Олег Хакман -личность, можно
сказать, легендарная для нашего города.
Поколение, чья юность проходила в 70-80 годы
на местных танцплощадках, не представляет
себе Череповец без его имени. «Рок-Сентябрь»,
руководителем которого был Олег, нес ветер
перемен в умы молодых. И даже маститые
комсомольские вожаки и чиновники от
культуры не могли этого не заметить -обязаны
были отреагировать. Реакция была следующей:
«Рока в Череповце нет и не будет!» Неправда,
был рок в Череповце, очень даже был. Гремел
на всю страну наш «Рок-Сентябрь», и не
только... Прозвучав из Лондона на весь мир в
передаче Севы Новгородцева, «Рок-Сентябрь»
совершил что-то вроде революции в нашем,
тогда провинциальном, городке. За это
кровушки из мятежных музыкантов выпили
порядком.
Когда мы договаривались о встрече,
тему для разговора Олег предложил сам: «Давайте
поговорим о состоянии музыки в городе на
сегодня».
-Очень волнует?
-Да, беспокоит, знаете ли.
-Согласна. Но, несмотря на предложенную тему,
я просто обязана задать несколько вопросов,
не касающихся ее. Сейчас очень модно
ностальгировать по ушедшему. Вам хотелось
бы вернуться в то время, когда «Сентябрь»
был в зените?
-Нет. Эпоха романтизма прошла. И это,
наверное, правильно. Тогда была великая
идея, которая объединяла, теперь пришел «закон
джунглей».
-Мы не живем, а выживаем?
-Может быть... Во всяком случае теперь ясно,
кто чем жил и кто чем стал.
Почему я сейчас ни в каких Домах
культуры не работаю? Я один. И так проще
выживать. Нет разногласий, которые
неизбежны в коллективе. Я знаю, куда иду. Нет
диктата сверху. Хочу -подписываю договор, не
хочу -
не соглашаюсь. Я не стал от этого богаче, но
стал свободнее. Для музыканта это важно.
-Но ведь во времена «Сентября» вы все не
были свободны и работали при ДК.
-Это другое. «Сентябрь» был для нас хобби.
Хобби -это честнее по отношению к музыке. Мы
могли в любую
минуту разбежаться, но нас объединяла
музыка и потому мы были вместе. Мы не
втискивали себя в какие-то жанровые рамки и
тем не менее имели свой узнаваемый почерк. А
значит, думали и творили одинаково. Сейчас
это трудно представить, но наш миньон в 1988
году вышел бесплатно. Это было сложно, и
поэтому мне эта пластинка очень дорога.
-А как вы попали на «Золотой Камертон»?
-Ни о чем таком мы и не думали. Саня Башлачев
как-то случайно прочитал в «Комсомолке»,
что объявлен
конкурс. Первый тур, кстати, уже закончился.
Мы, честно говоря, без особой надежды на что-либо
отправили
туда свою кассету. И вдруг приходит
телеграмма: «Поздравляем с победой. Вы
вышли в финал. Приглашаем
для участия в III туре в Москву, в гостиницу «Орленок».
В третьем туре было 12 победителей (там и
наши, и иностранцы участвовали). Мы тоже
вошли в их число.
Но, как и полагается в лучших советских
традициях, при монтаже на ТV нас и еще
Шевчука вырезали. В эфир нас не выпустили,
потому что мы выглядели не по-советски: в
джинсовых комбинезонах и футболках, а
остальные все были в концертных
костюмчиках.
Тухманов тогда так прямо и сказал:
«Если выбросить Шевчука и «Сентябрь», то
нормальный совдеповский концерт получится».
-А как к Севе ваша запись попала?
-Тоже тогда. В «Орленке» рядом с нами жили
ребята из австрийского детского джазового
оркестра. Благодаря опять же Саниным
познаниям в немецком договорились. Они
вставили нашу запись в свою кассету, чтобы
легче провезти было, а мы написали
сопроводительное письмо Севе Новгородцеву
в Лондон. Без адреса, почти что «на деревню
дедушке». Мы даже не надеялись, что
прозвучим.
-Олег, почти все разъехались, а вы остались.
Почему?
-У меня было три похода в Москву. В последний
раз в 1989 году работал с Михаилом Рябининым.
Мы три песни с ним написали. Рябинин звал в
Москву, но... Не приживаюсь, не мое это.
-«Маленькая зима» не однажды по центральным
каналам звучала в исполнении...
-Акима Салбиева.
-Это специально для него написана песня?
-Нет. Он просто взял ее и все. Вообще это
неприятная для меня тема.
-Олег, последнее время вы очень мало
рассказываете о себе, а ведь в Череповце по-прежнему
много почитателей, которые хотят знать, чем
вы сейчас живете, что творите? Что вообще
для вас важнее всего?
-Важно, чтобы руки не опускались. Я не
материалист. Главное -чтобы была
возможность делать то, что ты
любишь. Летом вот работаю в лагере «Парус»,
что на Мологе. Почему лагерь? Да потому, что
дети чище, они
еще не научились все и вся мерить на деньги.
И потом я согласен с идеей, которую в лагере
пытаются воплотить.
-Что за идея?
-Они хотят собрать талантливых детей (многие
из которых о своих способностях не знают),
помочь им раскрыться. Детей отбирают и
прослушивают музыкальные руководители, занимаются
с ними, выбирают песню, разучивают, а я делаю
музыкальное оформление. В конце смены мы
делаем сборники и дарим детям на память.
Ребенок должен знать, что он может, должен
верить в себя. Для меня это важно, потому что
все время жду: вот-вот за нами придет новое
поколение, уже сформировавшееся музыкально.
А оно все не приходит. И не придет...
-Почему?
-Потому что наши дети никому не нужны по
большому счету. Много ли мы вкладываем в их
развитие? Родители? Не у всех есть финансы. А
бесплатно никто с ними заниматься не будет.
Чуть что, мы своих знаменитых земляков
вспоминаем: Башлачева, Верещагина... А
завтра вспомнить будет некого. Нет никого...
Меня очень возмущает этот сиюминутный
подход к культуре, музыке и другим направлениям
развития в городе. Стало модным не
воспитывать своих (это долго и хлопотно), а
приглашать или «покупать» чужих. Но ведь у
них другие корни, и если завтра их позовут в
другое место и предложат больше, они уйдут...
У нас полно талантливых детей. Нужно
просто сделать их продвижение и развитие
доступными. Надо закрывать пустоту... Это
городу надо.
-А кого из нынешних сформировавшихся
музыкантов Череповца вы считаете
достойными внимания?
-Безусловно Ирину Федотову из вокалистов и
еще группу «Принцип Естественности».
-Как вы относитесь к подрастающему
поколению? Оно вас раздражает?
-Скорее пугает своей бездуховностью и
черствостью. С четырнадцати лет дети уже
думают только о деньгах.
От безысходности и ненужности -наркомания.
А когда они повзрослеют, тогда мы заплачем.
Вот до этого-то
времени мне дожить не хочется.
-Олег, я знаю, что у вас есть своя студия. Там
записывались Володя Воронов, Виталий
Леонов, Николай Говоров и другие. Вы
работаете с совершенно разными по жанру исполнителями.
Почему?
-Мне это интересно. Почему бы не попробовать
себя в разных стилях...
-Ваши гимны звучат по всей Вологодчине. Это
что, новое увлечение?
-Нет, просто однажды получилось удачно. Кому-то
понравилось, и стали заказывать. Сочиняю я
их не один, а
вместе с поэтом Игорем Псаревым. Мы отлично
понимаем друг друга.
-Как получается песня? Для этого нужен какой-то
допинг: например, кофе, водка?! Или просто
так?
-Я уже выпил свою чашу водки и кофе тоже. Их
совсем не потребляю. Все это теперь уже не
бодрит. Пиво и
то редко, под настроение. А песня получается
по-разному: иногда в один удар, а иногда
мучительно.
-Ваше жизненное кредо?
-Я не могу противоречить самому себе, если
что-то не в моих принципах. Через них я не
перешагиваю...
Записала Арина МАСЛОВА.
Пригалашаем на нашу страницу http://kyrier.km.ru