка решить три проблемы сразу - борьбы с пьянством, обеспечения энергетической безопасности и снижения выбросов парниковых газов.

И, может быть, когда-нибудь экологически сознательные граждане бывшего СССР будут поднимать за праздничным столом бокалы с безалкогольной самогонкой, в баках их машин будет булькать чистый биоэтанол, а автомобильные компании решат проблему, как уберечь содержимое этих баков от набегов экологически несознательных граждан.

С Новым Годом!


В избранное