Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Аукцион по продаже активов <<Уздунробиты>> отменен: нет покупателей



Узбекистан: Аукцион по продаже активов «Уздунробиты» отменен: нет покупателей
2013-07-02 09:14 ИА Фергана.Ру

Назначенный на 1 июля 2013 года аукцион по продаже имущества ИП ООО «Уздунробита» (бывшая узбекская «дочка» сотового оператора МТС), не состоялся - из-за отсутствия заявок, сообщает Uzdaily.uz.

Новый аукцион назначен на 12 июля 2013 года. Сумма задатка для участия в торгах составляет 20 процентов от начальной цены продажи имущества в комплексе.

Напомним, российский холдинг МТС приобрел узбекскую компанию связи «Уздунробита» в 2004 году. Это была самая успешная сотовая компания Узбекистана, количество абонентов которой приближалось в 10 миллионам. В июне 2012 года власти Узбекистана обвинили «Уздунробиту» в незаконной эксплуатации свыше 250 базовых станций, нецелевом использовании денежных средств, расхищении имущества, использовании противоправных схем по обналичиванию средств и уклонению от налогообложения, а также в отсутствии лицензий у региональных филиалов.

Общая сумма претензий, предъявленных узбекской Генпрокуратурой, антимонопольными органами, Узбекским агентством связи и информатизации, налоговыми органами к ООО «Уздунробита», превысила $1 млрд, что пропорционально размеру вложенных инвестиций МТС в развитие бизнеса в Узбекистане. Гендиректор компании Бехзод Ахмедов был объявлен в международный розыск, было арестовано и осуждено несколько топ-менеджеров, затем было принято решение о национализации активов компании в счет погашения ущерба, нанесенного государству.

В защиту «Уздунробиты» выступили МИД России, Ассоциация менеджеров России, Торгово-промышленная палата России, Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. В Следственном департаменте МВД России было возбуждено уголовное дело в связи с вытеснением «Уздунробиты» с рынка Узбекистана. В ноябре Апелляционная коллегия Ташкентского суда по уголовным делам отменила национализацию «МТС-Узбекистан» в обмен на $600 млн. А в апреле текущего года компания была признана банкротом. 31 мая комитет кредиторов «Уздунробиты» принял решение выставить имущество предприятия на аукцион.

Международное информационное агентство «Фергана»



Правительство КНР намерено в сжатые сроки найти возможность уравнять рабочих-мигрантов в правах с городским населением
2013-07-02 10:10 ИА Фергана.Ру

Правительство КНР намерено в сжатые сроки найти возможность уравнять рабочих-мигрантов в правах с городским населением
СЮДА
На прошлой неделе новый руководитель Национальной комиссии по развитию и реформам КНР Сюй Шаоши заявил, что стране необходимо более разумное планирование процесса урбанизации с целью защиты прав и интересов рабочих-мигрантов, сообщает консалтинговая компания Optim Consult.

На сегодняшний день урбанизация признается основным двигателем экономического роста Китая, причем в этом году, благодаря быстро развивающемуся процессу повышения роли городов, планируется довести средний годовой рост ВВП до 8,4% (в 2012 г. он составил 7,8%). Однако, как подчеркивается в официальном докладе, важно не допустить углубления неравенства между городом и деревней, интересам фермеров и развитию сельского хозяйства необходимо также уделять достаточное внимание.

По данным Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, к концу 2012 года уровень урбанизации в КНР составил 52,57%, увеличившись на 1,3%. Впервые число городских жителей Китая превысило число жителей сельской местности еще в 2011 г. По информации Исследовательского центра демографии и развития КНР, в китайских городах сейчас проживают более 200 млн мигрантов. Каждый год порядка пяти миллионов новых рабочих и фермеров приезжают в крупные населенные пункты в поисках заработков и лучшей доли, сталкиваясь при этом с социальной незащищенностью.

«Хукоу (китайская прописка) фактически с рождения и на всю жизнь делит китайцев на сельских и городских жителей. С одной стороны, это в какой-то мере гарантирует уверенность в завтрашнем дне селян, с другой – на практике не дает права при переезде в город ни на страхование здоровья, ни на получение образования, ни тем более на получение недорого жилья», - считает Евгений Колесов, генеральный директор компании Optim Consult. «Потребуются поколения, чтобы система кардинально изменилась. Однако начинать действовать необходимо как можно скорее, это очевидно», - полагает эксперт по Китаю.

