Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новые правила для мигрантов. Взгляд из Госдумы России



Новые правила для мигрантов. Взгляд из Госдумы России
2013-07-11 13:13 Фергана

Закончилась весенняя сессия работы Государственной Думы Российской Федерации, во время которой депутаты часто и активно обсуждали вопросы российской миграционной политики, начиная от введения виз со странами Центральной Азии и заканчивая социальными гарантиями для трудовых мигрантов, приехавших в Россию. Был принят закон об обязательном тестировании мигрантов на знание русского языка. О том, что именно обсуждалось в Госдуме и каких законопроектов ждать в будущем, «Фергана» попросила рассказать члена общественного совета фонда ветеранов при УФМС России, члена рабочей группы по разработке законодательных актов комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ Бахрома Исмаилова.

Исмаилов Бахром Бахтиёрович, родился в Ташкенте в 1983 году. В 2005 году окончил Национальный Университет республики Узбекистан по специальности «Юриспруденция». В 2010 году прошёл курс повышения квалификации в МГИМО МИД России по программе «Иммиграционная политика ЕС, охрана границ России и ЕЭС». В 2011 году закончил Финансовую Академию при Правительстве РФ.

- Бахром Бахтиерович, в этом полугодии и журналисты, и политики постоянно поднимали тему необходимости введения визового режима со странами Центральной Азии. В Госдуме обсуждался этот вопрос?

- Наиболее значимым событием 1 полугодия 2013 года нужно назвать инициативу президента России Владимира Путина, который поддержал предложение Федеральной миграционной службы о допуске граждан иностранных государств в Россию только по заграничным паспортам. Новое положение не будет касаться граждан Таможенного Союза, то есть Казахстана и Белоруссии.

В свою очередь фракция Коммунистической партии на пленарных заседаниях неоднократно высказывалась о необходимости в кратчайшие сроки решить вопрос введения виз для трудовых мигрантов, в особенности приезжающих из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Однако заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин заявил, что введение визового режима со среднеазиатскими странами СНГ Госдума не планирует рассматривать в ближайшее время.

- Мигрантов упрекают в том, что они занимают рабочие места и тем самым лишают россиян возможности найти работу. Госдума рассматривала вопросы регулирования рынка труда?

- КПРФ настаивает на увеличении страховых взносов за мигрантов с нынешних 26% до 56% от объема их зарплаты. Принятие этого законопроекта будет способствовать реализации прав российских граждан на трудоустройство и должно снизить «привлекательность» найма иностранной рабочей силы для работодателей. Кроме того, это будет стимулировать работодателей предоставлять рабочие места гражданам России, создаст дополнительную защиту национального рынка труда.

- Но если за найм мигрантов с работодателей будут брать серьезный страховой взнос, очевидно, что мигранты должны иметь право на социальные гарантии. Эта сторона вопроса тоже обсуждалась?

- 26 апреля 2013 года на заседании российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений под председательством вице-премьера Ольги Голодец обсуждалась тема наделения иностранных работников правом на «больничные» и «декретные» отсрочки и выплаты при условии, что работодатели будут платить за них страховые взносы в фонд социального страхования не менее 12 месяцев.

Также на заседании рассматривался законопроект о социальном страховании мигрантов, подготовленном Минтруда России. Авторы документа предполагают, что работодатели должны будут платить за иностранных работников взносы в фонд соцстраха по тарифу 1,8 процента от зарплаты.

Пособие по беременности и родам будет выплачиваться мигрантам, если они получат разрешение на временное проживание или станут гражданами России.

Но обсуждение вопросов социального страхования иностранных работников продолжаются и по сей день в профильных комитетах Государственной Думы.

- Что-то изменилось в налоговом законодательстве, касающемся иностранных граждан, работающих в России?

- Правительство внесло в Госдуму поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые как раз затрагивают вопрос налогообложения иностранных лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Российский Федерации.

По мнению авторов законопроекта, внесенные изменения будут способствовать предотвращению уклонения от постановки на налоговый учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также обеспечат возможность своевременного контроля за продлением патента и позволят применять индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) в идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства.

- Каким образом?

- Законопроект предусматривает следующий алгоритм действий - работодатель в течение тридцати дней сообщает о работающих у него иностранцах. ФНС в трехдневный срок присваивает зарубежному работнику ИНН. Причем этот документ будет получен им одновременно с выдачей разрешения на работу.

- Госдума обсуждала ужесточение миграционной политики?

- Во втором чтении был принят законопроект, предусматривающий повышение штрафов для трудовых мигрантов, если они нарушают правила пребывания и работы в России. Законопроект вносит изменения в статьи 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и уточняет случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается или может быть не разрешён.

В частности, законопроектом предусматривается возможность ограничения права на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, если он неоднократно в течение трех лет привлекался к административной ответственности на территории России, а также если иностранный гражданин передаётся иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором о реадмиссии, но не имеет законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Эти санкции вводятся с 9 августа 2013 года только в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Для сравнения. Сегодня за нарушение правил въезда или пребывания в России, правил миграционного учета или заявленных целей пребывания на мигранта налагается штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей. Когда новый закон вступит в силу, в двух городах федерального значения и двух областях этот штраф составит уже от пяти до семи тысяч рублей. Такие же меры предусмотрены для иностранцев, которые работают без необходимого разрешения или патента. От пяти до семи тысяч рублей придется заплатить за предоставление ложных сведений при постановке на миграционный учет.

Более высокие штрафы депутаты приготовили и для работодателей, незаконно нанимающих мигрантов: от 5000 до 7000 рублей – для физических лиц, от 50.000 до 75.000 рублей – для должностных лиц, от 800 тысяч до 1,5 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток – для юридических лиц.

- Бахром Бахтиерович, будут ли внесены изменения в правила предоставлении гражданства России?

- Члены Совета Федерации подготовили законопроект о предоставлении гражданства России в упрощенном порядке соотечественникам за рубежом и иностранным гражданам, проживающим на территории Российской Федерации. Упрощения коснутся только тех соотечественников, которые являются представителями коренных народов, населяющих территорию Российской Федерации в ее современных границах.

Авторы поправок поставили своей основной целью отменить пятилетний «ценз оседлости» по виду на жительство в России, подтверждение законного источника существования и прохождение обязательного тестирования на знание русского языка. Законопроект учитывает мировой опыт репатриации на примере Израиля и Германии. Предполагается, что законопроект будет принят в 2013 году.

Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части урегулирования правового статуса лиц, которым паспорта граждан Российской Федерации были выданы «неправомерно», с нарушением порядка получения гражданства Российской Федерации.

Законопроект устанавливает правило, по которому лишать гражданства тех, кто получил российский паспорт в период с 1991 до 2002 года, можно будет только в случае, если паспорт был получен заведомо незаконным путем. Бремя доказывания «незаконности» приобретения Российского гражданства возложено на органы исполнительной власти и будет подлежать рассмотрению исключительно в суде.

В 1 полугодии 2013 года Государственная Дума во приняла в первом чтении законопроект об упрощенном порядке получения гражданства детьми, проживающими за границей, у которых один из родителей является гражданином России. Теперь не нужно будет получать согласие иностранного родителя на приобретение его ребенком российского гражданства, если другой супруг (или супруга) с гражданством РФ подает соответствующее заявление.

Раньше же закон «О гражданстве» требовал обязательное согласие родителя-иностранца, и если в семьях возникал по этому поводу конфликт, то ребенок получить гражданство не мог. Внести эти поправки предложил в апреле 2012 года президент Дмитрий Медведев.

- Можно ли считать все эти поправки в законодательство показателем того, что в России начала формироваться миграционная политика?

- Думаю, да. Последний раз Госдума так активно вносила поправки и дополнения в миграционное законодательство в 2009 году, но тогда изменения носили ужесточающий и запретительный характер. Сегодняшние поправки призваны облегчить и упорядочить миграционные процессы в стране с точки зрения законных прав и интересов как государства, так и отдельно взятых граждан, все эти изменения социально важны и востребованы обществом.

Международное информационное агентство «Фергана»



В Узбекистан прибыл представитель Госдепартамента США по вопросам демократии и прав человека
2013-07-16 09:46 ИА Фергана.Ру

В Узбекистан прибыла делегация во главе с заместителем помощника Госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Джейн Зиммерман. Как сообщает УзА, 15 июля Зиммерман встретилась с узбекским омбудсменом Сайерой Рашидовой и руководством Министерства внутренних дел Узбекистана.

На встрече Рашидова сообщила, что она наладила сотрудничество с омбудсменами других стран и знакомит мировое сообщество «с процессом углубления демократических реформ в Узбекистане».

«Сотрудничество в сфере прав человека занимает важное место в международных отношениях США. Нас очень радует последовательное развитие взаимного сотрудничества с Узбекистаном в данном направлении. Мы получили возможность тесно ознакомиться с работой, проводимой в деле защиты прав и свобод граждан. В вашей стране в данной сфере реализуются масштабные реформы. Заслуживает внимания тот факт, что в обеспечении эффективности деятельности омбудсмена важная роль принадлежит региональным представителям. Они вносят большой вклад в дальнейшее расширение масштабов работ по защите прав и интересов человека», - цитирует Зиммерман УзА.

Стороны договорились о дальнейшей активизации сотрудничества.

Напомним, ранее в своем ежегодном докладе о борьбе с торговлей людьми Trafficking in Persons Report Госдепартамент США обвинил Узбекистан, в частности, в государственной практике принудительного труда взрослых и детей в хлопковом и других секторах, секс-торговле, ограничении свободы передвижения, преследованиях правозащитников, фактическом отказе узбекских властей от сотрудничества с такими организациями, как Международная организация труда (МОТ).

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: В Ташкенте запрещают коллективные ужины-ифтары
2013-07-16 10:52 ИА Фергана.Ру

В Ташкенте служащим государственных учреждений запретили ходить на коллективные ужины-ифтары – вечерние приемы пищи в священный для мусульман месяц Рамадан, сообщает Озодлик (узбекская служба Радио Свобода).

В частности, сотрудники правоохранительных органов, налоговой службы, банков, районных поликлиник, министерств и так далее были предупреждены о том, что совместный ифтар грозит занесением в «черный список» Службы национальной безопасности (СНБ). За соблюдением приказа зорко следят отделы безопасности в каждом госучреждении (бывшие так называемые 2-е отделы), в которых работают штатные сотрудники СНБ.

Например, в «Халк-банке» в соответствии со специальным приказом управляющего строго следят за тем, чтобы сотрудники после работы отправлялись прямиком домой. «В узбекских банках такие приказы издаются только по устному распоряжению Центробанка», - пояснил источник «Озодлика».

В некоторых госучреждениях сотрудникам запрещается также посещение пятничной молитвы (намаза) в мечетях.

Впрочем, не все руководители столь строги, некоторые разрешают своим сотрудникам идти на коллективный ифтар, но - тайком.

Между тем, ташкентским ресторанам также запретили предоставлять места для проведения ифтаров. Но лазейка и тут нашлась: «В принципе, вы можете заказать столик как бы для «гапа» (дружеской посиделки), главное - при заказе по телефону не произносите слово «ифтар», - посоветовал корреспонденту «Озодлика» менеджер одного из ресторанов.

Напомним, до 2005 года организация традиционных ифтаров для постящихся и исключение из меню спиртных напитков властями Узбекистана воспринимались спокойно. Однако после известных трагических событий в Андижане власти стали жестко пресекать организацию ифтаров в публичных местах и запретили владельцам кафе и ресторанов изымать из меню спиртные напитки - под угрозой закрытия их заведений.

Международное информационное агентство «Фергана»



Эксперты представили доклад о политических рисках для инвесторов и правилах бизнеса в Узбекистане
2013-07-16 16:34 ИА Фергана.Ру

Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) подготовил доклад «Инвестиционный потенциал Узбекистана», в котором приведен анализ политических рисков для инвесторов, показаны векторы развития и эволюция политического режима в связи с активизацией внешних и внутренних угроз стабильности.

Авторы исследования на основе интервью с экспертами и изучения многочисленных источников пришли к следующим выводам, характеризующим основные риски для инвесторов в Узбекистане:

Усиление административного вмешательства и ограничений уводят бизнес в тень. По различным оценкам, объем теневой экономики Узбекистана сопоставим или превышает официальный ВВП. Бизнес в Узбекистане несет высокие транзакционные издержки, а цена «входного билета» на местный рынок для инвесторов высока. Во многих случаях успешность бизнеса прямо зависит от благосклонности властей или от потребностей привлечь современные технологии.

За фасадом реформ набирает обороты государственное рейдерство. Период с 2006 года отмечен громкими скандалами, связанными с экспроприацией ряда прибыльных активов у иностранных компаний. Недавние примеры возросших рисков для инвесторов – отъем бизнеса у российской МТС и казахстанской United Cement Group, проблемы датской Carlsberg Group.

Операции «преемник» не существует либо о ней недостаточно известно. Президенту Узбекистана Исламу Каримову уже 75 лет и вопрос, кто будет править страной через несколько лет, – основная интрига для внешних и внутренних игроков. Пока Каримов успешно балансирует между несколькими центрами сил и контролирует ситуацию, но не станет ли это предпосылкой для конфликта, когда хватка ослабнет? Участившиеся случаи принудительного перехода активов местных предпринимателей и иностранных инвесторов под контроль государства и приближенных к властям группам в ущерб международной репутации Узбекистана косвенно свидетельствуют о стремлении элит перераспределить и сконцентрировать финансовые ресурсы на случай возможного ухода Каримова с политической сцены.

Макроэкономическая стабильность Узбекистана в среднесрочной перспективе находится под угрозой. Рост экономики поддерживается высокими ценами на сырье, денежными переводами трудовых мигрантов и гарантированными правительством кредитами зарубежных банков для реализации крупных инвестиционных проектов. В случае затяжной глобальной рецессии и падения мировых цен на золото, цветные металлы, газ и хлопок – основные статьи доходов узбекской экономики, макроэкономическая стабильность окажется под угрозой и повлечет рост социального недовольства, сдерживаемого сегодня, в основном, благодаря «экспорту» излишних трудовых ресурсов в Россию и Казахстан. Официальная статистика рисует картину благополучия, но, несмотря на провозглашенную политику развития высокотехнологичных производств, Узбекистан достиг лишь точечных успехов, например, в автомобилестроении. При этом реализовать огромный потенциал страны в сфере переработки хлопка и сельскохозяйственной продукции полностью не удалось. Тлеющее социальное недовольство – удобный инструмент в борьбе за власть.

Дальнейшее падение уровня жизни населения, деградация социальной инфраструктуры и сферы ЖКХ, коррупция и поборы бизнеса, стратификация общества и отсутствие социальных лифтов, произвол властей и репрессии по отношению к оппонентам режима и «внесистемным» мусульманам – все эти факторы могут быть умело использованы кланами и внешними силами для дестабилизации обстановки в Узбекистане.

Закрытость и непредсказуемость внешней политики официального Ташкента тормозит реализацию региональных инвестиционных проектов. Опасения И.Каримова попасть под влияние внешних центров силы и поступиться частью суверенитета блокируют участие Узбекистана в интеграционных проектах в регионе и на постсоветском пространстве. Амбиции регионального лидера и нерешенные территориальные и водные проблемы с соседями затрудняют участие Узбекистана в региональных проектах в сфере транспорта и в гидроэнергетике. Как свидетельство – правительство Узбекистана свело к минимуму или практически свернуло сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития, финансировавшим инфраструктурные проекты.

Медовый месяц в отношениях США и Узбекистана, вероятно, продлится недолго и может сыграть с И.Каримовым злую шутку. В 2012 отношения Узбекистана и США вышли на новый уровень. Фактически, Вашингтон пытается обрести в лице Ташкента замену для ставшего слишком своевольным Исламабада в вопросе транзита военных грузов из Афганистана. Вопрос в том, как долго Узбекистану удастся продавать себя как ключевого партнера США в регионе?

Авторы доклада вывели следующие правила для инвесторов в Узбекистане:

1. Не делать ставку на один влиятельный клан, необходимо иметь возможность маневра между кланами.

2. Закладывать политические риски в цену контракта.

3. Не инвестировать в инфраструктуру на месте. Предпочтительнее работать на основе прямых контрактов по прямому заказу узбекских властей.

4. Если бизнес ориентирован на внутренний спрос, предпочтительнее использовать местных дистрибьюторов и не располагать производственные мощности в Узбекистане.

5.При обслуживании бизнеса добывающих компаний лучше минимизировать общение с представителями власти в Узбекистане даже ценой понижения маржинальности.

6. Уникальная технология дает особые привилегии, но она не дает полных гарантий неприкосновенности бизнеса. Следует с большой осторожностью входить в долгосрочные проекты.

7. Заранее продумать схему вывода прибыли за пределы финансовой системы Узбекистана.

8. Заранее предусмотреть возможность ухода из страны в максимально сжатые сроки с минимальными потерями для бизнеса.

9. При реализации любого крупного проекта необходимо обеспечить политическую поддержку со стороны собственного правительства. При этом стоит отметить, что при вхождении в проект, являющийся частью геополитической стратегии той или иной страны, нельзя рассчитывать на его длительное существование в силу постоянной смены приоритетов внешней политики Узбекистана.

Всего в исследовании приняли участие более 40 экспертов из России, Белоруссии, Украины, Японии, Индии, Великобритании, Казахстана, Узбекистана, США и стран ЕС. Основными методами исследования были формализованное экспертное анкетирование и глубинные интервью. Озвученные экспертами факты проверялись с помощью анализа открытых источников.

Полный текст доклада «Инвестиционный потенциал Узбекистана» доступен по этой ссылке.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное