Глас Рунета

  Все выпуски  

Глас Рунета



 
Напоминаем, что некоторые почтовые сервисы (в частности Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru, Hotmail.com) некорректно отображают страницу с HTML-письмом при его просмотре на вебе. Затруднения также могут возникать у пользователей The Bat - им придется открывать HTML-письмо в браузере и голосовать оттуда, и Microsoft Internet Mail - в этом случае лучше сразу подписаться на текстовый вариант рассылки.
 
Здравствуйте, уважаемый читатель.

По итогам мартовского розыгрыша призов победителями стали:

  • Галина Лапшина и Людмила Гамова, выигравшие фильмы на DVD;
  • Марина Корсукова и Ольга Смирнова, выигравшие музыку на CD.

    Поздравляем!

    Очередной розыгрыш призов состоится 30 апреля 2008 года.
    Будут разыгрываться:

  • Фильмы на DVD (2 экз.);
  • Музыка на CD (2 экз.).

    Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям их можно считать представителями этого социального образования? Ответить на эти вопросы нам помогли около 2000 российских интернет-пользователей, принявших участие в опросе "Люди среднего класса".

    К среднему классу российские интернет-пользователи относят прежде всего тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния, включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (88%), благоустроенное жильё - квартиру, дом (80%), возможность брать кредиты и возвращать их (61%), достаточное количество сбережений, накоплений (55%), один или больше автомобилей на семью (54%), возможность поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (57%), хорошо отдыхать, путешествовать по миру (55%). Среди "нематериальных" признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается уверенности в завтрашнем дне, в обеспеченной старости (66%), возможности иметь много детей, обеспечив их будущее (41%).

    В качестве важнейших условий, позволяющих достичь вышеуказанных благ, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (66%), работу в успешной, перспективной компании, организации (54%), высокую профессиональную квалификацию (53%), возможность делать инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (36%).

    Лишь около 3% опрошенных утверждают, что среднего класса в современном российском обществе нет, а еще 4% затруднились оценить его долю среди населения России. Примерно 28% опрошенных считают, что его доля не превышает 10%, 29% оценивают его долю в 11-20%, 19% оценивают его долю в 21-30%, а около 18% полагают, что доля среднего класса превышает 30% населения России.

    Большинство опрошенных (62%) уверены в том, что за последнюю "пятилетку" доля среднего класса среди населения России росла. Лишь 17% полагают, что она оставалась неизменной, а 13% - что эта доля уменьшалась.

    Оценивая возможности различных социальных групп на попадание в средний класс, российские интернет-пользователи наиболее высоко оценили шансы адвокатов, юристов, судей (61%), бизнесменов, предпринимателей (60%), менеджеров (58%), экономистов, бухгалтеров (49%), банкиров (31%). Шансы дотянуться до этого статуса, по мнению тех респондентов, кто допускает существование среднего класса в России, имеют инженеры и специалисты (41%), работающие, главным образом, в нефте-газовой отрасли и металлургии, а также госслужащие (31%), прежде всего, политики, депутаты и чиновники.

    По совокупности тех или иных основных критериев, к среднему классу себя причисляют 43% опрошенных российских интернет-пользователей. При этом, большинство (84%) среди них, утверждают, что за последнюю "пятилетку" им лично удалось улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов, а 69% отмечают рост доли среднего класса среди населения России за это время. Каждый второй представитель этой группы, оценивает долю российского среднего класса на уровне 11-30%.

    Напротив, около 46% опрошенных не причисляют себя к среднему классу. Соответственно, среди них преобладает более скромная оценка как личных достижений (только 57% улучшили свое социальное положение за последние пять лет), так и структурных изменений в российском обществе (только 55% отметили рост среднего класса в России). Каждый второй представитель этой группы, оценивает долю российского среднего класса не более 20%.

    Ведущую роль в классовой самоидентификации российских интернет-пользователей играют экономические факторы. Скорее склонны отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие уровень дохода на члена семьи "выше среднего" (43%) и "средний" (45%). Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего" (31%) и "средним" (53%).

    
    Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете свое (Вашей семьи) материальное 
    положение? (доля в % по столбцу)
                                 Вы лично относите себя к среднему классу?  
    
                                      Отношу   Затрудняюсь    Не 
                                                ответить    отношу
    
    - Высокий                          6,5%       1,8%       1,4%
    - Выше среднего                   36,3%      29,1%      13,8%
    - Средний                         44,8%      50,9%      52,7%
    - Ниже среднего                    9,0%      11,4%      20,4%
    - Низкий                           1,7%       4,5%      10,7%

    Более содержательно данную ситуацию можно описать следующим образом: 50% от числа всех опрошенных указали, что их доходов хватает на питание, одежду и товары длительного пользования, но не достаточно для покупки машины, квартиры, дачи и др. В этой группе доходов около 39% респондентов относят себя к среднему классу.

    Если доходов хватает на питание, одежду, товары длительного пользования, покупку машины, за исключением покупки недвижимости, то идентифицировать себя со средним классом готовы уже 62%, а по мере снятия ограничений на покупку недвижимости, 77% представителей соответствующих групп доходов.

    Напротив, если доходов хватает на питание и одежду, но не хватает на покупку необходимых товаров длительного пользования, то лишь 26% готовы идентифицировать себя со средним классом, а при еще более скромных материальных возможностях - не более 12% представителей соответствующих групп доходов.

    Чаще других респондентов в нашем опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владелецем или совладельцем предприятия (73%), руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения (56%), руководителем подразделения (53%), индивидуальные предприниматели (47%), профессионалы, ведущие частную практику (47%), а также учащиеся (56%) и домохозяйки (46%) из обеспеченных семей. Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов, причислять себя к среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как общественное питание и гостиничное обслуживание (61%), финансы и страхование (52%), органы государственного или муниципального управления (51%), строительство (48%), оптовая и розничная торговля (47%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (46%), информационные, юридические услуги, реклама (46%).

    Среди всех опрошенных российских интернет-пользователей, кто причислил себя к среднему классу, 28% проживают в Москве, а 11% - в Санкт-Петербурге. Среди прочих регионов наибольший вклад в данный результат принесли такие федеральные округа, как Приволжский (15%), Сибирский (12%), Центральный (11%), Уральский (8%) и Южный (7%). В целом, практически половина (52%) представителей среднего класса проживают в российских городах с населением более 1 миллиона жителей; 15% - в городах от 500 тыс. до 1 млн. жителей; 19% - в городах от 100 тыс. до 500 тыс. жителей.

    В заключение добавим еще один, психологический штрих к портрету российских интернет-пользователей, причисляющих себя к среднему классу. Принято считать, что его представители стремятся жить, рассчитывая главным образом на собственные силы и способности. И действительно, среди тех респондентов, кто верит в то, что изменение его собственного положения зависит только от личных усилий, 55% склонны отождествлять себя со средним классом. Напротив, среди тех, кто считает, что его положение совершенно не зависит от личных усилий, 80% не отождествляют себя со средним классом.

    
    Как Вы думаете, в какой степени изменение вашего положения зависит от 
    ваших собственных усилий?(доля в % по строке)
                                     Вы лично относите себя к среднему классу?  
    
                                          Отношу   Затрудняюсь    Не 
                                                     ответить   отношу 
    
    - Совсем не зависит                   18,5%       4,6%      76,9%
    - Зависит в определенной степени      37,6%      12,1%      50,3%
    - Зависит только от Вас самих         54,4%      10,2%      35,4%

    Другой важный момент самоидентификации лежит в области самооценки представителями среднего класса своих личных достижений, реальных или мнимых. Особенность этой самооценки заключается в восприятии средним классом своего статуса, как положения в социальной иерархии, при котором пробиться "наверх" в элиту совершенно или почти невозможно, а для многих и не нужно, но зато можно находиться над большинством тех, кто не смог выйти из "низов" в люди. И мы видим, что среди респондентов, которые полагают, что большинство людей в России живут хуже, 52% склонны отождествлять со средним классом себя. Напротив, среди тех, кто оценивает положение других по сравнению со своим как более выигрышное или хотя бы как аналогичное, 53% не отождествляют себя со средним классом.

    
    Как Вы думаете, каких людей сегодня в России больше: тех, кто живет хуже 
    вас, так же, как вы, или тех, кто живет лучше вас? 
    
                                 Вы лично относите себя к среднему классу?  
    
                                      Отношу   Затрудняюсь    Не 
                                                ответить    отношу 
    
    - Тех, кто живет лучше меня       36,8%       9,8%      53,4%
    - Тех, кто живет также, как я     37,0%       9,4%      53,5%
    - Тех, кто живет хуже меня        51,7%      12,0%      36,2% 

    НОВЫЙ ОПРОС: "Хорошая работа"

    Принять участие в данном опросе Вы можете на сайте "Гласа Рунета"

    С уважением, Александр Иванов                         ICQ 151117420

    Публикация результатов наших исследований разрешена и всячески приветствуется, при условии, что Вы не забудете упомянуть проект "Глас Рунета" в качестве источника.

    http://www.VoxRu.net



       

  • В избранное