Реформы в системе хукоу, системе землепользования и уравнивание сельских и городских жителей в пользовании общественными услугами – три основных задачи в регулировании и стимулировании процесса урбанизации, по мнению Китайского центра международного экономического обмена. Уже сегодня некоторые органы местного самоуправления (как, например, в Пекине и Гуанчжоу) активно занимаются оформлением видов на жительство и разработкой проектов доступного жилья для рабочих-мигрантов.

* * *

Optim Consult – первая и крупнейшая официально зарегистрированная консалтинговая компания с российским капиталом в Китае. Предоставляет широкий спектр профессиональных услуг для бизнесменов из России и стран СНГ, заинтересованных в деловом сотрудничестве с Китаем. На сегодняшний день Optim Consult сотрудничает более чем с 400-ми китайскими производителями.

Компания – действующий член Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, активный член 13-ти профессиональных китайских ассоциаций, член ассоциации профессионалов маркетинговых исследований ESOMAR и Международного Союза товаропроизводителей.

В компании работает команда из 60 специалистов, объединяющая профессионалов юридической, финансовой, экономической и переводческой специальностей, обладающих экспертными знаниями в области ведения бизнеса в Китае.

Международное информационное агентство «Фергана»



Афганистан: На севере страны столкновения узбеков и таджиков завершились гибелью трех человек (фото, видео)
2013-07-02 10:33 ИА Фергана.Ру

В городе Талукан провинции Тахар, расположенной на севере Афганистана, 29 июня произошли столкновения между этническими узбеками и таджиками, завершившиеся гибелью трех человек и ранением пятидесяти двух.

Как сообщает Vice.com, в течение недели этнические узбеки, проживающие в данной местности, проводили митинг, выражая недовольство тем, что они недостаточно представлены как в правительстве Афганистана, так и в органах власти провинции. Последней каплей стало увольнение узбека-главы местной полиции, который был заменен приближенным министра внутренних дел исламской республики.


Драка в Талукане. Фото Vice.com

Для слежения и управления ситуацией на митинг в Талукане были мобилизованы более 400 сотрудников национальной полиции. «Они патрулировали улицы, демонстрируя всем новое оружие, полученное от американцев, и не мешали митингующим. В район проведения акции прибыли несколько грузовиков с пулеметами и пожарные машины с водометами – на случай разгона митингующих. Кроме того, по словам очевидцев, полицейские запустили в толпу своих шпионов, задачей которых было выведать, есть ли среди протестующих вооруженные люди», - пишет автор этого материала – репортер Кевин Сайтс (Kevin Sites).

Отметим, что провинция Тахар соседствует с территорией постсоветского Таджикистана, здесь традиционно проживает много таджиков. Они решили противостоять узбекам: порядка пятисот человек прибыло на место проведения митинга, началась словесная перепалка, которая вскоре превратилась в драку. В ход шли кулаки, палки, камни. С обеих сторон размахивали афганскими флагами.

Однако полиция, силы которой были развернуты на таджикской стороне, не спешила вмешиваться и лишь наблюдала за происходящим, вместо того, чтобы попытаться предотвратить конфликт. Спустя некоторое время офицер полиции отдал приказ разнять узбеков и таджиков. Началась стадия переговоров, когда полицейские пытались уговорить противоборствующие стороны угомониться. Это продолжалось до тех пор, пока у властей не лопнуло терпение, они решили применить оружие для разгона драки. Итог – трое убитых, 52 раненых.


Драка в Талукане. Фото Vice.com

Как отмечает Vice.com, этот конфликт стал свидетельством неспособности афганских сил безопасности работать не то, что с внешними угрозами, но даже улаживать собственные внутренние межэтнические разногласия. Между тем, именно они призваны обеспечивать безопасность страны после того, как международные силы уйдут из Афганистана в 2014 году.

Журналист Кевин Сайтс (Kevin Sites), которого Vice.com называет уникальным журналистом, проявляющим себя с лучшей стороны при освещении войны с разных точек зрения, стал известен как первый военный корреспондент Yahoo!News, который в 2005-2006 годах побывал практически во всех регионах, где происходили громкие военные конфликты. В настоящее время он ездит на такси по Афганистану, чтобы освещать ситуацию в период ухода из этой страны иностранных войск.

Один из узбекских лидеров Хаджи Джамшед, член совета провинции Тахар, утверждает, что за противостоящими участникам митинга людьми, спровоцировавшими смертоносный конфликт, стояли местные власти, однако национальная полиция это категорически отрицает. Как бы то ни было, но неспособность сил безопасности продемонстрировать свою подготовку и умение разрядить конфликт без кровопролития не внушает оптимизма, отмечает Vice.com.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Выданный Казахстаном беженец осужден на 12 лет тюрьмы
2013-07-02 11:17 ИА Фергана.Ру

Хайрулло Турсунов

Выданный 13 марта Казахстаном узбекский беженец Хайрулло Турсунов в начале июня был признан виновным в экстремистской религиозной деятельности и приговорен к 12 годам заключения. Об этом изданию Forum 18 сообщили родственники беженца.

По их словам, Турсунов не будет подавать апелляцию, поскольку не верит, что это может ему помочь, еще одна причина – отсутствие денег для оплаты адвокатских услуг.

Как «Фергана» сообщала ранее, Хайрулло Турсунов был задержан в Казахстане в апреле 2012 года, и 11 месяцев находился в изоляторе временного содержания. Под прицел узбекских спецслужб Турсунов попал в начале 2000-х годов. В 2003 году его обвинили в терроризме, диверсии, организации преступного сообщества, изготовлении и распространении материалов, угрожающих общественной безопасности, и приговорили к 12 годам заключения, но в 2004 году он был освобожден по амнистии. Кашкадарьинское отделение Общества прав человека Узбекистана (ОПЧУ) неоднократно сообщало об этой волне репрессий против лиц, преследуемых за религиозные убеждения.

С 2006 по 2008 годы Турсунов находился на заработках в России. В 2008 году он вернулся в Узбекистан к семье - жене и троим детям. В 2009 году он несколько месяцев проработал в Москве, затем из-за давления спецслужб Узбекистана переехал с семьей в Алма-Ату. В начале апреля 2012 года Хайрулло решил уехать к своей семье, которую ранее отправил в Москву, но был задержан и взят под арест казахстанскими полицейскими.

Международное информационное агентство «Фергана»



Нефтепереработка в Туркменбаши: Ни единой системы, ни общего контроля
2013-07-02 12:41 Дмитрий Верхотуров

Туркменбашинский нефтеперерабатывающий завод является одним из наиболее крупных НПЗ в Центральной Азии и Прикаспийском регионе. Туркменская пресса о нем пишет в самой превосходной степени: «визитная карточка», «лидер отрасли» и так далее. Разумеется, при таком расхваливании ни слова не говорится о присущих заводу определенных проблемах, дабы не испортить светлый облик «лидера отрасли».

Туркменбашинский НПЗ появился в 1942 году, во время войны, когда в Красноводск (Туркменбаши) было эвакуировано оборудование Туапсинского НПЗ. Это было самое тяжелое время войны, когда немцы рвались на Кавказ, чтобы захватить грозненскую и бакинскую нефть. Красная Армия также остро нуждалась в топливе для танков, автомобилей и самолетов. Наскоро созданный НПЗ стал поставлять топливо фронту уже во время Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге. Это не единственный НПЗ, созданный в военное время с большой поспешностью и часто непродуманными техническими решениями. Аналогичная история у другого прикаспийского НПЗ - в Атырау, построенного несколько позже Туркменбашинского; его оборудование было поставлено по ленд-лизу из США. Характерной особенностью этих военных заводов было то, что отходы не подвергались очистке и сбрасывались в ближайшее подходящее место, возле Красноводска (Туркменбаши) это был залив Соймонова. После войны НПЗ были реконструированы и расширены, но эти их экологические недостатки преодолены не были.

Вообще, Красноводский НПЗ в советские годы был предприятием, сочетавшим старое и сильно изношенное оборудование, закупленное еще в годы первой пятилетки и перешедшее по наследству от Туапсинского НПЗ, и некоторые новые технологии, вроде освоения в 1977 году производства нефтяного кокса для нужд цветной металлургии. Завод ориентировался на производство битумов, мазутов, масел, автомобильного бензина, причем большая часть продукции вывозилась за пределы республики.

С объявлением независимости Туркменистана Красноводский НПЗ быстро стал ключевым предприятием, поскольку располагался рядом с крупным портом и железной дорогой, что делало возможным экспорт продукции и получение валютных доходов. В 1998 году началась реконструкция завода с целью модернизировать переработку нефти и производство различных нефтепродуктов и полимеров. Об этой реконструкции также часто пишут в самой превосходной степени, однако, если посмотреть даже на официальные описания, то очевидно, что дело обстояло вовсе не столь простым образом. В реконструкции участвовал целый ряд фирм: Technip, Groupe Schneider (Франция), Edelianu Geselshaft MBN, Technip, Maschinen und Anlagenbau Grimma Gmbh (Германия), NIOEC (Иран), Chiyoda Сorp., JGC Сorp., Itochy Сorp., Nisso Iwai, Nichmen Сorp., Marubeni Сorp. (Япония), Gama, Alarko Constructing Group (Турция), UOP, Foxboro (США), Merhav mnf. Ltd. Management and finance, Baran Energies-int’l. Ltd. (Израиль), Emerol Ltd. (Ирландия), Basell (Италия), MBNS (Чехия), Gent Oil (Великобритания). Только в этом списке 20 компаний, и еще не упомянуты многие поставщики и подрядчики. Вся эта разношерстная команда построила установки каталитического реформинга и каталитического крекинга, улучшившие первичную переработку нефти, оборудование для производства смазочных масел, полипропилена, модернизировано оборудование по производству автобензина и дизтоплива. Но при этом завод превратился в некую совокупность производств, размещенных на одной площадке, что и было признано его переименованием в Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ).

Хоть об этом и не пишут, но очевидно, что когда 20 или около того подрядчиков строят завод, то получается не единое предприятие, с единым циклом, обеспеченное общей системой инженерных сетей, канализации, очистных сооружений и другим оборудованием, а несколько небольших заводов, которые работают врозь, мешают друг другу и, скорее всего, не обеспечены очистными сооружениями. Построить их потом, для уже работающего производства, - крайне тяжелая задача, которая мало у кого получалась. Реконструкция завода в таком же стиле продолжается и сейчас, ТКНПЗ время от времени проводит тендеры на создание новых установок. В марте 2013 года началось строительство еще четырех установок вакуумной перегонки мазута, алкилирования легких олефинов, смешения бензинов и изомеризации легких бензинов, которые поставляют южнокорейские компании LG International и Hyundai Engineering. Индонезийская компания «PT Istana Karang Laut» ведет строительство на ТКНПЗ установки по производству упаковочной пленки мощностью 21 тысяча тонн в год, в рамках задачи расширения производства полипропилена с 90 до 250 тысяч тонн.

Обычно строительство или реконструкция крупного предприятия начинается с составления проекта, расчета его проектной мощности, проектирования необходимой инфраструктуры. Но в Туркменистане, похоже, от этого подхода совершенно отказались и принялись за реконструкцию завода методом, широко распространенным до революции у заводчиков: цех, еще цех, еще цех, до тех пор, пока завод не вырастал в большой конгломерат различных цехов и производств, обычно очень слабо связанных между собой. Вот и Туркменбашинский НПЗ стал таким же конгломератом установок и производств, которых все прибавляется. Завод уже увеличил общую мощность переработки с трех до девяти миллионов тонн нефти в год, но при этом трудно сказать, где находится предел этого роста. Учитывая темпы строительства новых установок и общие планы по увеличению переработки нефти в республике, мощность ТКНПЗ может вырасти до 15 и даже 20 млн. тонн.

В сообщениях то тут, то там попадаются свидетельства сложной ситуации в этом «комплексе». Например, на десятом году реконструкции в ТКНПЗ осознали, что у них нет общей системы учета и контроля за поступлением нефти и нефтепродуктов, хотя каждое производство имеет свою систему контроля и учета (зримое доказательство, что ТКНПЗ никакой не комплекс, а совокупность установок на общей площадке, причем не имеющая даже реального единого руководства). И вот в марте 2013 года завод объявил тендер на создание автоматизированной системы учета нефти и продукции. Другая немаловажная проблема - у «комплекса» отсутствует система промышленной канализации и оборотного водоснабжения. Каждое производство имело свою канализацию, как правило, сбрасывающую стоки в залив Соймонова, и собственные установки по водоснабжению, обычно опреснительные. Эта проблема решалась на самом высоком уровне. Постановление о строительстве этой системы президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписал на заседании Кабинета министров Туркменистана 24 января 2013 года. Строить будет британская компания Petro Gas LLP, и есть планы сдать систему в августе 2015 года. Посмотрим, но есть основания полагать, что результат будет далек от желательного.

Вот такой получается «комплекс», который больше десяти лет своего существования не имел ни единой системы учета сырья и продукции, ни единой канализации и системы оборотного водоснабжения. Это только верхушка большого айсберга, которая видна из сообщений, по-туркменски кратких и лаконичных. Но она позволяет поставить под сомнение, что Туркменбашинский КНПЗ является достаточно безопасным с точки зрения охраны окружающей среды и промышленной безопасности. Если уж не удосужились сразу установить единую систему учета поступающей нефти, то конечно, и все остальное делается так же. Например, если руководство ТКНПЗ не знает, сколько сырья было переработано и сколько продукции произведено, то оно не может сказать, какие общие выбросы предприятия в атмосферу и в море. Учитывая разномастное оборудование и различные технологии, от современных до весьма почтенных, даже необходимые расчеты сделать не так-то просто. Соответственно, нельзя сказать, какое воздействие на окружающую среду оказывает предприятие и как это воздействие изменится, если построить еще несколько установок. Даже если руководство ТКНПЗ захочет, то далеко не сразу сможет наладить нормальный мониторинг воздействия на окружающую среду.

Есть вопрос и по промышленной безопасности. Если даже сырье учитывают врозь, то есть ли вообще сколько-нибудь надежный контроль над производством и предотвращение аварийных ситуаций? И вообще, строительство столь крупного нефтеперерабатывающего производства с его последующим расширением буквально бок о бок с городом и туристической зоной - это серьезная угроза. По советским нормативам, крупные НПЗ должны были строиться не ближе 25 км к ближайшим населенным пунктам. Страшно представить себе, что будет, если ТКНПЗ загорится или взорвется. Город и порт вряд ли успеют эвакуировать, будут большие жертвы. Наконец, во всем этом совершенно не просматривается никаких попыток решить проблему загрязнения в заливе Соймонова, где скопилось около 16 млн. кубометров высокотоксичных отходов. Все внимание на реконструкцию нефтеперерабатывающего завода и порта, на выпуск экспортной продукции, на прибыль, а ликвидация старых загрязнений не прибыльна и инвесторов не привлекает.

С точки зрения каспийской экологии, подобная реконструкция ТКНПЗ представляет собой весьма опасное дело. Это ведь строительство на берегу морского залива, вблизи Хазарского заповедника, рядом с курортной зоной Аваза, в секторе моря, который и без того загрязнен утечками нефти с морских платформ. Причем строительство, по существу, бесплановое, без выработки общего проекта, без комплексной оценки воздействия на окружающую среду, без детальных и комплексных мероприятий по очистке выбросов и стоков всех производств, даже без выставления каких-то ориентиров по конечной мощности ТКНПЗ. С учетом туркменских планов по увеличению объемов переработки нефти и экспорта нефтепродуктов, строительства новых платформ, нефтепроводов и нефтеперерабатывающих предприятий вблизи побережья Каспия, в частности на полуострове Челекен, можно поставить вопрос - не слишком ли большие мощности нефтепереработки Туркменистан сосредотачивает на побережье Каспийского моря? И как эта безудержная стройка соотносится с заявлениями туркменского правительства по поводу каспийской экологии?

Дмитрий Верхотуров



Нурбек Токтакунов: Сила омбудсмена в отсутствии у него власти
2013-07-02 15:13 Екатерина Иващенко

27 июня парламент Кыргызстана принял решение досрочно освободить Турсунбека Акуна с поста омбудсмена - на основании заключения специальной комиссии, которая выявила нарушение им присяги главного правозащитника страны. Среди тех, кто решил побороться за появившуюся вакансию, известный адвокат с большим опытом работы Нурбек Токтакунов. «Фергана» расспросила его о том, каким должен быть идеальный омбудсмен и с чего он начнет работу, если получит этот пост.

«Фергана»: - Как Вы оцениваете деятельность Турсунбека Акуна на посту омбудсмена? Каковы его заслуги и ошибки?

Нурбек Токтакунов: - Самые главные его заслуги, наверное, были до того, как он вступил в должность омбудсмена. А ошибки, на мой взгляд, в том, что Турсунбек Акун считает себя политиком. Недавно заявил, что уже «двадцать лет в политике». Он действительно иногда мыслит как политик. Например, когда рассматривался вопрос Конвенции о правах инвалидов, Акун сказал, что этот вопрос - преждевременный, потому что в бюджете нет достаточных средств на его решение. Но наличие или отсутствие в бюджете средств - это не его проблема, как правозащитника, это проблема государства. С того момента он и стал превращаться в политика и думать, в первую очередь, о политической целесообразности того или иного вопроса.

Почему-то он защищал Азиза Батукаева, хотя больных заключенных в стране – тысячи. Во время июньских событий Акун позволял себе высказываться о том, какая сторона межэтнического конфликта больше виновата. Но работа правозащитника заключается в восстановлении прав и свобод человека, защите от противоправных посягательств власти, а не в решении вопроса «кто больше виноват: киргизы или узбеки».

После июньских событий Акун начал распространять информацию, которая спровоцировала нападение на известную правозащитницу Азизу Абдирасулову: он утверждал, что она защищает только узбеков. Но тогда и проблема состояла в том, что уголовному преследованию подвергались именно узбеки! Если бы на месте преследуемых были киргизы, Абдирасулова защищала бы и их. Она и так защищает киргизов.

Первого октября 2010 года я подал на Турсунбека Акуна в суд за то, что он нарушил данную им присягу, и просил обязать его публично опровергнуть свои утверждения относительно Абдирасуловой. Тогда мое заявление не приняли, сказав, что у омбудсмена есть иммунитет. Но это было неправильно, потому что я не посягал на его иммунитет, не просил привлечь к уголовной ответственности. То есть, я еще тогда изобличал его в нарушении присяги, что парламент сделал только сейчас.

- Каким Вы видите идеального омбудсмена?

- Сила омбудсмена как раз в отсутствии у него властных полномочий, поэтому я решительно выступал против того, что в свое время Турсунбай Бакир уулу (бывший омбудсменом в 2003-3008 годах, ныне депутат парламента. - Прим. ред.) добился для омбудсмена и сотрудников аппарата статуса госслужащих.

Институт омбудсмена – это уникальный орган в системе государственной власти, призванный стоять на страже прав человека. Многие считают этот орган бесполезным - в силу того, что, выявив нарушения со стороны властей, омбудсмен не правомочен заставлять их принять то или иное решение, может только рекомендовать. Но отсутствие властных правомочий - это не слабость, напротив - в этом сила. Дело в том, что любой институт общества, получив властные полномочия и заняв место во властной иерархии, приобретает все пороки системы. Сила омбудсмена в том, что он находится как бы вне властной системы и потому избавлен от ее пороков. Сильным можно считать омбудсмена, умеющего давать такие рекомендации, которые невозможно не выполнить. Это выглядит утопией, но ведь сила рекомендаций не в обязательности их исполнения, а, прежде всего, в их убедительности, стройности и логичности. Чем более компетентно подготовлена рекомендация, тем с большей наглядностью проявит себя лицо системы, которое ее отвергнет.

Еще один важный момент – сотрудники аппарата омбудсмена должны бороться за восстановление и защиту прав вместе с обратившимися к ним за помощью гражданами, а не вместо них. Нужно разъяснять гражданам возможности национального законодательства в восстановлении справедливости по их вопросам и стимулировать их самостоятельно отстаивать свои права, защищать свою свободу. В дальнейшем необходимо отслеживать, как жертва нарушения использует эти возможности и как на ее обращения реагируют государственные органы. Таким образом, каждый случай нарушения прав человека будет материалом для анализа работы государственных механизмов защиты прав человека: судов, прокуратуры, правоохранительных органов. Впоследствии аналитические материалы могут быть использованы для системных изменений.

- Существует ли в Кыргызстане должная правовая база для полноценной деятельности омбудсмена?

- Согласно законодательству, у омбудсмена есть возможность на безотлагательный прием президентом, спикером и другими высшими должностными лицами. То есть, в случае чего он сможет оперативно донести важную информацию. Не знаю, в каких случаях этим правом пользовался Акун.

Омбудсмен вправе присутствовать на всех заседаниях Верховного суда, Жогорку Кенеша (парламента) и так далее. У него есть возможность ходатайствовать об официальном толковании законов страны; беспрепятственно посещать госорганы власти, местного самоуправления и даже воинские части; запрашивать и получать от госорганов материалы, документы по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб; иметь доступ к информации, относящейся к служебной и государственной тайне; приглашать должностных лиц для получения устных и письменных обстоятельств, которые выявляются в ходе рассмотрения жалоб; в любое время посещать закрытые учреждения страны.

В общем, полномочия у омбудсмена большие, их надо компетентно использовать. И готовить больше аналитических материалов, подкрепляющих выводы правозащитников.

- Почему Вы решили бороться за этот пост?

- Мне предлагали это и в прошлый раз, когда были перевыборы Турсунбека Акуна (Акун был переизбран на пост омбудсмена 31 января 2013 года. - Прим. ред.), но тогда я отказался: не хотел занимать государственную должность, мне нравится моя адвокатская деятельность.

Сейчас ситуация изменилась. Все, чего мы пытаемся добиться в вопросах о доступе к информации, судам, местам лишения свободы, о применении пыток, – продвигается с большим трудом, и здесь очень многое зависит от омбудсмена. Думаю, если этот пост займет деятельный и компетентный человек, многое можно будет сделать в условиях нынешней политической ситуации в стране, когда нет единой иерархии, есть конкурентная среда и выявляется много правонарушений.

- С чего бы Вы начали работу на этом посту?

- С аттестации всех сотрудников аппарата омбудсмена для того, чтобы освободить от должности тех людей, которые пришли только за статусом госслужащего, и оставить тех, кто заинтересован собственно в защите прав человека. Я считаю, что многие наши правозащитники должны работать в аппарате омбудсмена, а государство должно быть заинтересовано в том, чтобы права человека соблюдались неукоснительно. А у нас соблюдение прав человека преподносят как нечто нужное не нам, а международным организациям.

- Вы долгое время защищаете Азимжана Аскарова. Если бы Вы стали омбудсменом, какие шаги предприняли бы для того, чтобы добиться его судебного оправдания и освобождения?

- Сейчас процесс идет и без омбудсмена. Жалоба в комитет ООН по правам человека подана, коммуникация между ним и правительством Кыргызстана началась. Обычно дело рассматривается от трех до шести лет. Надеемся, что наша жалоба будет рассмотрена в течение года-двух. Мне известно, что Генпрокуратура уже направила в МИД свои соображения относительно этой жалобы. МИД должен передать их Комитету, потом Комитет отправит их нам, чтобы мы могли их прокомментировать. Затем на одной из сессий Комитета этот вопрос будет рассмотрен с учетом всех комментариев.

Я считаю, что надо выполнять рекомендации ООН, но сначала нужно их добиться. Если я стану омбудсменом, смогу повлиять на этот процесс.

* * *

Согласно законодательству Кыргызстана, кандидатуру на пост омбудсмена могут выдвигать президент страны, депутаты, политические и общественные объединения. Кандидатура выдвигается не позднее пятнадцати суток со дня освобождения от должности предыдущего омбудсмена и в месячный срок утверждается депутатами большинством голосов. Однако из-за ухода на летние каникулы в парламенте решили нарушить закон: конкурс на должность главного правозащитника будет объявлен только в сентябре.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»



Китай: Власти приказали гражданам регулярно навещать пожилых родственников и уважать их
2013-07-02 15:47 ИА Фергана.Ру

С 1 июля в Китае вступил в силу «Закон о защите прав и интересов пожилых людей», согласно которому членам семьи следует заботиться о духовных потребностях стариков, относиться к ним с теплом и уважением, сообщает Женьминь Жибао.

Члены семьи, которые не живут вместе с представителями старшего поколения, должны часто их навещать. Работодателям, согласно соответствующим государственным постановлениям, следует гарантировать права работников на отпуск и посещение родственников, которые находятся на иждивении у них. Праздник Чунъян в 9-й день 9-го месяца по лунному календарю был назван Днем пожилых.

По данным Женьминь Жибао, в конце 2010 года численность пожилых людей старше 60 лет в Китае достигла 178 млн, что составило 13,26 процента от общей численности населения. Предполагается, что к 2025 году количество стариков достигнет 487 млн.

В настоящее время каждая семья в Китае в среднем состоит из 3,1 человека, к маленьким семьям добавляется фактор усиления мобильности населения, растет количество одиноких пожилых людей, дети которых выросли и живут отдельно, этот показатель уже приближается к 50 процентам.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное